ПРОГРАММА
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Специальность
Искусство дирижирования (по видам)
Вид: «Дирижирование академическим хором»
Квалификация: Дирижёр высшей квалификации,
Преподаватель творческих дисциплин
Форма обучении: очная, заочная
Донецк-2017
Содержание
Общие положения | |
Требования к представлению творческо-исполнительской работы (проекта) | |
Принципы и критерии оценивания творческо-исполнительской работы (проекта) | |
Требования к защите реферата | |
Тематика рефератов | |
Принципы и критерии оценивания защиты реферата | |
Содержание и порядок проведения итоговой аттестации | |
Список рекомендуемой литературы |
Общие положения
Требования к итоговой аттестация по программам ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.05 «Искусство дирижирования (по видам)» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) разработаны в соответствии с Дополнительной профессиональной программой подготовки творческих и педагогических кадров в ассистентуре-стажировке по специальности 53.09.05 Искусство дирижирования (по видам), вид: дирижирование академическим хором (далее – ДПП).
Итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы, состоящей из двух отдельно оцениваемых частей: представления творческо-исполнительской работы (проекта) и защиты реферата. Итоговая аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников, освоивших программы ассистентуры-стажировки, требованиям ДПП.
Требования к представлению
творческо-исполнительской работы (проекта)
|
Творческо-исполнительская работа должна быть подготовлена обучающимся по соответствующему виду специальности и представлена в виде сольного исполнения концертной программы в двух отделениях.
При представлении творческо-исполнительской работы (проекта) выпускник должен продемонстрировать сформированность следующих профессиональных компетенций:
способность осуществлять музыкально-исполнительскую деятельность и представлять её результаты общественности;
готовность показывать свою исполнительскую работу на различных сценических площадках
.
Принципы и критерии оценивания
Результаты представления творческо-исполнительской работы (проекта) определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания комиссии.
При выставлении оценки учитывается:
• объём освоенного концертного репертуара в области дирижёрского искусства;
• уровень техники дирижёрского искусства;
• степень исполнительской свободы при представлении концертного репертуара в области инструментального исполнительства;
• гибкость и артистизм в аспектах нахождения нахождения индивидуальных путей воплощения музыкальных образов, раскрытия художественного содержания произведения;
• точность и глубина воплощения музыкальных образов, раскрытия художественного содержания произведения.
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник в процессе
исполнения обнаруживает совершенство исполнительских навыков, в том числе устойчивый навык осуществлять концертно-исполнительскую деятельность и представлять её результаты общественности, а также обнаруживает богатый опыт практического освоения репертуара, разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям. Также выпускник обнаруживает уверенный навык поиска индивидуальных исполнительских решений.
|
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник в процессе
исполнения обнаруживает высокую организацию исполнительского аппарата и в целом достаточный навык осуществлять концертно-исполнительскую деятельность и представлять её результаты общественности, а также обнаруживает достаточный опыт практического освоения репертуара, разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям. Также выпускник обнаруживает достаточный навык поиска индивидуальных исполнительских решений.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник в процессе исполнения обнаруживает несовершенство исполнительского аппарата и недостаточный навык осуществлять концертно-исполнительскую деятельность и представлять её результаты общественности, а также обнаруживает недостаточный опыт практического освоения репертуара, разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям. Также выпускник обнаруживает недостаточный навык поиска индивидуальных исполнительских решений.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник в процессе исполнения обнаруживает несовершенство исполнительского аппарата и отсутствие навыка осуществлять концертно-исполнительскую деятельность и представлять её результаты общественности, а также обнаруживает недостаточный опыт практического освоения репертуара, разнообразного по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям. Также выпускник обнаруживает отсутствие навыка поиска индивидуальных исполнительских решений.
|
Требования к защите реферата
При защите реферата, выпускник должен продемонстрировать способность аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры.
При защите реферата, выпускник должен обнаружить:
Знание:
• общих принципов профессионального изучения истории музыки в сочетании с уверенным владением актуальными формами и методами современной исследовательской работы;
• классической и новейшей отечественной и зарубежной профессиональной литературы по теме реферата.
Умение:
• ориентироваться в многообразии теорий отечественного и зарубежного музыкально-исторического знания (в особенности, на современном этапе);
• обнаруживать эрудицию в подходе к комплексу специфических ракурсов музыкально-исторического исследования в соответствии с темой реферата.
Владение:
• навыками самостоятельного изучения специальной научной и методической литературы, связанной с изучением истории, теории, эстетики музыкального искусства, а также применения ее профессиональных достижений и открытий в процессе написания реферата;
• практическим внедрением в собственную исследовательскую и
преподавательскую деятельность эффективных современных методик и технических инноваций отечественного и зарубежного исследовательского опыта XXI века, а также всего комплекса специальных навыков и умений, приобретённых в результате изучения обязательной дисциплины «Основы
исследовательской работы».
Тематика рефератов
• Рассмотрение конкретного инструментального сочинения
(инструментальной партии в ансамбле) в аспекте исторической проблематики искусства инструментального исполнительства.
• Рассмотрение конкретного инструментального сочинения
(инструментальной партии в ансамбле) в аспекте теоретической проблематики искусства инструментального исполнительства.
• Рассмотрение конкретного инструментального сочинения
(инструментальной партии в ансамбле) в аспекте методики преподавания искусства инструментального исполнительства.
• Рассмотрение конкретного инструментального сочинения
(инструментальной партии в ансамбле) в аспекте традиций исполнительской интерпретации.
• Рассмотрение жанровой группы инструментальных сочинений (инструментальных ансамблей) в контексте творчества композитора.
• Рассмотрение жанровой группы инструментальных сочинений (инструментальных ансамблей) в контексте определённого стиля, направления в истории отечественной либо зарубежной музыки.
• Рассмотрение специфики исполнительской техники и интерпретации представителя инструментального исполнительского искусства.
• Рассмотрение роли исполнительской интерпретации в истории отечественной и зарубежной истории музыки на примере хоровых сочинений.
• Сравнительный анализ исполнительской техники и интерпретации различных представителей хорового исполнительского искусства.
Принципы и критерии оценивания
Результаты защиты реферата определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседания комиссии.
При выставлении оценки учитывается:
• перечень выполненных практических заданий в аспектах изучения и реферирования литературы в профессиональной области;
• объём выполненных практических заданий в аспектах изучения и реферирования литературы в профессиональной области;
• качество выполненных практических заданий в аспектах изучения и реферирования литературы в профессиональной области;
• владение профессиональной терминологией в области хорового исполнительства и его применение в реферате;
• культура письменной речи обучающегося, способность к обобщению и логичному построению исследовательской работы.
Оценка «отлично» выставляется, если выпускник обнаруживает достаточный опыт изучения литературы в профессиональной области и устойчивый навык аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры.
Оценка «хорошо» выставляется, если выпускник обнаруживает в целом достаточный опыт изучения литературы в профессиональной области и сформированый навык аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выпускник
обнаруживает недостаточный опыт изучения литературы в
профессиональной области и слабый навык аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выпускник
обнаруживает недостаточный опыт изучения литературы в
профессиональной области и отсутствие навыка аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры.
Содержание и порядок проведения итоговой аттестации
Председатель итоговой экзаменационной комиссии утверждается из числа высококвалифицированных специалистов в соответствующей профессиональной сфере, не работающих в Академии, имеющих государственное почетное звание (Российской Федерации, СССР, РСФСР и иных республик, входивших в состав СССР) или являющихся лауреатами государственной премии в области культуры и искусства, а также имеющих ученое звание профессора (или занимающих должность профессора) соответствующей области профессиональной деятельности.
Обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки, получившие по результатам представления творческо-исполнительской работы оценку «неудовлетворительно», не допускаются к итоговому аттестационному испытанию защита реферата.
После завершения подготовки обучающимся (обучающимися) реферата руководитель выпускной квалификационной работы дает письменный отзыв о выполненной работе обучающегося (далее - отзыв).
Реферат подлежит внутреннему либо внешнему рецензированию. Рецензент проводит анализ работы и представляет в консерваторию не позднее, чем за 10 календарных дней до защиты реферата, письменную рецензию на реферат (далее - рецензия).
Для проведения рецензирования реферата консерваторией назначается рецензент из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и (или) научных работников консерватории и (или) иных организаций, имеющих почетные звания, ученые звания профессора и (или) доцента в области музыкального искусства или ученую степень кандидата или доктора наук по научной специальности 17.00.02 Музыкальное искусство.
Защита реферата проводится в виде представления обучающимся специально подготовленной работы исследовательского либо методического характера.
Реферат по вопросам истории, теории или методики преподавания исполнительского искусства (в соответствии со специальностью и видом образовательной программы), искусства дирижирования должен быть написан ассистентом-стажером самостоятельно в объёме не менее 24 страниц компьютерного набора в 1,5 интервала и обладать внутренним единством. В процессе защиты реферата ассистент-стажер должен продемонстрировать свою способность и умение, опираясь на полученные знания и навыки творческой и педагогической работы, самостоятельно решать задачи своей профессиональной деятельности, аргументировать и защищать свою точку зрения.
Академия обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией не позднее, чем за 7 календарных дней до защиты реферата.
Перед защитой реферата отзыв и рецензия передаются в итоговую экзаменационную комиссию.
Тексты выпускных квалификационных работ (в части защиты реферата) размещаются консерваторией в электронно-библиотечной системе консерватории и проверяются на объём заимствования. Порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ (в части защиты реферата) в электронно-библиотечной системе академии, проверки на объём заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается академией.
Доступ лиц к текстам выпускных квалификационных работ (в части защиты реферата) должен быть обеспечен в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, с учетом изъятия производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в соответствии с решением правообладателя.
Список рекомендуемой литературы
1. Асафьев Б. Об исполнителях // Б. Асафьев. Критические статьи и рецензии. - Л., 1967.
2. Багрова Е.А. Перевод с англ. предисловия K. Marguerreк изд. сонат Моцарта для скрипки и фп. [вопросы артикуляции, фразировки, динамики, акцентуации, темпа, мелизматики] // Н/м работа 1997 г.
3. Балтримас Э. Исполнительству - больше внимания, критике - больше прав! // С.М. 1972/5.
4. Баренбойм Л. Возможна ли "объективная интерпретация"? // С.М., 1966/1
5. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л., Музыка, 1974.
6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. - Л., 1973.
7. Баренбойм Л. С.М. 1975/9
8. Бенюмов М.И. О функциях и принципах взаимодействия
9. исполнительских и композиторских элементов музыкального произведения // Выразительные средства музыки. - К., 1988.
10. Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений // Вопросы психологии. - 1988, № 4.
11. Бескровная Г.Н. Взаимодействие преднамеренных и непреднамеренных (импровизационных) начал как источник многовариантности музыкальной интерпретации // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Сб. трудов. - Астрахань, 1992.
12. Бескровная Г.Н. Преднамернное и импровизационное начала в музыкальной интерпретации // Современное искусство в контексте культуры: тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань, 1994.
13. Бескровная Г.Н. Музыкальная интерпретация как процсее взаимодействия преднамеренного и импровизационного начал (к истории становления научной проблемы) // Проблемы художественной интерпретации в ХХ веке: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Астрахань, 1995.
14. Благой Д. Образная речь педагога // С.М., 1966/6
15. Боброва О. Роль сравнительного анализа интерпретаций в фортепианной педагогике (на примере Фантазии Шумана) // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Труды. Вып. 24 / ГМПИ им. Гнесиных. - М., 1976. - С. 68-93.
16. Бодина Е.А. Творческая природа музыкального исполнительства: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - М., 1975. - 29 с.
17. Бочкарев Л. Психологические аспекты подготовки музыкантов-
18. исполнителей к концерту // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 43-58 / ГМПИ им. Гнесиных.
19. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления
20. музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии, № 1, 1975.
21. Бочкарев Л. Психологические аспекты формирования готовности музыкантов-исполнителей к публичному выступлению // Автореф. дис... канд. психолог. наук. - М., 1980.
22. Бочкарев Л. Публичное выступление музыканта-исполнителя в свете психологии личности // Проблемы высшего музыкального образования. Сб. трудов. Вып. 19. - М., 1975. - С. 59-83 / ГМПИ им. Гнесиных.
23. Бочкарев Л. Экспериментально-психологическое исследование музыкантов-исполнителей в условиях международных конкурсов. Тезисы докладов к ХХ психологическому конгрессу.- М., 1972.
24. Вицинский А. Психологический анализ работы исполнителя над музыкальным произведением // Известия АПН РСФСР. Вып.25. - М., 1950.
25. Вопросы музыкального исполнительства. (Вып. 5. - М., 1969).
26. Вопросы музыкального исполнительства и педагогики: Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 24. - М., 1976.
27. Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе.
28. Гаккель Л. Я не боюсь, я музыкант. - СПб., 1993. [Статьи]
29. Гаккель Л., О новой исполнительской личности // Советская музыка, № 4, 1984.
30. Ганелин Л. О значении самонастройки и возможностях использования активного самовнушения (АС) при подготовке музыкантов-исполнителей // Психологическая саморегуляция. - Алма-Ата, 1973.
31. Гильбурд Г.И. Исполнительское искусство - сфера проявления художественной идеи. - Томск., 1984. [1.Худ. идея. 2. Худ. идея в исполнительстве. 3. Интерпретация худ. идеи. 4. Исполнительская культура]
32. Гинзбург Л.С. О музыкальном исполнительстве. М.: Знание, 1972.
33. Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (К вопросу об эстрадном волнении) // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3. - М.: Музыка, 1991. - С. 182-192.
34. Григорьев В. Вопросы исполнительской формы и пути ее реализации // Музыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.
35. Гуренко Е.Г. Исполнительство - искусство художественной интерпретации // Вопросы смычкового искусства. Сб. трудов (межвузовский). Вып. 49. - М., 1980.
36. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: философский анализ. - Новосибирск: Наука, 1982.
37. Дельсон В. Некоторые вопросы эстетики исполнительства // С.М., 1960/9, с. 112-
38. Здобнов Р. Исполнительство - род художественного творчества // Эстетические очерки, вып. 2. - М., 1967.
39. Казальс П. Об интерпретации // С.М. 1956, № 1. - C. 88-99.
40. Капустин Ю.В. Социальные функции музыканта-исполнителя и формы их осуществления в современном обществе; Автореф. дис.... канд. искусствоведения.- Л., 1974.
41. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. - Л., Музыка, 1985.
42. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика. Социологические проблемы современной концертной жизни. - Л.: Музыка, 1985. - 160 с.
43. Коган Л. Новая музыка - новые проблемы // С.М., 1975/1.
44. Корыхалова Н.П. Бытийный статус музыкального произведения и проблемы музыкально-исполнительского искусства: Автореф. дис. На соискание учёной степени доктора искусствоведения. - М., 1981.
45. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.
46. Корыхалова Н.П. Музыкальное произведение и "способ его существования" //С.М., 1971/7.
47. Корыхалова Н.П. Проблема объективного и субъективного в музыкально - исполнительском искусстве и ее разработка в зарубежной литературе // Музыкальное исполнительство, вып. 7. - М., 1972.
48. Кочнев Ю.Л. Музыкальное произведение и интерпретация // С. М. 1969, № 12, с.56-60.
49. Кочнев Ю. Л. Объективное и субъективное в музыкальной интерпретации: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - Л.: 1970. 22 с.
50. Куркела К. Музыкальное исполнение и его изучение (реферат) // Библиографическая информация, 1989, № 12, с. 57.
51. Лайнсдорф Э. В защиту композитора: Альфа и омега искусства интерпретации. - М., 1988.
52. Ланге В. О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных произведений // Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. - М., 1993.
53. Магницкая Т.Н. Музыкальная фактура: теория, история, практика. - 1993.
54. Маккинон, Лилиас. Игра наизусть (перевод с английского Ф. Соколова). - Л.: Музыка, 1967.
55. Мастерство музыканта-исполнителя. Вып. 1. М., 1972. * Вып.? - М., 1976.
56. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983.
57. Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. - М., 1988.
58. Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем (справочник). - М., 1966.
59. Музыканту исполнителю. - М., 1992.
60. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М., 1973.
61. Озеров В.Ю., Орлова Е.В. Пути к импровизации (по материалам музыкальной печати Австрии, ФРГ и США, 1974-1975 гг.) // Экспрессинформация. Серия "Музыка". - М., 1975. - Вып. 2.
62. Раабен Л. Наука о музыкальном исполнительстве как область советского музыкознания // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. 6-7. - Л., 1967.
63. Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки. - Вып. I. - Л., 1962.
64. Ражников В. Исполнительство как творчество // С.М., 1972, № 2, стр. 7074.
65. Раппопорт С. О вариантной множественности в исполнительстве // Музыкальное исполнительство, вып. 7. - М., 1972.
66. Рихтер С. "Произведение нужно ставить в подлиннике" // С.М., 1970/11.
67. Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта- исполнителя: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. - Л., 1980. - 22 с.
68. Сапонов М. Искусство импровизации. - М.: Музыка, 1982.
69. Сахалтуева О.Е., Назайкинский Е.В. О взаимосвязях выразительных средств в музыкальном исполнении // Музыкальное искусство и наука. - М., 1970. - Вып. 1. - С. 59-94.
70. Скребков С.С. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений // Скребков С.С. Избранные статьи. - М., 1980. - С. 17-23.
71. Скребков С.С. Композитор и исполнитель // Скребков С.С. Избранные статьи. - М., 1980. - С. 9-16.
72. Смирнов М. Эмоциональная природа музыки и современное исполнительское искусство // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. - М.: Музыка, 1988.
73. Стоковский Л. Музыка для всех. - М., 1959.
74. Фейнберг С. Исполнитель и произведение // С.М., 1960/9.
75. Филармонический лекторий: дела и проблемы // Советская музыка. - 1983. - № 11.
76. Фишман Натан Львович (род. В 1909 г. в Баку; ученик Л. В. Николаева). Из педагогических советов Бетховена // Методические записки по вопросам музыкального образования. - М.: Музыка,1966.
77. Хаймовский Гр. Размышляя над стенограммой // С. М., 1971, № 10 [проблемы исполнительства]
78. Харлап М. Исполнительское искусство как эстетическая проблема // Мастерство музыканта-исполнителя. - М., 1976. - Вып. 2. - С. 5-67.
79. Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики. - М., 1981.
80. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. - Кн. 1. - М.: Сов. композитор, 1988.
81. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы,
82. суждения, мнения. - М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
83. Чередниченко Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988.
84. Чинаев В. Выразительность, личность, стиль в исполнительской культуре прошлого и современности // Современные проблемы музыкального исполнительства / Саратовский университет, 1987.
85. Шерстов В.Н. Целостные, диалого-синергетические принципы - как универсальная система самосозидания и саморазвития личности // Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведний / РАМ им. Гнесиных; Ростовская конс. им. Рахманинова. - М., 1994. - С. 20-25.
86. Шуман Р. О музыке и музыкантах. - Т. 1. - М.: Музыка, 1975.
87. Шуранов В.А. Художественное противоречие в музыке как фактор формирования исполнительской интерпретации. - Уфа, 1989. * //Вопросы оптимизации учебного процесса в вузе. Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 125. - М., 1993.
88. Ямпольский А. К вопросам развития скрипичной техники. Штрихи. Проблемы музыкальной педагогики. - М., 1981.
Электронные издания, цифровые образовательные ресурсы
1. Сайт Санкт-Петербургского центра современной музыки https://www.remusik.org/
2. ЭБС «Лань»: https://e.lanbook.com
3. ЭБС «IPRbooks»:https://www.iprbookshop.ru
4. ЭБС Национальный цифровой ресурс «Руконт»: https://www.rucont.ru