Инвентаризация имущества и обязательств




Бухгалтерское наблюдение за состоянием и движением хозяйственных средств осуществляется с помощью документов. Однако возможны расхождения учетных записей с фактическими остатками средств. Для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета, для контроля за сохранностью средств используется элемент метода бухгалтерского учета – инвентаризация.

Инвентаризация метод бухгалтерского учета, позволяющий обеспечить соответствие данных бухгалтерского учета об имуществе и обязательствах их фактическому состоянию путем пересчета, обмера, взвешивания. Инвентаризация — это обязательное дополнение к документации.

Правила проведения инвентаризации определены Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ (от 21.11.96 № 129-ФЗ), Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49 в соответствии с рядом принятых нормативных актов. Предприятия (организации) обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного капитального строительства, капитального ремонта, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей бухгалтерского баланса.

Основными задачами инвентаризации язляются:

• выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуре;

• контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

• выявление неиспользуемых, залежавшихся, неходовых, устаревших товарно-материальных ценностей,

• проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

• проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самим предятием, кроме случаев когда проведение инвентаризации обязательно. Проведение инвентаризации обязательно'.

• при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

• при реорганизации предприятия, т. е. когда предприятие меняет собственников, либо меняет организационно-правовую форму, либо ликвидируется, либо происходит слияние этого предприятия с другим;

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет;

• при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;

• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредиторами учредителями по ссудам, с бюджетом, покупателям, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.

Инвентаризационная комиссия должна установить сроки возникновения задолженности, ее реальность и лиц, по вине которых истекли сроки исковой давности, если таковые имели место.

Бухгалтерия организации, подразделения должна оформить акты сверки со всеми покупателями и дебиторами.

Пример:

счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Необходимо уточнить, наличие в составе неотфактурованных поставок суммы, оплата которых отражена на счете «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить обоснованность сумм дебиторской, кредиторской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.

В случае возникновения ситуации, когда задолженность стала безнадежной (истечение срока исковой давности) или сомнительной (дебитор не признает долга и др.), формируются списки указанных сумм с указанием причин, по которым они являются безнадежными и сомнительными Такие списки выносятся на рассмотрение инвентаризационной комиссии, которая дает предложение Комитету по управлению дебиторской задолженностью (КУДЗ) о списании задолженности. Одновременно могут быть приняты дополнительные меры по активизации претензионной работы.

Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ – 17(Приложение № 7).

В нем перечисляются проинвентаризованные счета, указываются суммы подтвержденной (согласованной) и не подтвержденной (не согласованной) дебиторской и кредиторской задолженности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Акт составляется в двух экземплярах инвентаризационной комиссией, подписывается и один экземпляр передается в бухгалтерию.

К акту инвентаризации прилагается справка - приложение к № ИНВ-17 (Приложение № 8), в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета, с указанием наименований дебиторов и кредиторов, сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный участок работы.

Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Существует несколько определений инвентаризации.

Значение и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризации как элемент метода бухгалтерского учета тесно связана с другими элементами метода бухгалтерского учета.

Виды инвентаризации различны, в зависимости от того с какой целью они проводятся, они могут быть плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.

Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно-ревизионной службы предприятия. Перед тем как проводить инвентаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия.

Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию.

В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материально - производственных запасов приходуются по рыночным ценам и одновременно их стоимость относится на увеличение прибыли отчетного года.

Таким образом, с помощью инвентаризации:- проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета,- выявляются ошибки, допущенные в учете,- принимаются на учет неучтенные хозяйственные объекты,- контролируется сохранность хозяйственных средств,- выявляются и предупреждаются неучтенные ценности и допущены епотери, хищения, недостачи, Кроме того, инвентаризация занимает важное место в процессе осуществления экономического анализа. Значение инвентаризации заключается ещё и в том, что её осуществляют сами работники предприятия, поэтому она выступает одним из методов контроля работников за деятельностью предприятия, служит действенным средством контроля за работой материально-ответственных лиц, помогает не только вскрыть, но и предупреждать возможные недостачи и хищения товарно-материальных ценностей.

В ходе выполнения практики была изучена деятельность бухгалтерии О00 ГК Территория Права», выявлены недостатки:

1. При реализации объектов основных средств другим юридическим лицам, выручка от продажи не всегда поступала на расчетный предприятия, в установленные договором сроки;

2. При безвозмездной передаче основных средств (после их переоценки, сумма убытка от передачи не уменьшалась на сумму дооценки;

3.Согласно принятой учетной политике затраты на капитальный ремонт основных средств, списываются на себестоимость продукции по мере их возникновения. Сложившаяся в настоящее время кризисная ситуация в стране жестко отразилась на финансовом состоянии предприятия. Затраты на ремонт основных средств возросли, так как увеличилась стоимость материалов и запасных частей, а также увеличилась доля изношенности оборудования, и соответственно списание этих затрат на себестоимость услуг проходит неравномерно;

Для улучшения учетной системы ОАО «XXXX» и более эффективного использования на данном предприятии основных средств были предложены пути устранения выявленных недостатков:

1.Было предложено финансовому отделу следить за выполнением сроков оплаты, требований по предоставленные услуги;

2.Бухгалтерии ООО ГК Территория Права было предложено дополнить серию бухгалтерских проводок, отражающих безвозмездную передачу основных средств проводкой Дебет сч.83 Кредит сч.91-1 на сумму дооценки основного средства, что позволило бы более точно оценивать финансовое состояние предприятия;

3. Поскольку своевременно произведенный ремонт обеспечивает ритмичность работы предприятия, сокращает простои, увеличивает срок службы основных средств, и предприятию было предложено создать ремонтный фонд для равномерного отнесения затрат по ремонту на себестоимость продукции;

Список литературы

1. Федеральный Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129 -ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1,2.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1,2.

4. Инструкция по применению Плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н;

 

5. Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.: Издательство «Экзамен». 2006. – 416с.

6. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность в России. М.: Менатеп-Информ, 2005. – 345 с.

7. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2005. – 390 с.

8. Безруких П.С., Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. П.С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2004. – 290 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: