Макеева Даша «Сказка о дробях»




Внеклассное мероприятие

По математике

КВЕСТ – ПРОЕКТ

«В королевстве дробей"

Класс

 

Выполнила: учитель математики Соловьева Г.Д.

 

февраль 2016г

 

Цели:

Образовательные

Продолжение работы по формированию устойчивого интереса к математике и к внеклассным формам его углубленного изучения. Развитие навыков самостоятельного получения информации, формирование умения отбирать и упорядочивать материал.

Воспитательные:

Создание условий для отношений сотрудничества между учащимися; формирования чувства ответственности за порученную работу; умения слушать и слышать.

Развивающие

Развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти, мышления); Развитие монологической речи; Развитие самоанализа и рефлексии; Развитие способности выявлять причинно-следственные связи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы, магнитная доска.

Ход занятия

Класс делится на две команды по 6 человек. 1 команда – “Квадрат”, 2 команда – “Треугольник”. На столе у каждой команды маршрутный лист. В течении всего занятия ребята создают свой проект(заполняют маршрутный лист).

Учитель:

«Ох, уж эти дроби!». Сколько людей они покорили, очаровали своей таинственностью, изящностью и красотой. На каждом уроке по математике мы их складываем, вычитаем, умножаем, делим, решаем уравнения, задачи Учим и применяем правила. И этого им оказалось мало, дроби проникли и в проценты. Оказывается 40% =0,4 Сегодня на занятии мы с вами узнаем много нового и интересного о дробях. Занятие проведем необычно, в виде квест – проекта «В королевстве дробей».Под девизом «Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.»
Н. Островский

Запятая. Здравствуйте! Я – Запятая. И вовсе я не сбежала из учебника по русскому языку. Вы ведь и сами знаете, что в математике я тоже нужна. Люблю на досуге встать где – нибудь среди цифр целого и превращаю его в десятичную дробь. В моем королевстве дробей,куда я вас сегодня приглашаю,4 замка. В 1ом замке живут дроби.

Замок дробей
На доске надпись: «В королевстве дробей»

 

Замок исторический
Замок математических чудес
ЗАМОК Т В О Р Ч Е С К И Х Р А Б О Т

 


В этом замке живут обыкновенные и десятичные дроби. Давайте послушаем о чем они говорят.

Дробь.

Древний выдумал мыслитель
Знаменатель и числитель,
Про черту он не забыл
И в дробь эти числа превратил.

Дробь.

Каждый может за версту.

Видеть дробную черту.

Над чертой - числитель, знайте,

Под чертой – знаменатель.

Дробь такую, непременно,

Надо звать обыкновенной.

Дробь.

Три четвертых, семь сороковых,
Кто не знает нас как токовых?!
Пять девятых или пять шестых –
Нас изящных, сложных и простых!

Дробь.

Мы быть не желаем в едином ряду
С однообразными и апатичными,
С этими, как их там?
-Ах, да, с десятичными.

5 дробь. Не дроби, а чушь, сумасшедший бред!

А вот и они.
Учить их времени трата пустая.
Числителя нет,
Знаменателя нет.
И всюду какая то запятая.

Появляются десятичные дроби

Дробь.

Мы отчего десятичными стали?
Мы просто решили определиться,
Чтоб легче множиться и делиться.

Дробь.

Ведь мы абсолютно без напряжения
Идем меж собой на любое сближение.
Сложение, скажем, или деление
Мы делаем просто на удивление.

Дробь.

Не нужен нам знаменатель общий.
Тупой и огромный, он нами не понят.
С нами удобнее, легче, проще.

Дробь.

Мы не кривляки, мы не калеки.
Просто удобней в компьютерном веке
Дробям на табло появляться в строчку.
Понятно?

Обыкновенная дробь. Понятно!

Обыкновенные дроби.
1. Знают даже маленькие дети:
2. Без дробей нельзя на белом свете,
3. Без изящных, умных, современных-

Вместе: Десятичных и обыкновенных

Десятичные дроби.

1. В космосе и в маленьком микробе
2. Разобраться вам помогут дроби.
3. Верьте нам, простым и откровенным-

Вместе: Десятичным и обыкновенным.

Дроби всякие нужны,
Дроби разные важны.
Дробь учи, тогда сверкнёт тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.

Запятая. Ну, вот, мы и познакомились. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как половина, треть, четверть. А это ведь тоже дроби. С самого детства мы слышим такие выражения: "весит четверть килограмма", "одна вторая листа" или "три четверти часа". Во всех этих случаях мы говорим о дробях: одна четверть, две четверти, три четверти, одна вторая и треть - все это дроби. Мы пользуемся дробями с самого детства, не подозревая об этом ("Мама, дай мне половинку яблока", "Давай разделим шоколадку поровну", "Я еще четверть часика поиграю в компьютер").Как же возникла необходимость в обыкновенных дробях? Откуда они взялись, как, когда, где и кто начал изучать дроби? Как записывали и использовали дроби в разные времена и в разных странах? Давайте проследим историю возникновения обыкновенных дробей.

О своем проекте расскажет нам Бойдаков Артем.

Я приготовил проект об истории развития дробей.

Слайд 4

Кто первым придумал дроби? Об этом мы никогда не узнаем. Можно только догадываться, что таких гениев было несколько. С древних времён людям приходилось не только считать предметы, для чего требовались натуральные числа, но и измерять длину, время, площадь. Не всегда результат измерения выражался натуральным числом, приходилось учитывать части и доли. Так появились дроби.

Слайд 5. Первые упоминания о дробях найдены на глиняных табличках Древнего Вавилона. Вавилонские «тексты» доходят до нас в виде глиняных табличек, обычно примерно размера ладони. Они написаны клинописью, клинообразным алфавитом. Их арифметика имела основание 60, в вавилонской математике пользовались шестидесятеричной системой для целых чисел и дробей, дроби записывались с постоянным знаменателем равным 60-ти.

Слайд 6. Позднее древние египтяне ввели в обращение дроби 1/2, 1/3, 1/28 – их называли основными или единичными. Все остальные дроби египтяне старались записать как сумму. Например, вместо 8/15 они писали 1/3+1/5. Иногда это бывало удобно. Методы подсчетов при помощи единичных дробей перешли от египтян в Грецию, от греков к арабам, а от них уже в Западную Европу.

Слайд 7Интересная система дробей была в Древнем Риме. Единица массы 1 асс делился на 12 долей, и поэтому римляне пользовались двенадцатеричными дробями. Дробь, которую мы называем 1/12, римляне именовали "унцией", а 1/8, римляне называли "полторы унции" и тому подобное.Римлянин мог сказать, что он прошёл 7 унций пути или прочитал 5 унций книги. При этом конечно, не взвешивали путь или книгу.

Имелось в виду, что пройдено 7/12 долей пути или прочитано 5/12 частей книги.

Слайд 8 Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в древней Индии, только дробной черты индийцы не писали.
Правила действий с дробями, изложенные индийским учёным Брахмагуптой (8 век н. э.), лишь немногим отличаются от наших. Индийское обозначение дробей и правила действий над ними были усвоены в 9 веке в мусульманских странах благодаря узбекскому учёному Мухаммеду Хорезмскому (аль-Хваризми) Они были перенесены в Западную Европу итальянским купцом и учёным Леонардо Фибоначчи из Пизы (13 век).

Слайд9. Дроби в Древней Руси называли долями, позднее ломаными числами. Так у дробей с числителем 1 были свои названия.

1\2- половина, полтина.

1\3 - треть.

1\4 - четь.

1\6 - полтреть.

1\8- полчеть.

1\12- полполтреть.

1\10 – десятина (1,09 га)

Славянская нумерация употреблялась в России до XVI века. И только при Петре I стала вводится десятеричная система счисления, которая и сохранилась до наших дней. В 1903 г вышла в свет “Арифметика” Л. Ф. Магницкого. В которой в первой части изложены действия с целыми числами, во второй - с ломаными, т.е. дробями

Вывод После изучения этой темы в различной литературе и «интернет»,

я пришел к выводу: Обыкновенная дробь – это не изобретение математиков, это понятие, которое люди разных стран и в разные исторические периоды сами придумали и использовали в своей жизни.

Каждый народ придумывал свои названия и запись дробей. Математики только систематизировали это и придумали удобную форму записи. Современная система записи дробей с числителем и знаменателем была создана в древней Индии, только дробной черты индийцы не писали.

Учитель. Как Вы считаете, Артем справился со своей задачей? Что Вы нового узнали из этого проекта? И раз древние египтяне, вавилоняне, римляне и др. могли использовать дроби и проводить вычисления с использованием дробей, то и современный человек, даже имея современную вычислительную технику, обязан уметь пользоваться дробями.

Слайд12. Запятая. Продолжаем наше путешествие. заходим в замок математических чудес.
Учитель.Рассаживает жюри и представляет команды.

Учитель: За красным столиком налево

«Квадрат» сидит там смело.

Ему задачки не почем,

Смекалист, будет он во всем.

Учитель: Здесь сидит желтый «Треугольник»

Будет рад им каждый школьник.

По плечу им все заданья,

Не страшны им состязанья!

 

Капитан:

команда «Треугольник»,
Живущая под девизом:
«Если мы едины, то непобедимы! »
Сразится с командой «Квадрат» готова?

Команда: Готова!

Обращение к соперникам.

«Друзья, мы относимся к вам с уважением,
поэтому вносим мы все предложения
Давайте же драться по-рыцарски честно,
А дружбе уступим мы первое место!»

Капитан:

команда «Квадрат»
Живущая под девизом:
«Один за всех, все – за одного»
Сразиться с командой «Треугольник»

Команда: «Готова!

Обращение к соперникам

Ну что там хвастать,
Скажем скромно –
Соперник будет посрамлен!

 

1-ый конкурс. Мозгоштурм.

Команда за каждый правильный ответ получает 1 балл.

Вопросы команде «Квадрат»

Вопросы для первой команды: ответы на букву «с».Правильный ответ -1 жетон

1. Результат сложения.(сумма)

2. 1/60 минуты(секунда)

3. Преобразование дроби, с помощью которого получается равная ей дробь(сокращение)

4. Частное от деления пройденного пути на время.(скорость)

5. Как называют числа при сложении.(слагаемые)

6. Разряд в классе единиц.(сотни)

7. 10 мм (сантиметр)

8. 24 часа(сутки)

Вопросы для второй команды: Ответы на букву «д».

1. Действие 1 ступени.(деление)

2. Число, на которое делят (Делитель)

3. Ее можно измерить с помощью линейки.(длина)

4. 10 см (дециметр)

5. разряд в классе единиц.(десятки)

6. Он есть у окружности. (диаметр)

7. Число, которое мы делим.(делимое)

8. Наименьшее двузначное число.(десять)

Слайд13 Конкурс «ТЫ-мне, я –тебе»На доске записаны примеры. Среди них есть верные, есть неверные. Ваша задача – с помощью символов нарисовать диаграмму по следующему правилу: если пример верный ^, если неверный -. В результате у вас должна получиться геометрическая фигура. Приступим к выполнению задания.

На выполнение задания отводится 10 минут.

 

1).5 + 4 = 9 2).7 * 3 = 23

3).

4). 25% от 160 =4000

5). * =

6). 6 + 4 = 10

 

7).

 

8).

 

9). 5 * =

 

10).

Поменяйтесь решениями, сверьте свои ответы с верным ответом на доске.

-^^-^-^^-^

Критерии выставления оценок:

За все правильные ответы – «5 »,

одна ошибка - «4 »,

две ошибки - «3 »,

более двух ошибок - «2 ».

 

После выполнения работы обсудить с учащимися результаты выполнения:

-Что сделано неверно и в каких примерах?

- Какие сложности при выполнении вы испытывали?

Слайд 15 Конкурс «Слова с математической начинкой»

За верно угаданное слово 1 балл.

Табак, отряд, зарядка, порядок, миксер, микстура, суффикс, феникс.

Слайд 16.Конкурс капитанов. Задача №1. Могла ли одна девочка съесть 2/3 торта, а другая ¾ этого же торта?

(нет не могла, так как сумма данных дробей больше единицы)

Слайд 17 Задача №2. Определи количество учеников в классе, если 35% всех учеников увлекаются математикой, 20% историей, 10% географией, а остальные 7 человек - биологией.

(Ответ: 20 человек)

Задание 5 Сравни дроби: Чья команда быстрее и правильно построится в порядке убывания дробей.

Учитывается время и количество ошибок.

0,3; 2,06;5,4

1,48; 0,08; 0,29

5,39;

Подведение итогов. Награждение.

Слайд 19. Запятая. Приглашаю Вас в замок Творчества. Ребята покажут нам свои проекты.

Макеева Даша «Сказка о дробях»

Жили-были числитель и знаменатель. Числителя звали Два, а знаменателя Три. Жили они хорошо!Ученики писали их в тетрадях,они видели себя в книжках, но хотели они еще брата или сестренку. Тогда пошли они к тетушке Математике и попросили её поменять Два и Три местами.Тетушка долго не соглашалась, но они ей рассказали,что у них нет ни брата, ни сестры.Тетушка Математика пожалела их и согласилась. Она поменяла Два и Три местами и получилась неправильная дробь-три вторых, из-за этого у них появилась сестра-целая часть. С тех пор такое число стало называться смешанным числом и читается Одна целая и одна вторая. С помощью числителя, знаменателя и тетушки Математики ученики узнали, что такое смешанное число и как его получить. Вот и сказке– конец, кто слушал и понял, большой молодец! (Кто не всё понял, читай учебник математики для 6 класса, там узнаешь про дроби подробнее.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: