МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




Должны быть сформированы следующие компетенции

Общекультурные:

(ОК-13) – владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

Профессиональные компетенции:

(ПК-1) – способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

(ПК-2) – способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующую деятельность хозяйствующих субъектов.

(ПК-3) – способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.

(ПК-4) – способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач.

(ПК-5) – способен выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

(ПК-6) – способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.

(ПК-8) – способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

 

 

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Организационно-методические данные дисциплины (3.5/5 лет)

Вид учебной работы   Количество часов
Всего по учебному плану Семестры
               
Аудиторные занятия (всего):                  
В том числе:                  
Лекции (Л) 4/6   4/6            
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия 4/6   4/6            
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП)                  
Контроль самостоятельно работы (КСР): Реф.   Реф.            
Самостоятельная работа (всего): 136/96   136/96            
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины: Часы: 144/108   144/108            
Зач. ед.: 4/3   4/3            
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля)                  
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) Экз.   экз.            

4.2. Тематический план

Тема Всего Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1.Предмет и задачи курса. Методы региональных исследований. 15/11 1/1 1/1 13/9
2.Регион как объект хозяйствования и управления, результат дифференцирования территории: основные процессы, понятия и термины 15/11 1/1 1/1 13/9
3.Территориальная организация общества. Закономерности и принципы размещения производительных сил. Современное состояние российской экономики 14/11 /1 1/1 13/9
4.Хозяйство как система. Территориальная структура хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. 14/10 1/1   13/9
5.Пространственная организация хозяйства региона 13/9     13/9
6.Природно-ресурсный потенциал регионов 15/11 1/1 1/1 13/9
7.Методы регионального анализа и моделирование региональной экономики. 13/10 /1   13/9
8.Региональная политика государства 13/10   /1 13/9
9.Свободные экономические зоны 13/10   /1 13/9
10.Региональная бюджетно-налоговая политика 13/6     13/6
11.Федерализм и особенности управления экономическим процессом в регионе 6/9     6/9
Всего часов 144/108 4/6 4/6 136/96

Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Предмет и задачи курса. Методы региональных исследований

Региональная экономика как научное направление и учебная дисциплина. Этапы развития «Региональной экономики» как научного направления, Макро: экономика региона. Место «Региональной экономики» в ряду экономических дисциплин. Задачи региональной экономики.

Методы изучения и обоснования регионально-хозяйственной структуры и экономики регионов. Система расчетных методов изучения и обоснования регионального развития. Анализ и прогнозирование развития региона. Сбалансированность и оптимизация регионального хозяйства.

Контрольные вопросы:

  1. Предмет учебной дисциплины «Региональная экономика и управление».
  2. Причины признания региональной экономики как самостоятельного научного направления в экономике.
  3. В чем заключается конструктивный характер региональной экономики
  4. Методологические основы и задачи региональной экономики и управления
  5. Перечислите задачи региональной экономики на современном этапе и дайте их краткое обоснование.
  6. Основные методы региональных исследований и особенности их использования.

Тема 2. Регион как объект хозяйствования и управления, результат дифференцирования территории: основные процессы, понятия и термины

Регион как объект управления, регионализм как постоянный фактор развития общества. Мезоуровень социально-экономических процессов и возможности его изучения. Административно-территориальное деление.

Свойства пространства. Дискретность и континуальность географического пространства. Дифференциация пространства как естественный процесс. Районообразование. Разнообразие территорий. Районирование как научный метод - степень субъективности. Виды районирования. Типы территорий. Понятия "район" и "регион" - терминологическое несоответствие.

Контрольные вопросы:

1. Теоретические трактовки понятия регион.

2. Какие принципиальные различия существуют между районообразованием и районированием.

3. Виды районирования.

4. Особенности формирования экономических районов.

5. Что обуславливает разнообразие отличительных свойств экономических районов.

6. Определение депрессивных и слаборазвитых регионов.

 

Тема 3. Территориальная организация общества. Закономерности и принципы размещения производительных сил. Современное состояние российской экономики

Закономерности размещения видов производств, их объективный характер и обусловленность экономическими закономерностями. Понятие рационального вида производств и использование возобновляемых и невозобновляемых (искусственно созданных) ресурсов; комплексное развитие экономики региона.

Сравнительные преимущества регионов и факторы их определяющие: природно-климатические условия; целостность воспроизводственной базы; территорий отраслевая структура производительных сил; степень завершенности производственно энергетических циклов; производственно-хозяйственная специализация; уровень инфраструктурного обеспечения; торгово-коммерческий потенциал и др.

Принципы размещения производительных сил и факторы их характеризующие, выделяют следующие основные принципы: приближение к источникам сырья энергетическим базам и районам потребления готовой продукции предприятия использование оптимального сочетания стоимостной оценки факторов производства земли и природных ресурсов, капитала (включая заемный) и рабочей силы (с квалификационного и возрастного состава).

Факторы, оказывающие существенное влияние на принятие решений по производства в регионе: материалоемкость (природоемкость), энерго- и труд объем водопотребления, транспортно-коммуникационный фактор, размер площади пользование землей, фактор финансирования (финансового обеспечения из источников) и др.

Контрольные вопросы:

  1. Какие условия определяют размещение производительных сил.
  2. В чем различие между категориями «законы» (закономерности»), «принципы» и «факторы» регионального развития.
  3. Назовите основные принципы размещения.
  4. Факторы размещения и их классификация
  5. Объясните действие факторов размещения на территориальную привязку предприятий.

Тема 4. Хозяйство как система. Территориальная структура хозяйства. Отраслевая структура хозяйства.

Понятие системы, элемента, вертикальной и горизонтальной структуры. Свойства самоорганизующихся систем. Хозяйство как система. Территориальная структура хозяйства (ТСХ) и её значение для развития хозяйства.

Отраслевая структура хозяйства. Продукт, услуга, товар, предприятие, отрасль, межотраслевой комплекс, сфера. Состав производственной и непроизводственной сферы экономики. Секторы экономики. Типы экономик по соотношению секторов.

Контрольные вопросы:

  1. Региональный социально-экономический комплекс.
  2. Отраслевая и территориальная структура региона.
  3. Понятие и сущность регионального воспроизводственного процесса, его особенности.
  4. На основе каких показателей осуществляется оценка размещения производства и социально экономического развития регионов.
  5. Производственная и непроизводственная сфера и их соотношение в регионах России.

 

Тема 5. Пространственная организация хозяйства региона

Географическое разделение труда: региональный и национальный уровень. Включённость экономики региона в процесс разделения труда. Специализация региона. Теории региональной специализации и межрегиональной торговли.

Теории размещения производственной деятельности в регионе. Теория размещения сельскохозяйственной деятельности (теория Тюнена). Теория штандорта (Лаунхардт, Вебер). Теория центральных мест (Кристаллер). Пространственная теория цены.

Пространственная организация хозяйства региона. Теория А. Лёша. Новые концепции.

Контрольные вопросы:

1. Теория сельскохозяйственного штандорта И.Тюнена

2. Метод весового треугольника В.Лангарда

3. Теории А.Вебера и В.Кристаллера

4. «Пространственная организация хозяйства» А.Леша

5. Теории абсолютных и относительных преимуществ А.Смита и Д.Рикардо

6. Отечественная школа региональных исследований

Тема 6. Природно-ресурсный потенциал регионов

Понятие природно-ресурсного потенциала страны и регионов. Понятие географической среды. Степень обеспеченности России топливно-энергетическими и природными ресурсами. Территориальное сочетание природных ресурсов.

Природно-климатические ресурсы и ресурсы, созданные трудом человека. Сдвиги в мировом промышленном производстве под влиянием НТП.

Оценка природно-ресурсного потенциала регионов и проблемы их рационального использования. Природно-ресурсный потенциал и инвестиционная привлекательность регионов: его использование в качестве залоговой стоимости и гарантий местной власти при получении кредитных ресурсов для региональных программ.

Роль экологической экспертизы в принятии программ регионального развития.

Деление регионов на макроэкономическом уровне на сырьевые (добывающие, сельскохозяйственные) и перерабатывающие. Их положение в структуре ВНП экономическое положение в них.

Определение сравнительных преимуществ отдельных регионов и задачи их роли в национальной и мировой экономиках.

Контрольные вопросы:

  1. Природно-ресурсный потенциал региона.
  2. Различия территорий по степени обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами.
  3. Ресурсообеспеченность региона и влияние этого показателя на развитие экономики.
  4. Классификация регионов по показателям природно-ресурсного потенциала.
  5. Рациональное природопользование и экологические проблемы регионов.

 

 

Тема 7. Методы регионального анализа и моделирование региональной экономики.

Региональная экономическая система, её компоненты и основные взаимосвязи. Система региональных счетов. Региональные межотраслевые балансы. Макроэкономические характеристики региона. Отраслевая структура и специализация региона. Социально-экономические индексы и типологии. Анализ межрегиональных связей.

Моделирование региональной экономики. Методы и объекты моделирования. Модели транспортировки грузов, размещения производства и миграций населения. Межрегиональные модели.

Контрольные вопросы:

1. Макроэкономическая концепция региона.

2. Отраслевая структура регионального комплекса.

3. Методы определения отраслей специализации региона.

4. Экономическая эффективность производства.

5. Методы прогнозирования межрайонных транспортно-экономических связей.

 

Тема 8. Региональная политика государства

Особенности региональной политики Российской Федерации. Цели и задачи региональной политики.

Виды региональной поли­тики. Основные направления реализации региональной политики. Региональная экономическая политика. Региональная социальная политика, демографическая политика Российской Федерации. Территориальные особенности реализации региональной политики

Эволюция региональной политики в современной России. Инструменты региональной политики и финансовые стимулы. Необходимость комплексного решения экономических проблем регионов.

Понятие территориальной несправедливости и её критерии. Способы решения проблемы выравнивания развития регионов: история вопроса. Современная государственная региональная политика: новые подходы. Совмещение целей региональной, инвестиционной и научно-технической (инновационной) политики. Объекты региональной политики.

Методы региональной политики: административные и экономические, прямого и косвенного воздействия, ограничивающие и стимулирующие. Оценка эффективности региональной политики. Факторы, снижающие эффективность мер региональной политики, и возможности нивелирования их воздействия.

Контрольные вопросы:

  1. Сущность государственной региональной политики, ее виды.
  2. Методы и инструменты реализации региональной экономической политики.
  3. Принципы государственной региональной политики.
  4. Цели региональной политики в экономической сфере.
  5. Цели региональной политики в социальной сфере.

 

Тема 9. Свободные экономические зоны

Свободные экономические зоны (СЭЗ) - необходимый элемент развития рыночных отношений. История возникновения и мировой опыт развития. Оффшорные;

Цели и задачи создания СЭЗ в переходной экономике современной России (их функционирования в российской экономике. Законодательная база их функционирования.

Особенности экономических взаимосвязей СЭЗ с национальной и мировой экономикой. Особенности налогообложения прибылей в СЭЗ и методы привлечения иностранного капитала. Объемы привлеченных иностранных инвестиций в российские СЭЗ

Проблемы развития СЭЗ в российской экономике на современном этапе.

Контрольные вопросы:

  1. Свободные экономические зоны как инструмент государственного регулирования.
  2. Мировой опыт создания СЭЗ.
  3. Нормативно-правовые акты, регулирующие создание СЭЗ в России.
  4. Специфика технико-внедренческих зон.
  5. Опыт создания СЭЗ в РФ.
  6. Наиболее эффективно функционирующие СЭЗ.
  7. Преимущества и проблемы создания СЭЗ.

Тема 10. Региональная бюджетно-налоговая политика

Понятие и сущность региональных финансов. Банковская система региона; потоки финансов регионов, способы их регулирования, аккумуляции и распределения, обеспечение воспроизводственных процессов в регионах.

Региональные бюджеты: источники формирования (пополнения) и направления расходования. Источники формирования доходной части, планирование дохе Концепции регионального бюджета.

Межбюджетные взаимодействия и проблема гармонизации отношений мести региональных и федеральных бюджетов. Политика субсидий, дотаций и субвенций. Основы местного самоуправления и самофинансирования.

Территориальный принцип организации налоговой системы России. Федерации налоги субъектов федерации, местные налоги.

Соглашение между региональной администрацией и федеральной властью с продукции: суть и цели заключения.

Контрольные вопросы:

  1. Основные принципы построения финансовых отношений в регионе.
  2. Система межбюджетных отношений.
  3. Состав региональных финансов.
  4. Пути решения проблемы дефицита регионального бюджета.
  5. Региональная бюджетно-налоговая система.
  6. Основные направления совершенствования налоговой системы региона.

 

Тема 11. Федерализм и особенности управления экономическими процессами в регионе

Федерализм как особая форма организации государства. Основные подходы к феномену федерализма. Отличительные черты федеративного государства. Принцип разделения властей. Принцип совместного ведения.

Парадоксы российского федерализма. История формирования федеральных отношений на территории России. Исторические парадоксы. Советский "федерализм". Парад суверенитетов. Современные противоречия федеративного процесса.

Особенности организации регионального управления. Разделение функций, ресурсов и ответственности на трёх уровнях иерархии. Принципы и методы регионального управления. Организация процесса управления регионом.

Контрольные вопросы:

  1. Федеральные округа и структура управления.
  2. Состав федеральных округов.
  3. Порядок формирования и функционирования региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти.
  4. Принципы организации региональных органов государственной власти РФ.
  5. Проблемы функционирования органов региональной власти в современный период.
  6. Особенности организации регионального управления.

 

4.4. Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет и задачи курса, Методы региональных исследований.

Вопросы для обсуждения

1. Какие проблемы изучает региональная экономика? Раскройте ее сущность и дайте краткое определение.

2. Кто первым предложил научное определение региональной экономики? Какое определение на Ваш взгляд является наиболее полным.

3. В чем заключается конструктивный характер региональной экономики?

4. Когда, и в связи с какими обстоятельствами, сформировалась региональная экономика?

5. Перечислите задачи региональной экономики на современном этапе и дайте их краткое обоснование.

6. Какие методы обоснования регионального развития относятся к категориям приближенных и точных?

7. Как выбрать оптимальный вариант размещения и развития предприятия? Каким образом и почему этот выбор складывается на эффективности регионального комплекса?

8. Каковы значение и возможности межотраслевого баланса региона для исследования и планирования.

9. Каковы особенности использования программно-целевого метода. В чем заключаются его достоинства и недостатки?

Литература:

1. Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2.Лексин В.Н., А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. – М.: изд. Либроком, 2009. – 368 с.

3. 4. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

5.Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика: Электронный учебник. – Изд. Кнорус, 2008.

 

Тема 2. Регионы как результат дифференцирования территории: основные процессы, понятия и термины.

Вопросы для обсуждения

1. Раскройте роль экономического районирования и укажите его разновидности.

2. Перечислите принципы экономического районирования с их краткой характеристикой.

3. В чем отличие действующей районной сетки от предыдущей; где в России выделялось 9 экономических районов?

4. Как Вы думаете, зачем необходимо совершенствовать экономическое районирование и административно-территориальное деление?

5. Какие характерные группы регионов можно выделить по особенностям предпринимательского климата? Назовите наиболее привлекательные в этом отношении регионы в каждой группе.

6. Для чего надо выделять экономические зоны и в чем различие двух их типов?

7. В чем состоит смысл проведенной реформы государственного управления с выделением федеральных округов? Назовите наиболее крупный федеральный округ по количеству охватываемых регионов

Литература:

1. Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2.Лексин В.Н., А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. – М.: изд. Либроком, 2009. – 368 с.

3.Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / М.: ИНФРА-М, 2008

5. Швецов. А.Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2010. – 320 с.

6.Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика: Электронный учебник. – Изд. Кнорус, 2008.

 

Тема 3. Территориальная организация общества. Закономерности и принципы размещения производительных сил, современное состояние российской экономики

Вопросы для обсуждения

1. Что поднимается под региональной рыночной средой?

2. Перечислите базовые организационно-рыночные условия в регионе.

3. Дайте характеристику региональной дифференциации рыночной инфраструктуры.

4. Какова экономическая роль базовых и ведущих комплексов на современном этапе?

5. Дайте обоснование целесообразным границам зональных рынков черных металлов и укажите, какими экономическими методами надо при этом пользоваться.

6. Охарактеризуйте особенности региональной структуры машиностроительного комплекса. В чем заключается их прогрессивное воздействие на экономику регионов.

7. Каковы главные направления регионально-структурных преобразований в ведущих отраслях промышленности?

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определения следующим понятиям:

- «географическое разделение труда»;

- «территориальное разделение труда»;

- «территориальная организация экономики»;

- «территориальная структура экономики»

Литература:

1. Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2.Лексин В.Н., А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. – М.: изд. Либроком, 2009. – 368 с.

3. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

4. Швецов. А.Н. Совершенствование региональной политики: Концепции и практика. М.: КРАСАНД, 2010. – 320 с.

5. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / М.: ИНФРА-М, 2008

 

Тема 4. Природно-ресурсный потенциал регионов

Вопросы для обсуждения:

1. Какую роль играют природные ресурсы в развитии социально-экономического комплекса региона?

2. Дайте определение «природно-ресурсный потенциал региона» и «территориальное сочетание природных ресурсов региона».

3. Дайте классификацию основных видов природных ресурсов.

4. Охарактеризуйте современные тенденции в использовании природных ресурсов на современном этапе.

5. Назовите приоритетные направления обеспеченности национальной безопасности РФ в экологической сфере.

6. Как оценивается экологическая ситуация в России и в отдельных регионах в настоящее время.

7. Характеристика территориальных сочетаний природных ресурсов (ТСПР).

Литература:

1.Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2.Лексин В.Н., А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. – М.: изд. Либроком, 2009. – 368 с.

3.Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

4. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / М.: ИНФРА-М, 2008

5.Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика: Электронный учебник. – Изд. Кнорус, 2008.

 

Тема 5. Региональная политика государства

Вопросы для обсуждения.

1. Дайте определение региональной политики, охарактеризовать ее основные цели и задачи.

2. Виды региональной политики.

3. Какие факторы влияют на формирование региональной политики?

4. Назовите основные направления региональной политики в РФ.

5. Определите методы и формы реализации региональной политики в РФ.

6. Чем вызвана территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития регионов России и основные причины ее усиления?

7. Для чего нужна типология проблемных регионов?

8. Чем различаются депрессивные и слаборазвитые регионы и в чем отличие воздействия государства на их развитие?

Литература:

1. Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2. Лексин В.Н., А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. – М.: изд. Либроком, 2009. – 368 с.

3.Регионоведение: конспект лекций.Гусева В.С. Изд.: ЭКСМО, 2008. – 159 с.

4.Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

5. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / М.: ИНФРА-М, 2008

6.Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика: Электронный учебник. – Изд. Кнорус, 2008.

 

Тема 6. Свободные экономические зоны

Вопросы для обсуждения

1. Дайте определение понятия «свободная экономическая зона».

2. История развития СЭЗ на территории РФ.

3. Какие типы зон выделяют на территории России?

4. Охарактеризуйте основные свободные экономические зоны России.

Литература:

1. Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

2.Лексин В.Н., А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика регулирования территориального развития. – М.: изд. Либроком, 2009. – 368 с.

3. Региональная экономика: Учеб. для вузов / Под ред. Кузнецова, Тяглова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 321 с.

4.Региональная экономика. Видяпин В.И., Степанов М.В. Изд.: Инфра-М, 2008. - 665 с.

5. Региональная экономика. Морозова Т.Г., Изд.: ЮНИТИ, 2009. – 526 с.

6.Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.

7.. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник / М.: ИНФРА-М, 2008

8.Юсупов К.Н., Таймасов А.Р. и др. Региональная экономика: Электронный учебник. – Изд. Кнорус, 2008.

 

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Региональная экономика как комплекс наук. Основные аспекты изучения экономики региона.

2. Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны.

3. Административно-территориальное деление: цели, формы, результат.

4. Районирование как научный метод. Виды районирования. Экономическое районирование.

5. Регион как целостное образование. Комплексный подход при характеристике региональных взаимосвязей.

6. Современные сетки АТД и районирования России. Федеральные округа. Экономические районы.

7. Разнообразие регионов России. Социально-экономические индексы и типологии. Типы регионов.

8. Проблемные регионы (депрессивные, слаборазвитые, приграничные, Крайнего Севера).

9. Система инструментов регулирования регионального развития.

10. Природно-ресурсный потенциал регионов России как фактор экономического развития.

11. Современная государственная региональная политика, методы региональной политики.

12. Федеральные и региональные целевые программы: создание и финансирование.

13. Инвестиционный климат. Оценка инвестиционного потенциала региона.

14. Инвестиционная политика региона и ее реализация.

15. Особенности формирования свободных экономических зон на территории России.

16. Особенности размещения и территориальной организации хозяйства РФ. Межрегиональные связи.

17. Тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории. Проблемы экономической интеграции.

18. Экономическая эффективность производства. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов.

19. Региональные прогнозы и программы.

20. Методы изучения и обоснования регионально-хозяйственной структуры и экономики регионов.

21. Структура управления. Региональные особенности.

22. Транспортная система России. Межрайонные транспортные экономические связи.

23. Система инструментов регулирования регионального развития.

24. Оценка социально-экономического потенциала Северо-Западного федерального округа.

25. Оценка социально-экономического потенциала Новгородской области.

5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

Являясь одним из видов самостоятельного изучения дисциплины, контрольная работа помогает приобрести навыки анализа и конспектирования разнообразного материала, подбора и использования дополнительной литературы, изложения содержания темы на основе изучаемого материала. Работая над темой, необходимо, прежде всего, изучить теоретический материал, рекомендованные источники основной и дополнительной информации, поработать со статистическим материалом, картами атласа.

На самостоятельную работу студентов отводится 136/96 часов учебного времени (в зависимости от сроков обучения).

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЫ

 

Для выполнения контрольной работы необходимо, с разной степенью подробности раскрыть четыре вопроса. Первые два требуют развернутого ответа. Вопросы 3 и 4 предполагают краткое изложение понятий.

Общий объем работы – 15–20 страниц печатного текста. Необходимо обращать внимание на оформление реферата. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями. На первой странице указывается номер темы и план реферата, в конце реферата приводится список литературы, фактически использованной при написании (для первых двух вопросов источники не старше последних пяти лет). В тексте использованные источники и заимствования следует обозначать сносками в нижней части страницы.

Тему для выполнения реферата студенты выбирают соответственно начальной букве фамилии: А-1, Б-2, В-3, Г-4, Д, Е-5, Ё, Ж, 3-6, И-7, К-8, Л-9, М-10, Н-11, О, П-12, Р-13, С-14, Т, У-15, Ф, Х-16, Ц, 4-17, Ш-18, Щ, Ю-19, Я-20.

При выполнении реферата необходимо раскрыть все вопросы последовательно. Понятия и определения предполагают краткое изложение.

Письменную работу рекомендуется выполнять в несколько этапов.

На первом этапе необходимо изучить материал соответствующего раздела литературных источников.

На втором этапе следует подобрать литературу к изучаемой теме, материалы статистических изданий, изучить их, сделать выписки, соответствующие теме работы. Необходимо также зафиксировать собственные рассуждения.

На третьем этапе нужно изложить материал в строгой логической последовательности по каждому вопросу. В конце указывается изученная литература.

Региональные особенности размещения и развития отрасли (комплекса) должна включать:

1) указание значения в национальной экономике, описание структуры;

2) экономическую оценку сырьевой базы, факторов размещения;

3) данные о размещении в России;

4) современную оценку развития;

5) оценку уровня научно-технического прогресса (НТП), экономических связей;

6) данные о территориальной организации, основных центрах;

7) указание основных проблем и направления развития, ход экономических реформ.

При составлении социально-экономической характеристики региона необходимо последовательно изложить следующие вопросы:

1) ЭГП региона, административно-территориальный состав;

2) экономическую оценку природных условий и ресурсов;

3) характеристику населения и трудовых ресурсов;

4) оценку места и роли региона в межрегиональном разделении труда;

5) данные о размещении и развитии основных отраслей специализации региона; характеристику отраслей, дополняющих территориальный комплекс, отраслей сферы услуг;

6) данные о внутрирегиональных и межрегиональных связях, территориальной организации хозяйства, промышленных центрах, узлах, территориально-промышленных комплексах и т. д.;

7) описание проблем и перспектив развития.

Итоговая аттестации студента по учебной дисциплине проводятся по рейтинговой или балльной системе с учетом выполнения реферата и других условий (присутствие на занятиях, участие в работе семинаров).

 

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная:

1. Белокрылова О. С., Киселева Н. Н., Хубулова В. В. Региональная экономика и управление. Учебное пособие: Изд. Альфа, 2009

2. Коваленко е., Зинчук Г., Кочеткова С., Маслова С., Полушкина Т., Рябова С., Чкимова О. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб и доп. – СПб.: Питер, 2008. - 288 с.

3. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В.В.Курнышев, В.Г.Глушкова. – М.: КН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: