Классовая (марксистская) теория




Доклад

По предмету:

Теория государства и права

На тему:

Юридический позитивизм

 

 

Выполнили:

Язькова Елизавета

Юрьева Мария

 

Преподаватель:

Афанасьева Ольга Валентиновна

Термин «юридический позитивизм» можно определить, как направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Также нужно отметить и то, что сторонники этого направления юриспруденции изучают только действующее «здесь и сейчас» право.

Характерными чертами данного подхода к праву являются:

1. формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе);

2. отождествление права с наличным законодательством;

3. автономный характер права (его независимость от морали и исторические традиции.

Правовой позитивизм признает в качестве правовых только нормы позитивного, то есть ныне действующего, права, отвергая при этом вопрос справедливости. В соответствии с этой концепцией правотворческая функция власти не зависит ни от экономических, ни от классовых отношений. Права и нормы являются лишь приказом власти, поддержанным силой принуждения и санкциями.

Чтобы понять, откуда произошел юридический позитивизм, нужно окунуться в историю. Теории позитивизма берут начало в работах французского философа Огюста Конта (1798-1857). В таких трудах, как «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики» Конт теоретически обосновал «позитивный» порядок социального и политического развития общества. Философ заложил основы позитивизма во многих науках, в том числе и в юриспруденции, однако считать его основоположником именно «юридического позитивизма» нельзя.

Большую роль в становлении правового позитивизма сыграла еще и историческая эпоха. Понятие юридического позитивизма, как одного из важных течений в правовой науке зародилось в первой половине XIX века, когда сильное развитие получили капиталистические отношения. Так как для сторонники этого течения отождествляют право с законом, изданным сувереном или властью, то суверен. В их понимании. Наделе, неограниченной властью принуждения. В результате революций в развитых странах Европы были проведены преобразования правовых систем, особенно частного права, непосредственно связанного с регулированием товарно-денежных отношений. Основные принципы гражданского общества воплотились в действующем, позитивном праве. Этим обусловлены отказ большинства буржуазных теоретиков от идей естественного права и их критика. То и другое нашло выражение в юридическом позитивизме, выступившем против дуализма теории естественного права, т.е. против представления о существовании рядом с позитивным правом более высокого по своему значению права естественного, требующего воплощения в законодательстве.

Критика идей естественного права содержалась в трудах Бентама, а отказ от этих идей продемонстрировали уже комментаторы послереволюционного законодательства Франции. "Я не знаю, что такое гражданское право, — рассуждал один из них, — меня интересует только Гражданский кодекс". Благодаря этим столпам, юридический позитивизм стал очень быстро распространяться, однако наиболее популярным это течение было в Англии (Д. Остин), Германии (К. Бергбом, П.Лабанд) и во Франции.

Его первыми представителями считаются английские правоведы, юрист Иеремия Бентам (1748-1832) и джоностин (1790-1859)

Справедливее всего будет начать с основополжника юридического позитивизма. Иеремия (Джереми) Бентама (15 февраля 1748 – 6 июня 1832) - английский правовед и философ-моралист конца XVIII-начала XIX в., основатель утилитаризма.

Центральной идеей бентамовской критики естественного права является мысль о том, что не существует естественных и неотчуждаемых прав, т.е. прав, предшествующих появлению государственной власти и позитивных законов, – прав, на которые она не может покушаться. Самое главное здесь то, что Бентам отрицал появление прав из неоткуда, отрицал неподкрепленные документально права. Однако это не значит, что правовед не признавал существование базовых прав, так как на жизнь, например.

В одной из своих работ Бентам дает свое оригинальное определение понятию «закон»: «Закон можно определить как собрание знаков, выражающих воление, установленное или санкционированное сувереном в государстве относительно желаемого в определённой ситуации поведения лица или группы лиц, подчинённых (или считающихся подчинёнными) его власти. Это волнение нацелено по своей сути на ожидание конкретных последствий, наступление которых оно подразумевает. Такое провозглашение в данной ситуации станет средством для осуществления этого воления, а последствия, которые оно имеет в виду, выступят мотивом для тех, о чьём поведении идёт речь».

Следующий представитель юридического позитивизма является последователем, учеником Иеремия Бентама. Джон Остин (1790—1859), преподававший юриспруденцию в Университетском колледже (Лондон) издал в 1832 г. книгу "Лекции о юриспруденции, или философия позитивного права".

Термин "право", писал Остин, используется в самых разных смыслах: для обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали, законов природы; это существенно мешает точному определению предмета юриспруденции.

 

Остин различает и разграничивает этику (область оценок, суждений о добре, зле и др.), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию. Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши". В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа. Первостепенное значение для юриспруденции имеет формальная логика, или "логика правовых конструкций".

 

По Остину, право образуют четыре элемента: приказ, санкция, обязанность исполнения и суверенная власть. Сущность же права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения. С учетом такого понимания права основная задача юридической науки сводится к анализу позитивных, принятых государством законов, иных нормативно-правовых актов, не вдаваясь в оценки содержащихся в этих источниках норм с позиции добра и зла, справедливости и прочих нравственных категорий.

Среди законов, определяющих поведение человека в обществе, Остин выделял следующие виды:

1. божественные законы (данный термин представлялся ему более предпочтительным и точным, чем естественное право)

2. законы позитивной морали, основанные на мнениях (напри­мер, законы чести);

3. позитивные законы, установленные государственной властью.

В наибольшей степени позиция ϶ᴛᴏго ученого на сущность права заключалась в следующей формуле: "закон есть закон". В XX в. теоретические взгляды Джона Остина были широко использованы в практике государственного строительства стран с антидемократическими политическими режимами.

Еще один представитель правового позитивизма Рудольф Фон Иеринг (1818-1892)-немецкий правовед. Он является одной из самых известных фигур европейской юриспруденции.

Иеринг был первым методологом в течении юридического позитивизма. Его творчество можно разделить на два этапа: «юриспруденцию понятий», суть которой заключалась в выведении правоположений из общих понятий; и «юриспруденцию интересов», где приоритет признавался за реальными ценностями людей.

Он также делил право на два аспекта:

Содержание – как совокупность субъектов социального взаимодействия (общество) при непременной их защите, гарантированной государством (право есть защищенный законом порядок);

Форма – как сумма общеобязательных норм поведения.

Иеринг говорил о том. Что право изначально имеет односторонне-принудительную силу, однако постепенно становится обязывающим для самой власти.

Другой представитель юридического позитивизма, немецкий юрист К. Бергбом в ϲʙᴏей работе "Юриспруденция и философия права" (1892 г.) отмечал, что "сущность любого права состоит по сути в том, что оно действует. По϶ᴛᴏму прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя".

Он полагал, что юриспруденция, как наука, должна изучать право и законы, а не оценивать или критиковать их. Стоит заметить, что она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно и теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основывающимся на правотворческих фактах, т.е. законодательной деятельности государства. Только естественное право обеспечивает "порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством".

Единственно реальным будет то право, которое выражено в законе.

Аналогичные идеи высказывали и французские юристы-позитивисты. К примеру, французский юрист Кабанту считал, что "частное и публичное право входят в позитивное законодательство и только благодаря ϶ᴛᴏму приобретают качество права". Естественное право (право народов) он называл социальной философией (демонстрирует частные интересы), политической философией (определяет систему публичных институтов) и дипломатической философией (устанавливает порядок и характер международных отношений).

Таким образом, юридический позитивизм решительно порывал с принципами и положениями теории естественного права. Если последняя признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признания государством, то позитивисты, наоборот, единственным источником права признавали государство. Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли суровой и основательной критике естественные права человека и проповедующую их теорию. По мнению позитивистов, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждения умов.

Также, в теме юридического позитивизма будет должным уделить большое внимание нескольким теориям юридического права.

Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р.Иеринг, Ф.Жени, Е.Эрлих, Р.Паунд. Зародилась во второй половине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в., особенно в США. Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и действия их участников. Это так называемое "живое" право, которое нужно отличать от "мертвого" закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на "живое" право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей.

Психологическая теория

Ее представители (например, Петражицкий) рассматривают право как психологическое явление, коренящееся в человеческом сознании.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.

 

Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как воля или коллективные переживания в сознании индивидов.

Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам — как наше добро — долг другого лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (предоставительно-обязывающий) характер.

Классовая (марксистская) теория

Марксистская теория базируется на историко-материалистическом учении об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права.
Стоит отметить, что основные положения ϶ᴛᴏй концепции изложены в произведениях Ф. Энгельса, К. Маркса, В.И. Ленина и (в меньшей степени) Г.В. Плеханова.

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических связей между людьми. Марксистская концепция права выделяет его классово-волевой характер. В обобщенном виде право они определяли как возведенную в закон волю господствующего класса, содержание кᴏᴛᴏᴩой определяется материальными условиями жизни вашего (господствующего) класса. Именно такая трактовка, впервые высказанная по отношению к буржуазному праву в "Манифесте Коммунистической партии", в последующем была распространена на понимание сущности всего права.

Подобная трактовка сущности права в той или иной степени наиболее ярко проявилась в период существования СССР на всех этапах социалистического строительства следующим образом:

  • лишение на конституционном уровне части населения избирательного права;
  • деление населения на классы;
  • отказ от института частной собственности;
  • плановый характер экономики страны;
  • однопартийная политическая система общества;
  • формальный характер участия населения в вопросах управления делами государства через избирательную систему;
  • возможность карьерного роста только через членство в рядах коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и др.

Основные идеи:

право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т. е. как классовое явление;

2} содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

И так, подведем итог: в общей форме взгляд юридического позитивизма на человека, общество, политику и право можно выразить в формуле «Управлять обществом необходимо так, чтобы общество было управляемым». Юридический позитивизм сложился в начале XIX века, когда буржуазия достаточно упрочнила свои экономические и политические позиции, в период относительно мирного развития капитализма и свободной конкуренции. Его социальным назначением являлось обеспечение оптимального компромисса между буржуазией и нарастающим рабочим движением.

 


 

Список источников:

1. Большой юридический словарь. Академик. ру. 2010.

2. https://radnuk.info/ros-pidrychnuk/polit-istoriya/667-leista/21047-4-yuridicheskij-pozitivizm-dzh-ostin.html

3. https://ponjatija.ru/node/971

4. https://www.finteoria.ru/tgp_pozitiv.html

5. Варламова И.В. Юридический позитивизм и права человека // Общественные науки и современность. 2008. № 1, 156-166 с.

6. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. – 2-е изд., стереотип. / Под общ. ред. академика РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-М), 2000. – 763 с.

7. Наука о морали. Дж.Бентам и Россия. / Ред. М.И. Микешин, Т.В. Артемьева. / Альманах. Философский век. СПб., – 1999. № 9. 366 с.

8. Фулер Л.Л. Позитивизм и верность праву. Ответ профессору Харту // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2005. № 6.

9. Мартышин О.В. Совместимы ли основные типы правопонимания права // Государство и права. 2003. № 6. 13-21с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: