Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата




Речевое развитие ребенка

Работа по развитию всех разделов произносительной стороны речи

1. Работа по развитию речевого дыхания

Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).

2. Работа по развитию силы и высоты голоса

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения произношения звуков в словах и во фразовой речи с помощью специальных игр.

3. Работа по развитию умения изменять интонацию и темп речи

Данное умение развивают при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, стихотворениях, скороговорках, рассказах).

4. Работа по развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяется голосом при его уточнении в слогах, словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.

 

Задачи работы по звуковой культуре речи

(для каждой возрастной группы свои)

1.Первая младшая группа

а) Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

б) Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

в) Вызывать правильное произношение звуков.

2.Вторая младшая группа

а) Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

б) Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

в) Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

3.Средняя группа

а) Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

б) Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц.

в) Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

г) Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

4.Старшая группа

а) Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: j (й), ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.

б) Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных: я, е. ё, ю, шипящих звуков: ш, ж, щ, ч и сонорных: л, ль, р, рь.

в) Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха. Речевого дыхания, силы и высоты голоса.

г) Продолжать работу над четким произношением слов, с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

5.Подготовительная к школе группа

а) Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

б) Развивать навыки звукового анализа слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Этапы работы над звуками

  1. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.
  2. уточнение произношения изолированного звука по подражанию.
  3. Воспитание правильного, четкого произношения звуков в словах.
  4. Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи.

!!! На всех этапах работы над звуком основным для воспитателя является следующее:

- знать, какие ошибки могут встретиться в речи детей;

- предусмотреть, как лучше исправить ошибки;

- услышав ошибку, помочь ребенку быстро её исправить, применив наиболее удобный прием.

 

Ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата

1.Вторая младшая группа

Детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз. Умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

2.Средняя группа

Уточняются предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа - нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

3.Старшая группа

Закрепляют всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

4.Подготовительная к школе группа.

Уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим «И», умеют вытягиваться вперед трубочкой. Когда мы произносим «У»», и т.д.

 

 

 

Произносительная сторона речи

 

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи:

- интонация (ритмико-мелодическая сторона);

- система фонем (звуки речи);

 

ИНТОНАЦИЯ.

Интонация- это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь., устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.

Мелодика речи - повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе.

Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.

Темп – скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания.

Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать:

- речевой слух – такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение).

- основные качества голоса – силу и высоту.

- речевое дыхание – его длительность и интенсивность.

 

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

 

Из всех возможных нарушений речи воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов речевого развития. При правильном воспитании они ликвидируются и не задерживают развитие речи ребенка. Но не всегда их удается исправить даже при систематической работе на фронтальных и индивидуальных занятиях. В этом случае ребенка надо отправить к логопеду.

Итак, логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем недостатки звукопроизношения не устраняются и мешают дальнейшему развитию речи.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по коррекции (исправлению) звукопроизношения.

Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха (ФС – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух обеспечивающий восприятие фонем (звуков) данного языка).

Коррекция (исправление) звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как при формировании, так и при коррекции звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: 1)подготовительного, 2) этапа появления звука, 3) этапа усвоения звука в речи.

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по коррекции произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требует различных знаний, умений, навыков.

Воспитатель Логопед
1. Подготовительный этап
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положение органов арт. аппарата, необходимые для правильного звукопроизношения. В зависимости от характера нарушения логопед вырабатывает и тренирует движения органов арт.аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
2. Этап появления звука.
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Постановка звука.
Воспитатель использует способность ребенка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучание и артикуляцию звука. Постановка звука обычно более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука.
3. Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)
Уточнение правильного произношения звука.   Автоматизация звука.
Звук уточняется в словах, фразах, потешках, стихотворения, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. Последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы.

 

 

Примерный план работы по ЗКР на год:

месяцы недели Возрастные группы
Первая младшая Вторая младшая Средняя старшая подготовительная
сентябрь   В течении года еженедельно проводятся занятия, дидактические игры для развития произносительной стороны речи: слухового внимания, речевого слуха, речевого дыхания, основных качеств голоса; движений органов арт.аппарата; правильного звукопроизношения (воспитатель, используя различные звукоподражания, добивается правильного произношения простых по артикуляции звуков и пытается вызвать более сложные: свистящие, шипящие, р,рь, л, ль. Обследование речи детей, оформление результатов обследования – данная информация поступает от логопеда – проведение занятий по знакомству детей с основными органами арт.аппарата и их движениями.
  а н j Дети овладевают умениями делить предложения на слова и составлять из слов предложения; делить слова на части и составлять из частей слова; выделять звук из слова. Далее переходят к работе по дифференциации (различению) звуков.
октябрь   а а у у н н т т j а (я) j а (я) j у (ю) j у (ю)
ноябрь   у у и и   д д д д   j э (е) j э (е) j о (ё) j о (ё)
декабрь   и и о     к к г     ш ш ш     С-ш
январь     о э э   г х х     ж ж ч     С-ш З-ж З-ж
февраль   м м м п ы ы с с   ч ч щ щ   З-ж С-з С-з С-з
март   п п б б     с сь сь з щ л л л   Ш-ж Ш-ж Ш-ж Т-д
апрель   б ф ф з з зь   ль ль р   Т-д Л-р Л-р  
май   ф в в в зь ц ц ц р р рь рь Л-р Т-ть Т-ть Т-ть
Июнь Июль август Закрепление пройденного материала. Индивидуальная работа, занятия с подгруппами, в которые подбирают детей с одинаковыми недостатками звукопроизношения или дифференциации звуков.

 

Звуковая культура речи (конспект Татьяны Вилоровны).

 

1 этап:

Подготовка артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика) – как часть занятия, вызывание изолированного звука.

2 этап:

Выделение звука в слоге и в слове.

3 этап:

Закрепление звука во фразовой речи: скороговорки, потешки.

4 этап:

Фронтальное занятие по ЗКР. Заключительное занятие состоит из всех пройденных частей:

- подготовка артикуляционного аппарата;

- выделение звука в слоге, в слове;

- закрепление звука во фразовой речи.

 

Планирование ЗКР в разных возрастных группах (задача: формирование звукопроизношения).

 

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

Месяц Неделя Звуки Этапы работы Дидактические игры
Сентябрь 1-2 Обследование речи детей (результаты обследования д.б. вложены в планирование). Сентябрь - обследовать всех, январь - плохо говорящих, май – всех.
  А, У Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие мелкой моторики рук (застежки мозаики, вкладыши)
  В слоге В слоге
    Закрепление звука словах и фразах
Октябрь   Ы Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука Игры на развитие речевого дыхания
  Ы Закрепление звука в словах и фразах
  И Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  Ы, И Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Ноябрь   З Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука Игры на развитие слухового внимания
  З Закрепление звука в словах и фразах
3-4   Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Декабрь   М Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие силы и высоты голоса
  М Закрепление звука в словах и фразах
  Н Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  М,Н Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Январь   П Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие четкой дикции
  П Закрепление звука в словах и фразах
  Б Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  П,Б Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Февраль   В Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие речевого дыхания
  В Закрепление звука в словах и фразах
  Ф Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  В,Ф Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Март   К Подготовка арт. аппарата к вызыванию изолированного звука и звукоподражание На развитие слухового внимания
  Г Подготовка арт. аппарата к вызыванию изолированного звука и звукоподражание
  Х Подготовка арт. аппарата к вызыванию изолированного звука и звукоподражание
  К,Г,Х Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Апрель   С Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие плавности и длительности воздушной струи (соответственно и звука) 3 сек. млад.гр., 5 сек. подг.гр.
  С Закрепление звука в словах и фразах
  Ц Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  С,Ц Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Май   Т Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие слухового внимания
  Т Закрепление звука в словах и фразах
  Д Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  Т,Д Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах

 

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Месяц Неделя Звуки Этапы работы Дидактические игры
Сентябрь 1-2 Обследование речи детей (результаты обследования д.б. вложены в планирование). Сентябрь - обследовать всех, январь - плохо говорящих, май – всех.
  С Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука Игры на развитие речевого слуха
  С Закрепление звука слогах и словах
Октябрь   С Закрепление звука в фразовой речи Игры на развитие слухового внимания
  С Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
  З Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
  З Закрепление звука слогах и словах
Ноябрь     Занятия не проводятся: праздники Игры на развитие речевого дыхания
  З Закрепление звука в фразовой речи
  З Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
  Ц Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука
Декабрь   Ц Закрепление звука слогах и словах Игры на развитие четкой дикции
  Ц Закрепление звука в фразовой речи
  Ц Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
    Занятия не проводятся: праздники
Январь   Ш Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука Игры на развитие фонематического слуха
  Ш Закрепление звука слогах и словах
  Ш Закрепление звука в фразовой речи
  Ш Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Февраль   Ж Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие силы и высоты голоса
  Ж Закрепление звука слогах и словах
  Ж Закрепление звука в фразовой речи
  Ж Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Март   Ч Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука Игры на развитие интонационной выразительности
  Ч Закрепление звука слогах и словах
  Ч Закрепление звука в фразовой речи
  Ч Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Апрель   Л Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука Игры на развитие темпа и ритма
  Л Закрепление звука слогах и словах
  Л Закрепление звука в фразовой речи
  Л Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах
Май   Р Подготовка арт. аппарата к произнесению изолированного звука На развитие силы и высоты голоса
  Р Закрепление звука слогах и словах
  Р Закрепление звука в фразовой речи
  Р Фронт. занятие, все этапы в словах и фразах

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц Неделя Звуки Этапы работы Дидактические игры
Сентябрь 1-2 Обследование речи детей (результаты обследования д.б. вложены в планирование). Сентябрь - обследовать всех, январь - плохо говорящих, май – всех.
  С-Ш Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие слухового внимания (в начале, середине, в конце) – звук в начале, середине конце слова (звуковой анализ слова)
    Дифференциация в словах и фразовой речи
Октябрь   З-Ж Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие речевого дыхания
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Ноябрь   Ч-Ц Дифференциация изолированных звуков На развитие силы и высоты голоса
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Декабрь   Щ-СЬ Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие фонематического слуха («Узнай по голосу»)
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Январь   В.Ф Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие интонационной выразительности
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Февраль   З-С Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие темпа и ритма
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Март   Ж-Ш Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие четкой дикции
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Апрель   П-Б Дифференциация изолированных звуков Артикуляционная гимнастика
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Май   Л-Р Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие фонематического слуха
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

 

Месяц Неделя Звуки Этапы работы Дидактические игры
Сентябрь   С-Ш Дифференциация изолированных звуков Развитие голосового аппарата
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Октябрь   С-Щ Дифференциация изолированных звуков На развитие силы и высоты голоса
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Ноябрь   С-Ц Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие речевого дыхания
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Декабрь   Ш-Ж Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие четкой дикции
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Январь   Ч-Щ Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие фонематического слуха
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Февраль   Р-РЬ Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие интонационной выразительности
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Март   Л-ЛЬ Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие темпа и ритма
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Апрель   К-Г Дифференциация изолированных звуков Игры на развитие фонематического слуха
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
Май   РЬ-ЛЬ Дифференциация изолированных звуков На развитие силы и высоты голоса
    Дифференциация в слогах и словах
    Дифференциация в фразовой речи
    Фронтальное занятие: все этапы
           

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: