Знаменитые артисты балета




Ход урока

Изучить новый материал.

Составить мини – конспект по предложенному материалу (в тетради по музыке), также записать и запомнить имена выдающихся русских балерин.

Тема нашего сегодняшнего урока «В музыкальном театре. Балет».

В 5 классе на уроках музыки вы знакомились с искусством балета. Давайте повторим особенности жанра балета, назовем виды искусств, которые объединены в балетном спектакле, известные балеты и композиторов, а также творческие профессий.

Балет (франц. Ballо – танцую) – вид музыкально - театрального искусства, содержание которого выражается в образах хореографии. Это синтетический вид искусства, включающий в себя драматургию, музыку, хореографии, изобразительное искусство. Эти виды искусств не существуют сами по себе, они подчинены хореографии. Балет – высшая форма хореографии.

Балет обладает неограниченными возможностями образного отражения окружающей действительности, способен воплотить философские мысли, чувства, раскрыть жизненные конфликты. Балет всегда воспевает в человеке прекрасное, воспитывает добрые и благородные чувства, утверждая идеи гуманизма.

Либретто – основа балетного спектакля. В нем излагаются главные события, определяется идея и конфликт. Либретто основывается на литературном произведении и пишется с учетом хореографического и музыкального воплощения идеи. Обычно сценарии пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист.

На основе сценария композитор пишет балетную музыку. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Роль музыки в спектакле велика: отражает все происходящие в сценарии события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальнаядраматургия балета – основа для создания хореографии. При создании музыки длябалетанеобходимо сотрудничество композитора и балетмейстера для определения характера будущей хореографии.

Танец – основа хореографического действия, в ней воплощены состояния и характеры действующих лиц. Пантомима подчинена танцу, она может составлять танцевальную основу и включаться в танец.

В балете различают типы танца: классический (равнозначный балетному или театральному танцу) и характерный (балетный танец на основе народного танца). Каждый из этих танцев делится на сольный и ансамблевый и массовый (кордебалет).

В балетном спектакле большое значение имеет художественное оформление действия и сценическое решение костюмов, являющееся воплощением идеи. Костюмы показывают особенность персонажей, подчеркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия. В спектакле должно быть достигнуто единство костюмов, декораций и освещения. Важная роль в балетном спектакле отведена дирижеру, Его работа заключается в умении воплотить замысел композитора, идеи балетмейстера – постановщика, подчеркнуть индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен.

Знаменитые артисты балета

  • ГАЛИНА УЛАНОВА (1909 – 1998) – икона классического балета. Ее искусство совершенно, гармонично. В его основе – идеальное соответствие, безупречность пропорций жизненного и условного. Этой великой балерине поставлено два памятника при жизни – в Санкт- Петербурге и Стокгольме.
  • МАРИНА СЕМЕНОВА (1908 – 2010) – ученица легендарной Агриппины Вагановой. С именем Семеновой связывают возрождение имперской славы русского балета. Ее коронной партией, кроме партии в балете «Жизель», была партия Одетты в «Лебедином озере».
  • ОЛЬГА ЛЕПЕШИНСКАЯ (1916 – 2008) умела в каждом образе, обладая безупречной техникой, отразить свой собственный, искрометный характер. Виртуозно владела всеми средствами классического танца. Танец в жизни балерины был высшим достижением смысла ее существования.
  • ЕКАТЕРИНА МАКСИМОВА (1939 – 2009) – ученица Елизаветы Герд и Галины Улановой, выдающаяся русская балерина, станцевавшая весь репертуар Большого театра. Любимой ролью называла Анюту из одноименного современного балета на музыку В.Гаврилина, поставленного специально для нее. Знаменитый дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильевна знают во всем мире.
  • НАТАЛИЯ БЕССМЕРТНОВА (1941 – 2008) – блестяще исполнила партию Жизели и в 1961 году. Ее исполнение сравнили с О.Спесивцевой и Г.Улановой, подчеркивая романтичность и одухотворенность созданного ею образа.
  • НАДЕЖДА ПАВЛОВА (1956 г.р.) – однофамилица знаменитой русской балерины Анны Павловой. Рано стала знаменитой, станцевав Золушку и Жизель в 17 лет. Сочетала в себе драматический и комедийный. Легендарный импрессарио С. Юрок, который первым привез Анну Павлову в Америку, однажды заметил: «Я же познакомил американцев и с Надей Павловой. Я достойно завершаю свою карьеру, теперь могу умирать».
  • СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА (1979 г.р.) – новый символ русского балета. Солистка Большого театра с 2003 года. Обладательница прекрасного тела и техники, работает на ведущих сценах мира. Склонна к экспериментам: к своему 30-летию показала на сцене новый балет «Захарова. Суперигра», созданный специально для нее.

Интерес к искусству танца – давняя традиция в искусстве живописи. Многие парижские художники находили вдохновение в искусстве танцовщиц. Увлекался балетом и великий французский художник – импрессионист Эдгар ИлэрЖермен Дега(1834 – 1917). Его цепкий взгляд улавливал самую суть профессии танцовщицы. Гораздо больше спектаклей Парижской оперы его манили балетные классы.

Картина «Оркестранты оперы» стала одной из первых работ, написанных на эту тему. Она представляет собой небольшое по размеру полотно: мы видим случайно сделанную во время спектакля фотографию. Художник предлагает зрителю взглянуть на сцену через оркестровую яму. Весь первый план занимают люди одетые в черные фраки – музыканты, снизу – балюстрада. Центральное место здесь принадлежит изображению друга живописца Дезире Дио, играющему на фаготе. Композиция построена таким образом, что мы можем видеть лишь нижнюю часть идущего на сцене спектакля. Первое, на что обращает внимание зритель – танцовщицы в ярких розовых и голубых пачках, и только после этого активное белое пятно рубашки музыканта переводит взгляд на главного персонажа картины. Следующие свои работы мастер полностью посвятил танцовщицам.

Для Дега искусство балета – прежде всего тяжкий труд, изнурительная тяжелая работа, недаром кто-то назвал эту профессию «каторгой в цветах». Балерина – не эфимерный эльф, а существо из костей и мышц, одетая в трико и легкую газовую юбочку. Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц». Но для него балерины были лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани, ухватить движения. Дега редко изображал танцовщиц на сцене. Его больше интересовало то, что происходит за кулисами, в классах, на балетных репетициях. Хрупкие, невесомые фигурки балерин предстают перед зрителями не только в свете софитов, на сцене, но и в полумраке танцевальных залов в короткие минуты отдыха. Он показал то, что обычно не видно зрителю: Дега даже предложил заглянуть в щелку приоткрытой двери артистической уборной.

Одна из самых ранних картин балетного цикла – «Танцевальное фойе Оперы на улице ЛеПелетье». Идет репетиция. Три танцовщицы расположились у станка, Среди группы балерин справа находится хореограф, скрипач. Рядом замерла молодая танцовщица, ожидая ценных указаний. В центре композиции напряженное, пустое пространство. Но именно здесь и сейчас произойдет чудо – танцовщица покажет свое мастерство, превратит идея мастера в реальность.

В знаменитой картине «Урок танцев» изображены юные балерины. Каждая выполняет свои собственные движения, ведь она – индивидуальность. Центральная фигура – великий хореограф эпохи романтизма, автор балета «Жизель» Ж. Перро. Одетый в светлый льняной костюм, он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает. Наблюдают за танцовщицами и зрители. В дальних рядах можно заметить дам в шляпках, они тоже наблюдают за танцем.

О картинах Дега часто говорили, что они как фотография, настолько тонко в них схвачены мимолетные моменты. А в живописи, как и в балете, добиться легкости – самое трудное. Каждое балетное произведение, будь то балетные вариации или целое полотно – итог наблюдения, тщательного отбора и долгого напряженного труда. То, что кажется мгновенным и случайным, экспромтом, вовсе не экспромт.

В картине «Перед экзаменом» Дега запечатлел молодых танцовщиц, готовящихся к ответственному выступлению. В отличие от других полотен, в которых живописец стремился передать легкость и грациозность движений своих героинь, здесь он подчеркнул их эмоциональное состояние. Одна из девушек стоит, ее поза расслаблена, плечи и голова опущены, словно она читает молитву перед выходом к экзаменаторам. Ее подруга, изящно наклонившись вперед, массирует ногу. За ними на лавке сидят две пожилые дамы, спокойно беседующие друг с другом. Дега стремился показать зрителю важное мгновение из жизни балерин, когда они настраиваются на выступление, чтобы выйти на сцену и заблистать.

В картине «Завершающий арабеск» художник запечатлел приму в момент триумфа. Она сияет в свете рамп, в руках – букет цветов. Она счастлива, и в миг забыты все муки: слезы, кровавые мозоли и растянутые связки. Она счастлива, ведь только та, кто танцует сейчас, вправе называться царицей сцены. На заднем плане фигуры других балерин, скоро их выход.

Одна из самых знаменитых картин Э Дега – «Голубые танцовщицы» написана пастелью.Четыре балерины выполняют движение па-де карт. Балерины часто не очень доброжелательны друг к другу, но здесь – полная гармония и единение танца: сияние голубой сцены и негромко звучащая музыка.

Танцовщицы в голубом, танцовщицы в розовом, танцовщицы в фиолетовом, зеленом, желтом… Нежные цвета, свет и движение открыли художнику путь к удивительному прозрению в живописи. Балетная тема позволяет Дега искать новый язык, новые технические приемы. Танец для Дега – это воплощение реального мира со всей его будничной правдой, символ неутомимого совершенства. Не зря он неутомимо повторял: «Музы весь день работают в одиночестве, и лишь под вечер собираются и танцуют».

В каждом десятилетии на всех сценах мира рождается своя Жизель. Образ девушки, ставшей символом жертвенной и чистой любви, продолжает волновать зрителей и в XXI веке.

3. Закрепление нового материала:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: