Акцентуации характера – понятие, введенное К. Леонгардом, и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы. Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, но в случае воздействия неблагоприятных факторов акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
Интроверт - психологический тип, для которого характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым он придает высшую ценность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.
Ипохондрия – состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями.
Нейротизм – показатель, который характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность или нестабильность). Нейротизм связан с показателями лабильности нервной системы.
Темперамент – проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.
Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающиеся и проявляющиеся в деятельности и общении, обусловливая типичные длят нее способы поведения.
Экстраверт – психологический тип, который характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира.
Эмоции и чувства
Агрессивность (от лат. нападать) – кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека. Агрессивность проявляется в гневе, злости, действиях против других людей, если они мешают удовлетворению потребностей или достижению целей.
|
Ирония – тонкая скрытая насмешка при внешнем положительном отношении к человеку, о котором идет речь.
Настроение – продолжительное устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, которое на основе преобладающих в нем эмоций дает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниями.
Переживание – осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни.
Сенситивность (от лат. чувство, ощущение) – характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций.
Страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека.
Страх – психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность.
Стресс (от англ. давление, напряжение) – психическое и физиологическое состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.
Тревога – состояние опасения, беспокойства, испытываемое человеком в условиях ожидания неприятностей.
Фрустрация (от лат. обман, расстройство) – психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели.
|
Чувства – это сложившиеся отношения человека к определенным объектам, жизненным ситуациям (реальным или воображаемым).
Эмоции – форма непосредственного психического отражения объектов, явлений, ситуаций в их смысловой значимости для организма, личности.
Эмпатия (от греч. сопереживание) – понимание и чувствование в переживания, эмоции, и психические состояния другого человека.
Юмор – выражение доброжелательного и шутливого отношения к событиям, ситуациям, поведению других людей и к себе.
Воля
Волевая регуляция – вид произвольного управления, связанный с преодолением внешних и внутренних трудностей.
Волевое усилие – психическое и физическое напряжение человека, направленное на преодоление возникшего затруднения.
Волевой импульс – «толчок», самоприказ к инициации (запуску) или остановке произвольного действия.
Волевые качества – особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях.
Воля - произвольное управление, самоуправление.
Выдержка – способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные действия, «держать себя в руках».
Инициативность – свойство личности, проявляющееся в предприимчивости, в стремлении находить и предлагать другим способы решения стоящих перед коллективом задач.
Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной во времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.
|
Непроизвольный – происходящий независимо от воли, сознания; непреднамеренный.
Произвольное управление – сознательное преднамеренное управление своими действиями, деятельностью, поступками, поведением‚ волевым усилием.
Решительность – способность быстро принимать решение в значимой ситуации.
Самодетерминация – мотивационный процесс, направленный на формирование намерения и основания действия или поступка.
Самообладание – способность не теряться в экстремальных ситуациях, не поддаваться эмоциям.
Самостимуляция – актуализация волевого усилия с помощью самоприказа, самоободрения и т.д.
Сила воли – обобщенное понятие способности человека преодолевать внешние и внутренние трудности.
Смелость – способность человека качественно выполнять действия, деятельность и осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, несмотря на возникающее чувство боязни, страха.
Спонтанный – непреднамеренный.
Терпеливость – способность человека к длительному подавлению.
Трудность – переживание и понимание возникшего несоответствия между требованиями деятельности и возможностями субъекта.
Упорство – проявление стремления к достижению «здесь и сейчас» желаемого или необходимого, несмотря на неудачи.
Упрямство – стремление во что бы то ни стало добиваться своего вопреки разумным доводам и обстоятельствам.
Целеустремленность – стремление личности к достижению поставленной перед собой цели.
Деятельность
Деятельность – целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.
- Преобразовательная деятельность - охватывает все формы человеческой деятельности, результатом которых является изменение, реальное или идеальное, существующего, или созидание, реальное или идеальное, того, что раньше не существовало.
- Познавательная деятельность - активность субъекта, направленного на объект, не модифицирует его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте.
- Ценностно-ориентационная деятельность. Своеобразие ее состоит в том, что она дает информацию о ценностях, а не о сущностях.
- Коммуникативная деятельность. Общение, то есть взаимоотношение субъектов между собой.
Игра – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Игра - форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
Мотивация – совокупность факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение.
Настроение – более или менее длительное эмоциональное состояние, придающее определенную окраску всем другим переживаниям человека и оказывающее влияние на его деятельность.
Научная деятельность – интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем; обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Поведение - система взаимосвязанных действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой.
Познание – процесс постижения действительности и приобретения знаний.
Практика – деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества.
Социальная активность – совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.
В качестве субъекта социальной активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.
Творчество – деятельность по созданию культурных ценностей и их интерпретации. Творчество всегда предполагает наличие субъекта творческой деятельности (творца).