Политика царского правительства в Башкирии в XVIII в., народные движения.




Реферат

По дисциплине «История культуры Башкортостан»

Политика царского правительства в Башкирии в XVIII в., народные движения.

 

Выполнил:

студент 2 курса реж. отд.

з/ ф обучения

кафедры режиссуры и

мастерства актера

Артемьев Н. В.

Педагог: Коновалов Н. А.

 

Уфа - 2020

 


Во второй половине XVI в. политика правительства; в крас полностью соответствовала условиям присоединения. Не нарушались земельные и другие права башкир, Не случайно Уфа - первый царский город в Башкирии был основан лишь после получения согласия коренных жителей Возникновение города Уфы стало очень заметным событием. Появление города отвечало интересам и правительства, и башкир. Правительству город был нужен для организации управления краем, укрепления там своих позиций Башкиры нуждались в нем, прежде всего как в месте уплаты ясака, ибо они вынуждены были ездить платить ясак в далекую Казань. Кроме того, башкиры надеялись получить военную помощь от гарнизона нового города для отражения нападений ногайцев и калмыков. Поводом для основания Уфы стало обращение башкир к Ивану Грозному в 1573 г. с просьбой о строительстве на их землях города. Жители Минской волости указали удобное место на правом берегу Белой у устья Уфимки. В 1574 г. отряд русских служилых людей и башкиры основали здесь небольшую крепость. С 1586 г. Уфимская крепость превращается в город. Новый город стал местопребыванием воеводы. Он управлял Башкирией, опираясь; на гарнизон. Гарнизон состоял из 5-6 дворян, 15-18 мелких служилых людей (воротники, пушкари, переводчики, сторожа, кузнецы) и 150 стрельцов. В XVII в. политика царизма в Башкирии меняется. Официально, на словах, власти заверяли башкир в своей верности условиям присоединения. Об этом свидетельствуют грамоты и указы, направленные башкирам в 1664, 1682 и 1694 гг. На самом деле в начале XVII в. правительство встало на путь нарушения этих условий. В первую очередь стали нарушаться земельные права башкир, В Башкирии по решению правительства начали; строить крепости и другие пункты. В самом конце XVI в. на северо-западе края на земле башкир Гайнинской волости появляется крепость Оса. В середине и во второй половине XVII в. во владениях башкир Казанской дороги: строятся крепости Мензелинск, Новошешминск, Кичуевск, Заинек и Бирск, несколько позже - Алексеевск и Сергиевск. На территории Табынской волости Ногайской дороги возникает Соловарный городок. Во второй половине XVII в. на землях башкир Сибирской дороги основываются Исетский, Китайский, Колчсданский и другие остроги, Шадринская, Терсютская, Арамильская, Усть-Миасская, Окуневская, Чумлякская, Теченская и другие слободы. Всего к началу XVIII в. в различных районах Башкирии имелся 31 укрепленный пункт. При их основании власти не только не спрашивали согласия башкир, но даже не ставили их в известность об этом. Крепости строились, несмотря на недовольство и сопротивление хозяев земли башкир. Земли вокруг крепостей раздавались офицерам, дворянам, чиновникам, стрельцам и казакам. В Башкирии появляются христианские монастыри. В конце XVI в. на левом берегу р. Камы вблизи с Никольского основывается Преображенский, около г. Осы Спасо-Преображенский монастыри. В первой половине XVII в возникают вблизи с. Челны - Богородицкий, в Уфе- Успенский мужской и Христорождественский женский, около Соловарного городка - Вознесенский монастыри. В 1664 г на р. Исеть строится Долматовский монастырь. Все перечисленные монастыри имели земельные владения. Они вначале захватывали башкирские земли, затем от властей получали документы о закреплении их за собой. Земельные владения в Башкортостане имели и крупные монастыри центральных районов и Среднего Поволжья. На рубеже XVII-XVIII вв. началось изъятие башкирских земель под заводы. В это время на территории Салжиутской волости Сибирской дороги были основаны казной Каменский и Уктусский заводы. Каждый из них занял земли и леса 20-30 верст кругом. Наряду со служилыми людьми в Башкортостан переселялись и русские крестьяне. В описываемое время царское правительство к самовольным крестьянским переселенцам в целом относилось отрицательно. Но, стремясь использовать русское население для укрепления своих позиций в крае, оно не всегда преследовало беглых русских крестьян. Крестьяне превращались в жителей дворцовых и государственных сел и деревень. Они занимали башкирские земли частично самовольно, частично - по договоренности с коренными жителями. В конце XVI в. на территории Казанской и Осинской дорог возникли села Рождественское, Николо-Березовка и Ново-Никольское. В первой половине XVII в. появляются села Челны, Пья-ный Бор, Каракулино на берегу р. Камы, Красный Яр, Богородское, Дуванеи, Енгалыш, Покровское (Сорвиха), Вознесенское (Чесноковка), Токмак и Архангельское вблизи г. Уфы. Во второй половине XVII в. села и деревни стали возникать в Зауралье около крепостей и слобод. Таким образом, из-за строительства крепостей, острогов, монастырей, заводов, сел и деревень башкиры потеряли часть своих земель. Это привело к уменьшению пастбищ, бортных лесов, охотничьих угодий, мешало нормальному ведению скотоводческого хозяйства, сокращалось поголовье скота, ухудшалась жизнь башкир. После вхождения Башкортостана в состав Российского государства башкиры, за исключением тарханов, были обложены налогами. Они платили в казну 2 вида поземельных податей: первый, основной налог, ясак, который являлся податью с земельных владений; второй, дополнительный, который платился с особо выгодных угодий с бортных лесов, с бобровых гонов, с рыбных ловель. Ясак платился в первое время шкурами куниц и лисиц, позже с конца XVII в. постепенно заменялся деньгами. Вторая подать, которую условно можно назвать оброком, вносилась за бортные угодья медом, за бобровые гоны- мехами бобров, за рыбные ловли - деньгами. В среднем ясака на одного плательщика приходилось 25 коп. в год. Для того времени эти деньги представляли значительную сумму. Например, чтобы заработать 25 копеек, взрослому мужчине надо было трудиться в течение трех месяцев. Таким образом, ясак был тяжелой повинностью для башкир. В начале XVIII в. произошло очередное увеличение налогов. В 1704 г. направленные из Москвы в Уфу специальные чиновники, так называемые прибылыцики*, обязали население платить оброк с кожи каждой битой или погибшей лошади, с домовых ульев, с бань, с мельниц, с дуг и хомутов, печей, мостов, прорубей, ворот, окон, погребов и т. д. Рыбные ловли и бортные леса подлежали переоброчке. Но начавшееся восстание вынудило царизм отменить новые налоги. Башкиры выполняли в пользу государства некоторые повинности. Самой тяжелой из них была военная служба. По условиям договора о присоединении к Русскому государству башкиры должны были охранять юго-восточные границы края. Из-за частых нападений южных и восточных соседей - казахов, калмыков, сибирских татар - башкирские отряды почти круглый год несли здесь сторожевую службу. Кроме того, башкиры участвовали во всех войнах России на западных рубежах. Известно участие башкирской конницы в Ливонской войне при царе Иване Грозном в последней четверти XVI в. Башкирские воины в составе Второго ополчения участвовали в освобождении Москвы от польсколитовских завоевателей в 1612 г. Затем башкиры приняли участие во всех последующих войнах России в XVII-XVIII вв.: в войне с Тур-цией, в Крымских и Азовских походах конца XVII в., в Северной войне, в войнах с Речью Посполитой и Пруссией в 60-90-х годах, русско-турецких войнах второй половины XVIII в. Военную службу башкиры несли полностью за свой счет. Каждый воин должен был иметь несколько боевых лошадей, оружие, обмундирование. Ежегодно многие башкиры, находясь на сторожевой службе, в случае войны - на войне, отрывались от своих хозяйств, а некоторые вовсе не возвращались. Все это делало военную службу тяжелой и разорительной обязанностью. Часты были жалобы на непосильность военной службы. Иногда рядовые общинники отказывались участвовать в военных походах. Нелегкой была и подводная гоньба. Башкиры возили на своих лошадях сборщиков ясака, целовальников, приставов и других представителей местной администрации, отвечали за состояние дорог.

 

* Прибылыцики - чиновники, которые придумывали новые налоги и облагали ими население.

 

Русские крестьяне несли такие же налоги и повинности, что и население центральных районов. Основной повинностью бобылей и тептярей являлся ясак, размер которого соответствовал примерно башкирскому ясаку. В первое время после присоединения правительство и церковь не вмешивались в религиозные дела башкир. Но с середины XVII в. делались некоторые попытки христианизации башкир. В 1681 г. царские власти и церковники приступили к их насильственной христианизации. В ответ башкиры взялись за оружие. Правительство вынуждено было отказаться от своих планов. В начале XVIII в. власти вновь вернулись к этой политике. В 1704 г. было предложено башкирам строить мечети по образцу христианских церквей, а религиозные обряды приблизить к христианским и т. д. Башкиры восприняли подобное требование как шаг к христианизации, были сильно обеспокоены. Начавшееся восстание вновь заставило правительство временно отказаться от своих намерений. Итак, царизм не добился заметных успехов в христианизации, но его неоднократные попытки в этом направлении настораживали башкир, вызывали их недовольство. Добровольное присоединение к России в известной мере влияло на формы и методы управления краем. Было сохранено старое деление Башкортостана на 4 крупные области - "дороги", а также на племена и роды, которые стали называться волостями. Волостями управляли башкирские феодалы. Продолжали функционировать йыйыны (народные собрания), на которых представители волостей решали важные вопросы. Но уфимские воеводы допускали произвол и насилие в отношении коренного населения, особенно при решении земельных споров с дворянами и мелкими служилыми людьми, при сборе налогов. В течение второй половины XVI-XVII вв. с башкир брали заложников в знак обеспечения их верности. Управление и суд вели только на русском языке, что также вызывало недовольство башкир. Итак, царское правительство в Башкортостане проводило двойственную политику. На словах заверяя башкир в своей верности условиям присоединения, бно фактически с конца XVI- начала XVII вв. встало на путь их нарушения. В крае проводилась политика феодального и национального угнетения. Восстания XVII - начала XVIII вв. являлись ответом народных масс на такую политику.

Население и хозяйство. - Строительство заводов. - Общественный строй. - Приток населения. - Башкирские восстания 1704-1711 гг., 1735-1740 гг.

 

В XVIII в. Башкирия превращается в многонациональный край. С30-х гг. в связи с организацией Оренбургской экспедиции и строительством заводов идет процесс резкого увеличения пришлого населения. В середине века оно составило около 34 общей численности населения края (примерно 564-574 тыс. человек).

 

Основой башкирского хозяйства по-прежнему остается скотоводство. Главными видами скота были лошадь, овца, корова, коза. Увеличивается использование сена в содержании скота.

 

Наряду со скотоводством и земледелием серьезным подспорьем в хозяйстве оставались бортничество и охота. Охота в первой половине XVIII в. у башкир играла уже вспомогательную роль. Такое же значение в хозяйстве имели рыболовство и собирательство.

 

В условиях господства натурального хозяйства каждая семья сама себя обеспечивала необходимыми орудиями производства, предметами быта, одеждой и обувью. На развитие кузнечного ремесла отрицательное влияние оказала запретительная политика царизма. Так, в 1736 г. вышел царский указ «О запрещении иметь в Уфимском уезде и в башкирских селениях кузницы».

Торговля в Башкирии в значительной степени находилась преимущественно в руках русского и татарского купечества. Но были торговцы и из коренной национальности края.

 

Основной отраслью хозяйства русского, татарского, чувашского, марийского, удмуртского, мордовского, мишарского населения края являлось хлебопашество. Второе по значению место после земледелия у пришлого населения занимало скотоводство.

 

В конце XVII-XVIII вв. на территории Башкирии появились металлургические заводы. Было построено 15 казенных и частных предприятий. Появление заводов прямо и косвенно способствовало развитию производительных сил Башкирии.

 

Высшей прослойкой башкирского общества являлись тарханы, основной обязанностью которых была военная служба. В состав башкирских феодалов входили также старосты, старшины и сотники. По мере развития производительных сил и роста имущественной дифференциации усиливала свое влияние небольшая группа богатых общинников-ясашников, так называемые баи. В эту социальную группу входили батыры. Феодалами по существу являлись высшие представители мусульманского духовенства - ахуны и муллы.

Основную массу непосредственных производителей составляли рядовые общинники, к которым относилось большинство ясашных башкир. Ниже этой массы общинников стояли туснаки, лишившиеся своего хозяйства и оказавшиеся под властью феодалов. Кроме того, имелось незначительное число рабов, состоявших прежде всего из военнопленных (ясыров).

 

Верховным собственником земель в крае являлось феодальное государство в лице русского царя. Формально феодальная собственность на землю в башкирском обществе функционировала как общинная собственность. Фактически же хозяевами всей общинной земли были старосты, старшины, тарханы, сотники, которые захватывали общинные земли и пользовались ими, распределяли их, припускали посторонних, отдавали земли на оброк.

 

Острые противоречия между рядовыми общинниками и феодалами проявлялись по многим вопросам. Гнев рядовых масс бурно прорывался наружу во время восстаний. Хотя основной удар восставшие направляли против царской администрации, трудовые массы не останавливались перед разорением ненавистных феодалов, отбирали имущество, физически расправлялись с некоторыми из них.

Усиление налогового гнета и произвол чиновников явились основными причинами крупного восстания башкир в 1704-1711 гг. Царское правительство потребовало от башкир уплаты 72 новых налогов, выделения 20 тыс. лошадей и 4 тыс. воинов. За отказ выполнить требование правительства были жестоко избиты выборные от волостей. Восстание возглавили батыры Алдар и Кусюм. Только прислав дополнительные силы, власти сумели подавить восстание.

 

Толчком к восстанию 1735-1740 гг. послужило решение правительства построить Оренбургскую линию укреплений. Башкиры выступили против, ссылаясь на предоставленное царем Иваном IV право коренного населения жить при старых порядках. Несмотря на сопротивление, 15 августа 1735г. был заложен город Оренбург, а в следующем году жестоко подавлено восстание. Было побито, казнено и сослано до 30 тыс. башкир. Каратели сожгли 300 башкирских деревень, а 6 главных мятежников были посажены на железные колья.

 

Однако в 1737 г. восстание возобновилось в ответ на требование властей принести повинную и уплатить «штрафную лошадь». В 1738 г. восстание было подавлено, а главу восставших Бепена Трупбердина схватили и казнили. Третья вспышка восстания в 1739 г. была вызвана переписью башкирского населения. В июле 1740 г. повстанцы во главе с ханом Карасакалом (Чернобородым) потерпели поражение. По словам самих карателей - они решили навести «потомственный страх» на башкирский народ. По некоторым данным за 1739-1740 гг. башкиры потеряли погибшими, казненными, сосланными на каторжные работы 15-16 тыс. человек.

 

Размеры поместий русского дворянства в Башкирии возрастали.

 

Указом 1736 г. было разрешено русским дворянам и офицерам покупать башкирские земли. Возникает дворцовое землевладение, появились земельные владения монастырей.

 

Русское трудовое население состояло из крепостных, дворцовых, государственных и монастырских крестьян, а также посадских людей. Крепостных и монастырских крестьян было значительно меньше, чем дворцовых и государственных. Русские дворяне Башкирии, в отличие от центральных районов, имели небольшое количество крепостных крестьян.

 

Промежуточное положение занимали стрельцы, уфимские казаки, пушкари, воротники, подьячие, беломестные казаки зауральских острогов и слобод, солдаты и драгуны.

 

Еще в XVII в. правительство переселяло в край для несения службы мишарских и татарских феодалов. В первой половине XVIII в. правительство более не практиковало организованное переселение мишар и татар.

 

Основная масса пришлого нерусского населения, состоящая из татар, марийцев, чувашей, удмуртов и мордвы переселялась в Башкирию самовольно. Они и на новом месте жительства подвергались эксплуатации со стороны феодального государства и господствующих классов.

 

Таким образом, в первой половине XVIII в. в Башкирии произошли существенные сдвиги в хозяйстве коренного населения - расширение земледелия и появление сенокошения. Однако в башкирском обществе продолжали господствовать патриархально-феодальные отношения с сильными пережитками родовых отношений. Русское население переживало стадию позднего феодализма. Для марийцев, чувашей, мишарей, мордвы, и удмуртов были характерны патриархально-феодальные отношения. Промежуточное положение между ними занимали татары. Восстания башкир против притеснений со стороны царского правительства и местных феодалов свидетельствовали о сложности взаимоотношений феодалов и трудовых слоев общества, коренного населения и власти.

 

Прогрессивное значение деятельности Петра I, его роль как крупной исторической личности состояли в том, что он сумел осуществить преобразования, необходимость которых выдвинула тогда сама жизнь - экономическое и политическое развитие России, ее международное положение и т.д. Законодательство петровской эпохи отличалось ярко выраженными тенденциями ко всеобъемлющей регламентации, вмешательством в сферу частной и личной жизни. Говоря о преобразованиях Петра I, надо учитывать, что спор об их закономерности, прогрессивности и даже целесообразности идет в науке уже давно. Одни, как С.М. Соловьв, оценивают реформы как продолжение предшествующего хода истории, другие, как В.О.Ключевский и П.Н.Милюков, считают реформы разрывом преемственности.

I Начало XVIII в. прежде всего знаменуется войной России со Швецией (т. ч. Северная война 1700—1721 гг.), которая вызывала значительный рост государственных повинностей крестьян и посадских людей. Помимо ямских, стрелецких и полоняничных денег, взимавшихся в XVII в., население должно было платить новые налоги на корабельную починку, жалованье ратным людям, рекрутам. Устанавливались поборы с бань, ульев, подымные, с рыбных ловель, с перевоза и т. д. Поощряемые правительством изобретатели новых налогов — прибыльщики изощрялись в поисках новых источников дохода. По предложению, например, прибыльщика Курбатова в России была введена орленая (гербовая) бумага. Налогом облагались даже дубовые гробы.

 

Не менее обременительными для трудовых масс были рекрутская, подводная и постойная повинности. Тысячи людей ежегодно призывались на пожизненную службу в армию и на флот.* Кроме того, с 1699 по 1709 г. на строительстве крепостей и гаваней ежегодно было занято около 17 тыс. крестьян и посадских людей. Если в XVII в. подводная повинность населения носила эпизодический характер, то в связи с Северной войной она стала постоянной.* На содержание армии с населения взимались сухари, мука, крупа, овес или вместо всего этого оно платило деньги. К этому следует добавить "великие неправды и грабительства" чиновников, беспощадно выколачивавших накопившиеся недоимки и взимавших незаконные поборы в свою пользу.* *Голинова Н. Б. Политические процессы при Петре I. М. 1957.* *Там же.

 

*Булавинское восстание (1707—1708). М. 1935.* Помимо налогов, правительство использовало еще один источник увеличения государственных доходов. С 1700 г. оно стало проводить денежную реформу, сопровождавшуюся уменьшением количества серебра в монете. Только за три года (1701—1703), в течение которых наиболее интенсивно проводилась чеканка новой монеты, казна получила чистой прибыли свыше 1,9 млн руб. Порча монеты вызвало понижение курса рубля почти вдвое, соответственно поднялись цены на товары.

 

Среди народа все больше становилось ропщущих и недовольных — росло крестьянское возмущение политикой правительства.

Народные восстания в Астрахани и на дону

На рост государственных и владельческих повинностей крестьяне и посадские отвечали прежде всего бегством. В первом десятилетии XVIII в. бегство приняло невиданный ранее размах. Перепись населения, предпринятая в 1710 г., обнаружила массу пустых дворов, причем чем ближе тот или иной район находился к театру военных действий, тем больше там было пустых дворов. В Смоленской губернии более 20 % дворов пустовало, в Архангелогородской и Ингерманландской губерниях по сравнению с данными переписи 1678 г. численность населения уменьшилась почти на 40 %.* Крестьяне бежали на окраины государства: в Сибирь, на Дон, в Поволжье, где было легче укрыться от всяческих сборов и поборов. Именно здесь, на окраинах страны — в Астрахани, на Дону и в Башкирии, — вспыхнули крупные движения.

 

*Булавинское восстание (1707—1708). М., 1935.* Астрахань была значительным торгово-промышленным центром с населением, пестрым в социальном и национальном отношении. В городе стоял крупный гарнизон, насчитывавший 3650 человек, среди которых было немало стрельцов, сосланных после подавления последнего стрелецкого мятежа.

 

Восстание началось в ночь на 30 июля 1705 г. выступлением солдат и стрельцов, перебивших около 300 человек начальных людей и иностранцев. На следующий день на кругу восставшие избрали совет старшин в составе богатого ярославского купца и астраханского рыбопромышленника Якова Носова, земского бурмистра Гаврилы Ганчикова и стрельца Ивана Шелудяна. На круг был приведен скрывавшийся в курятнике воевода Ржевский и здесь же казнен. Круг отменил введенные налоги, из конфискованной денежной казны выдал стрельцам жалование и принял меры к расширению восстания, к которому вскоре примкнули Красный Яр и Гурьев. Но ни донские казаки, ни посады Среднего Поволжья не поддержали движения — слишком узкой и локальной была социальная программа стрельцов, что бы их лозунги могли поднять на борьбу широкие народные массы.

 

Известия о восстании в Астрахани свидетельствовали о непрочности тыла. На подавление восстания Петр I направил лучшего полководца фельдмаршала Шереметева. 13 марта 1706 г. правительственные войска, овладев Астраханью, подавили восстание. Свыше 300 астраханцев были казнены, многих участников бунта сослали в Сибирь. Среди репрессированных преобладали стрельцы, что дает основание считать его стрелецким.

 

Спустя год после подавления Астраханского восстания вспыхнуло еще более мощное движение на Дону. Коренное население Дона не знало крепостного права, что привлекало сюда массы крестьян. Казачество пользовалось автономией, имело самоуправление во главе с выборным атаманом, ему было предоставлено право не выдавать беглых.

 

По мере развития в стране феодальных отношений усиливалось наступление государства на автономию Дона. Уходили в прошлое те времена, когда Дон жил своей, обособленной, независимой от Москвы политической жизнью.

 

Восстание вспыхнуло в связи с жестокими действиями карательной экспедиции князя Юрия Долгорукого, направленной на Дон для сыска и возвращения беглых. Действия Долгорукого, с целью устрашения сжигавшего станицы, где укрывались беглые, вызывали протест не только со стороны беглых, но и части домовитых казаков, лишившихся таким образом рабочих рук. Когда Долгорукий разделил карательную экспедицию на четыре отряда, "новопришлые люди, которые бежали из разных городов от розыску"*, во главе с Кондратием Булавиным в ночь на 9 октября 1707 г. напали на отряд Долгорукого, заночевавший в Шульгинском городке, и после короткой стычки почти полностью уничтожили его.

 

*Булавинское восстание (1707—1708). М., 1935.* Верные царскому правительству отряды домовитых казаков, усиленные калмыками и солдатами Азовского гарнизона, разбили булавинцев, сам Булавин вынужден был бежать в Запорожье, откуда рассылал "прелестные письма"* с призывом "побить" бояр, воевод и прибыльщиков.

 

* Булавинское восстание (1707—1708). М., 1935.* Весной 1708 г. центром движения стал Пристанский городок на Дону, куда стекались восставшие. Оттуда Булавин двинулся в столицу войска Донского — Черкасск и на полпути к нему, близ Паншина городка, встретился с казаками, направленными атаманом Лукьяном Максимовым для борьбы с восставшими. Сражение не состоялось, так как казаки вступили в братание. В самом Черкасске старшины и войсковой атаман были выданы Булавину. Вместо казненного Максимова войсковой круг избрал атаманом Булавина.

 

В Черкасске повстанческая армия разделилась на несколько отрядов. Раздробление сил создало благоприятные условия для карательных операций царских войск. После неудачной попытки булавинцев овладеть Азовом зажиточное казачество, примкнувшее к восстанию после прихода Булавина в Черкасск, организовало заговор. Предводитель восстания был убит, а по другой версии, будучи окруженным, застрелился.

 

В Черкасске казацкие старшины явились с повинной и выдали активных участников восстания. Начались казни. Для устрашения восставших каратели пустили вниз по Дону плоты с казненными булавинцами.

 

Летом 1708 г. правительству удалось подавить восстание на Дону, хотя локальные выступления крестьян продолжались до 1710 г. По социальному составу и по целям восстание оставалось казачьим. Поскольку на Дону не было феодального землевладения, то и в "прелестных письмах" Булавина и его атаманов отсутствовали призывы к ликвидации помещичьего землевладения.* "Прелестные письма" называли противниками восставших представителей царской администрации, иноземцев и прибыльщиков.* Несколько иной характер носило восстание в Башкирии, продолжавшееся с 1705 по 1711 г.3 Подобно астраханскому и булавинскому восстаниям, движение в Башкирии было вызвано ростом повинностей.

 

Руководство восстанием сразу же взяли в свои руки башкирские феодалы, использовавшие недовольство рядовых башкир в своих целях. Восставшие выступали не только против царской администрации и карательных отрядов, но и против русского трудового населения, совершенно не повинного в политике самодержавия. Подвергались разорению сотни русских деревень, множество крестьян башкиры захватили в плен и продали в рабство. В ходе восстания башкирские феодалы отправляли посольства в Османскую империю и Крымское ханство для ведения переговоров о переходе под власть крымского хана. Башкирское восстание было подавлено в 1711 г.

 

Неприятные заботы полученные в наследство от предшественников, у Екатерины Великой были связаны с подавлением народных волнений на Урале. Они начались еще во второй половине 50-х г., отличались упорством и вооруженным сопротивлением воинским командам, пытавшимся "принудить" приписных к заводам крестьян выполнять работы по рубке дров и заготовке угля.

 

Во главе отправленной на Урал экспедиции был поставлен генерал-квартирмейстер А. А. Вяземский. 6 декабря 1762 г. императрица утвердила инструкцию, предписывавшую ему сначала привести крестьян "в должное рабское послушание", а затем и "усмирить",* т. е. принудить их выполнять возложенные на них работы, и только после этого выяснять причины, вызвавшие волнения.* *Каменский А. Б. Под сенью Екатерины. М. 1992 *Семеновский В. М. Крестьяне и царствование императрицы ЕкатериныII. СПб., 1901 – 1903/ Переизд.1990. Т. 1 - 2 Зачитываемый крестьянам манифест убеждал их беспрекословно повиноваться властям, поскольку "собственное сопротивление, хотя бы и правильными причинами побуждаемо было, есть грех, непростительный противу Божьей заповеди".8 Если крестьяне будут продолжать сопротивляться и организовывать движения, то их надлежало усмирять "огнем и мечом и всем тем, что только от вооруженной руки произойти может".* * Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. Формирование бюрократии. М., 1974.

Вторую половину XVIII в. отличает резкое повышение социальной активности трудового населения: владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья и Башкирии, яицких казаков. Своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева.

 

Крестьянской войне предшествовали неповиновения крестьян вотчинной администрации и властям, нередко перераставшие в вооруженную борьбу с карательными отрядами. Борьба крестьян была направлена против повсеместного стремления повысить феодальную ренту. Если в XVII и даже первой половине XVIII в. относительно скромные размеры владельческих повинностей объяснялись отсутствием благоприятных условий для реализации излишков сельскохозяйственных продуктов, то при развитии товарно-денежных отношений во второй половине столетия рынок стал более емким.

 

Рутинное состояние техники и использование традиционных систем земледелия исключали получение излишков сельхозпродукции за счет повышения производительности труда. Эти излишки феодал получал экстенсивным способом — увеличением в свою пользу трудовых затрат крестьянина. Эта общая и главная причина возникновения народных движений дополнялась частными мотивами, вызванными спецификой положения отдельных категорий крестьян.

 

Усмиряли крестьян воинские команды, которым не всегда удавалось сразу одержать верх над восставшими. Во время восстания крестьян Долматовского Успенского монастыря в Исетской провинции (1762—1764) 700 крестьян обороняли монастырь 2 месяца и сложили оружие только после карательных действий прибывшего драгунского полка.

 

Движение помещичьих крестьян активизировалось в связи с мнениями, что наряду с манифестом о вольности дворянской будет обнародован манифест об освобождении крестьян от помещиков. До деревни доходили слухи об обсуждении крестьянского вопроса в Уложенной комиссии и что он якобы решен в пользу крестьян.

 

Особым упорством отличалась борьба приписных крестьян за уральскими и олонецкими заводами, их численность в 60-х гг. XVIII в. достигла 190 тыс. д. м. п. Для государственных крестьян приписка к заводам сопровождалась резким ухудшением положения — их переводили с денежной на отработочную ренту. Более того, выполняемые приписными крестьянами внезаводские работы (заготовка древесного угля и его доставка на завод) оплачивались по ставкам, установленным в 1724 г. Уже тогда эти ставки были ниже рыночных, а со временем, вследствие падения курса рубля, наемному работнику платили в два-три раза больше, чем приписному.

 

Наиболее опасные для власти волнения развернулись на уральских заводах. В погоне за доходами вельможи на полученных ими заводах сооружали дополнительные домны и молоты и принуждали крестьян сверх нормы обеспечивать их древесным углем. Главное требование крестьян состояло в отмене заводской барщины и возвращении им статуса государственных. Требовали они также и повышения оплаты труда.

 

Волнения приписных крестьян на Урале начались в середине 50-х гг. XVIII в. и с небольшими перерывами продолжались около десяти лет. Иногда они сопровождались кровопролитными столкновениями (например, волнение крестьян, приписанных к Воткинскому и Ижевскому заводам, переданным графу Шувалову).

 

Широкий размах приобрели волнения приписных к заводам и покупных крестьян в Европейской части России. Крупнейшим из них было продолжавшееся два года (1769—1771) Кижское восстание в Карелии. Как и на Урале, оно было вызвано увеличением объема работ на казенных заводах. Восстание прекратилось только после прибытия в Кижский погост, являвшийся центром движения, четырехсот солдат с двумя пушками.

 

Ожесточенное сопротивление вотчинной администрации и карателям оказали в 1752 г. крестьяне Ромодановской волости близ Калуги, купленные Демидовым к металлургическому заводу. Они прекратили работы, вооружились и в упорном сражении разгромили полк правительственных войск. В ответ в Ромодановскую волость были двинуты 5 полков, жестоко подавивших восстание. В том же 1752 г. подняли восстание крестьяне и работные люди полотняной мануфактуры А. Гончарова, расположенной также в Калужской провинции.

 

Из работных людей на мануфактурах легкой промышленности более всего не повиновались владельцам суконщики. Владельцы суконных мануфактур сохранили неизменным жалованье работным людям, которого в связи с падением курса рубля недоставало не только для обеспечения семьи, но и самого работника. Рабочие мануфактур отвечали невыходом на работу, бегством с предприятий и т. д.

 

Работные люди московских мануфактур активно участвовали в Чумном бунте — скоротечном восстании, вспыхнувшем в самой Москве 15 сентября 1771 г. Чума, начавшись летом на русско-османском театре военных действий, несмотря на строгий карантин, перекинулась в Москву и прежде всего поразила "скученное" население мануфактур, живущее в антисанитарных условиях, а также городскую бедноту. Дворяне в панике бежали из старой столицы. Из города в подмосковную вотчину бежал даже московский главнокомандующий граф Салтыков. Толпы людей скопились у иконы Богородицы у Варварский ворот, считавшейся чудотворной. В целях пресечения эпидемии московский архиепископ приказал увезти икону, чему противились низы городского населения. Три дня на улицах шли бои. Восстание, в котором, помимо работных людей мануфактур, участвовали городские ремесленники, приезжие крестьяне, дворовые люди, было подавлено прибывшими в Москву полками регулярной армии. Чума унесла около 60 тыс. жизней москвичей.

 

Перечисленные выступления народных масс свидетельствовали о вызревании в стране глубокого социального кризиса. К его показателям относится появление многочисленных самозванцев из числа беглых солдат, однодворцев и крестьян, выдававших себя за Петра III, сына царевича Алексея, и др. За последнюю треть XVIII в. источники донесли до нас, не считая Пугачева, имена 24 самозванцев. Их судьба была одинаковой — никому из них не удалось сплотить вокруг себя серьезные массы народа, поэтому они доживали свои дни каторжниками Нерчинских рудников. Исключение составил донской казак той же Зимовейской станицы, из которой происходил Разин, — Емельян Иванович Пугачев.

Крестьянская война На Яике, где в сентябре 1773 г. появился самозванец, выдававший себя за Петра III, сложились благоприятные условия, чтобы его призывы нашли отклик сначала у казачества, а затем и у крестьян, работных людей, башкир и народов Поволжья.

 

Царское правительство на Яике, как и всюду, где оно переставало нуждаться в услугах казачества для обороны пограничной территории, начало проводить политику ограничения его привилегий: еще в 40-х гг. была отменена выборность войсковых атаманов, казаки стали привлекаться на службу вдали от родных мест. Ущемлялись и хозяйственные интересы казаков — в устье р. Яик правительство соорудило учуги (заграждения. — Прим. авт.), препятствовавшие продвижению рыбы из Каспийского моря в верховья реки.

 

Ущемление привилегий вызвало разделение казачества на два лагеря. Так называемая послушная сторона готова была ради сохранения части привилегий согласиться с утратой прежних вольностей. Основная масса составляла "непослушную" сторону, постоянно посылавшую ходоков к императрице с жалобами на притеснения "послушных" казаков, в чьих руках находились все командные должности.

 

В январе 1772 г. "непослушные" казаки отправились с хоругвуми и иконами к прибывшему в Яи<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: