Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»




Самофатова Татьяна Викторовна
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития логического мышления»

Консультация для воспитателей «Дидактическая игра как средство развития логического мышления ».

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, от него зависит успешность обучения в школе. Есть дети, которым с трудом дается математика в школе – это следствие, а причина в том, что они затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Умственные способности – это те психические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения всевозможных задач.

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности и получением новых знаний.

Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно-действенного мышления, т. е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. Затем идёт развитие элементов наглядно-образного мышления, т. е. малыш начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно- логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание, успеваемость в принципе.

Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей. В школе им понадобится применение таких мыслительных операций как умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать.

Для развития логического мышления необходимо:

1. Развивать у старших дошкольников логические приемы (анализ, синтез, сравнения, обобщения, классификации).

2. Формировать умения понимать и прослеживать причинно — следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.

3. Выравнивать стартовые возможности детей по формированию элементарных математических представлений перед школой.

4. Создавать условия для опережающего развития одарённых детей

5. Развивать позитивное отношение к школе и себе.

6. Воспитывать любовь к математике.

Эффективным средством развития логического мышления является дидактическая игра, которая предполагает взаимодействие с ребенком как с активным субъектом познавательной деятельности и в то же время являются и игрой и деятельностью ребенка-дошкольника. Она способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний. Тем более, что традиция широкого использования дидактических игр в целях развития мышления у детей старшего дошкольного возраста, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Е. И. Тихеева, А. И. Сорокина. Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная мыслительная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных

условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

При обучении старших дошкольников элементарной математике, используются разнообразные методы обучения:

- практические (упражнения, опыты и продуктивная деятельность);

- наглядные (разные предметы, игрушки, таблицы, рисунки);

-словесные (повествования, описания, объяснения, беседы, вопросы);

- игровые (обучающие и развивающие игры.)

Игровые методы используются для закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях. Практические и наглядные методы сочетают с игровыми и словесными. Я часто использую такие методические приёмы, как сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно- игровых и поисковых ситуаций.

Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. Важную роль играет создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего и опережающего развития. В группе оформлен математический уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления.

В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Важную роль при этом играет создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды: доступной, открытой, мобильной и ориентированной на зону ближайшего и опережающего развития. В группе можно оформить математический уголок с дидактическими играми на развитие логического мышления, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности, в котором каждый ребёнок может реализовать себя, свой интерес, через практическую деятельность, где обучение идет через действие, опыт, решение проблемных ситуаций, через игру - ведущую деятельность детей. В нём представлены различные дидактические игры: «Математический тир», «Перевёртыш», «Эрудит», «Шашки», несколько видов «Мозаики», «Сложи картинку из кубиков», разные по содержанию пазлы;

- занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки, оформлена папка, содержащая «Ребусы и головоломки»;

- модели дней недели, частей суток.

В группе должно быть достаточно текстового материала: загадок, стихов, считалок, математических знаков. В свободное, от занятий время с детьми играть в сюжетно – ролевые игры «Магазин», где дошкольники совершенствуют навыки операций с числами: сложение (при «покупке» нескольких товаров считают общую сумму «покупки», вычитание (сколько «денег» осталось после … «покупки»). Помимо математических представлений в играх такого типа развиваются социальные навыки. «Детский сад», «День рождения куклы», «Путешествие» и др. – отражение событий, традиций.

Во время прогулки ежедневно проводить разные подвижные игры, но каждая из них будет математической, если дети имеют возможность отрабатывать навыки счёта и отсчёта. Например, в подвижной игре «Два Мороза», можно спросить, (Сколько детей «заморозили» братья? А предыдущие «морозы» сколько заморозили? Кто из водящих оказался самым ловким? Почему вы так решили) Цель: Учить детей сравнивать группы закрепить навыки счета. На начальном этапе обучения чаще практиковать репродуктивные упражнения, благодаря которым дети действуют по образцу воспитателя, что предупреждает возможные ошибки. Дидактические игры подбираются в соответствии с программными задачами по математике и условно делятся на следующие группы.

К первой группе дидактических игр относится обучение детей счёту в прямом и обратном порядке. Используются сказочные сюжеты при знакомстве детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счётной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникло ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на нижней. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Что изменилось», «У кого столько же», «Исправь ошибку», «Кто быстрее найдёт», «Посчитай яблоки», «Прятки», «Убираем цифры», «Назови соседей», дошкольники учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Такое разнообразие дидактических игр математического содержания, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Вторая группа дидактических игр - игры – путешествия во времени. Можно предлагать детям такие игры, как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Цветная неделя», Не ошибись», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят дидактические игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Наша задача как педагогов является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определить свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, нужно использовать предметные игры с появлением какого - либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Что изменилось», «Бабочка», «Расскажи про свой узор». Ребёнок рассказывает как он расположил на ковре геометрические фигуры, в какой последовательности. Какая фигура расположилась в правом верхнем углу. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Это такие игры как «Что лишнее?», «Чем отличаются?», «Мельница», «Назови фигуру» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. В старшем возрасте дети должны научиться, не только последовательно выделять и описывать расположение фигур, но и находить узор по образцу и по описанию, воспроизводить его по указанию педагога. Надо помнить, что математика - одна из наиболее трудных учебных предметов, а математические игры позволяют удерживать интерес к занятиям по элементарной математике. Поэтому с детьми старшего возраста полезно проводить математические досуги в форме «КВН», вечера «Загадок и отгадок» и т. д. Интерактивное, живое общение с ребёнком в аспекте диалога формирует привычку думать; идёт поиск ответа, действия, познание нового, необычного.

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков:

«Найди лишнее слово».

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

· Старый, дряхлый, маленький, ветхий

· Храбрый, злой, смелый, отважный

· Яблоко, слива, огурец, груша

· Молоко, творог, сметана, хлеб

· Час, минута, лето, секунда

· Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

· Платье, свитер, шапка, рубашка

· Книга, телевизор, радио, магнитофон

· Мыло, метла, зубная паста, шампунь

· Береза, дуб, сосна, земляника

Игра «4-лишний»

- развитие обобщения

Пирамидка – матрёшка – портфель – кукла;

Сосиски – печенье – тарелка – сыр;

Чайник – кружка – колбаса – кастрюля;

Кепка – шапка – шляпа – тапочки;

Перчатки – ботинки –сапоги – туфли;

Муха – воробей – стрекоза – кузнечик;

Мандарины – бананы – помидоры –лимоны;

Машина – троллейбус – самолёт – скакалка;

Синичка – индюк –гусь –петух;

Пенал – тетрадь – карандаш – юла;

Сом – щука – жук – окунь;

Куртка – полотенце – платье – костюм.

«Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

-Упражнения на развитие гибкости ума.

«Назови слова…»

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

· Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина)

· Назови, слова, обозначающие домашних животных

· Назови, слова, обозначающие диких животных

· Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

· Назови, слова, обозначающие воздушный транспорт

· Назови, слова, обозначающие водный транспорт

· Назови, слова, обозначающие овощи

· Назови, слова, обозначающие фрукты

· Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей)

Упражнение «Назови, одним словом».

- Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию.

Процедура:

1. Дети должны назвать каждую группу одним словом:

а) Вера, Анна, Надежда, Галина, Елена -…

б) Стол, диван, кресло, стул -…

в) Москва, Баку, Кишинев, Минск -…

г) Чашка, блюдце, стакан, кастрюля -…

д) Январь, март, май, август -…

2. Дети должны закончить начатое перечисление и назвать каждую группу одним словом:

а) Ботинки, туфли – это…

б) Прятки, жмурки – это…

в) Зима, осень - это…

г) Пальто, куртка – это…

д) Иванов, Петров, Сидоров – это…

Игра «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет.

Ребенок называет такие варианты:

· Рисовать

· Писать

· Использовать, как палочку,

· Указка

· Градусник для куклы и т. д.

Игра «Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - (НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - (БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты - (ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов:

· Веселый – грустный

· Быстрый – медленный

· Красивый – безобразный

· Пустой – полный

· Худой – толстый

· Умный – глупый

· Тяжелый – легкий

· Твердый – мягкий

· Шершавый – гладкий

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставляют задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (БРОВИ)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу (ОКНО)

Свернется – с кошку, развернется – с дорожку. (ВЕРЕВКА)

Упражнение на развитие словесно- логического мышления:

«Определи понятия»

Ребенку предлагаются следующие наборы слов:

· Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья;

· Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой

· Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Перед тем, как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность ответить самому.

-Упражнения на развитие мыслительной операции:

«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

1. муха и бабочка

2. дом и избушка

3. стол и стулья

4. книга и тетрадь

5. вода и молоко

6. топор и молоток

7. город и деревня

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?» после таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предложите их сравнить. Снова задайте ему вопросы: «Похоже ли муха и бабочка? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?»

Проанализируйте ответы ребенка. Сколько слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходства или различия?

Ребенок 6 – 7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства и черты различия, но не по случайным, несущественным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае, а по главным признакам.

Лингвистическая игра на развитие скорости мышления:

«Закончи слово»

Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По…», - так вы начинаете игру.

Предлагаются слоги:

· по… · до…

· на… · че…

· за… · пры…

· ми… · ку…

· му… · зо…

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Упражнение «Подбери признаки»

- развитие логического мышления и смысловой памяти.

-Подобрать -слова признаки по каждому слову

Игра (какая) - интересная;

Снег (какой) - пушистый;

Вода (какая) -холодная;

Луна (какая) - круглая;

Дым (какой) - густой);

День (какой) - солнечный;

Трава –

Крик-…

Стол.

Окно.

Дом -…

Игра «Предмет-действие»

- Развитие мышления и речи

Ведущий говорит: «я буду говорить слово, обозначающее какой -нибудь предмет, а вы должны быстро придумать, что можно сделать с помощью этого предмета. Например, ножницы -резать, калькулятор -считать, лопата -копать». Слова: грабли (собирать опавшие листья, вилка (кушать, молоток (забивать гвозди, чашка (пить, кастрюля (варить, иголка (шить, ноги (ходить, руки (брать, глаза (смотреть, нос (дышать, уши (слышать, ручка (писать, фломастер, краски (рисовать,лейка (поливать, отвёртка (закручивать шурупы, дрель (сверлить в стене дыру, сумка (носить вещи, пила (пилить, порошок (стирать, мыло (мыть, утюг (гладить, коса (косить траву, спички (разводить огонь, сковорода (жарить, клей (клеить, забор (огораживать территорию, книга (читать, градусник (измерять температуру, часы (узнавать время, телефон (звонить).

Упражнение «Смысловые ряды»

- развитие мышления.

-детям предлагается закончить смысловой ряд, догадавшись, каким будет последнее слово.

Волк – заяц, кошка - …

Быстро – быстрее, медленно - …

Лиса – лисенок, волк -…

Белка – орешки, медведь - …

Человек – дом, крот - …

Лес – деревья, поляна - …

Пальто – зима, шорты - …

Море – вода, суша - …

Вода – кран, свет - …

Учитель – школа, воспитатель - …

«Вопрос-ответ».

активизация логического мышления и речи.

Вопросы детям:

• Чем похожи стул и табуретка?

• Какие слова начинаются с буквы В?

• Какие вежливые слова вы знаете?

• Как вы думаете чему учат в школе?

• Какой день следует за вторником?

• На какой свет светофора надо переходить улицу?

• Чем отличается бабочка от стрекозы?

• У коровы телёнок, а у лошади…

• Назовите детёныша у овцы?

• Какое слово лишнее: молоко, кефир, сметана, йогурт, печенье?

• Какое слово лишнее: ручка, карандаш, мелок, ластик, фломастер.

• Что бывает на улице после дождя? (лужи, радуга)

• Какой день надели последний?

• Что делают из муки?

• Кто работает в магазине?

• Мышь маленькая, а муравей…

• Певец поёт, а балерина…

• Где работает клоун?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: