Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.




МКОУ «Подколодновская СОШ»

 

Программа

Работы с гиперактивными детьми

 

Составитель: педагог-психолог Шевцова Н.В

Учитель начальных классов Абраменко Т.М.

 

 

Год

"Норовистые дети похожи на розы –

Им нужен особый уход.

И иногда поранишься о шипы,

Чтобы увидеть их красоту”.

(Мэри Ш. Курчинка)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность детей. Именно в начальной школе чаще всего обнаруживаются нарушения внимания, которые вызывают большие трудности при усвоении учебного материала.

С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее, путь ребёнка с симптомами гиперактивности в школе начинается с неудач. Во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои интеллектуальные возможности. Поэтому, мы пришли к выводу о создании программы по коррекции и профилактике гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Цель программы: развитие и повышение концентрации и объема внимания; развитие способностей планирования своих действий и самоконтроля над ними.

В связи с этим, программа учебно-игровых занятий, включает следующие задачи:

1. Воспитание уверенности в себе;

2. Снижение эмоционального напряжения;

3. Развитие приемлемых способов выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций;

4. Помощь в снятии страхов;

5. Помощь в преодолении негативных переживаний;

6. Планирование своих действий, управление собственным поведением;

7. Развитие внимания, произвольности;

8. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ) обусловлен нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется в том, что ребёнку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью.

Вызвано это в первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы. Внешне на первый план выходит избыточная подвижность, но основным дефектом является дефицит внимания: ребёнок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается у мальчиков в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Первые проявления этого заболевания иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес позже остальных), а также в речевом - они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.). Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в это период активно развивается внимание и память. С другой, - наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода - негативизм, упрямство и строптивость, неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования. проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок. Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на их достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Такой ребёнок не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. В подростковом возрасте на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: