ПЛАНЫ
Семинарских занятий по дисциплине
«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
САРАТОВ 2012
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ НАУКИ И НАУЧНОГО МЕТОДА
Занятие 1.
Вопросы:
1. Наука как система знания, вид познавательной деятельности и социальный институт.
2. Критерии научности естественнонаучного знания: предметность, объективность, истинность, обоснованность, верифицируемость и фальсифицируемость.
3. Описание, объяснение, предсказание, понимание как основные функции научной теории.
Занятие 2.
Вопросы:
1. Основные методы естественнонаучного познания: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ, синтез, наблюдение, измерение, эксперимент.
2. Этапы развития естествознания и смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.
3. Различие естественных и гуманитарных наук. Специфика гуманитарного познания и его методов.
Темы рефератов:
1. Соотношение естественнонаучной и гуманитарной культуры в обществе.
2. Роль научных революций в развитии науки.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Невважай И.Д. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. Саратов, 2008 с. 7 - 24
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. Аудиокнига. М.,2010
Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. Саратов, 2000. С. 4 – 18.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 10 – 58.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002.
С. 6 – 57.
ТЕМА 2. КОНЦЕПЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
Занятие 3.
Вопросы:
1. Принцип дискретности в науке: от Демокрита до Ньютона. Понятие частицы.
2. Механистическая картина мира. Понятие силы, массы, движения, пространства и времени. Принцип абсолютной одновременности.
Темы рефератов:
1. Понятие абсолютного пространства и абсолютного времени в классической физике.
2. Атомистическая концепция в истории науки.
Занятие 4.
Вопросы:
1. Динамические законы и детерминизм Лапласа. Принцип дальнодействия.
2. Статистические закономерности и принцип возрастания энтропии.
Темы рефератов:
1. Жесткий детерминизм, обратимость времени и предсказания будущего
2. Принцип дальнодействия в классической науке.
3. Свойства пространства в механистической картине мира.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Невважай И.Д. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. Саратов, 2008 с. 65 - 84
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. Аудиокнига. М.,2010
Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. Саратов, 2000. С. 19 – 31.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 33 – 59.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002. С. 58 – 66.
Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., 1972.
Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989.
ТЕМА 3. КОНЦЕПЦИЯ ОТНОШЕНИЙ
Занятие 5.
Вопросы:
1. Концепция относительности бытия Платона и принцип относительности в физике.
2. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Понятие поля и принцип близкодействия.
3. Четыре типа полевого взаимодействия. Идея единой теории поля.
Темы рефератов:
1. Понятие поля и принцип близкодействия.
2. Концепция относительности пространства и времени в современной физике (обзор концепций).
Занятие 6.
Вопросы:
1. Относительность свойств объектов к средствам наблюдения в теории относительности А.Эйнштейна.
2. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип дополнительности.
3. Симметрия и законы сохранения.
Темы рефератов:
1. Принцип дополнительности как универсальный принцип взаимодействия наук.
2. Единство пространства и времени.
3. Парадоксы релятивизма.
4. Виды симметрий и законы сохранения.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Невважай И.Д. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. Саратов, 2008 с. 115 - 138
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. Аудиокнига. М.,2010
Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. Саратов, 2000. С. 19 – 31.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 33 – 59.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002.
С. 58 – 66.
Кемпфер Ф. Путь в современную физику. М., 1972.
Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989.
ТЕМА 4. ЭВОЛЮЦИОННО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Занятие 7.
Вопросы:
1. Принципы синергетики. Самоорганизация в объектах и явлениях различных наук.
2. Нелинейные системы. Пространства состояний системы и динамическая модель.
3. Виды аттракторов. Бифуркации в эволюции природы и общества.
4. Понятие динамического хаоса. Сценарии перехода от хаоса к порядку и обратно.
Темы рефератов:
1. Диссипативные системы.
2. Флуктуация и самоорганизация.
3. «Царица мира и ее тень» (энергия и энтропия)
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Невважай И.Д. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. Саратов, 2008с. 254 - 267
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. Аудиокнига. М.,2010
Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. Саратов, 2000. С. 110 – 153.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 229 – 254.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002.
С. 102 – 115; 269 – 305.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
ТЕМА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВСЕЛЕННОЙ.
Занятие 8.
Вопросы:
1. Иерархия структур природы: мега-, макро- и микромир.
2. Понятия простого и сложного, их относительность.
3. Эволюция Вселенной. Проблема времени.
Темы рефератов:
1. Происхождение Вселенной с точки зрения современной науки.
2. Открытия фундаментальных взаимодействий в природе. Перспективы исследований.
3. Происхождение Солнечной системы с точки зрения современной науки.
4. Ранняя история Земли.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Невважай И.Д. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. Саратов, 2008 с.145 - 187
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. Аудиокнига. М.,2010
Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. Саратов, 2000. С. 56 – 65.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 122 – 150.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002.
С. 67 – 74; 346 – 376.
Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
ТЕМА 6. ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ
Занятие 9.
Вопросы:
1. Жизнь во Вселенной. Неорганические и органические соединения в их многообразии. Макромолекулы и гиперцикл.
2. Особенности биологической формы организации материи.
3. Принципы воспроизводства и развития живых систем. Термодинамические особенности существования живых систем.
4. Клеточное строение организмов. Дифференциация и интеграция функций в организме. Понятие гомеостаза.
Темы рефератов:
1. Феномен вирусов во Вселенной.
2. Происхождение и эволюция жизни на Земле.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Невважай И.Д. Концепции современного естествознания. Учебник для студентов вузов. Саратов, 2008 с. 224 - 254
Кащеев С.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. Аудиокнига. М.,2010
Невважай И.Д., Пугачева Л.Г., Соколенко В.М. Концепции современного естествознания. Саратов, 2000. С. 80 - 85.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М., 1997. С. 195 - 199.
Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2002. С. 202 - 211.
Вилли Д. Биология. М., 1975. С. 458 - 467.