Преподаватель: Лаптева Светлана Трофимовна 21.05.2020




МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 Г. ГОРЛОВКА

Домашнее задание по музыкальной литературе для 5го класса (ф-но, скр.), 3 нар.

Преподаватель: Лаптева Светлана Трофимовна 21.05.2020

Тема: «А.Л.Ведель. Биография и обзор творчества»

 

Артемий Лукьянович Ведель (настоящая фамилия Ведельский) — украинский композитор, дирижер, певец-тенор, скрипач родился, вероятно, 13 (26) апреля 1767 г. в Киеве в мещанской семье. Отец Лукьян Власович Ведельский (1730—1815) принадлежал к киевскому цеху иконописцев, был известным в городе резчиком, держал мастерскую, где вырезал иконостасы, поэтому из детства маленький Артемка папе помогал. Мама, Елена Григорьевна Ведельская, была умелая и ловкая хозяйка, самостоятельно занималась домашними делами. По одной из гипотез, родители Веделя имели немецкое происхождение и были русифицированными.

Имея чрезвычайной красоты тенор, Артемий попал в архиерейский хор Киевской духовной академии, а в девятилетнем возрасте стал бурсаком. В Киево-Могилянской академии Артем Ведельский учился до лета 1787 г. Как и Григорий Сковорода, юноша закончил курс по классу философии и получил фундаментальное гуманитарное образование.

Согласно одной из легенд, за изысканную игру на скрипке бурсаки прозвали однокурсника Веделем: именно так (videl) в Средневековье голландцы называли одну из разновидностей старинного струнного инструмента — предшественника современной скрипки. По другой, артистический псевдоним происходил от польского widelecstrojowe: камертон или «Фидель» — старинный струнный смычковый инструмент, один из родителей скрипки. Вот, выбирайте, какое из объяснений вам больше по душе.

***

Талант Артемий Ведель мел поразительный. Потому что через год после окончания Киево-Могилянской академии новый митрополит Киевский и Галицкий, протектор Киево-Могилянской академии Самуил (Миславский; 1783—1796) рекомендовал 21-летнего юношу в регенты хоровой капеллы генерал-аншефа Москвы Петра Дмитриевича Еропкина (1724—1805). С несколькими наиболее талантливыми малолетними певцами кандидата отправили в столицу империи.

***

Должность регента хоровой капеллы генерал-аншефа Москвы была на то время достаточно престижной, ведь считалась одной из лучших в Российской империи. В Москве Артемий Ведель работал последующие пять лет.

Вскоре и оригинальные произведения Артемия Веделя приобрели популярность. Их изучали в духовных учебных заведениях, переписывали и распространяли в списках. Исполнять их считали честью церковные и светские хоры. Пройдет каких-то полвека, и в Санкт-Петербурге именно это духовное произведение часто будет петь Тарас Шевченко

В последнее время много пишут о том, что в Белокаменной Артемий Ведель брал частные уроки музыки у известного маэстро Джузеппе Сарти...

Перед Артемием Веделем открывалась блестящая карьера, но в ноябре 1792 г. по неизвестным причинам он по собственному желанию уволился с должности капельмейстера, покинул Москву и в чине губернского секретаря вернулся на родину, в Киев. Никогда никоим образом о том поступке он не пожалел.

***

С середины декабря 1792 г. Ведель опять поселился в родительской усадьбе на Подоле. Каждый Божий день он направлялся в церковь, чтобы послушать литургию, перед иконами стоял на коленях и пел, регулярно причащался, а дома читал лишь святых отцов...

Некоторое время музыкант поработал регентом хора Киево-Могилянской академии, который достаточно быстро стал лучшим в Городе на семи холмах. В те времена в Киеве особенно уважались церковные хоры, а из светских — хор и музыкальная капелла генеральского поручика Андрея Яковлевича Леванидова (1747—1802), созданные при штабе Малорусского пехотного корпуса; достаточно быстро они стали наикратчайшими в Юго-Западном крае.

***

В марте 1796 г. Артемий Ведель отправился в Харьков, забрав с собой лучших певчих и музыкантов. Ведь его благотворителя, генеральского поручика А.Я.Леванидова поставили во главе вновь созданного Украинско-Слободского генерал-губернаторства, которое возникло путем слияния Харьковского и Воронежского. В Харькове Ведель создал пять духовных концертов: «Помилуй мя, Господи, яконемощенєсьм» в ля-миноре, «Воскресни, Господи...» (сохранился не полность), «Услиши, Господи,глас мой» в до-миноре, а также «Проповідника віри «и «Господь пасетмя» в до-мажоре, Ничего не сделаешь, музыковеды перечисляют лишь датированные произведения, но в тот период плодотворный автор мог написать ряд и других композиций.

Известна история, когда после исполнения духовного концерта «Доколи, Господи, забудешимя», написанного в фа-миноре еще в 1795 г., генерал-лейтенант, киевский военный губернатор (1798), князь Павел Михайлович Дашков (1763-1807) снял с шеи вышитый золотом шарф, завернул в подарок 500 рублей и поднес автору. В то время штатной платы на год протоиерей получал 400 рублей серебром.

***

Потом все пошло наперекосяк. В начале 1797 г. по приказу императора Павла I Малорусский корпус расформировали, Украинско-Слободское генерал-губернаторство ликвидировали, генерал-поручик Андрей Яковлевич Леванидов покинул столицу Слободской Украины, а 8 сентября 1797 г. вышел в отставку.

То было полбеды, происходили более глубинные процессы, которые меняли лицо национальной духовной музыки. Находясь в Московии в 1765-1768 гг., итальянский композитор Бальдассаре Галуппи своим примером и влиянием на бывшего ученика, украинского композитора и дирижера Дмитрия Бортнянского решительно и надолго направил национальную духовную музыку второй половины XVIII ст. в русло полного итальянизма. Именно от него начинал укрепляться в российской духовной музыке сладковатый, сентиментально-игривый оперно-концертный стиль, который быстро воцарился и стал определять вкусы не только светской аудитории, но отчасти и духовенства, призванного охранять неколебимость церковного обряда...

Согласно высокого циркуляру, отныне в церквях запрещалось исполнять духовные концерты, которые непосредственно не касались службы; сокращались штаты хоров, отменялось их материальное обеспечение государственным финансированием. Помимо остального, царский рескрипт ликвидировал все не предусмотренные штатным расписанием полковые капеллы.

Вынужденно Артемий Ведель написал рапорт об отставке. Приказом Государственной военной коллегии от 12 октября 1797 г. его уволили. Как было написано:

— От воинской службы на собственное пропитание отставлен с тем же чином с ношением мундира.

***

Невзирая на все удары судьбы, Артемий Ведель руководил капеллой вновь созданной Слободско-украинской губернии и добросовестно служил капельмейстером вокального класса в Казенном училище при Харьковском коллегиуме.

Опыт преумножал славу. Ученики Артемия Веделя завоевывали первые номера в придворных капеллах Санкт-Петербурга, Москвы и в петербургских митрополичьих хорах. Но на глазах культурно-художественная жизнь Слободской Украины приходила в упадок: был ликвидирован театр, губернский хор и капеллы в военных частях, симфонические оркестры, а в церквях исполнять произведения Артемия Веделя вообще запретили.

В конце лета 1798 г. из Харькова украинский композитор выехал в Киев. Он опять поселился у родителей на Подоле, компоновал новые произведения. В частности в городе над Днепром автор создал два своих последних концерта: «Боже законопреступницивосташа на мя» (1796) и «Ко Усадьбу всегда скорбіти мы» (1798); оба — в до-миноре.

***

Из воспоминаний бывшего ученика Петра Турчанинова, в Киеве композитор раздал имущество попрошайкам, библиотеку и партитуры оставил братии и начал юродствовать.

С тех пор все разговоры Артемия Веделя состояли из прославления Господа и любви к ближним. На предложение ученика помочь деньгами, в письме он ответил:

— В настоящее время я, будучи самым зажиточным в мире, никак в деньгах не нуждаюсь.

Его настроения расшатывались из крайности в крайность. Поскольку применить свои способности Ведель не мог. Тем более, найти должность, которая бы отвечала уровню его таланта, в Киеве было нереально. С грустью в письме протоиерею Петру Ивановичу Турчанинову мастер сознался:

— Я полностью не устроен в моей судьбе. Не знаю, что делать, кажется, Бог меня покинул.

Выход оставался один: идти к Господу. 17 января 1799 г. бывший капельмейстер решился на молитвенный подвиг и стал послушником Киево-Печерской лавры. Но навсегда похоронить себя в обители Артемий Ведель не смог. Послух он прекратил, стать монахом не пожелал, потому что имел убеждение:

— Бог не в рукотворных храмах живет.

***

В одну из весенних ночей 1799 г. он покинул монастырские стены и, «сознательно, приняв на себя подвиги юродства» (Петр Турчанинов), по примеру Григория Сковороды отправился в странствия по селам Киевской, Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний. Такой поступок вызвал раздражение митрополита Киевского, архимандрита Киево-Печерской лавры Иерофея (Малицкого; 1727—1799).

***

По логике тогдашнего состояния науки Артемий Ведель страдал меланхолией...

Сегодня меланхолия определяется как обычная депрессия, которая испокон веков отличала выдающиеся исторические фигуры от общественности, — начиная от Мольера и Николая Гоголя, и заканчивая Феликсом Мендельсоном и Петром Чайковским.

***

Именно по причине таинственности все, что в действительности происходило потом в судьбе Артемия Веделя, овеяно тайной. Двести лет какие-либо архивные документы отсутствовали — кое-что было найдено лишь недавно. Поэтому фигуру украинского гения окутали легенды, выдумки и откровенная клевета, в частности о «долгоестранствие по Малороссии», во время которого композитор «присоединился к сектеиллюминатов» (читай: масонов), с которыми, как и с другими тайными обществами, вообще связывалось множество теорий заговоров.

Осталось очень важное воспоминание Петра Турчанинова, который о духовных взглядах гения написал так:

— К Веделю часто заходили прежние товарищи, учителя Киево-Могилянской академии, которые нередко спорили с ним о Вере, но Артемий всегда защищал истину православной нашей Церкви, был пылким сторонником православия.

***

...Дело №12 — «О капитане безумном Веделе» отправили в Санкт-Петербург. Пока в Северной Пальмире решали, на гауптвахте пленник тяжело заболел и одной ногой уже стоял в могиле. Пытаясь оградить себя от ответственности за преждевременную смерть узника, высокое решение по которому из столицы Российской империи еще не поступило, из Киевской крепости Артемия Веделя отдали... под родительскую опеку.

Через две недели, 27 июля (10 августа) 1799 г. из Северной Пальмиры поступило распоряжение вновь назначенного генерал-прокурора Санкт-Петербурга, председателя Правительственного сената Александра Андреевича Беклешова (1743—1808), где отмечалось:

— Император повелеть соизволил: будет он Ведель выздоровел, взять его от отца, отослать в дом сумасшедших в Киеве и держать без выпуску.

Отдельно подчеркивалось в циркуляре: запретить давать бумагу, перо и чернила. Это еще одна аллюзия с творческой судьбой Кобзаря.

***

Психушку на Подоле ликвидировали в 1803 г. Настолько печальную славу среди киевлян обрел желтый дом, что целые восемь лет не находился покупатель. Пациентов, в конечном итоге, перевели во вновь созданную богадельню на территории бывшего Кирилловского монастыря на Куреневке.

Проходили годы... Следующий император Александр I на дело Артемия Веделя 15 мая в 1802 г. наложил резолюцию: «...оставить в нынешнем положении».

В Кирилловской богадельне для душевнобольных композитор пробыл следующие девять лет. Как душевнобольного его из палаты не выпускали, пусть и стояла на дворе жара, а в палате кипела духота. Иногда, по большим праздникам, посетителям позволяли заходить в палаты, поэтому Артемия Веделя лишь тогда посещали пожилые родители.

***

...Хоронили великого маэстро торжественно, многолюдно. Современникам казалось, весь Киев пришел прощаться со своим капельмейстером. Похоронили Артемия Веделя на Щекавицком кладбище на Подоле (около современной улицы Олеговской). В 1935 г., согласно генеральному плану застройки Киева, большинство столичных холмов, в том числе и горы Щекавицы, превратили в городские зоны отдыха — парки. Поэтому на призыв партии послушная комсомолия и кладбище разрушила. Ни мы, ни наши внуки уже не узнаем, где была могила одного из трех основателей (вместе с Максимом Березовским и Дмитрием Бортнянским) музыки украинского барокко, незаурядного композитора Артемия Лукьяновича Веделя.

***

...Существует по крайней мере три даты смерти композитора: 1806 г., 1808 г. и 1810 г. Это легко объясняется, потому что уже буквально через несколько лет после смерти великого композитора его ученик, протоиерей Петр Турчанинов не смог найти могилу на Щекавицком кладбище; все следы, включая и документы о жизни провидца, тщательным образом уничтожили.

Трагическая судьба великого композитора повлияла на участие его творческого наследия. Первая биография боголюбимого меланхолика в печати появились лишь через полтора века после смерти музыканта, а духовные концерты маэстро в ХIХ столетии, вообще не исполнялись, даже в храмах. До сегодняшнего дня пришли к 80 авторским произведениям: 31 хоровой концерт (в Институте рукописей НБУВ хранится 12 духовных концертов), шесть трио, среди которых «Покаянияотверзи мы двери, Жизнодавче!», две литургии Иоанна Златоуста, Всенощная служба, Рождественские, Пасхальные, Богородичные, другие духовные произведения и один светский кант.

Длительное время продолжаются споры о памятнике выдающемуся композитору на горе Щекавица, хотя проект существует восьмой год; нет сквера имени выдающегося композитора, к счастью, в Шевченковском районе появилась улица Артемия Веделя. А еще — в 2008 г. на личные средства Андрея Миргородского была установлена бронзовая памятная доска на фасаде Староакадемического корпуса Киево-Могилянской академии.

 

Задания: сделать конспект и записать в тетради.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: