Оценка эффективности инвестиций




 

Решения, связанные с оптимизацией деятельности предприятий и организаций ведут к некоторому изменению существующей структуры организации бизнеса. Степень этих изменений определяет размер собственных или привлекаемых вложений (инвестиций) в инфраструктуру, эффективность которых необходимо оценить одним из следующих способов:

1. Расчёт простого срока окупаемости проекта (payback period – PP), который определяется отношением общего объема вложений (I) к ожидаемой ежегодной экономии финансовых ресурсов предприятия (CF) (для краткосрочных вложений или решений, которые не носят кардинальный характер):

, где

CFt – денежный поток (эффект) от реализации проекта на этапе t;

It – инвестиционные затраты на этапе t;

t – этап реализации выбранной стратегии (когда внедрение проекта рассчитано на несколько отчётных периодов);

n – общее число этапов внедрения.

 

Стоит учесть, что для долгосрочных инвестиционных проектов, в которых предполагается поэтапное достижение определенных результатов, а вложения происходят в течении нескольких периодов и имеют разную структуру, этот способ может вести к принятию не корректных управленческих решений. Так, например, простой срок окупаемости подразумевает одинаковый уровень ежегодных денежных поступлений от текущей хозяйственной деятельности, что не отвечает действительности в условиях инфляции и соответствующего роста отпускных цен, тарифов, налоговых ставок и т.д.

2. Расчёт периода окупаемости с учетом дисконтирования (discounted payback period – DPP):

, где

i – норма дисконта, отражающая скорректированную с учетом инфляции, минимально приемлемую для инвестора доходность вложенного капитала.

 

Суть способа заключается в соизмерении разновременных показателей путем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде (см. пример в табл. 2).


Таблица 2

Пример расчёта чистого дисконтированного дохода при норме дисконта 8%

.

Период времени Инвестиции Денежные поступления Коэффициент дисконтирования при ставке 8% NPV NPV нарастающим итогом
  100 000 - 1,000 -100 000 -100 000
  - 25 000 0,926 +23 150 -76 850
  - 25 000 0,857 +21 425 -55 425
  - 25 000 0,794 +19 850 -35 575
  - 25 000 0,735 +18 375 -17 200
  - 25 000 0,681 +17 025 -175
  - 25 000 0,630 +15 750 +15 575
  100 000 150 000   +15 575  
Примечание: составлено автором на основе …

 

NPV (Net Present Value) – чистый дисконтированный доход, является разницей между приведённым к текущей стоимости суммой чистого денежного потока за весь период реализации проекта и суммой инвестиционных затрат и рассчитывается по формуле:

,

или для единовременных инвестиций:

, где

I – единовременные инвестиционные затраты на реализацию проекта.

Из примера видно, что при оценке инвестиций с использованием простого срока окупаемости, возврат вложенных средств должен произойти по истечении четырех лет после запуска проекта, а с учётом временной стоимости денег – на шестой год.

Если возврат инвестированного капитала предполагается, в том числе и за счет иных источников или разовых поступлений, например, реализации заменяемого оборудования или высвобождаемых участков земли, организации новых (не профильных) видов деятельности, вследствие сокращения загрузки существующих мощностей, то эти факты так же должны быть отражены при расчете экономической эффективности.

По желанию автора работы оценка эффективности инвестиций может производится и другими способами.

3 Возможные варианты оптимизационных решений и соответствующих изменений в структуре и величине затрат предприятий, подлежащих отражению в работах

3.1. Изменение организационной структуры (штатной численности), включающая сокращение малоэффективных (убыточных) подразделений, формирование новых, и прочие решения, относящиеся к категории наиболее простых и/или наименее затратных, предполагающие дополнительные расходы, связанные с управлением персоналом, такие как:

- выплаты выходных пособий, связанные с сокращением численности или штата сотрудников, предусмотренные ТК РК;

- затраты на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеющихся сотрудников при переходе на более «плоскую» организационную структуру с ориентацией на бизнес-процессы;

- затраты на поиск и оценку соответствия привлекаемого персонала;

- дополнительный фонд оплаты труда и сумма единого социального налога по вновь формируемым подразделениям, надбавки за увеличение объема и качества выполняемых работ в расчёте на одного сотрудника и т.д.

Очевидно, что доля перечисленных затрат в объёме продаж (производства) предприятия может занимать незначительную часть, однако они найдут своё отражение в балансе за определенный период и приведут изменению налогооблагаемой базы и прибыли.

3.2. Аутсорсинг (инсорсинг) отдельных логистических функций (операций). В общем случае решается задача «делать или покупать» («Make or buy») в отношении различных операций и/или функций, выполняемых предприятием (третьей стороной). Например, предприятие имеет цель сосредоточиться на профильных функциях, а к выполнению операций, не относящихся к основной деятельности, привлечь специализированные организации (аутсорсинг). В этом случае необходимо привести затраты, в количественном выражении (см., например, табл. 1), характеризующие существующее положение и произвести их сравнение с несколькими предложениями потенциальных исполнителей (подрядчиков, поставщиков).

Если предприятие, наоборот, в целях расширения своей деятельности или по причине наличия временной избыточной мощности, включает в организационную структуру функции, реализуемые до этого другими хозяйствующими субъектами (инсорсинг), то в этом случае необходимо провести сравнение существующей договорной стоимости услуг логистического оператора (поставщика) с перспективными затратами, примерный перечень которых указан в п.п. 3.3. – 3.4.

Кроме того, необходимо провести расчёт точки безубыточности, отражающей объём услуг (производства, реализации) за пределами которого проведение инсорсинга будет экономически оправдано, например, размер возможной прибыли (убытка) предприятия при сравнении стоимости оказания услуг (поставок) сторонней организацией и совокупных затрат при выполнении работ (производстве) собственными силами можно записать следующим образом:

, где

П – прибыль;

Сст – стоимость обработки (производства, поставки) единицы продукции силами сторонней организации;

Зпост, Зпер – соответственно постоянные затраты предприятия в плановом периоде и переменные издержки на единицу продукции при выполнении работ (производстве) собственными силами;

т – объем выполняемых работ (производства) в плановом периоде.

Для П < 0 – выполнение работ (производство) собственными силами убыточны, для П > 0 инсорсинг экономически оправдан. При П = 0, можно рассчитать объём работ (производства), соответствующее точке безубыточности:

Графический пример определения точки безубыточности приведен на рис. 2.

При расчёте себестоимости выполнения логистических функций и операций собственными силами, необходимо уделять особое внимание дополнительным затратам, которые будет нести предприятие: амортизация вновь вводимых объектов основных средств и связанные с ними эксплуатационные расходы, заработная плата дополнительно принимаемых сотрудников (увеличение штатной численности) и др.

Рисунок 1. Определение точки безубыточности для логистических функций (операций ).

Примечание: составлено автором на основе источника [14]

3.3. Оптимизационные решения в транспортной логистике. Наиболее распространенным вариантом является организация собственного автохозяйства, который кроме единовременных затрат на приобретение подвижного состава предполагает расширение структуры эксплуатационных расходов предприятия, к которым можно отнести:

- затраты на топливо, смазочные материалы и запасные части, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, восстановление и ремонт шин;

- дополнительный ФОТ с отчислениями на социальные нужды водителей, обслуживающего и административно-управленческого персонала;

- арендная плата (если предприятие не приобретает или не строит собственный автопарк и инфраструктуру);

- накладные расходы на содержание автопарка (земельный налог или аренда, амортизационные отчисления, транспортный налог и налог на имущество, коммунальные платежи, сборы ГАИ) и др.

Кроме того, оптимизационные решения могут предполагать выбор наиболее выгодных маршрутов доставки по различным критериям, выбор наиболее экономичного вида транспорта, решение вопросов, связанных с максимальным использованием грузовместимости транспортных единиц, сокращение порожних пробегов и др., что находит своё отражение на величине транспортно-заготовительных расходов:

- оплата услуг сторонних организаций за транспортировку товаров (плата за перевозки, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.);

- оплата услуг по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и др.;

- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

- плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам;

- проценты по заемным средствам, кредитам банков, а так же предоставленных поставщиками;

- расходы по страхованию, если таковые были понесены при приобретении товаров, например, страхование груза во время перевозки от поставщика к покупателю;

- затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата предприятия, работников, непосредственно занятых заготовкой (закупкой) материалов, их доставкой (сопровождением) и иные аналогичные затраты.

3.4. Оптимизационные решения в логистике складирования. Наиболее популярным вариантом является строительство (реконструкция) собственного склада.Единовременные (капитальные) затраты необходимо представлять в виде сметы (калькуляции), среди которых можно выделить следующие статьи:

- стоимость изготовления проектно-сметной и исполнительной документации;

- затраты на приобретение земельного участка (если приобретается в собственность);

- затраты на строительно-монтажные (в том числе скрытые) и пуско-наладочные работы;

- затраты, связанные с приобретением материалов и комплектации строительства (если они приобретались сверх стоимости работ);

- стоимость монтажа инженерных сетей и коммуникаций, их подключения к муниципальным сетям;

- затраты связанные с государственной приёмкой, изготовлением необходимой технической (эксплуатационной) документации, получение соответствующих лицензий, разрешений и т.д.

Кроме того, осуществление складской переработки и хранения запасов собственными силами предполагает появление дополнительных (операционных) расходов на содержание и эксплуатацию складского комплекса:

- земельный налог (аренда земельного участка);

- амортизация основных фондов (зданий и сооружений, инженерных коммуникаций, подъёмно-транспортного оборудования, подъездных путей);

- налог на имущество складского комплекса;

- фонд оплаты труда с отчислениями на социальные нужды ИТР (РСС) и рабочих, обучение, аттестация, страхование;

- энергия и топливо на основные нужды;

- коммунальные платежи (тепло-, электро- водоснабжение и канализация, услуги связи);

- затраты на текущий и капитальные ремонт основных фондов;

- сборы, связанные с дополнительными (маневровыми) операциями по перевозке грузов организациями федерального железнодорожного транспорта;

- эксплуатационные затраты, в том числе стоимость услуг специализированных организаций (обслуживание подъездных железнодорожных путей необщего пользования, содержание и поверка приборов учёта, пожарных гидрантов, производственно-опасных объектов, экологические сборы, дезинфекция, дератизация и пр.).

- стоимость услуг по охране складских объектов и товарно-материальных ценностей;

- стоимость страхования запасов и потерь по хранимым товарам (недостача, утрата товарного вида) вследствие нарушений условий хранения.

Кроме того, оптимизационные решения могут предполагать предварительный выбор местоположения склада по различным критериям, которые учитывают месторасположение производителей и потребителей продукции, их удалённость от предполагаемого склада, объёмы поставок, затраты или тарифы на транспортные услуги, скорости движения на участках маршрутов доставки и другие параметры тесно связанные с транспортно-заготовительными расходами.

3.5. Оптимизационные решения в логистике снабжения и управлении запасами.Кроме рассмотренных затрат, связанных с заготовлением, транспортировкой, складской переработкой и хранением запасов, при разработке оптимизационных решений необходимо дополнительно анализировать затраты, указанные в табл. 3:

Критерием оптимизации в данном случае является минимум суммарных затрат, рассчитываемых по формуле (таблица 4):

 
 


Таблица 3

Составляющие формулы расчёта суммарных затрат, связанных с запасами

Составляющие суммарных затрат Элементы составляющих
- капитальные затраты на закупку С – стоимость единицы запаса S – общая потребность в запасе за определённый период
- затраты на выполнение заказа Q – размер заказа A – затраты на размещение одного заказа
- транспортные затраты E - транспортные затраты на одно транспортное средство при доставке одного заказа F - грузовместимость одного транспортного средства
- затраты на поддержание запаса I – затраты на содержание единицы запаса
Примечание: составлено автором на основе источника [14]

 

В зависимости от конкретной ситуации, количество слагаемых в вышеприведенной формуле, может изменяться, например, при организации доставки за счёт поставщика, транспортно-заготовительные расходы могут учитываться в цене поступающих на склад запасов, либо находить своё отражение в затратах на выполнение заказа (в случае организации доставки собственными силами потребителя и за его счёт). Поэтому группу косвенных затрат на размещение заказа, необходимо раскрывать отдельно, поскольку её состав сильно отличается для разных предприятий.

Стоит учесть, что классическая модель определения оптимального размера заказа (EOQ – Economic order quantity), предполагает прямую пропорциональную зависимость затрат на хранение от объема хранимых запасов, характерную для работы со складом общего пользования. Однако при наличии собственного складского хозяйства или аренде соответствующей инфраструктуры, затраты на хранение являются в большей степени условно-постоянными и изменяются только в пересчёте на единицу запаса в зависимости от неравномерности загрузки мощностей.

В этом случае отнесение всех косвенных затрат на единицу хранимого запаса, для последующего использования в расчётах, должно производится на основании экономически обоснованной базы распределения, например, пропорционально прямым затратам на закупку и заготовление запасов, грузообороту склада, занимаемой на складе площади, объёму продаж, рентабельности и др.

Результаты такого распределения, используемые в расчётах по различным модификациям формулы Уилсона, так же должны быть соответствующим образом отражены в работах (в произвольной форме).

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: