Доклад «Генеалогия для краеведа, родоведа и педагога»
Автор Оксана Владимировна Тарасова
(выпускник УрГУ, секретарь УИРО, член УГО, ЯрИРО)
Наш доклад посвящён генеалогии. Но уместно ли присутствие генеАлогов на краеведческой конференции? Казалось бы, между краеведением и родоведением есть существенная разница. Для краеведа на первом месте – интересный факт. Для родоведа – заполненная ячейка в схеме. Основной объект этих дисциплин – различается. Однако хочется обратить Ваше внимание на пересечение интересов родоведов и краеведов в тех случаях, когда изучается население.
Вообще, гуманитарное знание по природе своей антропо- или социоцентрично, поскольку изучает те или иные проявления человека и общества, социума. Население – тот же социум – это объект многих наук гуманитарного цикла, которые его анализируют всего лишь под разными углами зрения. Так же и в нашем случае.
Обычно совпадает не просто объект (население), а предметная область интереса (отдельные слои населения, которыми интересуются и краеведы, и родоведы). Например, старожильческое население определённой территории. Тогда краевед изучает участие населения в жизни края, в развитии территории, а родовед изучает родственные по-поколенные связи внутри населения. И странно разводить эти отрасли в стороны, зная, как важно родоведу ознакомиться со всеми краеведческими трудами по интересующему его району; как важно подчас краеведу привлечь к своей работе родоведческие данные коллег-земляков. Мы понимаем взаимную полезность краеведческих и родоведческих исследований друг для друга.
Попробуем разобраться, откуда же происходит такая взаимная полезность? Она вызвана очень простой причиной! Просто краевед и родовед пользуются в своей работе разными источниками, из разных источников черпают информацию. Не зря в литературе упоминаются так называемые «генеалогические» источники. Действительно, архивные документы типа исповедных росписей и метрических книг, переписных книг и ревизских сказок в меньшей степени интересны краеведам – ведь они им не дают никакой информации о жизни края. С другой стороны, у родоведов меньшим успехом пользуются описательные источники, часто не архивные, а библиотечные и музейные, поскольку в них нет указаний на прямое родство с нужной персоной. В результате получается узкий взгляд, допускающий дополнения «со стороны» - от коллег-смежников.
|
Кроме состава источников, разница и в характере их использования. Родоведы выбирают информацию о родстве, а краеведы – об истории края. Родоведы выбирают те источники, которые соответствуют заранее выработанной схеме, плану работы; краеведы отталкиваются от доступных источников, логика их работы складывается в ходе самой работы и продиктована найденными источниками, поэтому краеведческий подход можно назвать источнико-центричным, а родоведческий подход – более формализованным. Здесь мы наблюдаем стык двух наших дисциплин: когда схема исследования родоведа выполнена, когда исчерпаны все доступные краеведу источники – тогда возможен взаимный обмен.
Кстати, хотелось бы уточнить место краеведения и генеалогии в семье гуманитарных наук. Обе произошли от исторической науки, как и множество других специальных дисциплин. Обе находятся сейчас на таком уровне развития, который ещё не позволяет считать их науками в прямом смысле этого слова. Они – научные дисциплины, научные отрасли большой науки истории. Можно бесконечно спорить о приоритете краеведения или родоведения, о происхождении одного от другого, о включении одного в другое. Нам же видится важным обнаружить точки соприкосновения, точки взаимной полезности этих дисциплин.
|
Чем могут быть полезны друг другу наши родственные отрасли? Прежде всего, предоставлением друг другу уже добытой информации, если совпала территория интереса родоведа и краеведа. Например, в поиске родни известного художника, горного мастера, архитектора краеведу помогают родоведы; поиск генеалогом данных о произошедших событиях, об изменении административного подчинения данной территории возможен через обращение к краеведу-знатоку этой территории.
Второй вид помощи – экскурс в источниковую базу дисциплины. Как генеалог может помочь разобраться со способами работы, объяснить специфику, даже направить краеведа в места хранения и пользования генеалогическими источниками, так и краевед может помочь генеалогу разобраться в круге «своих» - краеведческих - источников.
Третий вариант помощи – методический. Любая работа – это ряд операций, алгоритм действий по достижению цели, каждый автор или научное сообщество разрабатывает и апробирует эти методы работы. В том числе – методы работы с источником, методы работы с информацией, методы анализа полученных данных и методы оформления полученных результатов. Их также можно и нужно друг у друга заимствовать! Если, скажем, возникла необходимость дать описание рода выдающегося деятеля края, то берутся испытанные (апробированные) методики оформления рода; если необходимо провести хронологическую событийную линию, то целесообразнее использовать краеведческие оформительские наработки. Тем более ценен такой обмен методиками при работе с неизвестным, не типичным для вашей отрасли источником.
|
Главное, что данные краеведения и генеалогии не только не противоречат друг другу, но могут обогатить круг знаний о той или иной территории обоюдо-уникальными дополнениями, создать выпуклый образ территории и, что ещё важнее, её населения.
Теперь призываю Вас обратить внимание на другую пару лиц, имеющих к генеалогии отношение: родовед, изучающий родство и педагог, обучающий генеалогии. Здесь вступают в силу другие различия. Если краевед и родовед – оба исследователи, то педагог – не только не обязан изучать генеалогический объект, он может вообще не быть практиком. Он прежде всего теоретик, да ещё и обучающий, т.е. не впитывающий, а передающий знания теоретик!
Так уж повелось, что теоретикам приходится много читать о своём предмете, а педагог читает и того больше. Практики же читают минимум о том, как действовать, а потом практически оттачивают умения, добиваются профессионализма. Так что же мы читаем до того, как начать работу с источниками, до начала непосредственного генеалогического поиска? Чтобы освоить метод работы, мы читаем методички! Первый тип м етодических пособий по генеалогии, написанных генеалогами-практиками, содержит в большинстве своём сходные описания пути генеалогического поиска, той самой практики, хода исследования. Для родоведа такая методичка необходима, но и достаточна.
Учителю же могут быть полезны методички второго типа - по обучению генеалогии в школе. Такие пособия, как и учебники по генеалогии - редки, поскольку среди генеалогов мало педагогов. Даже на Урале может статься, что в руках педагога окажется лишь одно пособие, а то и ни одного. Педагогу стоит ознакомиться и с методичками первого типа, не только за отсутствием или недостаточностью методичек второго типа. Но и потому, что первые содержат, наряду с практическим, полезный теоретический материал (данные по истории генеалогии, терминологию отрасли), раскрывают специфику работы генеалога в архиве, в библиотеке, с родственниками, с коллегами. Учитель может, прочтя практическое руководство, освоить предмет «заочно», так сказать, «экстерном».
Итак, мы имеем в распоряжении два типа методичек. Родовед пользуется одним типом, а педагог – обоими типами. Как я уже упоминала, практические руководства учителям будут полезны с информативной точки зрения и, что называется, для вхождения в предмет. За неимением учебных пособий они вообще станут основой учебного курса. Второй тип методичек – учебные – могут пригодиться учителю или как готовая схема, или как один из компонентов Вашего будущего курса.
Вообще, говоря о генеалогии, надо помнить, что в наше время генеалогическое знание – авторское, т.е. не существует единого общероссийского стандарта по генеалогии. Поэтому педагогу не только можно, но и нужно объединять в своём курсе несколько учебных пособий, дополняя чужие подходы к предмету своими наработками.
Генеалогию определяют как науку о родстве. Главное слово – родство. Значит, Вы можете преподносить детям это самое родство в любой сфере – исторические деятели, персонажи художественных произведений, религиозные или мифические объекты, звёзды современной эстрады, герои Великой Отечественной войны и прочее, и прочее. Любой из этих вариантов подойдёт, чтобы проиллюстрировать закономерность или показать способ оформления дерева. Специфика обучения предмету (в т.ч. генеалогии) в том, что многое приходится объяснять теоретически, без практики, к тому же с научной точки зрения.
Объединив все полезные данные из всех доступных пособий, дополнить учебный курс педагог может материалами по своему предмету, например, по литературе или истории. А для родоведа-исследователя нет помощников, кроме методичек, собственного здравого смысла и опыта коллег.
Ход практической работы генеалога подробно рассмотрен в практических пособиях. Практическая работа не терпит самовольных отвлечений от давно известного плана действий. Работа педагога, напротив, вариативна. Этапы генеалогической практики могут не соответствовать этапам движения в недра «Родоведения» учащихся в учебном классе. Мало того, что авторские методички по обучению генеалогии строятся на разных принципах, по разной логике располагается материал. Но и сам педагог может, опираясь на пособия, выстроить курс с позиций, близких ему. Следуя тематическому принципу, Вы можете скооперировать курс с уроками по истории или по литературе, выбирать темы по своей логике, выстроить структуру курса, план занятий по логике своего учебного предмета, своей специализации.
С подробными иллюстрациями генеалогической работы Вы сможете ознакомиться, посетив секцию родоведения. А наш сегодняшний доклад был призван лишь обозначить акценты, пояснить важные нюансы изучения генеалогии с разной целью людьми разной специализации. Краеведение и родоведение как практические научные отрасли призваны сотрудничать в формах обмена опытом и информацией. Педагогам же как теоретикам будет полезно максимально освоить практические наработки коллег-исследователей, дополнив их материалами своего предмета, критически осмыслив всю имеющуюся метод-литературу с педагогической и научной основательной позиции.