ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Выполнение лабораторных работ по курсу "Электрические сети и системы" для специальности 110302 "Электрификация и автоматизация сельского хозяйства" имеет своей целью закрепление и углубление теоретических сведений, излагаемых в лекционных курсах и учебных пособиях.
Специфической особенностью лабораторного практикума по дисциплине "Электрические сети и системы" является использование унифицированного испытательного оборудования в виде стендов типа УРМЭС-1 (универсальное расчетное моделирование электрических сетей, первая модель) и УРМЭС-2 (универсальная расчетная модель электрических сетей, вторая модель), предназначенных для выполнения всего объема исследований, предусмотренных рабочей программой.
Основу стендов УРМЭС-1 составляют ЛАТРы (лабораторные автотрансформаторы) и магазины активных сопротивлений, индуктивностей и емкостей. ЛАТРы выполняют функции имитирования центров питания, обеспечивающих переменное однофазное синусоидальное напряжение промышленной частоты f=50 Гц. Магазины активных сопротивлений, индуктивностей и емкостей содержат наборы указанных элементов, необходимых для моделирования продольных и поперечных ветвей исследуемых электрических сетей при использовании П-образных схем замещения.
В отличие от УРМЭС-1 установка УРМЭС-2 имеет многоцелевое назначение и способна обеспечить широкий спектр расчетов и исследований электрических сетей, выходящих за пределы программы дисциплины "Электрические сети и системы". Соответственно ее назначению УРМЭС-2 значительно сложнее УРМЭС-1 и потому выполнение лабораторных работ на этой машине предполагает ряд особенностей, не учитываемых при проведении исследований на стенде УРМЭС-1
|
Применительно к проведению лабораторных исследований по дисциплине "Электрические сети и системы" с использованием стенда УРМЭС-2 задействованными являются генераторы переменного однофазного синусоидального напряжения частоты f= 50 Гц и магазины активных сопротивлений, индуктивностей и емкостей. Кроме того, особенностью измерений при выполнении лабораторных исследований на УРМЭС-2 является штекерное включение специальных измерительных приборов, рассчитанных на комплексные измерения.
Исторически сложилось так, что первоначально цикл лабораторных исследований по дисциплине "Электрические сети и системы" на кафедре электромеханических систем и электроснабжения был поставлен на стендах УРМЭС-1. Вместе с тем расширение возможностей исследований с использованием машины УРМЭС-2 обеспечивает фронтальное прохождение обучающимися лабораторного практикума, при котором изложение в лекционном курсе теоретических предпосылок предшествует их лабораторной проверке.
Методические указания по выполнению работ на универсальной расчетной модели электрических систем "УРМЭС-2" изложены в прил 1.
|
; mS = mU · mI.
Очевидно, что масштабы указанных величин могут быть использованы как для прямого перехода от реальной линии к ее электрической модели, так и для обратного пересчета измеренных на модели электрических величин к одноименным величинам реальной линии.
Объем каждого занятия рассчитан на 2 - 4 академических часа работы в лаборатории и на 1,5 - 2 часа домашней работы.
Для выполнения каждой лабораторной работы необходима предварительная подготовка.
Предварительная подготовка включает в себя следующее:
изучение соответствующих разделов по литературным источникам и конспекту лекций;
тщательное ознакомление с содержанием лабораторной работы по методическим указаниям, усвоение ее целевого назначения и программы исследований;
выполнение расчетов согласно набору параметров исследуемой ЛЭП, выдаваемому преподавателем;
подготовку таблиц для занесения результатов исследований;
ознакомление с правилами оформления результатов экспериментов и с требованиями нормативных документов, регламентирующих порядок построения графических зависимостей.
|
Студент допускается к выполнению очередной лабораторной работы после предъявления преподавателю отчета за предыдущую работу и при удовлетворительных ответах на контрольные вопросы для домашней подготовки.
На первом занятии семестра студент должен изучить инструкцию по технике безопасности и расписаться в журнале инструктажа по технике безопасности.
Для снижения вероятности ошибок при сборке схемы следует при выполнении каждого опыта условно делить бригаду на сборщиков схемы и проверяющих правильность сборки. Окончательную проверку собранной схемы выполняет преподаватель, после чего дается разрешение на включение питания.
Лабораторная работа выполняется в том порядке, какой изложен в методических указаниях на ее выполнение. Результаты измерений заносятся в соответствующие таблицы каждым членом бригады. По полученным данным выполняются необходимые предварительные расчеты и строятся графические зависимости.
Черновые материалы предъявляются преподавателю, после подписи которого, работа считается законченной.
После выполнения полного объема лабораторной работы с разрешения преподавателя схема разбирается, соединительные провода укладываются в отведенное место.
Окончательный отчет по выполненной лабораторной работе составляется во внеурочное время. Вычерчивание схем и графических зависимостей в отчете от руки, без применения чертежных принадлежностей, не допускается.
Титульный лист отчета должен быть оформлен согласно прил. 2.
Расчеты должны производиться в системе СИ с необходимыми пояснениями.
В заключение студент дает в письменной форме ответы на вопросы, поставленные в описании к данной лабораторной работе.
Студенты, у которых все отчеты приняты, получают зачет по лабораторному курсу.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1. При подведенном к стенду напряжении запрещается прикасаться к проводникам схемы и к металлическим частям стенда, находящимся под напряжением.
2. Приступая к работе, внимательно ознакомьтесь с заданием, правилами безопасности работ, оборудованием, проверьте исправность ограждений и предохранительных устройств.
3. Не загромождайте свое рабочее место оборудованием и аппаратурой, не относящимся к выполняемой работе, так как это может явиться причиной несчастного случая.
4. При работе в лаборатории выполняйте только то задание, которое Вам поручено.
5. Запрещается находиться в лаборатории в пальто, а также раздеваться и вешать пальто, кепи и платки на лабораторное оборудование.
6. По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место. После уборки заявите ответственному по лаборатории об окончании работы и только после его разрешения можете оставить лабораторию.
СТРОГО ВОСПРЕЩАЕТСЯ!
1. Включать и выключать силовые и осветительные рубильники без разрешения руководителя.
2. Включать схему под напряжение без предварительной проверки и разрешения руководителя.
3. Работать с кашне, галстуками и шарфами, которые могут попасть во вращающиеся части машины.
4.
При возникновении аварийных режимов (перегрузка током, электрический пробой изоляции, короткое замыкание, чрезмерное увеличение частоты вращения и т.д.) лабораторная установка должна быть немедленно отключена.
Если произойдет несчастный случай, то лабораторную установку следует отключить, пострадавшему оказать помощь, помня о том, что прикосновение к человеку под напряжением опасно. Освобождать пострадавшего можно только с помощью двух сухих деревянных или других изоляционных предметов.
ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается прикасаться к элементам схемы при включенном напряжении.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЖИМОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Цель работы
1. Изучить зависимости режимов работы воздушной линии электропередач (ЛЭП) от величины и характера нагрузки.
2. Исследование работы ЛЭП на примерной модели.
Теоретические пояснения
Емкостная проводимость и емкость конденсатора, имитирующего эту проводимость в схеме замещения, связаны соотношением
j вл = jωс л.
В индивидуальном задании указывается полная емкость с л. Активное сопротивление rл для проводов из цветных металлов принимают равным омическому или сопротивлению постоянному току, поскольку поверхностным эффектом для переменного тока промышленной частоты можно пренебречь. Следовательно, активное сопротивление проводника из цветного металла можно рассчитать по соотношению
, Ом, (2.1)
где: ρ - удельное сопротивление материала провода, Ом-м;
l - длина линии, м;
q - сечение провода, м2.
При использовании стальных и сталеалюминиевых проводов поверхностным эффектом, проявляющимся в вытеснении электрического тока от центра проводника к его периферии, пренебречь нельзя. При учете этого эффекта активное
Рис. 2.1. П-образная схема замещения линии электропередачи
сопротивление проводника оказывается больше его омического сопротивления как в результате эффекта вытеснения тока, так и из-за магнитных потерь в ферромагнитном материале проводника. Поэтому активное сопротивление стальных и сталеалюминиевых проводов не подчиняется соотношению (2.1) и определяется по справочным таблицам.
Как правило, нагрузка ЛЭП носит активно-индуктивный характер, т.е. сопротивление нагрузки может быть представлено в виде параллельного или последовательного соединения активного RH и индуктивного ХН сопротивлений (см. рис. 2.1).
Индуктивное сопротивление продольной ветви Хл и емкостная проводимость поперечной ветви bл рассчитываются по специальным формулам.
Важно отметить, что емкостная проводимость bл, как в расчетных формулах, так и в справочных источниках характеризует ОДИН провод трехфазной линии, а не всю трехфазную линию.
В электрической модели индуктивные сопротивления выполнены в виде катушек индуктивности с использованием ненасыщенных ферромагнитных сердечников. При этом омическое сопротивление провода катушки и мощность магнитных потерь учитываются последовательным включением с идеальной индуктивностью соответствующего активного сопротивления.
в П-образной схеме замещения
I12(1a) = ; (2.3)
Сопоставление (2.2) и (3.2) позволяет сделать вывод, что
I12(1ф) = 3I12(3ф). (2.4)
Отсюда линейное падение напряжения
∆U12 = 3∆U12,ф = 3I12(3ф)Zл = I12(1ф)ZЛ. (2.5)
Иными словами, в П-образной схеме замещения падение напряжения на полном сопротивлении Zлпродольной ветви соответствует ЛИНЕЙНОМУ падению напряжения замещаемой трехфазной линии.
Для исследования режима ЛЭП при номинальной нагрузке используется векторная диаграмма напряжений и токов (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Векторная диаграмма напряжений и токов при номинальной нагрузке
Если совместить вектор напряжения в узле 2 с действительной осью на комплексной плоскости, то выражение для напряжения в узле 1 можно записать так (2.6) где: I12arл + I12rxл=∆U12 - продольная составляющая падения напряжения в ЛЭП;
I12axл – I12rzл= δU12 - поперечная составляющая падения напряжения в ЛЭП.
Из (2.6) следует, что при одном и том же значении напряжения на приемном конце линии (в узле 2) как падение на-
пряжения ∆U12, так и его составляющие ∆U12 и δU12 определяются, во-первых, абсолютным значением тока в линии, а во-вторых - зависят от соотношения его составляющих, т.е. в первую очередь от фазового сдвига между током I2 и напряжением U2 в узле 2. В свою очередь, при одном и том же характере нагрузки, ее величина по-разному влияет на величину и фазу тока в линии I12 (см. рис. 2.2), который представляет собой векторную сумму тока нагрузки I2 и емкостного тока утечки Ic2 .
В виду того, что ток в линии
I12 = I2 + Ic2, (2.7)
то можно считать, что фазовый сдвиг между векторами I12
речной составляющими падения напряжения. При этом изменяется угол δ12, который характеризует сдвиги по фазе между векторами на передающем (U1) и приемном (U2) концах линии. Пусть нагрузка уменьшается примерно до половины номинальной. Тогда векторная диаграмма напряжений и токов принимает вид, приведенный на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Векторная диаграмма напряжений и токов при I2 = 0,5*I2,н
Характерным для режимов нагрузки при I2 = I2,н и
I2 = 0,5I2,н является соотношение модулей напряжений на предающем и приемном концах линии U1 > U2, т.е. потеря напряжения, определяемая как алгебраическая разность U1 - U2, имеет положительное значение.
На холостом ходу согласно (2.7) I12 = IC2, а векторная диаграмма напряжений и токов принимает вид, представленный на рис. 2.4.
Как следует из векторной диаграммы (см. рис. 2.4), соотношение модулей напряжений на передающем и приемном концах линии принимает вид Ut < U2, что соответствует потере напряжения в линии с отрицательным знаком
встречу напряжению на приемном конце ЛЭП (см. рис. 2.4).
Рис.2.4. Векторная диаграмма напряжений и токов при I2=0
В лабораторных условиях исследования ЛЭП выполняют на их моделях, в которых, во-первых, используется пониженное напряжение; во-вторых, распределенные параметры, соответствующие активному и индуктивному сопротивлениям продольной ветви и емкостной проводимости поперечной ветви схемы замещения линии заменяются их сосредоточенными эквивалентами; в-третьих, в интересах наглядности векторных диаграмм, значения сопротивлений и проводимостей принимают больше тех величин, которые должны были бы получиться с учетом масштабов, обусловленных соотношениями напряжений реальной ЛЭП и ее лабораторной модели.
Порядок выполнения работы
1. Получить у преподавателя параметры исследуемой модели ЛЭП (rл, r'л, Lл, Сл, U2) и значения сопротивлений, соответствующих номинальной нагрузке RH; r'H; LH.
2. Рассчитать емкостную проводимость начала (или конца) линии
, См,
3. Рассчитать ток поперечной ветви схемы замещения в узле 2
Ic2 = U2 · bл.
4. Рассчитать сопротивление нагрузки:
.
5. Рассчитать ток нагрузки
I2 = .
6. Построить векторную диаграмму (см. рис. 2.2), при
няв масштаб напряжения mu =l В/мм.
7. Рассчитать ток поперечной ветви схемы замещения в узле 1
Ic1 = U1* bл.
8. Построить на векторной диаграмме вектор
I1 = I12 + Ic1.
9.Результаты расчета занесите в таблицу.
Параметры исследуемой ЛЭП
Измеряемая величина | U2 | U1 | I1 | Ic1 | Ic2 | I2 | I12 |
Единица измерения | |||||||
Данные расчета | |||||||
Данные эксперимента | |||||||
Погрешность определения параметра, % |
10. Собрать схему исследований (см. рис. 2.1).
11. Установить регулятор ЛАТР в положение, соответствующее минимальному выходному напряжению.
12. Предъявить схему исследований преподавателю.
13. После разрешения преподавателя на включение подать напряжение на схему исследований, нажав кнопку «ПУСК» или включив выключатель В1.
14. Установить при помощи ЛАТР напряжение в узле 2 согласно заданию.
15. Снять показания измерительных приборов и занести их в таблицу.
16. Оценить погрешность расчета, приняв за достоверные результаты, полученные экспериментально. Для оценки погрешности использовать формулу
где: П% - погрешность расчета, %;
Вр - расчетное значение величины;
Вэ - экспериментальное значение величины.
17. Оценить погрешность определения потери напряжения в линии.
17.1. Определить потери напряжения из векторной диаграммы (см. рис. 2.2)
U1р – U2р.
17.2. Определить потери напряжения по данным эксперимента
|U1э| – |U2э|.
17.3. Оценить погрешность определения потери напряжения по соотношению
.
18.
19. Провести исследования на холостом ходу согласно п.п. 6-17.
Отчет по лабораторной работе должен содержать:
1. Схему исследований.
2. Параметры модели линии.
3. Значения сопротивлений нагрузки.
4. Расчеты, обусловленные заданием.
5. Векторные диаграммы для трех вариантов нагружения линии.
6. Таблицы результатов исследований для трех вариантов нагружения линии.
В заключении отчета необходимо сделать письменные выводы по выполненным исследованиям в виде ответов на следующие вопросы:
1. Чем обусловлено расхождение между теоретическим и экспериментальным определением параметров ЛЭП?
2. В каком соотношении между собой должны находится величины напряжений на передающем (U1) и приемном (U2) концах линии при следующих режимах нагрузки:
при номинальной нагрузке;
при нагрузке, составляющей примерно половину номинальной;
на холостом ходу.
3. При каких условиях потеря напряжения в линии равна нулю, т.е. U1= U2? Ответ проиллюстрировать векторной диаграммой.
4. Что характеризует собою продольная составляющая падения напряжения в линии?
5. Что характеризует собою поперечная составляющая падения напряжения в линии?
Контрольные вопросы для домашней подготовки
1. Какие факторы влияют на отличие погонного активного сопротивления ВЛ от омического?
2. При каких допущениях определяется погонное активное сопротивление ВЛ при проектировании?
3. Какими геометрическими параметрами определяется значение погонного реактивного сопротивления ВЛ?
4. Какое физическое явление отражается наличием в схеме замещения ВЛ активной проводимости?
5. От каких параметров зависит величина эквивалентного радиуса расщепленной фазы?
6. К каким изменениям погонных параметров ВЛ приводит расщепление фазы?
7. Какие факторы определяют отличие погонных параметров кабельной и воздушной линий?
8. Почему в ВЛ с UH0M ≤10 кВ допустимо не учитывать реактивное сопротивление при использовании П-образной схемы замещения?
9. Как построить векторную диаграмму напряжений для линии 110 кВ с тремя нагрузками вдоль нее?
10. В чем состоит различие между падением и потерей напряжения? Проиллюстрировать это различие с помощью векторной диаграммы напряжений?
/1, с. 115-126, 170-184; 2, с. 54-62, 99-110; 3, с. 37-71/
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПАРАМЕТРАМИ СХЕМЫЗАМЕЩЕНИЯ ЛИНИИ НА ПАРАМЕТРЫЕЕ РЕЖИМА
Цель работы
1.
2. Исследовать работу ЛЭП на примерной модели.
Теоретические пояснения
Взаимное положение на комплексной плоскости векторов, характеризующих режим в начале ЛЭП (, ), и ее приемном конце (, ), при допущении об отсутствии потерь на корону, зависит от трех факторов:
1) от абсолютных значений и соотношения активной и реактивной составляющих тока (мощности) нагрузки;
2) от абсолютных значений сопротивлений продольной ветви схемы замещения (rл и xл) и их соотношения v=ro / xo;
3)
от относительного значения зарядного тока
(зарядной мощности) линии.
Рис.3.1. П – образная схема замещения ЛЭП
Значение v, характеризующее соотношение активного и индуктивного сопротивления линии меняется в весьма широких пределах в зависимости от типа линии (воздушная или кабельная), ее номинального напряжения и диапазона используемых сечений проводов и жил кабелей. Систематизация и обобщение данных о величине v позволяет выделить три категории линий:
1) линии с v ≥1, к которым, прежде всего, относятся кабельные линии
6—10 кВ, а также 35 кВ с алюминиевыми жилами и, кроме того, частично ВЛ 6—35 кВ и КЛ 35 кВ с медными жилами (при небольших сечениях);
2) линия с v≈1, к которым относятся В Л 6—35 кВ и КЛ 35 кВ с медными жилами (при крупных сечениях) и частично ВЛ 410 кВ;
3) линии с v≤1, к которым относятся все воздушные и кабельные линии 110 кВ и выше, за исключением отнесенных ко второй категории В Л 110 кВ.
Рассмотрение режимов работы ЛЭП начнем со 2 категории линий, которые характеризуются примерным равенством активного и индуктивного сопротивления линии. При этом аргумент вектора полного сопротивления линии близок к 45°. Для проведения анализа векторной диаграммы напряжений линии, представим вектор падения напряжения в виде сгруппированных попарно активной и реактивной составляющих тока I12, т.е.
∆ = (jI12axл + I12arл) + (I12rxл – jI12rrл)
Рис. 3.2. Векторная диаграмма токов линии при rл= хл
Последние два слагаемых в выражении ∆U12ф являются катетами треугольника Q с гипотенузой I12rZл и определяются протеканием через сопротивления линии реактивной мощности Q12.
При примерном равенстве rл и хл вектор I12rZл расположен под углом ≈45° к действительной оси комплексной плоскости. На рис. 3.2 этот треугольник помечен буквой Q. Очевидно, что размеры треугольников определяются соотношением активной и реактивной составляющих тока I12 или соотношением Р12 и Q12
U1ф = U2ф + ∆U12ф
Рис. 3.З. Векторная диаграмма токов линии при rл= 0,5хл
Разность модулей векторов напряжений по концам линии носит название потери напряжения. Величина потери напряжения от шин источника питания до шин узла нагрузки в ряде случаев служит критерием оценки допустимости рассматриваемого режима с точки зрения обеспечения качества электроэнергии, получаемой потребителями и поэтому является важным количественным показателем работы сети. Потеря напряжения │ │ - │ │ ≈ ∆U1,2; т.е. примерно равна продольной составляющей вектора падения напряжения.
ных.
Иная ситуация имеет место при рассмотрении линий третьей категории, у которых активное сопротивление меньше реактивного (rл < хл). Соответствующая этому случаю векторная диаграмма приведена на рис. 3.3. Из рисунка следует, что угол между векторами U1ф и U2ф значителен, при этом он тем больше, чем больше различие между rл и хл. Отсюда следует вывод, что расчет напряжений в узлах электрических сетей с Uном >220кB в общем случае недопустимо выполнять без учета поперечной составляющей вектора падения напряжения.
Порядок выполнения работы
1. Получить у преподавателя параметры исследуемой модели ЛЭП (rл, r'л, Lл, Сл, U2) и значения сопротивлений, соответствующих номинальной нагрузке RH; r'H; LH.
2. Рассчитать емкостную проводимость начала (или конца) линии.
, См,
где ω = 2πf - циклическая частота сети.
3.Рассчитать ток поперечной ветви схемы замещения в узле 2 (рис. 3.1).
Ic2 = U2· bл.
4. Рассчитать сопротивление нагрузки:
.
5. Рассчитать ток нагрузки I2 = .
6. Рассчитать ток продольной ветви:
.
I12A и I12r.
8.Рассчитать катеты треугольника, определяемые протеканием в продольной ветви схемы замещения активной мощности Р12:
;
.
9. Рассчитать катеты треугольника, определяющего протекание в продольной ветви схемы замещения реактивной мощности Q12:
;
.
10. Определить падение напряжения в продольной ветви схемы замещения:
= + + +
11. Определить напряжение в узле 1 (рис. 3.1)
.
12. Рассчитать ток поперечной ветви схемы замещения в
узле 1 Ic1 = U1· bл.
13. Рассчитать величину тока I1.
.
14. Результаты расчета занесите в таблицу:
Измеряемая величина | U2 | IC2 | Δ U12 | I12 | IС2 | U1 | I1 | IC1 | I1 |
Единица измерения | |||||||||
Данные расчета | |||||||||
Данные эксперимента |
15. Построить векторную диаграмму (рис. 3.2).
16. Собрать схему исследований (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Схема исследования
17. Установить регулятор ЛATP в положение, соответствующее минимальному выходному напряжению.
18. Предъявить схему исследований преподавателю.
19. После разрешения преподавателя на включение подать напряжение на схему исследований, нажав кнопку «ПУСК» или включив выключатель В1.
20. Установить при помощи ЛАТРа, напряжение в узле 2 согласно заданию.
21. Снять показания измерительных приборов и занести их в таблицу.