II. Государственный строй и внешняя политика




Китай под властью маньчжурской династии Цин (XVII-XIX вв.)

 

Историческая справка. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла. Государственный строй и внешняя политика. Китай в первой половине XIX в., крестьянская война тайпинов (1850-1864)

Историческая справка

Китай расположен в восточной части евразийского материка на западном побережье Тихого океана, его площадь составляет 9,6 млн кв. км, численность населения – 1314 млн человек (2006). С 1949 г. – Китайская Народная Республика.

В истории Китая с древнейших времен до наших дней важнейшим является чередование династических циклов. По мнению С.А. Нефедова и О.Е. Непомнина, в Поднебесной имели место восемь таких циклов. Первым был Раннеханьский цикл (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.); вторым – Позднеханьский цикл (25 – 220). После длительного перерыва, почти в четыре столетия наступил третий – Танский цикл (618-907). Четвертым был Сунский цикл (960-1279), пятым – Минский цикл (1368-1644). За ним следовал Цинский цикл (1644-1870) – шестой круговорот в истории Китая. Его сменил седьмой – Тайпинский цикл (1870-1949). Восьмой цикл, цикл Нового «Сяокана», начался в 1950 г. и продолжается в наши дни[1]. Подобная цикличность, по мнению ведущих отечественных синологов, не исключает линейного развития внутри каждого цикла. Однако в конкретной истории Китая чаще наблюдался застой. Именно это, считает О.Е. Непомнин, склоняет историков-востоковедов к определению экономики Поднебесной до середины XIX в. как традиционной экономики. С точки зрения формационной составляющей, она не выходила за рамки «азиатского способа производства»[2].

II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла

В начале XVII в. Китай находился в состоянии глубокого кризиса. Династия Мин (Блестящая), правящая с 1368 г., испытывала трудности уже в XVI в. В 1521 г. Китай «закрылся» для иностранцев. Единственным открытым городом-портом оставался Гуанчжоу (Кантон). В нем разрешалось работать португальским купцам. Конец XVI – начало XVII вв. были для Минской империи периодом резкого обострения экономической, социальной и политической напряженности. Государство начинает вмешиваться в традиционные экономические отношения, повышает налоги. Имущие слои, так называемые «помещики», также решают свои экономические проблемы за счет усиления эксплуатации. Это привело к ухудшению положения крестьянства. Следствием кризисных явлений стала мощнейшая крестьянская война 1628-1644 гг. За 15 лет крестьяне захватили значительную часть Китая, в том числе и город Пекин. Последний император Минской династии покончил с собой, а один из руководителей восстания, мелкий служащий Ли Цзычэн (1606-1645), объявил себя императором.

Этот драматический период был использован северными соседями Китая – маньчжурами. Следует отметить, что маньчжуры, потомки чжурджэней, и ранее совершали набеги на китайские провинции. Весной 1644 г. они неожиданно получили приглашение от одного из оставшихся в живых минских генералов У Саньгуя перейти Великую китайскую стену. Какие цели преследовал генерал? Может быть, он надеялся разгромить восставших с помощью северных соседей. По другой версии, генерал сотрудничал с восставшими, но вмешательство нового богдохана Ли в личную жизнь У Саньгуя (Ли похитил у него любимую наложницу, позже от рук повстанцев погиб его отец), заставило генерала пойти на контакт с маньчжурами.

Несмотря на эти версии, бесспорным является следующий факт. Генерал приказал своим воинам изменить прически на маньчжурский лад: обрить голову спереди, а длинные волосы на затылке заплести в косу. Этот символический акт подчинения маньчжурам в считанные месяцы превратился в символ позора для китайского народа. Маньчжуры перешли границу, захватили Пекин и установили собственную династию Цин (т.е. Светлая). Новая династия правила Китаем с 1644 г. до 12 февраля 1912 г.

Почему маньчжуры так легко завоевали Китай? В истории не только Востока, но и Запада кочевники довольно часто побеждали оседлые народы. В китайском варианте этому способствовала:

военная организация маньчжурского общества, его общинность;

высокий потенциал пассионарности у маньчжур;

общее ослабление минского государства.

До южных районов Китая маньчжуры дошли лишь в конце XVII в., остров Тайвань был завоёван только в 1683 г. Завоевав Китай, маньчжуры первоначально не отнимали земли у крестьян (в ходе крестьянской войны был осуществлен традиционный передел земли). В первую очередь подлежали конфискации земли китайской знати. Они передавались полководцам и солдатам «восьмизнаменных» армий. Утвердившись в Пекине, новая династия приступила к изгнанию жителей из столичной провинции и провинции Шаньдун. Позднее были конфискованы земли у рек, дорог, военных крепостей. Эти земли также передавались воинам-маньчжурам. Вместе с тем Цины сохранили традиционное для Китая деление земель на две категории.

Государственные или казенные земли назывались гуаньди и составляли примерно ¼ часть земельного фонда.

Так называемые «частные» или народные земли миньди – ¾ земельного фонда.

Что собой представлял государственный земельный фонд? В Китае государственными считались земли императора и его семьи; влиятельных князей; придворной аристократии (с 1644 г. – маньчжурской); армии; казны; монастырей. После завоевания Китая большинство захваченных земель на Севере страны были превращены в императорские поместья. К середине XVIIIв. таких поместий было около 700. Пожалования получила вся маньчжурская знать. Во время походов в центральные и южные районы страны полководцы за каждую успешную операцию получали 300 му, что составляло около 18 га земли (1 му = 0,06 га). Солдаты получали земельные наделы, равные примерно одному гектару. После окончания завоевательной войны Цины воздерживались от земельных пожалований. «Восьмизнаменные» земли можно было завещать, но нельзя было продавать. Часто солдаты, нуждаясь в деньгах, закладывали свои наделы ростовщикам-китайцам. Но правительство зорко следило за подобными перемещениями и неизменно возвращало земли в государственный фонд. За 200 лет, к концу XIX в. солдаты и их потомки потеряли практически все земли: они перешли или казне или монастырям. Некоторые исследователи полагают, что государственные земли не облагались налогом. Вероятно, это связано с тем, что большинство «поместий» находилось в северо-восточном Китае и в Маньчжурии. Это была вотчина цинского двора, китайцам- ханьцам не разрешалось переселяться в северные и северо-восточные районы. Почти 200 лет эти земли пустовали, не обрабатывались, так как:

маньчжуры были неважными земледельцами;

китайцы -ханьцы не могли переселяться в северо-восточные районы;

Цины зарезервировали знаменные земли на случай бегства из страны.

Вторая группа земель – это земли миньди, они составляли ¾ земельного фонда. Не совсем точно называть эти земли частными. Даже если земли категории миньди и переходили из рук в руки, с них аккуратно выплачивался налог-рента в пользу государства. Формально земли принадлежали сельской общине. Земли категории миньди можно условно разделить на две группы. Часть земель действительно принадлежала общине, то есть находилась в коллективном владении крестьян. К ним можно отнести храмовые земли, школьные и другие. На доходы с этих земель содержались храмы, школы: они использовались для поддержки обедневших членов общины. Другая часть земель находилась в индивидуальном владении китайских «помещиков» шэньши, зажиточных крестьян и т.д. Их можно было завещать, дарить, продавать, но только с разрешения общины. С одной стороны, такое «деление» сдерживало развитие товарно-денежных отношений в деревне, с другой стороны, оно сдерживало и социальные катаклизмы. Если привычная норма нарушалась, происходил социальный взрыв.

Земли категории миньди обрабатывали крестьяне, члены общины. Кто же выступал арендодателем? Вероятно, это могла быть община в целом; арендодателями могли быть зажиточные крестьяне, которые и сами вели хозяйство, и часть земли сдавали в аренду обедневшим соседям; сдавали в аренду земли и китайские «помещики» бывшие чиновники шэньши. Арендаторами выступали крестьяне-общинники.

Что собой представлял налог-рента? До начала XIX в. налог собирался в натуральной форме и составлял от 50 до 70 % урожая. Завершив завоевание страны, маньчжуры приступили к пересмотру ее налоговой системы. В правление императора Канси (1662-1722)[3], была проведена перепись населения, по которой число жителей Поднебесной составляло 123 млн 100 тысяч человек. Канси отменил подушный налог и ввел единый подушно-поземельный налог, который был дифференцированным и зависел от количества и качества земли. Таким образом, в стране признавалась частная собственность на землю. Кроме того, стимулируя рост населения, правительство ограничило объем налогов и даже снизило его семьям, имеющим детей. Меры правительства привели к экономическому подъему сельского хозяйства. В чем он выразился?

Во-первых, китайцы осваивали и засевали целинные земли на севере и западе страны.

Во-вторых, переселенцы освобождались от уплаты налога на три года, что привело к росту производительности труда.

В-третьих, увеличивалась урожайность, на юге крестьяне собирали по три урожая риса в год, что значительно улучшило демографическую ситуацию.

В-четвертых, за счет увеличения числа налогоплательщиков выросли доходы государства.

Экономический подъем начала XVIII в. коснулся только сельского хозяйства. Город и городское ремесло оставались консервативными. В годы антиманьчжурской борьбы города стали основными центрами сопротивления. Поэтому в ходе завоевания значительная часть городов была разрушены. Во времена династии Мин в городах проживало 10% населения страны. Фернан Бродель обращает внимание на исторически сложившуюся иерархию китайских городов, она фиксировалась в последнем слоге их названия[4]. Например:

ФУ (СУ) – город первого ранга – центр провинции – Ганьсу;

ЧЖОУ – город второго ранга – центр области – Гуанчжоу;

ЯН (АНЬ) город третьего ранга – центр уезда – Юньнань, Учан.

Население городов было многочисленным. Так, например, в Пекине проживало около двух миллионов человек. По мнению С.Б. Сенюткина, города Цинской эпохи не являлись, по сути, центрами производства, не определяли судьбу социально-экономического развития страны[5]. Городское население состояло из ремесленников (39%), служилой бюрократии (40%), торговцев и ростовщиков (20%). Таким образом, 60% населения городов или 6% населения страны были связаны с ремесленно-производственной деятельностью. И это, включая жен ремесленников, стариков и детей. О чем это свидетельствует?

Китайский город обслуживал, в основном, сам себя. Ремесленную продукцию покупали городские чиновники, высшие и низшие чины армии, проживающие в городе землевладельцы. Поэтому львиную долю ремесленных изделий составляли предметы роскоши: изысканная мебель, тонкая посуда, легкие нарядные ткани. Некоторые исследователи считают, что в Китае до начала XIX в. ремесло не смогло отделиться от торговли.

Основной формой ремесленного объединения был цех (хан). Чтобы стать членом цеха, нужно пройти институт ученичества сроком в 5-6 лет, получить рекомендации от старшины и заплатить вступительный взнос. Цехи были скорее патриархально-семейными корпорациями, чем объединением ремесленников одной специальности. Даже профессиональные нищие имели собственные цехи, государство всячески поощряло подобные объединения нищих, ибо это упрощало систему контроля над городскими попрошайками. Кстати, чтобы стать членом такого цеха, нужно было внести значительный денежный взнос и устроить банкет для «директората» городских побирушек. Маньчжуры попытались ликвидировать цехи и заменить их существующей в китайской деревне еще со времен Конфуция круговой порукой.

Что же собой представляла круговая порука? В 1708 г. была узаконена система баоцзя [6]. Суть ее заключалась в следующем: каждые 10 домовладений выбирали одного старшину (пай); каждые 10 пай – одного старосту (цзя); каждые 10 цзя – одного начальника (бао). Таким образом, государством санкционировалась особая форма городской и сельской общины с элементами личной несвободы. Членам общины запрещалось передвигаться ночью по улицам, ночевать в храмах, устраивать многолюдные сборища. За порядком следили начальники бао. Для идеологической обработки населения Цины ввели институт «беседчиков». Первого и пятнадцатого числа каждого месяца «беседчики» разъясняли новые правительственные указы, напоминали правила морального поведения, а также вели записи добрых и дурных дел общинников. Институт «беседчиков» представлял собой систему тотальной слежки. Официальные доносчики прочно вошли в сознание простых китайцев, даже во времена крестьянской войны 1850-1864 гг., тайпины по доброй воле включили эту систему в свою революционную программу «Земельную систему Небесной династии».

Государственной идеологией цинского Китая было реформированное конфуцианство [7]. Согласно идеологии неоконфуцианства, земля и земледелие – ствол государства (первостепенное); торговля, ремесло – ветви (второстепенное). Таким образом, статус крестьянина теоретически был выше статуса ремесленника или торговца. Могло ли в таких условиях развиваться частное предпринимательство? Вряд ли. С одной стороны, китайский город являл собой яркий образец несвободы. С другой стороны, свободное ремесло не нужно было государству: маньчжуры довольно рано создали развитый казенный ремесленный сектор, который обслуживал нужды армии и бюрократии. Пренебрежительное отношение к ремеслу и торговле закреплялось и в идеологическом плане. Все это создавало серьезные препятствия на пути становления рыночных форм экономики.

II. Государственный строй и внешняя политика

По форме государственного устройства Китай времен Цинской династии был типичной восточной деспотией. Столицей государства был город Пекин. На рубеже нового времени Пекин – самый крупный город Азии, в нем в XVII-XVIII вв. проживало 2-3 млн человек. Это огромное население, как писали европейские путешественники, с трудом приспосабливалось «к ужасающему сибирскому холоду». Страшные ветры, снег с градом – таков был климат Северного Китая. Один из миссионеров, отец-иезуит писал в 1688 г., что в тронном зале императорского дворца собрались 4000 мандаринов (от португальского «мандар» – управлять). Все они «с головы до ног покрыты куньими и собольими мехами»[8]. В 1752 г. император Цяньлун (1736-1795) организовал торжественный въезд в Пекин в честь 60-летия своей матери. Все было подготовлено к поездке на пышно украшенных судах по рекам и каналам. Но ранние холода сковали реки толстым льдом. Тщетно тысячи слуг били по замерзающей воде, чтобы помешать образованию льда. Устроителям праздника пришлось заменить суда санями.

Управление страной строилось по двум классическим формулам.

«В Поднебесной нет земли, кроме земли, принадлежащей государю».

«Все живущие в Поднебесной являются подданными государя».

Эти положения вошли в законодательство и отражали определяющую роль государства и монарха в жизни страны. Император (богдохан) пользовался неограниченной властью в Поднебесной и считался Сыном Неба. Однако это не означало божественного происхождения конкретного императора – сакральным был титул, а не человек. Только император от имени всего народа и государства мог молиться Небу и приносить ему жертвоприношения. Император «получал» власть от Неба, считался непогрешимым, всезнающим и всевидящим. Каждый император имел одну жену и любое число наложниц. Обычно 2-3 из них были настолько любимы, что их сыновья могли претендовать на престол. Престолонаследие шло по мужской линии: царствующий монарх еще при жизни сам определял своего приемника. Не обязательно это был старший сын[9]. В руках монарха были законодательная, судебная и военная власть. Исполнительными функциями обладали Государственный совет, Государственная канцелярия и шесть палат «министерств»:

Министерство аттестаций утверждало ученые степени шэньши;

Министерство финансов контролировало сбор налогов;

Министерство церемоний следило за правилами придворного этикета;

Военное министерство решало не только проблемы обороны страны от внешних врагов, но и выполняло функции полиции;

Министерство юстиции занималось законотворчеством и контролировало исполнение законов;

Министерство общественных работ следило за состоянием дорог, мостов, каналов. В случае необходимости контролировало их ремонт или строительство.

В административном отношении Срединная империя делилась на 18 провинций, каждая провинция в свою очередь – на 10 областей. Области состояли из уездов. Во времена императора Канси в стране было примерно 1800 уездов. Во главе провинций стояли губернаторы. Провинциальные и областные органы власти решали те же задачи, что и центральные, имели такие же ведомства. Население Китая быстро росло и в XVIII столетии составило 300 млн человек.

Нормы государственного управления были определены в сводах законов. Свод законов Канси состоял из 1000 глав и содержал несколько тысяч статей. Исполнять эти законы было довольно сложно из-за их огромного количества. Законы устанавливали социальную стратификацию общества. По законам Канси полноправными считались четыре группы коренного, т.е. ханьского населения: чиновники, имеющие ученую степень (шэньши), земледельцы (нун), ремесленники (гун), торговцы (шан). Земледельцы, ремесленники и торговцы имели право участвовать в сдаче экзаменов на получение ученого звания. Это свидетельствует о том, что:

в китайском обществе не сложились в полной мере сословия;

даже так называемые «помещики» в правовом отношении не отличались от крестьян, так как законы относят их к одной группе нун.

Столь «демократичная» стратификация должна была сглаживать социальные конфликты, однако конфуцианские этические нормы часто нарушались, создавая предпосылки для народного недовольства.

Над китайскими сословиями находилась маньчжурская аристократия и маньчжурская «восьмизнаменная » армия. Особенно велика роль армии в период завоевания Китая. Маньчжурская армия это так называемые «восьмизнаменные » войска. После завоевания большей части страны армейские подразделения охраняли династию. Первоначально у маньчжур было четыре корпуса, каждый из которых состоял из пяти полков, полк состоял из пяти рот. Корпус имел собственное знамя: желтое, белое, красное, синее. Позднее к четырем корпусам были добавлены еще четыре, так появились войска «восьми знамен». Последние четыре корпуса имели знамя с каймой (например, желтое знамя с красной каймой). «Восемь знамен» делились на две группы. Три первых корпуса – «знамени» охраняли непосредственно императора, пять остальных армейских корпусов служили в провинциях. Во второй половине XVII в. для завоевания глубинных районов Китая были созданы дополнительные наемные отряды. Они комплектовались из монголов и китайцев и считались войсками «зеленого знамени». Воины знаменных войск, как отмечалось выше, не имели права заниматься земледелием, ремеслом и торговлей. Они только несли военную службу. Офицеры и солдаты обладали рядом привилегий и льгот.

Надежной опорой режима была бюрократия. Бюрократический аппарат имел свои особенности. Мнения историков о численности китайских чиновников довольно противоречивы. Так, например, ряд авторов считают, что центральный бюрократический аппарат составлял около 27000 человек (из них 20000 – гражданские чины, 7000 военные). Столь немногочисленный центральный аппарат опирался, с одной стороны, на разветвленный провинциальный аппарат, то есть чиновников, получавших жалование из казны, с другой – на органы местного самоуправления, чиновников системы баоцзя. Чиновник в традиционном Китае – это образованный и уважаемый человек. Чтобы стать чиновником, нужно было сдать экзамены и получить ученую степень шэньши. Теоретически к экзаменам допускался любой полноправный член общины, будь то крестьянин или ремесленник, торговец или землевладелец. Экзамены были трехступенчатыми: уездными, провинциальными, столичными. Первый экзамен претенденты на ученую степень сдали по грамматике, т.е. каллиграфии. Второй экзамен – по истории и философии. Здесь нужно было показать высокий уровень знания «Девятикнижья», то есть, исторических, философских, религиозных сочинений древних авторов. Только после успешной сдачи уездных экзаменов можно было пробовать свои силы в провинциальных и столичных учебных центрах. Соискатели, успешно выдержавшие экзамен в провинции, а еще лучше в столице, получали ученую степень шэньши и становились чиновниками.

Считалось, что сдать экзамены мог только человек достойный, образованный, во время экзаменов не допускались подкупы, взятки. Чиновник государственной службы получал оклад денежного содержания и земельный надел, который сдавался в аренду. Подобная система воспитывала уважение к носителю знаний, поэтому в традиционном Китае грамотный человек это человек уважаемый и зажиточный.

Обычно срок службы чиновника был недолог. Поэтому шэньши стремились за время службу скопить как можно больше денег. Для решения этой задачи использовались всевозможные средства: подкупы, взятки, сокрытие части государственных налогов. Оставив службу, чиновник приобретал землю, возвращался в свою деревню и становился сельским «помещиком». Нередко он руководил сельской общиной на общественных началах, или же преподавал в местной школе, или же писал «воспоминания». Нигде, ни в одной стране мы не найдем такого количества исторических хроник регионального значения.

Религиозно-идеологическая система традиционного Китая оставалась неизменной на протяжении столетий. Смещались лишь ее акценты. Морально-этические учения преобладали в ней над чисто религиозными представлениями и догмами. Духовенство не стало отдельным сословием. Сами маньчжуры были буддистами. Однако официальной идеологией оставалось конфуцианство, с его строгим соподчинением в отношениях между людьми в семье и обществе, основанном на уважении и почитании старших по возрасту и общественному положению. При императоре Цяньлуне утвердилось неоконфуцианство. В нем сохранялось учение Конфуция о божественном назначении императора, подчинении подданных государственным властям и т.д. Неоконфуцианство не противоречило «учению о перемене мандата» ученика Конфуция Мэн Цзы (372-289 г. до н.э.)[10]. Суть учения состояла в том, что подданные лишь в том случае обязаны подчиняться императору, если власти обеспечивают им привычный уровень жизни. В противном случае, народ имел право избавиться от неугодного правителя. Ведь божественным был не конкретный император (богдохан), а сам титул правителя.

Наряду с конфуцианством в традиционном Китае широкое распространение получил даосизм. Его основателем считается современник Конфуция, легендарный Лао Цзы. Согласно учению Лао Цзы, все сущее: природа, жизнь – это бесконечный поток естественного развития, «Великое Дао» (Путь). Человек должен стремиться постичь Дао. Даосизм включал в систему своих представлений элементы народных верований, магии, шаманства. Знакомы были китайцы и с буддизмом. Еще в средние века здесь зародился чань-буддизм, упрощенный вариант учения Будды.

На протяжении столетий происходил синтез конфуцианства, даосизма и китайского буддизма. Поэтому в маньчжурский период уже утвердилась комплексная система религиозных верований со своей иерархией культов. Общекитайский характер носили культы Конфуция, Лао Цзы и Будды. В их честь сооружались храмы. Далее следовали культы явлений и сил природы, культы отдельных районов, домашние культы (культы предков). Маньчжуры легко приспособились к религиозной китайской системе, умело ее использовали для поддержания порядка в стране.

Таким образом, сильная деспотическая власть опиралась на армию, бюрократию, религию. Даже с точки зрения концепции «государственного феодализма» или «азиатского способа производства» Китай в XVII-XVIII вв. представлял его «незавершенный» вариант, ибо в нем не было классов, сословий, сильны были общинные устои.

Какова же была внешняя политика Цинской империи?

С точки зрения европейцев, внешняя политика Поднебесной была достаточно противоречивой. Но она не противоречила духу официального конфуцианства, где соседние народы это младшие братья, а остальные (европейцы) – варвары. Почему «варвары»? Конфуций говорил: «Благородный человек думает о долге, низкий - помышляет о выгоде». Отсюда следовал вывод о том, что китайская цивилизация выше любой европейской, ибо китайский император думает о долге, европейские правители помышляют только о выгоде.

Основными направлениями внешней политики были отношения с азиатскими странами; отношения с Российским государством и отношения со странами Запада. С XVII в. внешняя политика характеризуется двумя тенденциями. С одной стороны, Китай стремится изолировать себя от внешнего мира, с другой – расширить свою территорию и сферу влияния за счет соседних азиатских стран. Вторая тенденция во внешних сношениях Поднебесной оставалась неизменной на всем протяжении китайской истории. Великий поэт Ли Бо (VIII в.) писал:

Император войска

Посылает на север пустыни,

Чтоб враги не грозили

Поить в наших реках коней.

Сколько битв предстоит нам,

И сколько их было доныне, -

Но любовь наша к родине

Крепче всего и сильней[11].

В XVIII в. в зависимость от Китая попали Корея, Лаос, Бирма, Таиланд, Вьетнам и другие сопредельные государства. Отношения с ними строились по принципу «большой семьи», где «старшим братом» являлся Китай, «младшими братьями» – все остальные страны. «Старший брат» в такой системе отношений помогает «младшим», учит их уму-разуму, а «младшие братья» не только подчиняются, но и дарят подарки в виде небольшой дани. Следует заметить, что такие отношения не были обременительны для зависимых стран.

Отношения с Российской империей строились по иной схеме. Впервые о Китае узнали и приблизились к его границам русские беглые казаки. В XVII в. они дошли до Тихого океана и «везде, где оседали люди, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Персии до Тихого Океана», писал А.И. Герцен. В 1618 г. тобольский казак Иван Петлин побывал на китайской земле и привез грамоту от китайского императора русскому царю. Но ее никто не смог прочесть: в российском государстве китайским языком не владели. С середины XVII в. одно за другим отправлялись посольства в Поднебесную. Все они терпели препятствия в дороге и в самом Китае. В Пекине послы попадали на прием к императору. Однако китайцы требовали выполнения особых «дипломатических» церемоний «коу-коу» девять земных поклонов. Россияне обижались и уезжали ни с чем. В конце XVII в. на реке Амур русские казаки построили крепость Албазин. Китайцы крепость разрушали. Еще ранее начались переговоры о разграничении территорий. В Нерчинске (1689) был заключен первый русско-китайский договор. По Нерчинскому договору граница между государствами проходила по реке Горбице до верховьев реки Уды, далее по вершине Станового хребта. Река Амур и город Албазин оставались за Китаем. Но фактически это была «ничья земля». Нерчинский трактат имел большое международное значение. Это первый договор, который Срединная империя заключила с европейским государством, он предусматривал обмен посольствами.

Петр I придавал большое значение развитию русско-китайских отношений. В 1719 г. в Китай была направлена миссия посланника Измайлова. Миссию Измайлова торжественно принимают в Китае, но разрешить интересующие российское государство вопросы ей не удалось. Лишь в 1727 г. были подписаны два договора: Буринский и Кяхтинский. Буринский договор устанавливал границу между Россией и Китаем в Монголии. Кяхтинский подтверждал все прежние пограничные протоколы и порядок русско-китайской торговли. По этому договору была согласована граница к западу от реки Аргунь. Земли по Амуру и Тихоокеанскому побережью оставались не разграниченными. По договору Пекин разрешал посетить страну 200 русским купцам, так же принимались русские ученики для изучения китайского языка. Одним из сложных было обсуждение вопроса об оказании помощи Китаю в завоевании Ойратского ханства. Российская империя отказала Китаю в этой помощи. В 1731 г. в Москву прибывает первое китайское посольство. В середине XVIII в. контакты сократились, так как Китай вновь провозгласил политику самоизоляции.

Отношения Срединной империи со странами Западной Европы тесно связаны с Великими географическими открытиями. Еще в начале XVI в. династия Мин проводит политику «закрытия» страны от европейцев. Маньчжуры же вначале не препятствовали основанию в Китае иностранных торговых факторий. Так появились фактории английской, голландской и французской компаний. Особенно активно действовала английская Ост-Индская компания. Император Канси приблизил к себе миссионеров и разрешил проповедь христианства. Однако уже в 1716 г. въезд иностранцев в Китай был ограничен. В 1720 г. в городе Кантоне была организована китайская купеческая компания «Кохонг», которая должна была монополизировать всю торговлю с иностранцами, особенно с англичанами. Вскоре появились указы, ограничивающие деятельность миссионеров-христиан. Закрываются христианские храмы. В 1757 г. иностранные купцы получили право торговли в одном «открытом» городе Кантоне (Гуанчжоу). Однако закрытие продолжалось недолго. В конце XVIII в. в стране появились дипломатические делегации. В частности, Поднебесную посетила официальная английская миссия. На кораблях миссии китайцы попросили установить надпись «Носитель дани из английской страны». Руководителю миссии был вручен эдикт для передачи королю Георгу III. В нем говорилось: «Как Вам известно, у нас есть абсолютно все. Мы не придаем значения изысканно сделанным предметам и не нуждаемся в изделиях Вашей страны»[12]. В документе сообщалось о том, что китайцы готовы принять дань от англичан. Постоянное же сотрудничество и пребывание английского посла в Китае – нежелательно.

III. Китай в первой половине XIX в., крестьянская война тайпинов (1850-1864)

К концу 30-х годов XIX в. в Цинской империи набирал силу очередной циклический социально-демографический кризис. Одним из его показателей стало нарастание антиманьчжурских настроений и подъем повстанческого движения. Выросло число тайных обществ, религиозных сект. Активизировались вооруженные выступления национальных меньшинств. В это время в южные и юго-восточные районы Китая увеличился наплыв контрабандного опиума. Его ввозили англичане из Индии, американцы из Турции. Курение опиума становится национальным бедствием Китая. Опиум употребляли богатые и бедные, маньчжуры и китайцы. Потребление опиума усугубляет финансовые проблемы, так как из страны вывозят серебряные монеты. Финансовый кризис дестабилизировал государственный аппарат Цинской империи. Император Даогуан (1821-1850) опасался вмешательства «западных варваров» во внутренние дела Поднебесной и поддержки ими антиправительственных сил. Поэтому, как считает О.Е. Непомнин, решено было отсечь внутреннюю проблему от внешней и ликвидировать последнюю[13].

В 1836 г. Даогуан издает указ об усилении борьбы с опиумной контрабандой. В 1839 г. наместник провинций Хунань и Хубэй Линь Цзэсюй назначается особым эмиссаром в центр опиумной контрабанды Гуанчжоу. Он потребовал от иностранных купцов сдать все запасы опиума. Когда же они отказались, эмиссар блокировал факторию иностранных купцов, изъял и уничтожил около 20 тыс. ящиков опиума. Император объявил страну «закрытой» для всех коммерсантов из Англии и Индии. Это привело к первой «опиумной» войне между Англией и Китаем (1840-1842). По Нанкинскому договору, Китай признавал свое поражение и открывал для английской торговли пять портов: Сямэнь, Фучжоу, Нинбо, Шанхай и Гуанчжоу. Китайская торговая компания «Кохонг» упразднялась, британские купцы получили право свободной торговли в открытых городах. На английские товары устанавливались льготные таможенные тарифы – не выше 5% стоимости товара. Остров Сянган (Гонконг) переходил в «вечное владение» Великобритании. Пекин должен был «возместить» англичанам все убытки, заплатив контрибуцию в 21 млн лян. Нанкинский договор стал первым неравноправным договором Китая с иностранным государством. В 40-е годы подобные договоры Китай вынужден был заключить с США, Францией и другими странами. В послевоенные годы положение простого народа ухудшается. Китай стоит на пороге новой крестьянской войны.

Каковы же причины тайпинского движения?

Исследователи советской школы и современные востоковеды единодушно отмечают ухудшение экономической ситуации в 40-е – 50-е годы.

Во-первых, неравноправные договоры Китая с западными странами привели к кризису традиционной экономики. Ввоз дешевых английских товаров, в первую очередь тканей, привел к разорению кустарной домашней промышленности. Сотни тысяч крестьян разорились.

Во-вторых, дефицит внешней торговли ускорил отток серебра из Китая. Это привело к повышению курса серебряного ляна и падению курса медной монеты. Так как крестьяне платили налоги медью, произошел значительный рост налогов, примерно в 1,5 раза.

В-третьих, в работах последних лет дан анализ демографической ситуации. Цифры впечатляют. За 60 лет с 1790 г. по 1850 г. численность населения страны выросла с 301 до 430 млн человек, то есть увеличилась на 43%. Это привело к росту безработицы.

В-четвертых, циклический кризис усугублялся стихийными бедствиями. В 1847-1850 гг. в южных районах Китая происходили неблагоприятные природные катаклизмы: засухи, наводнения, ураганы. В стране не хватало продуктов питания, многие районы были поражены эпидемиями.

Каков же характер тайпинского движения?

Крестьянская война тайпинов по-разному оценивается в отечественной историографии. В советском востоковедении в работах В.П. Илюшечкина, В.Н. Никифорова и др. подчеркивался антифеодальный, антиманьчжурский характер тайпинской войны (1850-1864).

В современных работах российских востоковедов (О.Е. Непомнин, Л.С. Васильев, С.Б. Сенюткин и др.) антифеодальные аспекты движения не рассматриваются, антиманьчжурский характер движения не вызывает сомнения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: