Первая характеристика компетентного родителя—это любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь».
Принятие —это основа конструктивных отношений с ребенком.
Вторая, не менее важная характеристика, —это помощь в понимании
мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения.
Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребёнку
нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребёнку структурировать картину мира, ориентироваться в нём.
Третья характеристика компетентных родителей —это последовательность и согласованность в действиях, запретах и разрешениях.
Принципиальное значение для воспитания любого ребенка имеет последовательность действий, санкций, поощрений и наказаний.
Четвертая характеристика родителей —умение слышать и понимать ребенка.
Следует научиться не просто слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания.
Одним из важных умений является использование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения собственных эмоций и чувств. В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем: «Я расстроился», «Твое поведение меня тревожит» или «Я тревожусь о тебе».
Следующая характеристика компетентных родителей —
ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие.
Принять тот факт, что ребёнок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возможности и способности принимать решения и совершать свой выбор.
И сейчас я хочу подытожить сказанное.
|
Образовательное учреждение(школа) имеет возраст: младшие школьники, среднее звено и старшие классы, которые за порогом профессионального самоопределения.
Младший школьный возраст имеет сенситивный период (промокашка в тетради)
Ребёнок с самых ранних лет впитывает как положительное, так и негативное. Аспекты окружающей среды, в том числе негативные и нереальные закладываются в поведение ребёнка, а именно асоциальное поведение ребёнка и родителей (конфликты в семье, ругань родителей, нецензурная брань, драки, осуждение соседей, не принятие норм и правил ОУ, т.е. школы, не принятие норм и правил своего ребёнка, его высказываний и потребностей).
В результате
1. Прогрессирует дезинтеграция личности, ребёнок разучивается чувствовать и понимать свои потребности (в гигиене, в поведение, в социуме (семья- ребёнок- принятым, любимым и понятым, улица (сколько времени находится на свежем воздухе (режим дня), поведение-с кем общается и с кем гуляет).
2. Концентрация внимания не тренируется, «нормализация» не происходит (о произвольном и непроизвольном поведении).
3. Эмоциональное напряжение вплоть до нервных срывов (плаксивость, я не умею, не смогу, я не знаю, уходит в ступор). В средних и старших классах происходит жёстко (демонстративно может встать, нагрубить, убежать и т. д. вплоть до деструктивного поведения)
4. Выплеск накопившегося напряжения занятий в беспорядочной деятельности (крик, беготня) (настрой родителей на занятия, сон, режим дня, физ. минутки во время уроков)
В старших классах
Развитие самостоятельности задерживается,чувство доверенности к миру и уверенности в себе получают слабую поддержку. Возможно формирование установок типа: «Мне всегда нужна чья -нибудь помощь» и т. п.
|
«Методические рекомендации для создания благоприятного психологического климата в семье»
1) Согласованность в воспитательном процессе всех воспитательных воздействий.
2) Учет особенностей ребенка (темперамент, характер и т.д.).
3) Выстраивание доверительных отношений.
4) Безусловная любовь и поддержка.
5) Взаимопонимание между родителями.
6) Учет мнения ребёнка в любой ситуации.
7) Отсутствие сравнения ребёнка с другими детьми.
8) Делать акцент на талантах и способностях ребёнка и не зацикливаться на его неудачах.
9) Заниматься коллективным творческим делом как можно чаще.
10) Выполнять все, что пообещали.
11) Быть примером для ребёнка.
12) Делать так, чтобы ребёнок чувствовал себя защищённым в семье.
13) Имея какие-либо разногласия или причины для ссор с супругом(ой) не выяснять это при ребёнке.
14) Понимать, что нет «детских» проблем и помогать решать проблемы совместно с ребёнком.
15) Не бояться попросить помощи у специалиста.
В данный момент идёт адаптационный период в 1,5,9 классах.
Ребёнок быстро адаптируется в школе, если:
ü он успешно осваивает новую социальную роль-роль ученика,
ü принимает новые требования, активно вступает в новые требования,
ü активно вступает в новые отношения.
На данный момент мною посещено: урок письма в 1 классе, учитель Цыдыпова Г.А.
Адаптационный процесс происходит постепенно, видно продвижение. Отношение учеников к учителю положительное. Урок имеет среднюю мотивацию.
|
Степень психосоциальной готовности | Кол-во | % |
Школьно-зрелые | 32,2 | |
Средне-зрелые | ||
Не-зрелые | 17,8 |
Класс
Успешные учащиеся: Григоришина Алиса-выводы, Мареева Дарья-выполняет все домашние задания (всегда готова) спокойна, усидчива.
Мосин Виталий-очень старателен;
Мясников Дима, Зимирев Максим, Селицкий Владислав.
Класс
Урок английского языка в 5 классе у Ангаевой А.А.
Отношение учеников к учителю положительное. Урок имеет среднюю мотивацию.
Успешные учащиеся: Тимофей Веретнов, Денис Коковин, Жаргал Манзаев, Влад Дерябин, Никита Ефимов, Ирина Мункуева, Алина Михалёва (старается работать).
Класс
Урок математики в 9 классе у Ветошников Т.П.
Отношение учеников к учителю положительное. Урок имеет среднюю мотивацию.
Рекомендации
Семейная психотерапия (приготовление пищи, посещение театра, просмотр кино, обсуждение данного фильма, чтение книг, вязание, гуляние в лесу, в парке, разучивание и пение песни, вырезание подделки, посещение магазина, общий труд и т.д.)-совместная деятельность ребёнка и родителя.
Заключение
Советы
v Процесс принятия ребёнка.
v Научение смирению, терпению.
v «Дайте детям любви столько сколько нужно и способствуйте отделению их от себя».
Контроль-самостоятельность
Наказание-поощрение
Согласованность-убеждение
Любовь-понимание
v Компетентный родитель и счастливый ребёнок- ступень своего личного развития- ступень будущего, ступень будущей профессии, ступень будущей семьи.
Использованная литература
1.
Ребенок в пространстве семьи [Текст]: монография /Писаренко И.А, Александрова Т.В., Алексеева Е.Е., Буркова С.А., Костина Л.М., Николаева Е.И., Сорокина А.Ю. – Санкт–Петербург: Изд-во Политехника-сервис, 2016 –133с.
2.
Чукреева В. В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие [Текст]: монография В.В. Чукреева/ Проблемы и перспективы развития образования, 2016г.
3.
Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей.
г. Издательство: Питер, 2006 г.