Принцип работы холодильной машины
Процесс охлаждения в холодильной машине основан на физическом явлении поглощения тепла при кипении (испарении) жидкости. Температура кипения жидкости зависит от физической природы жидкости и от давления окружающей' среды. Чем выше давление, тем выше температура кипения жидкости и, наоборот, чем ниже давление, тем при более низкой температуре жидкость закипает и испаряется. При одинаковых условиях разные жидкости имеют разные температуры кипения, так, например, при нормальном атмосферном давлении вода закипает при температуре +100°С, этиловый спирт +78°С, фреон R-22 минус 40,8°С, фреон R-502 минус 45,6°С, фреон R-407 минус 43,56°С, жидкий азот минус 174°С.
Жидкий фреон, являющийся в настоящее время основным хладагентом холодильной машины, находящийся в открытом сосуде при нормальном атмосферном давлении, немедленно вскипает. При этом происходит интенсивное поглощение тепла из окружающей среды, сосуд покрывается инеем из-за конденсации и замораживания паров воды из окружающего воздуха. Процесс кипения жидкого фреона будет продолжаться до тех пор, пока весь фреон не перейдет в газообразное состояние, либо давление над жидким фреоном не возрастет до определенного уровня и при этом не прекратится процесс испарения его из жидкой фазы.
Аналогичный процесс кипения хладагента происходит в холодильной машине, с той лишь разницей, что кипение хладагента происходит не в открытом сосуде, а в специальном, герметичном узле- теплообменнике, который носит название — испаритель. При этом кипящий в трубках испарителя хладагент активно поглощает тепло от материала трубок испарителя. В свою очередь материал трубок испарителя омывается жидкостью или воздухом и как результат процесса происходит охлаждение жидкости или воздуха.
Для того, чтобы процесс кипения хладагента в испарителе происходил непрерывно, необходимо постоянно из испарителя удалять газообразный и «подливать» жидкий хладагент.
Процесс конденсации паров жидкости происходит при температуре, зависящей от давления окружающей среды. Чем выше давление, тем выше температура конденсации. Пары фреона R-22 конденсируются в жидкость при давлении 23 атмосферы уже при температуре +55°С. Процесс конденсации паров хладагента в жидкость сопровождается выделением в окружающую среду большого количества тепла. В холодильной машине конденсация паров хладагента происходит в специальном, герметичном теплообменнике, называемом конденсатором.
Для отвода выделяемого тепла используется алюминиевый теплообменник с оребренной поверхностью, называемый конденсатором. Для удаления паров хладагента из испарителя и создания необходимого для конденсации давления используется специальный насос — компрессор.
Элементом холодильной установки является также регулятор потока хладагента, так называемая дроссилирующая капиллярная трубка. Все элементы холодильной машины соединяются трубопроводом в последовательную цепь, обеспечивая тем самым замкнутую систему.
Регуляторы давления
Регуляторы давления типа KV устанавливаются в магистралях высокого и низкого давления и предназначены для поддержания постоянного давления в условиях переменной тепловой нагрузки. По своему назначению они подразделяются на:
- KVP регулятор давления кипения
- KVR регулятор давления конденсации
- KVL регулятор давления в картере компрессора
- KVC регулятор производительности
- NRD регулятор разности давлений, а также регулятор давления в ресивере
- KVD регулятор давления в ресивере
- СРСЕ регулятор производительности
Регулятор давления кипения типа KVP
Регулятор давления кипения типа KVP устанавливается на линии всасывания за испарителем для регулирования давления кипения в системах охлаждения с одним или несколькими испарителями и одним компрессором.
В системах с несколькими испарителями (работающими при различных давлениях кипения), регулятор KVP устанавливается за испарителем с наибольшим давлением кипения.
Каждый испаритель подпитывается с помощью соленоидного клапана, установленного на линии жидкости. Компрессор управляется с помощью реле давления. Максимальное давление на стороне всасывания соответствует наименьшей температуре в камере охлаждения.
В установках с запараллеленными испарителями и общим компрессором регулятор KVP устанавливают в общей линии всасывания, чтобы поддерживать в испарителях одинаковое давление.
Регулятор давления кипения снабжен штуцером для подсоединения манометра, который служит для настройки давления кипения. Регулятор KVP поддерживает постоянное давление в испарителе. Когда давление на входе в регулятор (давление кипения) возрастает, он открывается.