Словарная работа. Неизвестные слова и выражения в рассказе (слайды 6 – 13).




Тринадцатое апреля

Классная работа

А. П. Платонов. Слово о писателе.

«Никита».

Фантазия и быль.

Душевный мир героя

І. Цель урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с выдающимся писателем 20 века – Андреем Платоновичем Платоновым и о его рассказом «Никита».

II.Знакомство с биографией Платонова.

1. Прочитайте статью учебника (по старому учебнику стр. 112)

2. Познакомьтесь с материалами конспекта урока и презентации по теме (слайды 2 – 3).

Биография А. Платонова

А. П. Платонов (Климентов) родился 1 сентября 1899 г. на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в семье слесаря железнодорожных мастерских Платона Климентова. (В 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).

Семья была многодетной и очень бедной. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.

Учился Андрей Платонов в церковно-приходской школе, затем в городском училище. Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. «Я её никогда не забуду, потому что я через неё узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека», - писал Платонов в автобиографии.

В 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. Был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и др.

В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум.

В 1919 г. участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.

 

3. Задание 1. Проверка знаний по биографии А. Платонова (слайд 4).

- Ребята, я предлагаю вам представить себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам принесли для правки статью об А. П. Платонове. А вы должны все найти неточности – фактические ошибки – и исправить их.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Образец записи ответов.

Биография А. Платонова

1. Воронеж.

2. Слесарь.

III. Прочитайте рассказ А. Платонова «Никита» (стр. 113 – 121).

IV. Анализ содержания рассказа «Никита».

1. Вспомните определение жанра «рассказ» (слайд 5).

Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

2. Кто главный герой рассказа?

Словарная работа. Неизвестные слова и выражения в рассказе (слайды 6 – 13).

Баня топилась по-черному – в бане нет трубы, дым во время топки выходит через открытые двери;

изба – деревянный крестьянский дом или внутреннее жилое помещение такого дома;

изгородь – ограда из жердей, кольев, прутьев;

колья, кол – короткий шест, заостренный с одного конца;

колхоз – коллективное хозяйство (объединение крестьян в сельском хозяйстве) или люди, состоящие в колхозе;

овин – строение для сушки снопов перед молотьбой;

околица – окраина селения или в старину: изгородь вокруг деревни;

сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах;

трудодень – в СССР (в Советском Союзе, так называлось наше государство в 20 веке) – единица учёта труда в колхозе, определяющая долю каждого члена в доходах.

 

4. Словарная работа. Попробуйте раскрыть смысл слова «фантазия» (слайд 14).

Фантазия – слово многозначное.

Фантазия -

1) Мечта, продукт воображения.

2) Способность к творческому воображению; само такое воображение.

3) Прихоть, причуда.

4) Музыкальное произведение в свободной форме.

5) Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

- В каком значении мы используем в данном случае?

- Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?

5. Задание 2. Запишите план содержания рассказа (слайд 17).

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

3. Возвращение отца.

6.Составьте портрет героя рассказа (слайды 15 – 16).

- Каким вы представляете себе Никиту?

- Задание 3. Запишите ответы на следующие вопросы:

- Возраст Никиты –

- Место проживания –

- Семья –

- Обязанности –

- Внутренний мир героя:

- Можем мы назвать Никиту обычным ребёнком?

 

7. Устно ответьте на вопросы (слайды 18).

1)Какое время изображено в рассказе?

2) Что мы узнали о семье Никиты?

3) Как воспринимает Никита окружающий мир?

4)Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?

5)Перечислите предметы, которые «оживляет» Никита.

6)Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?

7). Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?

8). Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?

9). Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”

 

8. Задание 4. Запишите основная мысль рассказа, проблемы, состояние Никиты в течение дня (слайд 28).

V. Домашнее задание.

1. Выполните задания 1, 2, 3, 4, данные в классной работе.

2. Читать рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

 

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ И ПОБОРОТЬ ВСЕ СВОИ СТРАХИ!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: