Правила безопасности труда




Класс

Тема урока: «Художественная резьба по дереву»

(слайд 1)

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с краткой историей художественной обработки дерева;

2. Сформировать представление о народных художественных промыслах Казахстана и России;

3. Познакомить с разновидностями резьбы по дереву;

4. Дать первоначальные навыки выполнения элементов трехгранно-выемчатой геометрической резьбы.

5. Научить правилам безопасности труда при художественной обработке изделий из древесины.

Развивающие:

1. Развить навыки самостоятельного составления несложных композиций резьбы по дереву на основе традиций народного искусства;

2. Развить художественный вкус, общую культуру личности;

3. Развить умение самостоятельно оценивать свою работу.

Воспитательные:

1. Приобщить учащихся к истокам национальной культуры;

2. Привить любовь к традиционному ремеслу художественной обработки древесины;

3. Воспитать у учащихся интерес (мотивацию) к художественной обработке материалов.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Межпредметные связи: история, ИЗО, черчение, физика, биология

 

Оборудование урока:

- принадлежности учащихся ( рабочие тетради, линейки, простые карандаши, ластики);

- копировальная бумага, эскизы рисунков элементов трехгранно-

выемчатой геометрической резьбы;

- заготовки материала (береза, осина, сосна);

- наборы резцов для художественной резьбы по дереву;

- переносная мультимедийная аппаратура;

- презентация урока по теме: «Художественная резьба по дереву»;

- образцы работ с резьбой по дереву.

Ход урока:

 

І Организационная часть

 

1. Контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к занятию.

3. Сообщение темы, целей и задач урока.

4. Актуализация знаний учащихся.

 

Вопросы на повторение и выявление межпредметных знаний:

Биология-технология (слайд 2)

1. Какие породы деревьев растут в нашей местности?

(ответ: берёза, осина, ель, сосна, дуб, рябина, клён)

2. Как подразделяются породы деревьев в природе?

(ответ: на лиственные и хвойные)

3. Как подразделяются породы древесины по твердости?

(ответ: мягкие и твёрдые)

4. Какие свойства древесины вам известны?

(ответ: цвет древесины, плотность, текстура, влажность и прочность)

ИЗО-технология (слайд3)

5. Где может применяться художественная резьба?

(ответ: декоративное оформление домов, мебели, панно, посуды, скульптурные композиции, картинные рамки, сувениры и т.д.)

 

ІІ Теоретическая часть

 

1.Выступления учащихся с краткими историческими сведениями

(связь истории и технологии)

Ученик №1: С давних времён Россия славилась своим разнообразием лесных массивов, а также мастерами – резчиками по древесине. Русские избы строились из брёвен и обильно украшались резьбой с верху до низу (особенно карнизы, конёк, наличники на окна и двери), оттого наверное, глядя на эту красоту – невольно сравниваешь резной узор с русскими кружевами. Резные работы можно было встретить везде, так как позволить себе купить что-то из металла, например – ложку, крестьянин просто не мог (было крепостное право).

Ученик №2: С глубокой древности одним из распространенных видов домашнего ремесла казахов была художественная обработка дерева (резное украшение входа в юрту, мебели, посуды, предметов повседневного обихода и конской упряжи). Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Казахстана и Алтая.

Старинные художественные традиции орнаментальных мотивов, технологических приемов изготовления изделий из дерева сохранились в творчестве народных мастеров Казахстана и поныне.

Ученик №3: В старину люди думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом и распоряжается. Были духи лесные, домовые и лошадиные. Чтобы задобрить лошадиного духа, который оберегал бы лошадь в течение года, необходимо было сделать идола - фигурку лошади. Но сделать нужно было его только за 365 прикосновений ножа к дереву (по количеству дней в году), произнося при этом заклинания. Если идол был сделан за 360 прикосновений, то хозяйская лошадь 5 дней в году оставалась беззащитной. Если хоть один лишний раз прикасались ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу.

Идол, охранявший всю деревню, выполнялся 52-мя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и устанавливался на высоком столбе (высотой 4-5 м.) у въезда в селение, «дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней и разбойников»

Ученик №4: Ведя кочевой образ жизни казахи сами изготавливали деревянные изделия, необходимые в быту для ведения скотоводческого хозяйства. Резчики по дереву – ерши, агашшы, агаш шебери, производили седла – ер, ящики для хранения продуктов – кебеже и вещей – сандык, абдире, вешалки для одежды – адалбакан, кровати – тесек; вырезали разнообразные по форме кумысные наборы из круглых или ладьеобразных чаш – тостаган, саптыаяк, миски – шара, половники для разлива кумыса – ожау, блюда для подачи мяса – табак, тегеш.

 

Значительное место среди деревянных изделий занимали подставки под сундуки – жукаяк, под саба – сабаяк, кадушка для сбивания масла – куби, цельнодолбленная чаша для мяса – астау, деревянные ступы – кели, шкаф для посуды и продуктов – асадал. Эти предметы часто украшались различными орнаментами, инкрустацией из кости и серебром.

Ученик №5: В многочисленных русских семьях каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. Делалось это исключительно для соблюдения гигиены.

В связи с этим вам, наверное, интересно будет знать, что Пётр І, отправляясь в путешествие по Европе, всегда брал с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших знатного и почётного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил своё здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

 

Ученик №6: Василий Петрович Ворносков был самым известным резчиком. В советский период он устраивал много персональных выставок в России и за рубежом, создал резчицкую артель «Возрождение», которая ныне преобразована в Абрамцевское художественно – промышленное училище, где готовят мастеров народных художественных промыслов.

 

 

Кроме того имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской

резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

2.Изложение нового материала: «Художественная резьба по дереву»

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой. Деревянные узоры на русских избах как застывшая прекрасная музыка, как песня о любви к родному дому, к отчему краю. Деревянной резьбой украшали карнизы фронтонов, слуховые окна, фризовые доски, наличники и ставни окон, крыльцо, ворота, калитки. Она стала неизменной спутницей архитектуры крестьянского и городского жилища. И сейчас отчётливо видно пристрастие наших предков к украшению своего дома деревянным кружевом. Оно делало его ценным памятником архитектуры, в котором сочетались простота форм, естественность с разнообразием приёмов выполнения различных видов резьбы.

 

Виды резьбы по дереву (слайд 4)

Существующие виды резьбы по дереву можно под­разделить на группы. Основные из них следующие:

- плосковыемчатая или углубленная (геометрическая и контурная)

- плоскорельефная;

- рельефная;

- прорезная или ажурная

- скульптурная или объемная;

- домовая (корабельная)

Каждая из этих групп в свою очередь делится по рисунку и технике выполнения на разновидности.

 

Геометрическая резьба (Слайд 5) – самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки, прялки и многое другое.

Для резьбы выбирают хорошо высушенную однородную древесину всех лиственных пород без ярко выраженной текстуры (берёзы, липы, осины, тополя, ольхи, ивы и т.д.).

Миниатюрную резьбу выполняют на твёрдой древесине самшита, груши, яблони, клёна, граба и т.д.

Резьбу крупными элементами применяют на древесине хвойных пород.

 

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты (слайд 6)

Плоские прямые (рис. а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.
Желобчатые стамески (рис. б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы

Стамески-клюкарзы (рис. д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. е) применяют при вырезании канавок.
Стамески-цезарики (рис. ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).

Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30-40°.

 

Вопросы к учащимся на знание физики:

-Как вы думаете, какое физическое явление используется при резании древесины резцом? (ответ: давление)

-Каким резцом легче резать древесину: тупым или острым? (ответ: острым, т.к. острая кромка резца из-за малой площади оказывает гораздо большее давление)

Правила безопасности труда

при художественной обработке изделий из древесины (слайд 7)

 

ü Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.

ü Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов.

ü Освещение на изделие должно падать спереди, сбоку, сверху, а лампа должна находиться на достаточном расстоянии от резчика.

ü Не следует отвлекаться и, если это не нужно для резьбы, ходить с инструментом в руках.

ü Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии.

ü Инструмент класть на верстак режущей кромкой от себя.

ü Стамески и ножи всегда без исключения нужно держать двумя руками – отступления от этого правила – нет!

ü Не рекомендуется при резьбе располагать заготовку на ладони или коленях, а также резать, держа изделие на весу без упора.

ü Необходимо всегда иметь под рукой средства первой медицинской помощи.

 

ІІІ Практическая часть:

Вводный инструктаж

1. Показ учителем основных приемов и навыков работы режущими инструментами при выполнении элементов трехгранно-выемчатой геометрической резьбы.

2. Напоминание строгого соблюдения правил безопасности труда.

 

Самостоятельная работа учащихся – выполнение полученного задания

1. Подбор учащимися материала и предварительная обработка поверхности для нанесения контура будущей резьбы.

2. Выбор элементов трехгранно-выемчатой геометрической резьбы (из представленных учителем образцов).

3. Перенос (копирование) контуров орнамента резьбы на поверхность материала.

4. Ознакомление с инструментами для резьбы.

5. Пробные приемы выполнения элементов трехгранно-выемчатой геометрической резьбы (под фронтальным наблюдением учителя).

Текущий инструктаж

1. Проверка организации рабочих мест, соблюдение безопасных приемов работы;

2. Проверка правильности выполнения элементов трехгранно-выемчатой геометрической резьбы;

3. Обучение самоконтролю и взаимоконтролю; дополнительные задания для сильных учеников.

 

IV Организационно-заключительная часть:

1. Вопросы на закрепление:

- с какими видами резьбы вы сегодня познакомились?

- какие материалы лучше брать для начинающего резчика?

- назовите основные инструменты, которые вы использовали при резьбе по дереву?

2. Прием учителем выполненных работ

3. Заключительный инструктаж (подведение итога работы за урок, анализ типичных ошибок, раскрытие их причин, дополнительное объяснение и показ приемов работы).

4. Сообщение оценок работы каждого учащегося.

5. Домашнее задание.

6. Приведение в порядок рабочих мест.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: