Методические комментарии




Компоненты занятия
  Пение-это удлиненная за счет удлиненного звучания гласных речь. От природы каждому человеку даны способности к пению и уже от самого человека зависит, захочет ли он развить их. Правильная речь-это основа основ в вокальной музыке. Важно показать ребенку как выглядит голосовой аппарат, из чего он состоит.
  Знакомство с понятием «Артикуляция». Итак, артикуляция (о лат. Articulo – “артикуле» - «расчленяю, членораздельно произношу») – это способ исполнения голосом последовательности звуков. Артикуляция в пении – один из важнейших компонентов в работе над выработкой дикционных, выразительных качеств вокалиста. Под понятием «дикция» подразумевается отчетливое произношение звуков и слов с правильной артикуляцией. Это не только правильное выговаривание гласных и согласных, отдельных слогов, это высокая культура общения со словом, с поэтическим текстом, уважение к нему, выстраивание такой концепции вокального искусства, когда слово и мелодия равнозначны, различимы. Понятия «артикуляция» и «дикция» тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата. (Обучающий получает раздаточный материал с кратким содержанием теоретической части)
  Работа над дикцией. Артикуляционные упражнения. Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить органы, участвующие в произношении звуков (язык, небо, челюсти, щеки, гортань) Этому способствуют артикуляционные упражнения. Артикуляционные упражнения и гимнастика направлены на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности. Свободны должны быть мышцы шейно - плечевого отдела. Для достижения максимальной эффективности артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата у обучающегося работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной.   Итак, артикуляционная гимнастика: Упражнения могут варьироваться   Разработка мягкого неба   · «Пасть льва» - зевок с закрытым ртом · «Маляр» - расслабленным языком виде лопатки достать до мягкого неба и вернуться к верхним альвеолам (основания нижних и верхних зубов) · Имитировать полоскание горла Разработка челюсти · Проговаривать «Дай – дай – дай», подставив под нижнюю челюсть ладонь, при этом челюсть должна испытывать сопротивление от ладони. · Движение челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки. круговые Разработка языка   · Покусывание язык · «Качели» - дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка · «Спираль» - поворачивать язык то на один бок, то на другой. · «Лошадка» - пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот приоткрыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить чтобы он не подворачивался внутрь, нижняя челюсть неподвижна. · «Комарик» - язык поднять за верхние зубы, длительно произносим звук «З-З-З-З». · «Конфета» - закладывать язык за щеку и поочередно перемещать его из одной стороны в другую Разработка губ · «Поцелуй» - губы сомкнуты как при поцелуе, вытягиваются вперед, а затем рот раскрывается со звуком «муа». · Покусывание сначала верхней затем нижней губ · «Скольжение» - пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягиваются в улыбке. · «Лошадка» - пофыркать. · «Рожица» - губы резко опускаем (грустная рожица), затем растягиваем в улыбке. «Пятачок» - на счет раз –вытянуть губы вперед, на счет два губы расплываются в улыбке, не показывая зубов   Разработка щек · «Полоскание» - надувание втягивание обеих щек одновременно · «Шарик» - перегонка воздух с одной щеки в другую · «Хомячок»- плотно сжав губы, надуть обе щеки, изображая жевательные движения хомяка   Перед тем как перейти к упражнениям для дикции обязательно сделайте артикуляционную гимнастику и разогрей свой речевой аппарат. Очень полезно делать артикуляционную гимнастику по утрам. Уделяйте этому 5 минут утром и хороший тонус речевого аппарата на целый день обеспечен.   После артикуляционной гимнастики можно переходить к развитию дикции. Хорошая дикция очень важна. Упражнения помогут выровнять баланс в речи (эмоциональность звучания). Это поможет сделать речь осмысленной и доступной для собеседника.  
   
  Слоговые упражнния   · Птха – птхэ- птхи – птхо – птху · Нга – нгэ – нги – нго – нгу – нге – нгя · Гда-гдэ-гди-гдо-гду · Врувл-вравл-врэвл- вривл-врывл · В чистоговорках «От топота копыт пыль по полю летит». · Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком» и т. д. (см. Приложение 1)   Превратите чистоговорку в скороговорку можно легко, для чего необходимо увеличить скорость речи и пробудить большую энергию мысли при произношении.
  Работа над опорой звука. Обязательно нужно тренеровать дыхание. Упражнения: · «Листок» - необходимо силой дыхания удержать листок бумаги на вертикальной стене без помощи рук. · «Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть · Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д. · «Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки · «Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильны выдох на слове «Пых» · «Шарик» - необходимо надуть щеки и медленно, будто спущенный шарик выдыхать его равномерно как можно дольше · «Марионетка»- руки и ноги на ширине плеч. Необходимо резко поднимать плечи по очереди на вдох и так же опускать на резкий выдох, затем выставит руки ладонями вперед на вдох и опустить ладони на выдох. Согнуть руки впереди себя на вдох и опустить на выдох. Затем опустить и руки и голову вниз и на долгий выдох расслабить конечности. · «Кошки-мышки» - на звук «Кыш» (стоккато) выталкивать воздух
  Разминка голосового аппарата Упражнение · «Скрипучее дерево» (массаж связок, воздух вибрирует, напоминая скрип старого дерева) · «Рычание» · «Мычание» Распевка –это неширокое, по диапазону, вокальное упражнение. Начинаем распевку в среднем, удобном, диапазоне голоса. После того, как пропели один раз, распевку повторяют поднимая тональность на полтона выше и т.д., пока не дойдут до вершин диапазона голос. Потом точно так же, но опускаясь по полутонам вниз, можно прорабатывать нижние ноты голоса.   Распевки: · Разминка голосовых связок (релаксация) на звук «р» вверх и вниз по звукоряду гаммы · Гамма вверх и вниз на «лю-ли-лю-ле» · Глиссандо на «да-а» (в октаву) · «Дуби-даби-ду-би-даби-дуби-даби-дуби-даби-ду» · «Ро-ре-ля-ре-ми» на · Звук «ё» на стаккато пропеть сверху вних и т. д. · «Ма-ма» пропевание по звуками трезвучия вверх и вниз  

 

 

Список использованной литературы

1. Попков Н.Н. Постановка голоса для вокалистов. - М.: 2002.

2. Федонюк В.Г. Детский голос. Задачи и методы работы с ним.- СПб.: 2003.

3. Ручинская Т.И. Методика преподавания вокала.- СПб ГУКИ, 2001.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: