АНАЛИЗ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА




Первый проректор

___________ М.Н. Фархшатов

«___» _________2010 г.

 

 

ОПД.Ф.06 ДЕМОГРАФИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению домашнего задания

 

 

Направление подготовки дипломированного специалиста

080500 Менеджмент

 

 

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Уфа 2010

УДК 004.6

ББК 32.811

М 54

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № от «___» 2010 г.)

 

 

Составитель: к.э.н., доцент Кабашова Е.В.

 

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры экономики аграрного производства Ханова И.М.

 

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой статистики и информационных систем в экономике, к.э.н., доцент Аблеева А.М.

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе изучения дисциплины «Демография» будущие специалисты должны получить необходимые знания, умения и навыки для работы в органах государственного и муниципального управления. Введение «Демографии» в курс подготовки по данной специальности обусловлено необходимостью решения крайне обострившейся в последние годы демографической ситуации в большинстве регионов России.

Умение дать квалифицированную оценку демографической обстановки и сделать соответствующие выводы о ее перспективах необходимо не только специалистам в области демографии, но и работникам, занимающимся различными вопросами экономического и социального развития.

Как самостоятельная общественная наука демография изучает закономерности и социальную обусловленность рождаемости, смертности, брачности и прекращения брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов. Она исследует изменения возрастно-половой, социальной структур населения, взаимосвязь демографических процессов и структур.

В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях, в группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях, демография оценивает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

Учебным планом по дисциплине «Демография» студентами очного обучения предусмотрено выполнение домашнего задания с целью углубления теоретических знаний и получения практических навыков демографических исследований.

Методические указания включают в себя единые требования к содержанию, структуре и объему контрольной работы.

Все практические задания выполняются на основе официальных статистических данных по одному из регионов Российской Федерации, указанному преподавателем (сайт Росстата: http//www.gks.ru). Все исходные данные необходимо представить в приложение.

ЗАДАНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНА

В данном разделе необходимо дать характеристику объекта исследования (географическое положение, площадь, численность населения, плотность населения), а также проанализировать основные социально-экономические показатели региона (численность занятых в экономике, уровень безработицы, объем валового регионального продукта (ВРП) – всего, в том числе на душу населения, среднедушевые доходы населения, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, основные фонды, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли и другие показатели) за последние пять лет.

2 АНАЛИЗ ЧИСЛЕННОСТИ И СТРУКТУРЫНАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

Численность населения на первое число каждого года представить в таблице 1.

Таблица 1 Численность населения в ___________________________

Дата Тыс. чел.
01.01.2000 г.  
01.01.2001 г.  
01.01.2002 г.  
 
01.01.20__ г.  

 

Определите:

а) среднюю численность населения в 2008 году;

б) среднюю численность за период с 2000 по 20___ годы.

Показатели ряда динамики численности населения рассчитать в таблице 2.

Таблица 2 Показатели ряда динамики численности населения в _______________

  Год Численность населения, тыс. чел. Абсолютный прирост, тыс. чел. Темп роста, % Темп прироста, %
баз. цепн. баз. цепн. баз. цепн.
               
               
               
             
20__              
В среднем              

Сделайте выводы.

 

В таблицах 3 и 4 построить погодовые демографические балансы.

 

Таблица 3 Погодовой баланс динамики численности населения в _______________, тыс. чел.

 

    Годы Численность населения   Абсолютный прирост (+), абсолютная убыль (-)   В том числе:
на начало года на конец года естественный прирост (+), естественная убыль (-) сальдо миграции (+,-)
           
           
           
         
20___          

Таблица 4 Демографический баланс населения в __________________

в 2000-20___ годах, тыс. чел.

  Численность населения, тыс. чел.   Количество событий в 2000-20___ гг.
I     Родившихся
II 20___   Умерших
III Общий прирост (гр. III = гр. II – гр. I)   Естественный прирост (гр. 3 = гр. 1 – гр. 2)
      Прибывших
  Выбывших
  Миграционный прирост (гр. 6 = гр. 4 – гр. 5)
  Общий прирост населения (гр. 7 = гр. 3 + гр. 6)
  Ошибка закрытия баланса (гр. III – гр. 7)

В таблице 5 представить распределение население Вашего региона по возрасту.

Таблица 5 Распределение населения в ____________ по возрасту, %

  Категории населения Численность населения, тыс. чел.
1990 г. 2000 г. 20__ г.
Моложе трудоспособного возраста      
Трудоспособного возраста      
Старше трудоспособного возраста      

Определите:

1) возрастную структуру населения для 1990, 2000 и 2008 гг.;

2) характер возрастной структуры населения России;

3) тип воспроизводства населения;

4) абсолютный прирост населения по каждой категории.

Сделайте выводы.

По данным таблицы 5 определите за 1990, 2000 и 20__ годы показатели демографической нагрузки: коэффициент нагрузки детьми (коэффициент замещения), коэффициент пенсионной нагрузки и коэффициент общей нагрузки.

С учетом доли лиц в возрасте 60 лет и старше по шкале демографического старения Ж.Боже-Гарнье – Э.Россета определить этап старения и уровня старости населения региона.

Для анализа половой структуры охарактеризуйтесоотношение полов по двум показателям: а) удельный вес населения определенного пола в общей численности населения; б) соотношение численности населения одного пола с численностью населения противоположного пола (сколько приходится женщин на 1000 мужчин). Результаты оформите в таблице 6.

Таблица 6 Половая структура населения

  Годы Численность населения, тыс. чел. Удельный вес, % Женщин на 1000 мужчин
мужчины женщины мужчины женщины  
           
         
20__          

Для изучения возрастно-половой структуры населения построить возрастно-половую пирамиду – двустороннюю полосовую диаграмму, в которой число (или доля в населении) людей каждого возраста изображают горизонтальной полосой определенного масштаба.

Численность населения

АНАЛИЗ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

В данном разделе необходимо проанализировать показатели воспроизводства населения. Результат расчетов демографических коэффициентов представить в табличной форме (таблица 7).

 

Таблица 7 Динамика показателей естественного движения населения

  Годы Коэффициент, ‰
рождаемости смертности естественного оборота населения эффективности воспроизводства населения жизненности Покровского депопуляции естественного прироста (убыли) брачности разводимости индекс розводимости
                     
                   
                     

 

В таблице 8 представить возрастные коэффициенты рождаемости в исследуемом регионе за три последних года.

Таблица 8 Возрастные коэффициенты рождаемости

Годы Возрастные группы, лет
15-19 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49
               
               
200_              

 

Сделайте выводы.

 

Для более детального анализа естественного движения населения необходимо рассмотреть динамику суммарного коэффициента рождаемости, коэффициента фертильности, коэффициента младенческой смертности (формула Ратса).

Общий коэффициент рождаемости равен средней арифметической из частных коэффициентов рождаемости, взвешенных по доле городских и сельских жителей в обществе: . Данное равенство позволяет получить следующую индексную систему:

,

где и - частные коэффициенты рождаемости городского и сельского населения в базисном и отчетном периодах;

и - доля городских и сельских жителей в общей численности населения в базисном и отчетном периодах.

Индекс постоянного состава характеризует динамику общего коэффициента рождаемости под влиянием изменения частных коэффициентов рождаемости городских и сельских жителей. Индекс структурных сдвигов отражает динамику общего коэффициента рождаемости под влиянием изменения территориальной структуры жителей. Индекс переменного состава учитывает влияние двух факторов в целом.

Для нахождения абсолютного влияния отдельных факторов требуется из числителя соответствующего индекса вычесть знаменатель:

- абсолютное влияние изменения частных коэффициентов рождаемости городских и сельских жителей: ;

- абсолютное влияние изменения территориальной структуры жителей: ;

- абсолютное влияние изменения двух факторов в целом: .

 

В таблице 9 изучить влияние факторов на общий коэффициент рождаемости в исследуемом регионе.

 

 

Таблица 9 Данные для факторного анализа

Показатель 2000 г. 200_ г.
Доля женщин в возрасте 15-49 лет в численности женского населения    
Доля женщин в численности населения    
Доля женщин в возрасте 15-49 лет в численности населения    
Общий коэффициент рождаемости, ‰    
Коэффициент фертильности (плодовитости), ‰    

 

Сделать вывод о влиянии факторов на изменение общего коэффициента рождаемости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: