Элементы музыкального языка
Музыка – звучащая материя, организованная композитором.
Музыкальная материя (материал) = музыкальный язык – совокупность музыкальных элементов и компонентов.
Музыкальный язык (любой системы) многосоставен и многозначен.
Элементы музыкального языка – средства музыкальной выразительности, принципиально отличаются друг от друга (отличаются от средств выразительности других искусств – напр., в живописи - краски, в хореографии - жест, движение).
Совокупность элементов музыкального языка составляет неповторимый звуковой рисунок, характеризующий художественный образ.
Возникновение, эволюция элементов музыкального языка связано со всей историей развития человеческого общества и в частности, музыкального искусства. В разные исторические этапы развития человека, с ростом его сознания развивались, совершенствовались и возникали новые элементы музыкального языка.
Обнаруживается близость музыкального языка к словесному: интонация, членораздельность, структурирование.
В словесной речи буквы складываются в слова – в музыке звуки образуют мотивы; в разговоре слова складываются во фразы, предложения, абзацы – в музыке из мотивов образуются мелодии, фразы, предложения, составляющие простейшие формы (периоды, 2-3-частные формы).
Элементы музыкального языка неравнозначны по своему содержанию.
I. Простейшие
Звук и четыре его физические характеристики – высота, громкость (сила звука, динамика), продолжительность звучания (длительность), тембр.
Звук как акустическое явление – механические колебания, волны, образующиеся в жидкостях, газах и твердых телах, воспринимаемые органами слуха человека и животного. Музыкальный звук (в отличие от шума, щебета птиц, рева животных и др.) имеет определенную высоту, громкость, длительность и тембр. Музыкальные звуки организуются музыкальной звуковой системой.
Тембр – не обладает самостоятельной ролью в организации музыкального произведения, но образует собственную семантику (смысловую значимость):
― тембровые лейт-мотивы,
― тембровые тематические связи,
― тембровое варьирование,
― принцип сбережения тембров.
Джон Кейдж считает, что основу музыки составляет сочетание звука и тишины.
Сочетание 2-х звуков – интонация, интервал (в мелодическом и гармоническом виде), ритм.
Интонация (от лат. intono – громко произношу):
1) в узком смысле – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение;
2) воспроизведение музыкального звука или интервала певческим голосом с той или иной точностью в отношении высоты звучания;
3) точность, ровность звучания каждого тона звукоряда музыкального инструмента в отношении высоты, тембра и громкости.
Ритм (др.греч.) – течение, движение. В музыке может быть регулярное/нерегулярное; упорядоченное/неупорядоченное (алеаторика).
II. Составные или сложные (из нескольких звуков): мелодия, метр, ритмический рисунок, аккорд, гармонический оборот.
Мелодия – высокоорганизованная интонационно-ритмическая структура. Может иметь волнообразный характер, чередует поступенное и скачкообразное движение, содержит мелодическую кульминацию (в точке «золотого сечения» - 0,66: 0,33).
А.С. Пушкин
«…Из наслаждений жизни
одной любви музыка уступает
но и любовь – мелодия …»[1]
Типы мелодического движения: восходящий/нисходящий, скачок с заполнением, вращательный.
Факторы членения и объединения в мелодии.
Факторы членения: пауза, ритмическая остановка, повтор, секвенция, перемена гармонизации, прерванный оборот, перемена фактуры, регистра, динамики.
Факторы объединения – логика мелодического развития, драматургия, сюжет, программа.
Выразительные возможности ритма: маршевость, песенность (периодическая повторность ритмической фигуры; синкопированность – в джазе, в лирических высказываниях: передает эмоциональную взволнованность (романс М.Глинки «Я помню чудное мгновение» - «…как мимолетное видение …»).
Метр (др.греч.) – мера, определяющая меру времени. В музыке - размеренность, акцентация, сильные/слабые доли.
Метрика народной, фольклорной (средневековной) музыки – свободная. В профессиональной музыке – метрика строгая (мензуральная, равномерная, переменная). Выразительные возможности: 2-4-дольная метрика – песня, танец. 3-дольная – вальс. 6/8 – метр, обладающий особой выразительностью, может быть организован на 2 или 3 доли (даже в рамках одного произведения).
III. Высокоорганизованные системы: лад-тональность, гармоническая последовательность, полифония (контрапункт), фактура, форма, жанр, стиль.
Элементы музыкального языка выполняют две функции в музыкальном произведении:
- выразительную (изобразительную);
- формообразующую.
Каждый элемент имеет свой круг основных музыкально-выразительных возможностей (например, тоническое трезвучие является символом устойчивости, покоя; уменьшенный септаккорд, напротив, выразителем напряженности, неустойчивости и др.).
Степень выразительности музыки зависит от степени взаимодействия элементов и компонентов музыкального языка:
― они могут действовать параллельно. Например, основная тема Шестой симфонии Чайковского – мелодика, динамика, ритмика направлены на создание драматического художественного образа;
― могут взаимодополнять друг друга. Например, различные варианты гармонизации, метризации, одной и той же мелодии по-разному «расцвечивают» ее, наполняя различным смыслом, характером.
― могут противопоставляться друг другу, образуя внутренние противоречия и контрасты в звучании. Этот прием наиболее часто используется при создании художественного образа сатирического, гротескного, пародийного содержания.
Масштабно-тематические структуры
Масштабно-тематические структуры – соотношение мотивов и фраз по величине (количество тактов, сильных долей).
Основные виды:
I. Периодичность, или периодическая повторность:
а, а1, а2, а3, и т.д.
Например, песня, танец, вариации.
![]() |
II.
Суммирование, прогрессирующее суммирование (встречается более часто)
А.С. Пушкин
Я к Вам пишу, чего же боле?
Что я еще могу сказать?
Теперь я знаю, в Вашей воле меня презреньем наказать.
Структура: 0,5 + 0,5 + 1,0 + 2, 0
Музыкальный пример: М. Глинка «Вальс-фантазия»
III. Дробление
М.Ю. Лермонтов
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
Что ищет он в стране далекой,
Что ищет он в краю родном
Структура: 2 + 1 +1
Музыкальные примеры:
Э. Григ. Пер Гюнт. В пещере горного короля (начало).
П.И. Чайковский. Сентиментальный вальс.
Ж. Бизе. Опера «Кармен». «Тореадор, смелее в бой, тореадор, тореадор …»
П.И. Чайковский. Времена года. Баркарола.
IV. Дробление с замыканием
А.С. Пушкин
Идет направо – песнь заводит,
![]() |
налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Структура: 1 + 1 + 0,5 + 0,5 + 1
Музыкальный пример: Э. Григ Пер Гюнт. В пещере горного короля (1+0,5+0,5+ 2).
V. Другие виды структур: симметрия: ав +с+ ав; зеркальная симметрия ав +с+ ва; цепочная структура: ав + в1с + с1d и т.д.
VI. Смешанные структуры. Разнообразие их неисчерпаемо …
[1] А.С. Пушкин. Маленькие трагедии. Каменный гость. Сцена II. Ужин у Лауры. После исполнения Лаурой песни «Я здесь, Инезилья», Первый гость: «Благодарим, волшебница. Ты сердце чаруешь нам …». Далее – цитата.