Раскрытие информации на рынке ценных бумаг.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Раскрытие информации на рынке ценных бумаг является основным элементом системы информационного обеспечения. Связано это с тем, что именно раскрытие информации представляет основной массив достоверной информации о ценных бумагах и их эмитенте. В связи с этим Д.А. Вавулин выделяет следующие функции раскрытия информации на рынке ценных бумаг:
1) обеспечение роста эффективности рынка и увеличения объемов инвестиций;
2) снижение затрат на получение необходимой информации об эмитенте;
3) обеспечение осуществления инвестиций теми российскими и зарубежными инвесторами, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, которая не раскрывает регулярно информацию о себе;
4) защита инвесторов от мошенничества, воспрепятствование случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами;
5) разрешение проблем конфликта интересов, обеспечение общественного контроля за действиями органов управления.
Д.А. Вавулин, непосредственно в отношении России выделяя два фактора, которые побуждают эмитента раскрывать информацию: "инвестиционный" и "законодательный".
Под инвестиционным фактором подразумевается раскрытие информации акционерными обществами в целях привлечения инвестиций, которые они планируют направлять на модернизацию производства (для Российской Федерации также характерно то, что указанные акционерные общества возникли на фоне массовой приватизации, то есть в большом количестве и с достаточно крупными уставными капиталами, в связи с чем они могут составлять друг другу серьезную конкуренцию). Под законодательным фактором автор понимает закрепление в законодательстве обязанности по раскрытию информации, а также введение ответственности за нарушение этой обязанности (например, статья 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)
В то же время ряд авторов склоняется к преобладанию регулирующего воздействия законодательного фактора, например, Н.Г. Удальцова указывает, что раскрытие информации "не является добровольным актом волеизъявления компании эмитента, а совершается во исполнение возложенной законодательством юридической обязанности"
Использование инсайдерской информации и манипулирование рынком
Как уже упоминалось ранее, до 2010 года Закон о рынке ценных бумаг содержал главу 8 "Об использовании служебной информации на рынке ценных бумаг", которая утратила силу в связи с принятием Закона об инсайдерской информации.
Вопрос о соотношении указанных понятий встал в связи с тем, что до 2010 года механизм противодействия использованию инсайдерской информации не был развит в достаточной степени. Тем не менее абсолютного пробела в российском законодательстве тоже не было, так как нормы, посвященные защите прав акционеров и инвесторов от действий лиц, обладающих важными сведениями об эмитенте и его ценных бумагах, содержались в главе 8 Закона о рынке ценных бумаг <7>. Поэтому в теории и на практике понятие служебной информации (в смысле главы 8 Закона о рынке ценных бумаг) и инсайдерской информации часто отождествляют.
В то же время ряд авторов придерживается иного мнения. В частности, существует точка зрения, согласно которой понятие инсайдерской информации шире, чем понятие служебной информации, так как включает в себя иные виды сведений с ограниченным доступом.
В соответствии с определением, которое содержалось в статье 31 Закона о рынке ценных бумаг в редакции от 22.04.2010, к ключевым характеристикам служебной информации можно отнести то, что:
- данная информация не является общедоступной;
- это информация об эмитенте и его ценных бумагах;
- она ставит ее обладателя в преимущественное положение по сравнению с теми, кто ею не обладает.
В то же время данное определение служебной информации не содержит двух важных признаков, которые характерны для инсайдерской информации:
1) "информация должна быть важной, существенной, а в случае ее раскрытия - оказывающей влияние на принятие инвесторами решения в отношении ценных бумаг эмитента и, соответственно, их цену"
2) данная информация должна быть включена в соответствующий перечень.
Определение инсайдерской информации, содержащееся в указанном Законе, является достаточно громоздким и не позволяет четко выявить основные ее характеристики. В связи с этим в теории дается упрощенное определение: " Инсайдерская информация - это достоверные сведения конфиденциального характера, распространение или предоставление которых может оказать существенное влияние на цену одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров"
Реклама ценных бумаг.
Закон о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке