Вопрос и задания для самоконтроля




Занятие № 7

Лекция № 5

Тема: «Этапы работы над текстом. Общие правила редактирования. Последовательность и

этапы редактирования. Виды правки текстов. Корректурные знаки, используемые при

разных видах правки».

 

План

 

1. Общие правила редактирования.

2. Этапы работы над текстом. Последовательность и этапы редактирования.

3. Виды правки текстов.

3. Техника правки текста.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РЕДАКТИРОВАНИЯ

 

Редактор не имеет права подменять собой автора документа.

Редактор обязан наиболее полно сохранять и ход рассуждений автора, и его аргументацию, и не противоречащие нормам современного литературного языка особенности индивидуального стиля автора.

Все существенные исправления редактор обязан согласовать с автором документа.

Правильным направлением при редактировании служебного документа является поступательное движение от текста к слову:

¾ сначала редактор исправляет фактологические и логико-смысловые ошибки и недочеты в целостном тексте;

¾ затем переходит к исправлению нормативно-стилистических и собственно стилистических ошибок в построении сложных и простых предложений;

¾ в последнюю очередь осуществляется языковая работа над словосочетанием и отдельными словами.

Редактирование документа должно осуществляться поэтапно. Обычно эта работа состоит из трех основных этапов:

1) первичное знакомство с текстом документа и его логико-смысловой анализ;

2) проверка фактического материала документа;

3) собственно редактирование с исправлением всех видов языковых ошибок.

 

ЭТАПЫРАБОТЫНАД ТЕКСТОМ.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ЭТАПЫРЕДАКТИРОВАНИЯ

 

Работа редактора над текстовым оригиналом начинается с его прочтения. При первом чтении не рекомендуется вносить в текст какие-либо поправки, но можно делать карандашные пометки на полях. Если текст сложен и редактор чувствует, что ему придется внести в текст многочисленные исправления, то лучше все попутные замечания записывать на отдельном листе бумаги.

Прежде чем приступить к редакторской правке рукописи, необходимо продумать последовательность работы, определить, какие дополнительные сведения нужно собрать, какие виды правки придется использовать.

При работе со служебными документами на следующем этапе целесообразно обратиться к проверке фактического материала. Редактор определяет, достаточен ли фактический материал, используемый автором, проверяет сведения, включенные в документ, наводит нужные справки. Параллельно проверяются также цитаты, ссылки, библиографические данные. Существенные исправления редактор обязан согласовать с автором рукописи.

После подготовительной работы можно переходить к правке текста. Правя текст, редактор использует пометки и наброски, которые он делал при ознакомлении с рукописью и при проверке фактического материала. На этом этапе работы проводится и языковая, стилистическая правка.

Все исправления в тексте делаются синими или черными чернилами. Все написания – слова, цифры, корректурные знаки – должны быть отчетливыми, аккуратными. Если редактор имеет дело с компьютерным набором, он может пользоваться цветовыми выделениями. Выправленный текст тщательно вычитывается. Полностью подготовленный текст передается автору на подпись.

 

ВИДЫПРАВКИ ТЕКСТОВ

 

В зависимости от того, какие изменения вносятся в текст при редактировании, различают следующие виды правки:

1. П р а в к а - в ы ч и т к а – сличение перепечатанного или набранного на компьютере текста с отредактированным, всесторонне выверенным вариантом. Как правило, при правке-вычитке вписываются пропущенные при перепечатке буквы, исправляются ошибки, неверные написания. Если в процессе правки-вычитки обнаружены и более существенные недочеты, текст следует исправить, после чего снова перепечатать.

При правке-вычитке все изменения делают непосредственно в тексте чернилами. Не допускается переделка или подрисовка неясно отпечатавшихся знаков (нужный знак вписывается над зачеркнутым).

2. П р а в к а - с о к р а щ е н и е – устранение из текста длиннот, малосущественного материала, которые чаще всего бывают вызваны неумением автора изложить свои мысли кратко, лаконично. Необходимость правки-сокращения может также вызываться редакционно-техническими соображениями.

При редактировании служебных документов правка-сокращение применяется:

1) в текстах, изобилующих общими рассуждениями, цитатами, ссылками и т.п.;

2) в текстах, загроможденных однотипными примерами, цифрами;

3) для упрощения сложных синтаксических конструкций и т.д.

Наконец, правка-сокращение необходима в тех случаях, когда превышен заранее установленный объем текста. Не случайно в инструкциях по делопроизводству специально оговаривается, что служебные документы должны быть краткими. Так, текст письма, как правило, не должен превышать двух страниц; если по излагаемому вопросу требуется дать глубокий анализ и обосновать предложения, размер письма не должен превышать четырех-пяти страниц.

3. П р а в к а - п е р е д е л к а применяется в тех случаях, когда автор текста плохо владеет литературной речью и неумело выражает свои мысли. Правка-переделка близка к таким видам литературной работы, как запись, переложение, соавторство и т.п. Редактор, литературно обрабатывая текст, использует фактический материал, сообщенный автором. При этом он должен сохранить, по возможности, особенности авторского стиля.

Практика литературной записи применяется и при составлении служебных документов. Так, работник отдела кадров, паспортного стола, справочного отдела и т.д. обязан помочь любому гражданину правильно составить документ или должен взять на себя эту обязанность.

4. П р а в к а - о б р а б о т к а – комплексный вид правки – включает:

1) отбор и анализ фактического материала;

2) улучшение композиции рукописи;

3) языковую правку текста;

4) проверку правильности внешнего оформления рукописи.

В процессе правки-обработки редактор обязан, по возможности, сохранить и ход рассуждений автора, и его аргументацию (если она основательна), и особенности его индивидуального стиля (если они не противоречат нормам литератур-ной речи). Все существенные поправки должны согласовываться с автором. При правке текста необходимо руководствоваться официальными материалами, регламентирующими особенности того или иного вида официального материала. Это могут быть и различного рода инструкции, и справочники, учебные пособия.

 

ТЕХНИКА ПРАВКИ ТЕКСТА

 

Чаще всего при редакти­ровании пользуются корректурными знаками, утвержденными Государственным стандартом.

Корректурные знаки – система графических значков, служащих для указания места и ха­рактера исправления ошибок в тексте. Все корректурные знаки и исправления четко пишут чернилами. Пояснения к исправлениям делают на полях. Редактору необходимо знать основные коррек­турные знаки и уметь ими пользоваться при правке текста. Если при наличии большой правки текст не вписывается, надо сделать ссылку на номер вставки и страницу оригинала.

Техника правки текста, набранного на компьютере, определена возможностями программ текстового редактора. При редактировании текста на бумажном носителе обычно используют следующие корректурные знаки:

 

Виды корректурных знаков и их применение в тексте

 

 

 

Вопрос и задания для самоконтроля

ВОПРОСЫ

1. Назовите этапы редактирования текста документа.

2. Расскажите о том, как вносятся исправления в редактируемый текст.

3. Какие виды правки текста вы знаете?

4. На каком основании различаются виды правки текста?

ЗАДАНИЯ

1. Проведите правку-вычитку текста.

2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА НАЙМОДАТЕЛЯ

2.1. Наймадатель обязуеться:

2.1. Предать нанимателю благо устроенное жилое помещение, пригоддное для проживания, отвечающее обычно предъявляемым санитарным и техническим требованиям, к жилым помещениям;

2.1.2. Предупердить Наниматели о готовящемся очуждении жилого помещения (мене, продаже, дарении за три месяца до отчуждения и т.д.).

2.2.3. Нести отвественность за недостатки сданого внаеем жилого помещения и, находящегося в нем имущества,.

2.1.4. Устарнять последствии аварий и повреждений произошедших не по вине Нанимателя свими силами.

 

2. Проведите правку-обработку текста.

А ХАРАКТЕРИСТИКА

 

На Семёновскую Ирину Игоревну, 1975 года рождения, образование среднее специальное

Семеновская Ирина Игоревна работает в филиале ЕМУП «ТТУ» «Чкаловское троллейбусное депо» водителем троллейбуса с мая 1995 года.

В сентябре 1998 года ей был присвоен 2 класс водителя трамвая, а в июне 1999 года – 1 класс. За период работы Семеновская Ирина Игоревна зарекомендовала себя добросовестным, исполнительным работником, не имеющим нарушений трудовой и транспортной дисциплины. Принимает участие в ремонтах и осмотрах подвижного состава.

В 2002 году награждена значком «За работу без аварий» III степени, в 2003 году награждена значком «За работу без аварий» II степени. По итогам работы в 2007 году подготовлены документы на награждение значком «За работу без аварий» I степени. Наезженный километраж без ДТП на 01.12.07 составляет 539 331 км.

Семеновская Ирина Игоревна в коллективе пользуется уважением, с товарищами по работе поддерживает деловые, дружеские отношения. За высокие производственные показатели имеет ряд поощрений: почетные грамоты, денежные премии, благодарности, в том числе: в 2000 году награждена грамотой мэра г. Екатеринбурга; в 2004 году награждена грамотой Правительства Свердловской области; в 2006 году занесена на Доску почета.

По характеру спокойна, уравновешена, одна воспитывает дочь.

20.06.08 за дорожно-транспортное происшествие по ее вине решением Федерального суда Чкаловского района г. Екатеринбурга была осуждена на 2 года условно с испытательным сроком 1,5 года.

За период с 20.06.08 по настоящее время замечаний по работе не имеет.

Администрация депо ходатайствует о досрочном погашении судимости.

Характеристика дана для предъявления в Чкаловский суд г. Екатеринбурга.

 

Замдиректора депо по эксплуатации В. В. Смирнов

 

Б Главному врачу горсанэпидстанции...

...Утвержденным проектом застройки предзаводской территории завода предусматривается строительство трехэтажного здания профилактория (объект № 7 на генплане предзаводской территории), каковое строительство согласовано было с Госсанинспекцией и с главным архитектором города, о чем подлинные документы согласования находятся в филиале Резинпроекта.

В настоящее время Горсанэпидстанция не дает согласия на строительство вышеуказанного профилактория по мотивам недостаточных разрывов от производственных цехов по нормам санитарно-защитной зоны, предусмотренных для данного случая. Разъясняем, что расстояние от цеха синтетических смол (объект № 69) до месторасположения профилактория составляет 310 метров при норме 300 метров, а расстояние от корпуса дистилляции цеха фталевого ангидрида (объект № 47) до профилактория составляет 225 метров против разрешенных Госсанинспекцией 250 метров для данного корпуса, что на 25 метров меньше нормы, однако незначительно.

Отклонение от нормы вызвано требованием главного архитектора города по размещению профилактория напротив столовой (объект № 11). Оно особого значения не имеет, так как в рабочем проекте цеха фталевого ангидрида по сравнению с проектным заданием принята более совершенная технология с меньшими выделениями в окружающую атмосферу, по которой строится цех. Расстояния от ближайших цехов (объекты № 76 и 90) до профилактория соответствуют нормам санитарно-защитной зоны для лакокрасочных производств, т.е. более 100 метров.

Таким образом, размещение профилактория в намечаемом месте соответствует всем требованиям санитарных норм.

Просим срочно согласовать чертежи привязки типового проекта профилактория на 208 мест и не чинить препятствий к началу строительства в IV квартале текущего года...

[Подписи]

3. Проведите правку-переделку текста.

Объяснительная записка

5.10. 2008 покупателем была попрошена пачка бумаги форматом А4 «Снегурочка», цветная бумага для печатания (голубая) и пакет. Когда общая сумма на товар стала известна, покупатель дал согласие на продажу. Чек был отбит, но покупателем данная сумма была уплачена не вся в связи с некоторым отсутствием денег. Покупательница стала говорить

о необходимости возврата, в чем ей было отказано, так как касса и компьютер взаимосвязаны. Возмущение покупателя было мотивировано 24-мя годами работы в торговле и возможностью возврата.

В итоге 100 рублей были уплочены за «Снегурочку» и пакет и положены в кассу. 175 рублей отсутствуют, так как вышеназванная бумага не была взята.

 

Домашнее задание:

Определите, какая информация в приведенных фрагментах текстов не является актуальной и требует сокращения. Обоснуйте необходимость сокращения. Устраните лексические повторы и прочие встречающиеся ошибки.

1. В сфере сельского хозяйства области на повестке дня остро стоит вопрос об использовании в первую очередь местных гидроресурсов. В настоящее время разработана программа по использованию местных гидроресурсов, которую планируется вводить в мае месяце согласно программе применения местных гидроресурсов для повышения уровня развития сельского хозяйства области.

2. В настоящее время в центре здоровья для лечения заболеваний позвоночника применяется наша современная, созданная по последнему слову техники, отечественная лечебная аппаратура, которая создана российской промышленностью с применением инновационных технологий.

3. Автор искового заявления, истец, указывает, что не получал денег от ответчика, но или не приводит доказательства, или доказывает свои требования бездоказательными доказательствами.

4. На въездах в лесные массивы выставлены посты ППС, установлены шлагбаумы, изготовлены и установлены предупреждающие надписи о запрете посещения лесов в пожароопасный период, введено круглосуточное дежурство лесников в лесничествах, изготовлены и распространяются среди населения листовки о запрете посещения лесов в связи с опасностью возникновения пожаров.

 

Оформление работы

Одиннадцатое февраля

Дистанционная работа

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: