Слушание выступления Д.Шостаковича по Ленинградскому радио.




Конспект урока музыки в 7 классе «Симфония №7» Д.Шостаковича

«Ленинградская».

Цель: Сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Задачи:

Дидактические:

-познакомить учащихся с гениальной «Ленинградской» симфонией, ее отличительными особенностями;

-познакомить с музыкальной формой «вариация»;

-сформировать умение учащихся сравнивать музыкальные произведения с литературными источниками;

Развивающие:

-расширить развивающийся познавательный потенциал личности учащихся, художественно - информационное пространство через освоение учащимися основных источников и каналов информации о героическом подвиге деятелей культуры и искусства в годы Великой Отечественной войны;

-развивать чувство ритма, чувственные ощущения от прослушанных произведений;

Воспитательные:

-обогащать духовный мир, воспитывать патриотические чувства через общение учащихся с шедеврами искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны.

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-беседа.

Оборудование урока: презентация “Творчество Д.Шостаковича”, интерактивная доска, музыкальный центр,синтезатор, схемы музыкальных форм, видеофрагмент “Выступление Д.Шостаковича на телевидении и Ленинградском радио”, видеофрагмент “Блокада Ленинграда”; слушание: музыкальный отрывок “Эпизод нашествия”, фонограмма (-) песни “Ленинградский паренек”.

Ход урока:

 

Организационный момент.

Повторение и закрепление пройденного материала.

- Автору любого произведения, независимо от жанра, необходимо выбрать ряд выразительных средств, для воплощения художественного образа. В третьей четверти мы обратились к понятию «музыкальная форма» и познакомились с несколькими из них. Давайте посмотрим на доску и по схемам «расшифруем» их (слайд № 1). Ответы учащихся.

-А теперь предлагаю выполнить «музыкальную угадайку» (индивидуальная работа на карточках). Устно проверить ответы и поставить оценки друг другу.

Изучение нового материала.

Вводная беседа.

Впереди у нас великий праздник «День Победы». Сегодняшний урок я хочу начать со слов, которые могут сказать многие из тех, кто жил и видел те страшные, грозные военные годы Великой Отечественной войны: «Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте!…

Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!»

Тема сегодняшнего урока: «Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича (слайд № 2). Записать тему урока в тетради.

Страшное слово «война»! За ним разрушенные города, горе, слёзы. Она несёт гибель человечеству, его культуре, языку, лишает возможности общения между людьми. Ни одно государство не смогло противостоять варварскому натиску гитлеровской армии. Захватив Европу, Гитлер вторгся в советский союз.

Царящее в мире зло, казалось бы всеобъемлюще. Кто же способен бросить вызов злу, вступить в борьбу с насилием? Это музыка, воплощенная в звуках.

Музыка. Что она несёт людям, в чём её высокое предназначение? Об этом нас заставляют задуматься те произведения, которые родились и рождаются в творчестве композиторов, поэтов. И сегодня мы обратимся к творчеству композитора Д. Д. Шостаковича и познакомимся с его легендарным произведением, которое родилось в самые грозные дни войны - Симфония №7 «Ленинградская». Симфония, рожденная бурей войны, написанная под грохот канонады, симфония, ставшая могучим орудием великой борьбы в победе над фашизмом (слайд № 3).

- До войны Д. Д.Шостакович жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война.

- Что вы знаете о блокаде Ленинграда? (ответы детей, слайд № 4).

Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Композитор ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов (слайд № 5).

А в свободное от таких обязанностей время он занимался организацией концертов, как и другие композиторы, он сочинял для фронтовых концертов песни, делал разные переложения – ведь рояль в землянку не потащишь…(слайд № 6)

- А для чего в такие трудные минуты нужна была музыка? (ответы детей).

Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.

Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, он почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним.

Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве (слайд № 7).

Слушание выступления Д.Шостаковича по Ленинградскому радио.

Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…» (слайд № 8,9)

Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года.

Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: