Пути мультидисциплинарной интеграции «особого» ребенка




Те, кого называют «особыми», существовали всегда. Вероятно, не стало больше умственно отсталых, «даунов», больных шизофренией, эпилептиков. Общество к ним не благоволило, в лучшем случае, старалось не замечать. Больной становился укором семьи. Сторонились не только его, но и его близких. Негативное отношение к больным с психическими расстройствами существовало повсеместно, и степень неприятия этих людей зависело от доминирующего в государстве мировоззрения, политики, религии. Инакость, непонятность иногда непредсказуемость этих людей иногда порождали страх и ответную агрессию. Ситуация изменялась. Общая гуманизация цивилизованного мира обратила внимание и на тех несчастных, кого природа обделила возможностью жить как все. Они стали более заметными. Причиной тому - рост городов, повышение требований к уровню знаний личности, усложнение труда.

Процесс «вживления» «особых» людей в среду начался не сейчас. Его история насчитывает полторы сотни лет. В начале этого движения были единичные разрозненные попытки изменить сознание общества и принять людей с проблемами как неизбежную часть социума. Генераторами идей интеграции больных в здоровую среду были выдающиеся психологи, педагоги, врачи. Стержневой идеей был постулат: «мозг в своем развитии идет за средой». Даже очень поврежденный мозг не стоит на месте, он способен воспринимать информацию, образовывать связи между событиями и, в определенных пределах, учиться жить.

В основу этих убеждений легли наблюдения о благоприятном влиянии культурной среды на развитие больного человека и противоположное - нарушение развития сохранной нервной системы в условиях изоляции, ограничения информационного поля, нарушение общения с другими людьми приводи ЛИ К расстройствам развития.

В настоящее время людей на земле становится все больше, человечество развивается по экспоненте. Механизмы биологического выживания проявляют себя в нарастании внутренней агрессии. В то же время на другом полюсе социальных проблем в противовес жестокости формируется яркое гуманистическое явление - стремление обеспечить жизнь тем, кого природа обделила способностью к самостоятельному выживанию. Это явление общее для цивилизованного мира. Каждая страна вносит свои нюансы в этот процесс, но основное направление - дать возможность человеку с проблемами развития приспосабливаться к жизни. Моральная ценность этого явления неоценима, и главное в нем то, что общество учится доброте.

Проблема, с которой столкнулись все страны - это объединение усилий различных ведомств и взаимодействие государственных и негосударственных образований, стремящихся оказывать помощь «инаким» детям. Стремление ведомств решать проблему в пределах своей компетенции и ведомственные амбиции приводят к оказанию фрагментарной помощи. Общественные орга­низации, имея самые добрые намерения, часто ограничены в ресурсах, а их стремление к объединению усилий нередко негативно воспринимаются ве­домствами. Тем не менее, процесс интеграции идет. Реабилитационные цен­тры для детей-инвалидов становятся повсеместным явлением. Основной ак­цент в этом процессе сделан на использование педагогических методов реа­билитации. Продолжает развиваться лечебная педагогика.

К сожалению, медицинское участие представлено меньше. Сохраняется ситуация, которую полтора века назад обозначил Вихров как парадоксальную: «Врач считает главной своей задачей поставить диагноз». Так часто и проис­ходит: диагноз; инвалидность и дальше врач в судьбе ребенка участия не принимает. До сих пор родильные дома рекомендуют матери отказаться от «неперспективного» младенца. Часто семья остается в неведении о возмож­ных проблемах своего ребенка или сразу получает негативную информацию без плана дальнейшей помощи. Нередко слышишь от матерей: «Нам еще в роддоме сказали, что будет умственно отсталый». Попытки родителей найти хоть какую-нибудь помощь нередко вызывает негативную реакцию врача по­ликлиники или диспансера. Решение проблем пострадавшего или и «инакого» ребенка часто лежит в плоскости этики и медицинской деонтологии.

Участие в улучшении ситуации должны принимать все ведомства и вне­ведомственные организации, оказывающие помощь детям.

Прежде всего, это наличие в каждой организации, имеющей отношение к ребенку, информации о возможных партнерах. Общество им. Л.С. Выготского в течение 3-х лет пытается удерживать на плаву программу «Раннее вмеша­тельство». Эта программа позволяет проводить мониторинг состояния нерв­но-психического здоровья детской популяции до 3,5 лет и оказывать своевре­менную квалифицированную помощь. Обществом им. Л.С. Выготского она была апробирована в Тракторозаводском районе и показала высокую эффектив­ность используемых методов. До настоящего времени мы продолжаем оказы­вать психоневрологическую, психологическую и педагогическую помощь де­тям раннего возраста, попавшим в наше поле зрения. Динамическое наблю­дение за младенцами показывает значительную положительную динамику. К сожалению, эта программа ранней помощи не получила местной финансовой поддержки и продолжает существовать за счет родителей и одиноких частных пожертвований.

Первым конкретным шагом к организации интегративного процесса мог­ло бы стать изменение отношения родильных домов к существующей про­блеме. В возможностях педиатров и неонатологов родильного дома совмест­но с психологом, создать у матери положительный настрой в плане решения проблем ребенка, грамотно и деликатно подготовить мать к реалиям будуще­го ее ребенка, выстроить пути помощи, обеспечить позитивной информацией о тех, кто эту помощь может оказать. Дальнейшее развитие процесса инте­грации могло бы идти с подачи педиатра и невролога. Основным условием в этой ситуации должно быть желание помочь ребенку, обмен информацией и объединение усилий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: