Цель: рассмотреть все аспекты компетентного родителя
Задачи:
ü ознакомить родителей с понятием и функциями семьи, с особенностями психологического климата;
ü овладение элементарной педагогической грамотностью;
ü научить видеть особенности своего ребенка;
ü продемонстрировать пример создания благоприятного психологического климата;
Предполагаемые результаты:
v воспитание у родителей чувства ответственности;
v выявление проблем во взаимоотношениях в семье между родителями
и ребёнком;
v создание более благоприятных взаимоотношений в семье при помощи разработанных методических рекомендаций, где рекомендации послужат некой мотивацией для дальнейшего их расширения и самообразования.
Компоненты доклада:
-Семья, стили воспитания, характеристики компетентного родителя, рекомендации.
«Главный смысл и цель семейной жизни –воспитание детей. Главная школа
воспитания детей –это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В. Сухомлинский
Семья — это целый мир, в котором ребёнок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать.
Первые навыки общения, нормы жизни прививаются именно в семье. Для благополучного развития когнитивных процессов и психологического становления ребенка родителям необходимо создать такие условия,
которые будут способствовать этому. В трудах И. И. Друкарова (Труды Института Государства и Права РАН (Российской Академии Наук)) утверждается, что постоянные конфликты между родителями могут стать причиной детской преступности, а по данным, до 70-75% малолетних преступников росли именно в таких семьях. Так же не секрет, что развитие когнитивной, эмоционально-волевой сферы и творческого мышления зависит от климата и взаимоотношений в семье. Проявляется зависимость успешного формирования и развития личности ребенка от характера воспитательного влияния семьи.
|
По мнению советского и российского психолога Л.И.Анциферовой
-
семья включает в себя целую палитру различных стимуляторов психосоциального развития ребенка, особое место из которых занимают
-
богатство и интенсивность общения со взрослыми, стойкие и интимные эмоциональные контакты с постоянными лицами (отец, мать, др. члены семьи), забота родителей и их любовь. Все это относится к естественным стимуляторам, которые наиболее полно отвечают всем потребностям развития ребенка, его эмоциональной культуры и мира, богатого спектра высших человеческих чувств.
Семья выполняет различные функции: репродуктивную, хозяйственную, экономическую, обучающую, эмоциональную.
Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.
Особое место в семейных отношениях имеет психологический климат.
Психологический климат может быть благоприятным или неблагоприятным, здоровым или нездоровым. Очень много составляющих у благоприятного психологического климата: преобладание в коллективе атмосферы взаимного внимания, уважительного отношения людей друг к другу, духа товарищества, взаимопонимания, сплоченности, чувства защищенности и эмоционального благополучия каждого, сочетающегося с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью, ответственностью и др.
|
Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов всех членов семьи.
«Стили семейного воспитания."
Существуют 5 стилей семейного воспитания
Авторитарный, попустительский, хаотический, опекающий, демократический
Авторитарный - Родители представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. - В своих требованиях они категоричны и неуступчивы. - В общении с ребёнком они отдают приказы, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения. - Закрыты для постоянного общения с детьми. - Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. - Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. - Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Опекающий (Либеральный стиль) - Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. - Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. - Не склонны к запретам и ограничениям. - Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. - Родители ограждают детей от любых забот. - Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. - Преобладает безусловная родительская любовь.
Попустительский (Индифферентный стиль) - Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. - Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. - Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. - Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению (правонарушающему поведению).
|
Хаотический- Отсутствует единый подход к воспитанию ребёнка. Нет ясно выраженных, конкретных требований к ребенку. Ребенок лишается ощущения стабильности. Не формируется самоконтроль и ответственность. Ребёнок становится тревожным, неуверенным в себе (в основном это конфликтные родители и имеют асоциальное поведение)
Демократический - Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. - Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. - В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. - Признают и поощряют автономию своих детей. - Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. - Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. - Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
И так как мы говорим о семье, о стилях семейного воспитания, должны сказать и о родителях, а именно о компетентности.
Существуют несколько характеристик компетентного родителя.