Классификация типов деловых собеседников
Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-либо общим характерным чертам.
Основными критериями для классификации типов деловых собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность, владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы.
В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:
Вздорный человек, «нигилист»
Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.
По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:
1. постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;
2. не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;
если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;
1. прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность отвергнуть его;
2. постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;
3. беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;
4. в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.
Позитивный человек
Это, конечно, самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.
|
По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:
1. побуждать его к активному участию в дискуссии;
2. стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных допросов;
3. в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.
Всезнайка
Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова.
При общении с ним следует придерживаться следующих правил:
1. посадить его рядом с ведущим беседу;
2. время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;
3. попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;
4. предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;
5. иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.
Болтун
Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все участники беседы на выслушивание его пространных высказываний.
К нему желательно относиться следующим образом:
1. как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;
2. когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;
3. если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;
4. спросить поименно участников беседы, каково их мнение;
|
5. заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.
Трусишка
Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным.
С таким собеседником нужно обходиться особенно деликатно:
1. задавать ему ясные, конкретные вопросы;
2. продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;
3. если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;
4. помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;
5. решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;
6. применять одобряющие формулировки типа: «Всем было бы интересно (полезно) услышать ваше мнение»;
7. специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.
Хладнокровный, неприступный собеседник
Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий.
В этом случае любым способом необходимо:
1. заинтересовать его в участии обсуждения проблемы;
2. применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерыве попытаться выяснить причины такого поведения.