ГЛОССАРИЙ
По психологии
Ощущение и восприятие
Адаптация сенсорная – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя.
Анализатор – нервный аппарат‚ осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей исходящих из внешней и внутренней среды организма.
Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта‚ от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
Аудиовизуальное восприятие – одновременное восприятие зрением и слухом.
Восприятие – целостное отражение предметов‚ ситуаций и событий‚ возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств.
Иллюзии восприятия – неадекватное отражение воспринимаемого объекта и его свойств.
Интерорецептивные ощущения – ощущение‚ сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.
Кинестетические ощущения – ощущение движение органов своего тела‚ результат раздражения проприорецепторов.
Константность восприятия – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.
Модальность – одно из основных свойств ощущений‚ их качественная характеристика.
Мышечное чувство – комплекс ощущений‚ возникающих благодаря работе мышечной системы организма.
Наблюдательность – способность человека подмечать существенные‚ характерные‚ в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений.
Образ – субъективная картина мира или его фрагментов‚ включающая самого субъекта‚ других людей‚ пространственное окружение и временную последовательность событий.
|
Обоняние – способность к ощущению запахов.
Органы чувств – нервные устройства‚ служащие приемниками сигналов‚ информирующих об изменениях в окружающей объекта среде (экстерорецепция) и в его организме (интерорецепция).
Ориентировочная реакция – сложная реакция животных и человека на новизну стимула (по И.П. Павлову рефлекс «что такое?». Смысл ориентировочной реакции – создание условий для лучшего восприятия раздражителей.
Осязание – вид восприятия‚ складывающийся на основе тактильных и двигательных ощущений.
Отражение – всеобщее свойство материи‚ заключающееся в способности объектов воспроизводить признаки‚ структуру и отношение других объектов.
Ощущения – отражение отдельных свойств предметов объективного мира‚ возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. По своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом‚ объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора.
Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия человека. Они обеспечивают сознательное выделение того или иного аспекта чувственной ситуации‚ а также преобразование сенсорной информации‚ приводящее к построению образа‚ адекватно предметному миру и задачам действительности.
Перцепция – см. восприятие.
Порог ощущения – величина раздражителя‚ вызывающего или меняющего ощущение.
Последовательный образ – зрительные ощущения‚ сохраняющиеся после прекращения действия оптического раздражителя.
|
Предметность восприятия – отнесение сведений получаемых из внешнего мира‚ к объектам этого мира.
Представления – образы предметов‚ сцен и событий‚ возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятия представления могут носить обобщенный характер.
Проприоцептивные ощущения – ощущения‚ сигнализирующие о положении различных частей тела и их движении.
Раздражитель – любой материальный агент (внешний или внутренний‚ осознаваемый или неосознаваемый) выступающий как условие последующих изменений состояния организма. Синонимы – стимул‚ сигнал.
Реакция – (в психологии) любой ответ организма во внешней и внутренней среде – от биологической реакции в отдельной клетке до условного рефлекса.
Рецептор – периферическая специализированная часть анализатора‚ посредством которого определенный вид энергии трансформируется в энергию нервного возбуждения.
Сенсорика – понятие‚ обобщающее ощущение и восприятие.
Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.
Синестезия – взаимодействие ощущений разной модальности («цветной» слух‚ желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла‚ сине-зеленый – холода и т.д.).
Целостность – свойство восприятия‚ состоящее в том‚ что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимается как устойчивое системное целое‚ даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Чувствительность – 1) общая способность к ощущению, 2) величина обратно пропорциональная порогу ощущения, 3) повышенная готовность к аффективным реакциям.
|
Экстерорецептивные ощущения – ощущения‚ сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.
Внимание
Внимание – свойство психики человека, выражающее направленность и сосредоточенность на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов в течение определенного времени.
Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения.
Концентрация внимания – степень сосредоточения на объекте.
Непроизвольное внимание – внимание направляемое на объект без сознательных волевых усилий личности.
Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.
Отвлекаемость – выражается в колебаниях внимания - периодических ослаблениях внимания к конкретному предмету или деятельности.
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Послепроизвольное внимание – сосредоточение человека на том или ином явлении, объекте в соответствии с заранее поставленной целью, но не требующее волевых усилий.
Произвольное внимание – сознательное, регулируемое, направляемое волей сосредоточение на объекте.
Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности.
Рассеянность – 1) функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенности, целенаправленной деятельности; 2) односторонняя сосредоточенность при напряженной умственной работе.
Устойчивость внимания – длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания.
Память
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.
Воспоминание – извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. Выделяют произвольные (припоминания) и непроизвольные (персеверация) воспоминания.
Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением
возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.
Замещение – процесс памяти, заключающийся в частичном вытеснении (потере) информации, хранящейся в кратковременной памяти, при переполнении ее индивидуально ограниченного объема.
Запечатление – см. импринтинг
Запоминание – процесс, обеспечивающий удержание материала в памяти, закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенными ранее знаниями.
Импринтинг – вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями. При импринтинге готовые с рождения формы поведения включаются в действие под влиянием какого-либо внешнего стимула, который как бы запускает их в действие.
Интерференция – ухудшение усвоения и сохранения запоминаемой информации в результате воздействия определенных событий или наложения другой информации, с которой оперирует субъект. Проактивная интерференция связана с информацией, поступающей после запоминания определенного материала.
Кодирование – процесс преобразования запоминаемой информации в код (перевод га язык понятный и доступный мозгу человека в виде определенных символов).
Консолидация – процесс закрепления следов в долговременной памяти. Продолжительность этого периода от 15 минут до часа.
Конфабуляция – замещение провалов памяти фантастическими вымыслами.
Мнемоника (мнемотехника) – совокупность приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных дополнительных ассоциаций.
Память – форма психического отражения, заключающаяся в запечатлении, сохранении и последующем воспроизведении человеком его индивидуального опыта.
Память буферная – подсистема памяти‚ обеспечивающая сохранение информации в течение нескольких часов‚ является промежуточным звеном на пути перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память.
Память генетическая – вид памяти, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству.
Память долговременная – подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (практически, неограниченное по сроку) удержание информации, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации.
Память кратковременная – подсистема памяти, обеспечивающая хранение информации в течение короткого промежутка времени (примерно 20 секунд) и характеризуемая небольшим объемом сохраняемой информации (7-9 единиц).
Память мгновенная (сенсорная) – подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течении очень короткого времени (менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.
Память механическая – память основанная на повторении материала без его осмысливания, запоминание без специальной установки, при отсутствии каких либо усилий со стороны человека.
Память непроизвольная – запоминание без специальной установки, при отсутствии каких либо усилий со стороны человека.
Память образная – вид памяти, основанный на запечатлении и воспроизведении информации в форме зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образов и представлений.
Память оперативная – вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течении определенного времени необходимого для выполнения некоторых действий или операций.
Память произвольная – память, основанная на запоминании со специальной установкой, характеризующаяся применением мнемических приемов и сопровождающаяся волевыми усилиями.
Память семантическая – память, предназначенная для хранения информации, выраженной словами, символами, правилами, значениями и отношениями между ними в формулах и алгоритмах, безотносительно к месту и времени их приобретения.
Память символическая – вид памяти, связанный со словом, символами, мыслью и логикой.
Память смысловая – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемой информации смысловых связей.
Память эйдетическая – зрительная память, обладающая способностью длительного сохранения яркого образа со всеми деталями воспринятого.
Память эпизодическая – память, предназначенная для хранения информации о событиях нашей жизни, «привязанных» ко времени и месту их происхождения; по сути, она является биографической.
Предикаты – существительные глагола, прилагательные, соответствующие определенной модальности (зрительной, слуховой, кинестетической).
Представление – образ ранее воспринятого.
Припоминание – процесс, связанный с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Припоминание выступает как произвольная форма воспоминания.
Сохранение – процесс памяти, направленный на удержание в ней воспринятой информации.
Узнавание – проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.
Мышление и речь
Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его более детального изучения.
Агглютинация – слияние различных слов в одно с сокращением их морфологической структуры, но с сохранением первоначального смысла. В психологии – одна из существенных характеристик слов, используемых во внутренней речи.
Аккомодация – механизм, состоящий в изменении существующей схемы для приспособления ее к новому объекту или ситуации.
Актуализация – перевод из состояния потенциального в состояние реальное.
Ассимиляция (по Пиаже) – механизм, при котором новый предмет или новая ситуация интегрируются с совокупностью предметов или другой ситуацией, для которой уже есть схема.
Ассоциация – группировка элементов по признаку общих особенностей.
Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи, требующий словесных операций и знаний.
Внутренняя речь – особый вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный со словесным выражением мысли.
Вторая сигнальная система – система речевых знаков, символов, вызывающих у человека такие же реакции, как и реальные объекты, которые этими символами обозначены.
Гипотеза – предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте.
Дедукция – умозаключение от общего к частному; от общих суждений к частным выводам.
Индукция – умозаключение от частного к общему; распространение на большие группы объектов выводов, сделанных из единичных наблюдений.
Инсайт – (озарение, вспышка) – новое решение проблемы, проявляющееся внезапно после того, как субъект интегрирует информацию, имеющуюся в памяти и поступающую из окружающей среды.
Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.
Наглядно-действенное мышление - способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
Наглядно-образное мышление – способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.
Обобщение – см. абстракция.
Образ – обобщенная картина предметов, явлений и процессов окружающего мира, складывающаяся в результате переработки информации о них, поступающей через органы чувств.
Теория – совокупность идей или концепций по определенной теме. Когда эти идеи складываются в результате наблюдений и экспериментов, говорят о научной теории.
Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового, характеризуется нестандартностью и оригинальностью решений.
Воображение
Агглютинация – «склеивание», синтез различных, несоединяемых свойств и частей предметов (например, образы избушки на курьих ножках, русалок, кентавров). Используется в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон – сочетание фортепиано и баяна).
Воображение – психический процесс создания образов (представления, идеи) предметов, ситуаций, обстоятельств путём приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Гиперболизация – увеличение или уменьшение величины предмета, а также изменение количества отдельных частей или их смещением (сказочные великаны и карлики, многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами).
Греза – фантазия, связанная с желанием, чаще всего с несколько идеализируемым будущим.
Дидактогения (греч. поучительный + происхождение) – негативное психическое состояние учащегося (угнетённое настроение, страх и др.), вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.
Заострение (акцентирование) – подчёркивание каких-либо отдельных признаков (злые карикатуры или дружеские шаржи).
Идеомоторный акт – явление, суть которого в том, что отчётливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием.
Мечта – образы воображения, направленные на будущее. Несколько более реалистична чем грёза и в большей степени связана с действительностью, т.е. осуществима.
Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Одна из форм отражения объективной реальности.
Образ художественный – это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время и в разных местах, концентрированное выражение характерного и типичного в действительности. Глубина раскрытия определяет реализм художественного образа.
Представление – образы предметов, сцен и событий, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее. П. - это образы памяти, они возникают на основе припоминания или же продуктивного воображения. Индивидуальное, обоснованное личным опытом, знание о предмете. В отличие от восприятия может носить обобщённый характер, относится и к прошлому, и к возможному будущему.
Сновидение – пассивная, непроизвольная форма воображения (Р.С. Немов)
Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают чётко (создание орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).
Типизация – выделение существенного, повторяющегося в отдельных явлениях с воплощением его в одиночном образе.
Фантазия – образы воображения, которым ничего или мало что соответствует в действительности.
Ятрогения (греч. врач + порождаю) – неблагоприятное изменение психического состояния, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия врача на пациента (неосторожные слова или действия). «Внушённая болезнь».
Индивид, индивидуальность, личность
Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.
Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
Креативность (от лат. creatio – созидание) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности.
Личность – 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов личности, относительно независимых от наличных ситуаций.
Общая одаренность – интегральный уровень развития специальных способностей.
Творческое мышление – вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового, характеризуется нестандартностью и оригинальностью решений.