для конференции Стяжкинские чтения 7 ноября 2011 года




Доклад «Генеалогия для краеведа, родоведа и педагога»

Автор Оксана Владимировна Тарасова

(выпускник УрГУ, секретарь УИРО, член УГО, ЯрИРО)

Наш доклад посвящён генеалогии. Но уместно ли присутствие генеАлогов на краеведческой конференции? Казалось бы, между краеведением и родоведением есть существенная разница. Для краеведа на первом месте – интересный факт. Для родоведа – заполненная ячейка в схеме. Основной объект этих дисциплин – различается. Однако хочется обратить Ваше внимание на пересечение интересов родоведов и краеведов в тех случаях, когда изучается население.

Вообще, гуманитарное знание по природе своей антропо- или социоцентрично, поскольку изучает те или иные проявления человека и общества, социума. Население – тот же социум – это объект многих наук гуманитарного цикла, которые его анализируют всего лишь под разными углами зрения. Так же и в нашем случае.

Обычно совпадает не просто объект (население), а предметная область интереса (отдельные слои населения, которыми интересуются и краеведы, и родоведы). Например, старожильческое население определённой территории. Тогда краевед изучает участие населения в жизни края, в развитии территории, а родовед изучает родственные по-поколенные связи внутри населения. И странно разводить эти отрасли в стороны, зная, как важно родоведу ознакомиться со всеми краеведческими трудами по интересующему его району; как важно подчас краеведу привлечь к своей работе родоведческие данные коллег-земляков. Мы понимаем взаимную полезность краеведческих и родоведческих исследований друг для друга.

Попробуем разобраться, откуда же происходит такая взаимная полезность? Она вызвана очень простой причиной! Просто краевед и родовед пользуются в своей работе разными источниками, из разных источников черпают информацию. Не зря в литературе упоминаются так называемые «генеалогические» источники. Действительно, архивные документы типа исповедных росписей и метрических книг, переписных книг и ревизских сказок в меньшей степени интересны краеведам – ведь они им не дают никакой информации о жизни края. С другой стороны, у родоведов меньшим успехом пользуются описательные источники, часто не архивные, а библиотечные и музейные, поскольку в них нет указаний на прямое родство с нужной персоной. В результате получается узкий взгляд, допускающий дополнения «со стороны» - от коллег-смежников.

Кроме состава источников, разница и в характере их использования. Родоведы выбирают информацию о родстве, а краеведы – об истории края. Родоведы выбирают те источники, которые соответствуют заранее выработанной схеме, плану работы; краеведы отталкиваются от доступных источников, логика их работы складывается в ходе самой работы и продиктована найденными источниками, поэтому краеведческий подход можно назвать источнико-центричным, а родоведческий подход – более формализованным. Здесь мы наблюдаем стык двух наших дисциплин: когда схема исследования родоведа выполнена, когда исчерпаны все доступные краеведу источники – тогда возможен взаимный обмен.

Кстати, хотелось бы уточнить место краеведения и генеалогии в семье гуманитарных наук. Обе произошли от исторической науки, как и множество других специальных дисциплин. Обе находятся сейчас на таком уровне развития, который ещё не позволяет считать их науками в прямом смысле этого слова. Они – научные дисциплины, научные отрасли большой науки истории. Можно бесконечно спорить о приоритете краеведения или родоведения, о происхождении одного от другого, о включении одного в другое. Нам же видится важным обнаружить точки соприкосновения, точки взаимной полезности этих дисциплин.

Чем могут быть полезны друг другу наши родственные отрасли? Прежде всего, предоставлением друг другу уже добытой информации, если совпала территория интереса родоведа и краеведа. Например, в поиске родни известного художника, горного мастера, архитектора краеведу помогают родоведы; поиск генеалогом данных о произошедших событиях, об изменении административного подчинения данной территории возможен через обращение к краеведу-знатоку этой территории.

Второй вид помощи – экскурс в источниковую базу дисциплины. Как генеалог может помочь разобраться со способами работы, объяснить специфику, даже направить краеведа в места хранения и пользования генеалогическими источниками, так и краевед может помочь генеалогу разобраться в круге «своих» - краеведческих - источников.

Третий вариант помощи – методический. Любая работа – это ряд операций, алгоритм действий по достижению цели, каждый автор или научное сообщество разрабатывает и апробирует эти методы работы. В том числе – методы работы с источником, методы работы с информацией, методы анализа полученных данных и методы оформления полученных результатов. Их также можно и нужно друг у друга заимствовать! Если, скажем, возникла необходимость дать описание рода выдающегося деятеля края, то берутся испытанные (апробированные) методики оформления рода; если необходимо провести хронологическую событийную линию, то целесообразнее использовать краеведческие оформительские наработки. Тем более ценен такой обмен методиками при работе с неизвестным, не типичным для вашей отрасли источником.

Главное, что данные краеведения и генеалогии не только не противоречат друг другу, но могут обогатить круг знаний о той или иной территории обоюдо-уникальными дополнениями, создать выпуклый образ территории и, что ещё важнее, её населения.

 

Теперь призываю Вас обратить внимание на другую пару лиц, имеющих к генеалогии отношение: родовед, изучающий родство и педагог, обучающий генеалогии. Здесь вступают в силу другие различия. Если краевед и родовед – оба исследователи, то педагог – не только не обязан изучать генеалогический объект, он может вообще не быть практиком. Он прежде всего теоретик, да ещё и обучающий, т.е. не впитывающий, а передающий знания теоретик!

Так уж повелось, что теоретикам приходится много читать о своём предмете, а педагог читает и того больше. Практики же читают минимум о том, как действовать, а потом практически оттачивают умения, добиваются профессионализма. Так что же мы читаем до того, как начать работу с источниками, до начала непосредственного генеалогического поиска? Чтобы освоить метод работы, мы читаем методички! Первый тип м етодических пособий по генеалогии, написанных генеалогами-практиками, содержит в большинстве своём сходные описания пути генеалогического поиска, той самой практики, хода исследования. Для родоведа такая методичка необходима, но и достаточна.

Учителю же могут быть полезны методички второго типа - по обучению генеалогии в школе. Такие пособия, как и учебники по генеалогии - редки, поскольку среди генеалогов мало педагогов. Даже на Урале может статься, что в руках педагога окажется лишь одно пособие, а то и ни одного. Педагогу стоит ознакомиться и с методичками первого типа, не только за отсутствием или недостаточностью методичек второго типа. Но и потому, что первые содержат, наряду с практическим, полезный теоретический материал (данные по истории генеалогии, терминологию отрасли), раскрывают специфику работы генеалога в архиве, в библиотеке, с родственниками, с коллегами. Учитель может, прочтя практическое руководство, освоить предмет «заочно», так сказать, «экстерном».

Итак, мы имеем в распоряжении два типа методичек. Родовед пользуется одним типом, а педагог – обоими типами. Как я уже упоминала, практические руководства учителям будут полезны с информативной точки зрения и, что называется, для вхождения в предмет. За неимением учебных пособий они вообще станут основой учебного курса. Второй тип методичек – учебные – могут пригодиться учителю или как готовая схема, или как один из компонентов Вашего будущего курса.

Вообще, говоря о генеалогии, надо помнить, что в наше время генеалогическое знание – авторское, т.е. не существует единого общероссийского стандарта по генеалогии. Поэтому педагогу не только можно, но и нужно объединять в своём курсе несколько учебных пособий, дополняя чужие подходы к предмету своими наработками.

Генеалогию определяют как науку о родстве. Главное слово – родство. Значит, Вы можете преподносить детям это самое родство в любой сфере – исторические деятели, персонажи художественных произведений, религиозные или мифические объекты, звёзды современной эстрады, герои Великой Отечественной войны и прочее, и прочее. Любой из этих вариантов подойдёт, чтобы проиллюстрировать закономерность или показать способ оформления дерева. Специфика обучения предмету (в т.ч. генеалогии) в том, что многое приходится объяснять теоретически, без практики, к тому же с научной точки зрения.

Объединив все полезные данные из всех доступных пособий, дополнить учебный курс педагог может материалами по своему предмету, например, по литературе или истории. А для родоведа-исследователя нет помощников, кроме методичек, собственного здравого смысла и опыта коллег.

Ход практической работы генеалога подробно рассмотрен в практических пособиях. Практическая работа не терпит самовольных отвлечений от давно известного плана действий. Работа педагога, напротив, вариативна. Этапы генеалогической практики могут не соответствовать этапам движения в недра «Родоведения» учащихся в учебном классе. Мало того, что авторские методички по обучению генеалогии строятся на разных принципах, по разной логике располагается материал. Но и сам педагог может, опираясь на пособия, выстроить курс с позиций, близких ему. Следуя тематическому принципу, Вы можете скооперировать курс с уроками по истории или по литературе, выбирать темы по своей логике, выстроить структуру курса, план занятий по логике своего учебного предмета, своей специализации.

С подробными иллюстрациями генеалогической работы Вы сможете ознакомиться, посетив секцию родоведения. А наш сегодняшний доклад был призван лишь обозначить акценты, пояснить важные нюансы изучения генеалогии с разной целью людьми разной специализации. Краеведение и родоведение как практические научные отрасли призваны сотрудничать в формах обмена опытом и информацией. Педагогам же как теоретикам будет полезно максимально освоить практические наработки коллег-исследователей, дополнив их материалами своего предмета, критически осмыслив всю имеющуюся метод-литературу с педагогической и научной основательной позиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: