Запишите ваши ассоциации по этой теме




Урок литературы в 5-м классе.

Тема урока: Дети и война. К.М. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете". А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Цель:

1) Показать, что война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

2) Обучать выразительному чтению, развивать навыки анализа, закреплять понятие «баллада»;

3) Развивать у учащихся чувство исторической памяти, осмысления значения войны для нашего народа, показать несовместимость радости детства и горя войны.

Заря вставала над землёй, заря вставала.
Ворвалась серая чума, в наш дом ворвалась.
Фашизм без жалости шагал по всей планете.
Застыли люди от беды, притихли дети.
Ираида Мордовина

Ход урока

1.Постановка цели и задачи урока: просмотр видеоролика «Дети войны». Тамара Гвердцители.

- Итак, вы просмотрели небольшой ролик. Как бы вы определили его тему? (Дети и война).

- Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о детях во время Великой Отечественной войны. Наша задача- узнать, почувствовать, как поэты передали эту тему, какие мысли и чувства пробуждают произведения о Великой Отечественной войне, как художники в своих произведениях отразили это время.

Запись темы урока в путевой лист (прилагается ниже).

- Какими они были, дети войны? Героями?

Герой слово особое. Его не каждому присвоишь. Были самыми обыкновенными мальчишками.

Вот адресованное матери фронтовое письмо:

«Хочется обнять тебя, поцеловать свою милую маму.

Знаю, что каждый день ты переживаешь обо мне. Я вынес с поля боя немолодого солдата. Он умирал у меня на руках и звал свою маму и с этими словами умер»

2.Подготовка к восприятию:

- Какие ассоциации у вас вызывают эти два ключевых слова: ДЕТИ и ВОЙНА (запись ассоциаций в путевой лист).

- Обратим внимание на эпиграфы:

- Читаем, думаем, почему они, такие разные, поставлены рядом?

(Детство- самая лучшая пора, радостная, когда все тебя любят, мир полон красок, а война- это горе и смерть, надо воевать ради жизни, дети и война несовместимы.)

 

- Прослушать песню «Священная война» (1 куплет) ".

Композитор: А. Александров
Слова: В. Лебедев-Кумач
1
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война!

 

- Какой названа в песне война? (священная, народная, идет смертный бой)

- Почему же народ весь поднялся на борьбу с фашизмом? Что нес фашизм нашей стране? Рассмотрим иллюстрацию картины А.А. Пластова «Фашист пролетел».

 

 

 

- Что вы увидели? Что произошло?

(русская осень, бредут коровы, воет вслед улетающему самолету собака, а на переднем плане лежит убитый мальчик- пастушок.)

- Что вы почувствовали, глядя на эту картину?

(боль, жалость, сострадание к убитому)

- Чем ужасна война, по мнению художника?

(несет страдания, гибель, и больше всего страдают самые беззащитные- дети).

(Разве должно быть таким ДЕТСТВО?!!)

Новый материал

- В годы войны многие поэты и писатели были на фронте, видели горе, страдания, смерть. Агния Барто, Маргарита Алигер, Самуил Маршак, Константин Симонов многие стихи о войне, о любви к Родине посвятили детям, они писали о несовместимости войны и детства, показывали бесчеловечность фашизма. Трудной теме «Дети и война» посвятил свое стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» поэт К. Симонов.

1) Выступление 1:

- Константин Симонов родился в Петрограде (сейчас- Санкт-Петербург), но все детство провел в далеких военных городках, так как отчим был военным, и семья часто переезжала. Своего родного отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну. Мама научила его любить литературу и поэзию. Симонов закончил школу, получил рабочую специальность токаря, но стал писать стихи, публиковать их в газетах и журналах, затем учился в Литературном институте. В годы Великой Отечественной войны был корреспондентом на фронте, его стихи солдаты переписывали, учили наизусть: «Жди меня, и я вернусь», «Родина», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» и другие. После войны Симонов писал романы, пьесы, воспоминания. Умирая, Константин Михайлович попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Симонова по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.

Запись в путевой лист: факты из жизни К. Симонова.

- События войны дали обширный материал для стихотворений. Героями их становились юные участники войны. Одно из них посвящено героям Брестской крепости.

2) В ыступление подготовленного ученика:

Послушайте некоторые исторические справки, запишите в путевой лист одно предложение, что это за город Брест.

- Брестская крепость находилась на границе Советского Союза, с первого дня войны гарнизон вместе с жителями оказался в окружении врага, но не сдался, а продолжал воевать, не хватало боеприпасов, еды, люди гибли, но не сдавались. Спастись удалось немногим. Среди солдат были и дети.

(откройте учебники стр.160)

- Выразительное чтение стихотворения К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". (можно прослушать аудиозапись стихотворения в чтении заслуженного арт. А. Симановский. Обратите внимание, как актёр голосом пытается передать трагичность ситуации, душевное состояние героя).

3) Анализ произведения

- Ребята, вы прочли (послушали) стихотворение. Какое впечатление оставило стихотворение? (Дети делятся своими впечатлениями. Учитель не комментирует слова учеников.)

- Назовите тему этого произведения (о чём оно)?

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?

- Чем поразила автора увиденная картина?

(многие погибли, как мать мальчишки, трудные военные дороги, раненый отец; поседевший от горя, увидевший смерть мальчик спал, привязанный к станку артиллерийского оружия. " Седой мальчишка")

- Что означает выражение: "...Седой мальчишка на лафете спал"?

(Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.)

(Выражение "...Седой мальчишка на лафете спал" обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, т. е. на станке артиллерийского орудия.)

Запись в путевой лист: лафет - станок артиллерийского орудия.

- Сколько лет мальчику? Почему, по-вашему, "За десять лет на том и этом свете// Ему зачтутся эти десять дней"?

(Мальчику десять лет, но за десять дней войны он пережил огромное горе, которое не под силу порой выдержать и взрослому человеку: гибель матери, обстрелы, эвакуация из родного города, ранение отца. Мальчик словно побывал "на том свете", потому что уже видел смерть и страдание. Десять дней ужаса войны, пережитые ребенком, будут вспоминаться последующими поколениями как подвиг.)

- К кому автор обращается: «Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца»?

(Обращается к тем, кто не был на фронте, знает войну со слов других, а тем, кто участвовал в боях, видел отступление, чувство сострадания проникло глубоко в душу, они мечтают вернуть Родину, увидеть, как ребенок возвратится домой.)

- "Кто раз увидел этого мальчишку, // Домой прийти не сможет до конца". Что значат эти строки? Как следующее четверостишие раскрывает мысль автора?

(Такое не забывается. Сколько бы ни миновало мирных лет, этот эпизод войны будет постоянно напоминать о прошлом.)

- Обратите внимание, что лирический герой как бы к кому-то обращается: "Ты говоришь, что есть еще другие, "Твой мальчик спит.» К кому? Ведь собеседника нет?

(У лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах — боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг.)

(Ребенок любимой женщины, к которой обращается поэт, находится в безопасности, в эвакуации (Большинство жителей Центральной России во время войны были эвакуированы на Урал и в Сибирь.), тогда как миллионы других детей каждый день страдают от приближающейся к их домам войны. Автор верит в то, что он останется жив, вернется к любимой.

- Но если не вернется??? (ЗАЧИТАЙТЕ) если сын вырастет и ему "наступит дата", придет срок "идти в такие дни", т. е. на фронт, - поэт просит любимую вспомнить о нем тогда, когда она будет прощаться с сыном. Этими словами он словно говорит: мы, мужчины, солдаты, и наш долг - защитить нашу страну, т.е. детей и их мам, от врагов.)

- С историей мальчишки и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме внутреннего монолога (записать в путевом листе определение).

- Прочти определение баллады, докажите, что это стихотворение – баллада

Баллада – лиро-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера, в котором часто используются темы и герои из мифов. Термин “ баллада ” происходит от провансальского слова и означает “танцевальная песня”. Возникли баллады в средние века.

(в основе лежит историческое событие, мы ощущаем чувства автора, слышим его взволнованную речь, сюжет острый, напряженный, но вместо средневекового рыцаря- юный участник войны- мальчик.)

- Зачем Симонов рассказал эту историю?

Стихотворение К. Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом. Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети, и взрослые.

4) Сообщение: « А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Твардовский родился в 1910 году в семье кузнеца, человека начитанного. Мать происходила из дворян. С самого раннего детства познакомился с русской классикой

Заветной книгой был томик Некрасова.

В 1930 году поступает в Смоленский институт. Во время войны 1941-45г. был военным корреспондентом, пишет стихотворения о войне, написал поэму «Василий Тёркин»

 

5) Чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста» (Стр.156-158)

6) Анализ стихотворения

- Можно ли это стихотворение назвать балладой?

- Как характеризует мальчика Твардовский?

- Почему именно такой мальчик мог стать участником такого события?

- Можно ли поступок мальчика назвать геройским?

- Как рассказчик поблагодарил мальчика?

- Как вы понимаете строки:

А) Всё нынче как спросонку…

Б) Бедовый, из тех, кто главарями у детей

В) А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Г) И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

- Мы знаем … и не знаем о войне. Знаем, потому что читаем о ней, смотрим фильмы. А не знаем, потому что не осознаём, что наше счастье с лихвой оплачено кровью тех, кому в 41-м было даже меньше 17лет.

Синквейн.

Составьте в путевых листах синквейн по теме урока.

(https://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/)

Домашнее задание (одно по выбору):

1) Выучить наизусть о стихотворение К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете..." или А.Т. Твардовского «Рассказ Танкиста». (Прислать видео вашего чтения наизусть)

 

ПУТЕВОЙ ЛИСТ ученика (цы) 5 класса ________________________________________________

Тема урока: ______________________________________________________

Запишите ваши ассоциации по этой теме

ДЕТИ-ВОЙНА

  1. Запишите 2-3 запомнившихся факта из биографии К. Симонова.
  1. Словарная работа:

Брест –

Лафет –

Внутренний монолог – художественный приём: воспроизведение речи действующего лица, обращённой к себе или другим, но не произнесённой вслух.

3.Подчеркните те слова, которые отвечают на вопрос: зачем Симонов рассказал эту историю?

Стихотворение К.Симонова - это монолог мужчины-воина, его горькие размышления. Оно состоит из двух частей - описания увиденной при отступлении картины и непосредственного обращения к любимой женщине. Стихотворение производит сильное эмоциональное впечатление. Именно такие проникновенные стихи нужны были русским людям в тяжелые месяцы отступлений: они зажигали сердца и звали на борьбу с врагом.Автор показал жестокость войны, единство поколений в совершении подвига, показал, что на войне страдания, лишения испытывают и дети и взрослые.

4. Составьте синквейн по теме урока и запишите его (см. ниже памятку о составлении синквейна).

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).  
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).  
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).  
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)  
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.  

5. Домашнее задание (одно по выбору):

1) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения К. М. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете...".

2) Написать сочинение "След войны в моей семье".

3) Что вы знаете о подвигах детей в годы Великой Отечественной войны? – письменный ответ или презентация.

4) Нарисовать рисунок, сделать фотоколлаж по изучаемой теме.

5) Сочинение по картине Ю. Непринцева «Отдых после боя».

6) «Брестская крепость в художественных образах»- подобрать картины художников о защитниках Брестской крепости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: