Учебный предмет: русский язык, 5 класс
Дата проведения: _______________
Тема урока: Строение и грамматическое значение словосочетания (1-й урок по теме)
Цель: научаться определять главное и зависимое слово в словосочетании; ставить смысловой вопрос к зависимому слову.
Задачи: познакомить учащихся с разделами русского языка «Синтаксис и пунктуация», отрабатывать учебно-языковые умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
содействовать развитию навыков правильно ставить ударение в формах винительного падежа имен существительных женского рода (вóду, руку, нóгу,гóлову, стóрону, стéну, дóску).
Ход урока
1. Организационный этап | ||
2. Проверка д/задания: рецензирование загадок | ||
3. Ориентировочно-мотивационный этап | ||
Синтаксическая игра «Строитель» | Даёт предложение Выросла крапива. Как можно назвать то, что вы сейчас делали? Как вам удалось построить такое большое предложение? Почему именно эти слова вы использовали? Ребята, благодаря тому, что вы сумели построить предложение, перед нами распахнулись ворота государства Синтаксис (с греч. «составление», «построение», «строй»). Что мы будем учиться строить? Ребята, что помогает увидеть границу предложения? Знаки препинания изучает раздел «Пунктуация» | Учащиеся прибавляют к нему по одному слову (по два, если есть предлог) составляют пирамиду из предложений Выросла крапива Под забором выросла крапива Под забором выросла зелёная крапива Под нашим забором выросла зелёная крапива Строили предложение Связывая слова друг с другом Они подходят по смыслу Читают на с.58 ответ Знаки препинания Чтение теории на с.58 |
4. Операционно-познавательный этап: восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, обобщение | ||
Восприятие: Осмысление Запоминание Ф-минутка Закрепление | На доске записаны слова: лестница, колонна, коричневый, чувствовать, рюкзак Как называются пары слов? Это и есть тема нашего урока. А что нового вы узнаете на уроке, выясним из стихотворения, которое у вас на парте* Беседа по содержанию стихотворения с привлечением теоретического материала на с.59 Почему говорится, что слова «ходят парою»? Почему их права не равны? Как называются слова, входящие в словосочетание? От какого слова к какому надо ставить вопрос? Из каких частей речи построены словосочетания? Как определить главное слово в словосочетании? | Ребята дают характеристику предметов, уточняют действие глагола: крутая лестница, высокая колонна, коричневый рюкзак, чувствовать боль и записывают их в тетрадь Определяют главное и зависимое слово в записанных ранее словосочетаниях (вопрос) Самостоятельное выполнение упр.112 по аналогии с предыдущим (по вариантам) Самостоятельно упр. 113 + правильно ставить ударение в формах винительного падежа имен существительных женского рода взаимопроверка |
5. Контрольно-коррекционный этап | ||
5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону | Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. 1.Какое сочетание слов не являетсясловосочетанием: А) Посетить музей; Б) Выставочный зал; В) Недалеко от дома; Г) Школа закрылась. 2. В каком словосочетании неверновыделено главное слово: А) Шагать быстро; Б) Серебристая река; В) проситьо помощи; Г) Задорно танцевать. | 1. Какое сочетание слов не являетсясловосочетанием: А) пойти в гости; Б) летние каникулы; В) смотреть телевизор; Г) светит солнце. 2.В каком словосочетании неверновыделено главное слово: А) участвовать в уборке; Б) чудесная картина; В) гигантскиегоры; Г) пришелпоздно. Взаимопроверка по ключу: 1-Г, 2-А |
6. Рефлексивно-оценочный этап | ||
- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения: | Сегодня на уроке мы вспомнили…что такое словосочетание Сегодня на уроке мы говорили …из каких частей состоит словосочетание Сегодня на уроке я узнал(а) …что не является словосочетанием, вкаком разделе науки о языке изучается словосочетание | |
Домашнее задание упр. 114 |
|
|
Учебный предмет: русский язык, 5 класс
Дата проведения: _______________
Тема урока: Строение и грамматическое значение словосочетания (2-й урок по теме)
Цель: учащиеся будут уметь обнаруживать главное и зависимое слова в словосочетании через постановку смыслового вопроса к зависимому слову, выделять словосочетания из предложений
Задачи: отрабатывать умение правильно писать падежные окончания имен существительных и прилагательных, делать правильный выбор падежной формы имени существительного при управлении, учить правильно употреблять глаголы одеть, надеть.
Ход урока
1. Организационный этап | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. Ориентировочно-мотивационный этап | |||||||||||||||
Мотивация | Проанализируйте запись. Как вы думаете, что нужно написать в скобках? Запишите тему урока «Словосочетание» и подумайте, связана ли тема урока с нашей словарной работой. Проверка д/задания: упр. 114 Перед вами пары слов.Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет) — Сконструируйте из каждой пары словосочетание. золотой, листья улетать, юг прыгать, скакалка молодой, старушка умный, береза пилить, вода кипятить, доска —Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? -А что скажете про первые 3 пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. -Во 2 и 3 примере у вас получились сочетания из трех слов: улетать на юг, прыгать через скакалку. Имеем ли мы право назвать их словосочетаниями, ведь вы сказали, что словосочетание — это пара слов? | Нужно написать, что обозначает приставка СО- и корень -ЧЕТ-. Из значения слов видно, что СО — «вместе», ЧЕТ — «пара»). (Связана. В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов Последние 4 пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу | |||||||||||||
4. Операционно-познавательный этап: восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, обобщение | |||||||||||||||
Осмысление: как исследовательская работа Ф-мин закрепление обобщение | 1) Работа по рядам в парах. 2) Обсуждение полученных результатов. -Предлагаю группам рассказать, что у них получилось в ходе исследования. Вывод 1 ряда: -Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому. Вывод 2 ряда:Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги. Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами. Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, а в другой — словосочетания, состоящие из глагола и наречия. Учитель. Случайно ли именно так объединяются в словосочетания части речи? (Не случайно. Ведь прилагательные обозначают признак предмета и «прилагаются» к существительному. А наречия обозначают признак действия и «дружат» с глаголом.) — Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований. (Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов. Составление опорной схемы. -Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания Установление смысловой и грамматической связи слов в словосочетании: упр. 118 Выбор словосочетания из предложения | Задание для 1 ряда: «Найди пару»
Рассмотрите таблицу.
Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.
Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании? Задание для 2 ряда: «Лингвистический конструктор». Упр. 116или ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ НОВЫЙ, БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА
Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание? Задание для 3 ряда: «Наведи порядок» Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика (по главному слову). ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, УВИДЕЛ ВБЛИЗИ, УСТНЫЙ ОТВЕТ, ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРИЕХАЛ СЕГОДНЯ, ЗНАЛ ДАВНО.
У доски учащийся: выбор смысловой связи, а затем грамматической (вопрос, окончание) | |||||||||||||
5. Контрольно-коррекционный этап | |||||||||||||||
Самостоятельная работа учащихся упр. 115 по вариантам | |||||||||||||||
6. Рефлексивно-оценочный этап | |||||||||||||||
Домашнее задание упр. 114 | |||||||||||||||