7.1 Порядок защиты дипломной работы определяется Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования, утвержденными центральным исполнительным органом в области образования.
7.2 Защита дипломной работы проводится на открытом заседании государственной аттестационной комиссии с участием не менее половины ее членов.
Защита дипломной работы организуется в публичной форме, с присутствием студентов, преподавателей выпускающей кафедры. На защиту могут быть приглашены также научный руководитель, представители организации, на базе которой проводилось дипломное исследование и другие заинтересованные лица.
7.3 Продолжительность защиты одной дипломной работы, как правило, не должна превышать 30 минут на одного студента.
7.4 Для защиты дипломной работы студент выступает с докладом перед государственной аттестационной комиссией и присутствующими не более 15 минут.
7.5 В обсуждении дипломной работы могут принимать участие все присутствующие в форме вопросов или выступлений.
7.6 После обсуждения секретарь комиссии зачитывает отзыв (в случае присутствия научный руководитель может выступить лично) и рецензию. При наличии замечаний в отзыве и/или рецензии студент должен дать аргументированное пояснение по их сути.
7.7 По результатам защиты дипломной работы выставляется оценка по балльно-рейтинговой буквенной системе. При этом принимается во внимание уровень теоретической, научной и практической подготовки, отзыв научного руководителя и оценка рецензента.
7.8 Результаты защиты дипломной работы оформляются протоколом заседания государственной аттестационной комиссии индивидуально по каждому студенту и объявляются в день их проведения.
Правила хранения дипломных работ (проектов)
8.1 Дипломные работы (проекты) после защиты передаются выпускающей кафедрой в архив Университета.
8.2 Дипломные работы (проекты) хранятся в архиве Университета 5 лет.
8.3 Для оказания учебно-методической помощи, участия в конкурсе, внедрения в производство с разрешения проректора по учебной работе, снимается копия дипломной работы и передается заинтересованной стороне.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комментарии к содержанию и оформлению расчётов экономической эффективности предлагаемых оптимизационных решений в дипломных работах (проектах)
Общие требования
Согласно методическим рекомендациям по подготовке и защите дипломных работ третья глава должна содержать экономическое обоснование и расчёт эффективности предлагаемых к реализации решений по оптимизации деятельности конкретного предприятия.
Выявленные в первой главе проблемы должны быть отражены в виде описания затратной части процесса (или деятельности в целом), сгруппированных по экономическим элементам (в соответствии с учётной политикой предприятия) и с указанием калькуляционных статей, которые, по мнению автора работы, могут быть сокращены, например:
- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Как правило, рассматриваемые затраты отличаются и по способам включения в себестоимость и по методам учёта. Например, затраты на закупку и соответствующие транспортно-заготовительные затраты, напрямую относятся на себестоимость запасов и принимаются на расходы по мере их реализации (списания в производство) в соответствии с учётной политикой организации (по фактической или средней стоимости, методами ФИФО или ЛИФО), что может происходить в течение нескольких отчётных периодов.
Налог на запас как на имущество, уплачивается поквартально, исходя из его среднегодовой стоимости. Стоимость неликвидов, образовавшихся в результате нарушения условий хранения или окончания срока реализации (годности), может вообще не увязываться с конкретными видами товаров или структурными подразделениями. Обычно предприятие просто берет на расходы сумму списанных неликвидов (сумму уценки) по инвентаризационной ведомости. Земельный налог начисляется один раз в год по двум срокам уплаты.
Поэтому все бухгалтерские данные должны быть приведены к одному рассматриваемому периоду.
Если на предприятии ведется управленческий учёт, то исходные данные по затратам необходимо представлять в соответствующем формате с приведением диаграмм и графиков, отражающих динамику основных финансово-экономических показателей.
Например, объём продаж в разбивке по потребителям, прямые и косвенные затраты в разбивке по видам деятельности (функциональным подразделениям) или товарным категориям и т.д., поскольку с помощью данных в «бухгалтерском формате», сгруппированных по экономическим элементам, достаточно сложно определить вклад каждого вида реализуемых товаров или отдельных функций в конечный результат деятельности. В связи с чем, затруднено и принятие объективных решений по исключению из продажи убыточных товаров (товарных категорий) или ликвидации (реорганизации) неэффективных структурных подразделений.
Оптимизационные решения должны иметь чётко определённые результаты в количественном (денежном) выражении и должны отражаться например, через экономию текущих (операционных) затрат предприятия, увеличение объёма выручки (продаж) или прибыли, улучшение качества потребительского сервиса и т.д., в зависимости от вида деятельности и специфики реализуемых товаров (работ, услуг), например:
Таблица 1
Пример анализа существующих и перспективных операционных затрат по статьям калькуляции (тыс. тенге.)
№ п/п | Статьи затрат | Существующее положение | По проекту | |
Величина | уменьшение (-) увеличение (+) | |||
1. | Прямые (материальные) затраты, в т.ч.: | 890 572,9 | 830 356,6 | - 60 216,3 |
1.1. | Затраты на сырьё и материалы | 734 169,0 | 692 919,0 | - 41 250,0 |
1.2. | Транспортно-заготовительные затраты | 156 403,9 | 137 437,6 | - 18 966,3 |
2. | Косвенные затраты, в т.ч.: | 52 991,6 | 34 326,5 | - 18 665,1 |
2.1. | Тепловая энергия | 2 346,2 | 2 315,4 | -30,8 |
2.2. | Электроэнергия | 534,7 | 312,2 | -222,5 |
2.3. | Водоснабжение | 6,4 | 4,7 | -1,7 |
2.4. | Спецодежда | 4 563,5 | 4 563,5 | |
2.5. | Лицензирование | 2 135,3 | 2 135,3 | |
2.6. | Топливо | 274,3 | 274,3 | |
2.7. | Текущий и капитальный ремонт | 1 393,0 | 813,4 | -579,6 |
2.8. | Утилизация отходов | 12,5 | 12,5 | |
2.9 | Оплата труда (ФОТ) | 17 405,3 | 12 705,9 | -4 699,4 |
2.10. | Единый социальный налог | 4 493,6 | 3 280,3 | -1 213,3 |
2.11. | Страхование работников | 262,2 | 191,4 | -70,8 |
2.12. | Аренда имущества и оборудования | 1 389,2 | 811,1 | -578,1 |
2.13. | Земельный налог | 11 334,0 | 3 705,3 | -7 628,7 |
2.14. | Амортизация основных средств | 43,5 | 43,5 | |
2.15. | Услуги вневедомственной охраны | 4 290,6 | 2 145,3 | -2 145,3 |
2.16. | Услуги пожарной части | 2 038,6 | 666,5 | -1 372,1 |
2.17. | Услуги связи | 429,5 | 313,5 | -116,0 |
2.18. | Услуги дезинфекционной станции | 17,1 | 10,3 | -6,8 |
2.19. | Командировочные расходы | 22,1 | 22,1 | |
ИТОГО: | 943 564,5 | 864 683,1 | - 78 881,4 | |
ИТОГО в % к общим затратам: | 8,4 | |||
Примечание - составлено автором на основе источника [12] |
Увеличение/уменьшение затрат по соответствующим статьям калькуляции должно быть обосновано соответствующими расчётами, основывающихся на причинно-следственных связях между отдельными составляющими затрат. Например: «п. 2. 15. табл. 1 – стоимость услуг вневедомственной охраны уменьшена в два раза пропорционально сокращению постов физической охраны территории в связи с введением в действие телекоммуникационной системы слежения и оповещения».
При разработке оптимизационных решений возможно появление нескольких вариантов, отличающихся как ожидаемыми преимуществами, так и необходимыми для их реализации затратами. В итоге можно говорить о различной эффективности подобных вариантов и в этой связи становится актуальной задача их сравнительной оценки. Решение этой задачи призвано помочь руководству (владельцам) предприятия, выбрать стратегию и план действий, наилучшим образом отвечающие целям организации, ее финансовым возможностям, требованиям конъюнктуры рынка, перспективам развития и другим факторам.
В сложных ситуациях, когда предприятие может рассматриваться как большая система, а число конкурирующих вариантов достаточно велико, возможно применение экономико-математических методов, например, аппарата теории игр. Однако, сравнение существующего положения с наиболее оптимальными вариантами оптимизации, выбранными «игровыми» методами, обязательно.
Следствием сокращения операционных затрат предприятия является соответствующее увеличение валовой прибыли, однако размер чистой прибыли зависит от структуры налогооблагаемой базы, которая в результате оптимизации может претерпеть изменения. Соотношение различных налогов, которые включаются в цену товаров, списываются на расходы или уплачиваются за счёт прибыли, может отличаться после реализации выбранной стратегии. Кроме того, некоторые предприятия, в соответствии с учётной политикой, могут пользоваться упрощенной системой налогообложения. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо определять конечный результат оптимизационных решений после налогообложения.