1. Регулярное, систематическое сопровождение семей находящихся в сложной жизненной ситуации
2. Привлечение к реализации программы педагогических работников имеющих достаточный опыт работы с семьями, находящимися в ТЖС.
3. Сопровождение семей находящихся в ТЖС, через межведомственное взаимодействие с учреждениями профилактики
1. Проектирование деятельности по реализации Программы
1. Проект «Доброе сердце»
В благополучных многодетных семьях, родители любят своих детей и сознательно хотят их иметь по различным причинам, в том числе из-за религиозных убеждений. Опекунские семьи занимаются воспитанием не родных детей и стараются прививать им семейные ценности. Мероприятия для многодетных и опекунских семей направлены на распространение положительного опыт семейного воспитания и предупреждение жестокого обращения с детьми.
№ | Мероприятие | Направление | Срок | Категория семей |
Конкурс совместного творчества «Мои братишки и сестренки» | Досуговое | 1 раз в год | Многодетные семьи | |
Семейная газета | информационное | 1 раз в год | Многодетные семьи | |
Портфолио «Знакомьтесь, это мы!» | Досуговое | 1 раз в год | Многодетные семьи | |
«Родительская беседка» - интернет консультирование | Консультативное | 1 раз в год | Многодетные семьи | |
Патронаж | Профилактическое | 2 раза в год | Опекаемые семьи | |
Контроль посещения детьми ОУ | Профилактическое | Регулярно | Опекаемые семьи | |
Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций | Консультативное | Регулярно, по обращению | Опекаемые семьи | |
Многодетные семьи | ||||
Заочный конкурс "Пусть свет сердец не угасает» | Досуговое | 1 раз в год | Опекаемые семьи | |
Конкурс фотоматериалов «Улыбнитесь, я снимаю» | Досуговое | 1 раз в год | Опекаемые семьи |
Предполагаемый результат: распространение положительного опыта семейного воспитания; предупреждение жесткого обращения с детьми.
6.2. Проект «Выявление и определение проблемного поля семьи»
Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами ОУ.
Основными источниками информации о семье являются:
воспитатель возрастной группы·
социальные паспорта группы·
непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в ОУ);·
наблюдение за ребенком в ОУ (особенности его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, социальный статус в группе сверстников, особенности игровой деятельности, поведения).·
Диагностический инструмент
Назначение методики | Категория (с кем проводится) | Форма проведения | Итоговый документ |
Социальная ситуация развития ребенка | |||
Выявление семей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. Проводится анализ социальных паспортов групп ОУ | Родители воспитанников ОУ | Заполнение бланка-анкеты | Социальный паспорт группы |
Получение информации о ребенке: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. | Проводится в отношении воспитанников, находящихся в ТЖС | опрос | Личное дело |
Факторы социального неблагополучия | |||
Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье | Жилищные условия, среда проживания ребенка | Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях) | Акт обследования жизненного пространства ребенка |
Детско-родительские отношения | |||
Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье | Семья ребенка | Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи | Паспорт семьи |
Предполагаемый результат: создание банка данных семей, находящихся в ТЖС.
1. Проект «Сопровождение семей, находящихся в ТЖС»
Мероприятия проекта по реализации программы составлены с учётом их статусасемейи специфических проблем и направлены на профилактику.
Неблагополучные многодетные семьи
Социальные проблемы: острый недостаток материальных ресурсов; нерешенность жилищных проблем; психологическая несовместимость членов семей. Мероприятия для таких семей направлены на снижение психологического напряжения в отношениях между членами семьи и улучшения условий социальной ситуации развития детей в ОУ, путём активного вовлечения членов семей к социокультурному пространству ОУ.
Неполные семьи
Проблемы, возникающие в неполных семьях: неполноценное воспитание ребенка, частые острые и хронические заболевания у детей, наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм жизни у родителей, частые случаи самолечения детей. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, помимо вышеперечисленных проблем можно добавить отсутствие ласки со стороны матери.
Безработные семьи
В семьях безработных возникают следующие проблемы: возрастает количество разводов, отмечаются случаи жестокого обращения с детьми, присутствуют нервные расстройства и высокий уровень заболеваемости детей.
Малоимущие семьи
Основные проблемы малообеспеченных семей: материальные (трудности с обеспечением потребностей в жилье, еде, одежде, медицинской помощи); ухудшение психологической атмосферы (психологическое напряжение в отношениях между членами семьи) и психического здоровья детей. Такие проблемы в семьях порождают отсутствие инициативы, пассивность.
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев
Проблемы: психологический дискомфорт, материальный трудности, затруднение при трудоустройстве.
№ | Мероприятие | Направление | Срок | Категория семей |
Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей | Профилактическое | Регулярно | Неблагополучные многодетные семьи | |
Безработные семьи | ||||
Малоимущие | ||||
Социально-психологическая помощь детям | Консультативное | Регулярно | Неполные семьи | |
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
Помощь в получении различных пособий и льгот, компенсаций | Консультативное | Регулярно, по обращению | Неблагополучные многодетные семьи | |
Неполные семьи | ||||
Безработные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
Работа семейного клуба «Мы – вместе!» | По плану работы клуба | Неблагополучные многодетные семьи | ||
Выставка тематической литературы | Просветительское | 1 раз в год | Неблагополучные многодетные семьи | |
Служба дистанционной психологической помощи («Телефон доверия», «Почтовый ящик», «Интернет приёмная») | Консультативное | По обращению | Неблагополучные многодетные семьи | |
Неполные семьи | ||||
Привлечение к мероприятиям ОУ | Досуговое | По плану | Неблагополучные многодетные семьи | |
Неполные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
Материальная поддержка | Действенное | По акции, по обращению | Неблагополучные многодетные семьи | |
Малоимущие семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
Разработка и распространение тематических памяток для родителей | Информационное | По плану | Неполные семьи | |
Безработные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
Содействие в трудоустройстве | Действенное | По обращению | Безработные семьи | |
Малоимущие семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев | ||||
Патронаж | Профилактическое | 2 раза в год | Безработные семьи | |
Создание временных групп взаимопомощи | Действенное | По обращению | Малоимущие семьи | |
Безработные семьи | ||||
Семьи беженцев и вынужденных переселенцев |
Предполагаемый результат: улучшение психологической атмосферы в семьях, снижение детской заболеваемости, улучшение материального состояния семей, повышение активности в мероприятиях, объединяющих детей, родителей и педагогов; предупреждение социально-опасного положения.
1. Проект «Профилактика социально-опасного положения»
Проблемы семей, находящихся в СОП: алкоголизм одного или обоих родителей, низкий культурно-образовательный уровень, деформация системы ценностных ориентаций.
№ | Мероприятие | Направление | Срок | |
Психолого-педагогическая помощь в образовании родителей | Профилактическое | Регулярно | ||
Социально-психологическая помощь детям | Консультативное | Регулярно | ||
Наблюдение за игровой деятельностью детей и за взаимоотношениями в коллективе со сверстниками | Профилактическое | |||
Организация конкурса рисунка «Я и моя семья» | Досуговое | 1 раз в год | ||
Общение с членами семьи | Профилактическое | Регулярно | ||
Мониторинг посещаемости детьми ОУ | Профилактическое | Ежедневно | ||
Организация взаимодействия со всеми субъектами профилактики для оказания своевременной помощи семье | Профилактическое | Регулярно | ||
Вовлечение родителей в деятельность ОУ | Профилактическое | Согласно плану | ||
Привлечение к работе Совета Учреждения | Профилактическое | По мере необходимости | ||
Цикл занятий с детьми «Научитесь обращаться за помощью» | Профилактическое | В течение учебного года | ||
Родительский клуб «Мы вместе» | Профилактическое | По плану работы клуба |
Предполагаемый результат: уменьшение количества семейнаходящихся в СОП
1. Проект «Накопление педагогического опыта работы с семьями, находящимися в ТЖС»
Для организации работы с социально неблагополучными семьями воспитателям возрастных групп необходимо накапливать определённый опыт, заключающийся в освоение теоретических знаний и приобретение практических навыков
№ | Мероприятие | Срок |
Обучение профилактической работе | Постоянно | |
Ознакомление педагогического коллектива с законодательными актами, нормативными документами регламентирующими организацию работы с «особыми» семьями | ||
Создание схемы отработки оперативной информации | Январь, 2015 | |
Разработка рекомендаций для педагогов по работе с семьями, находящимися в ТЖС | По плану | |
Педагогический всеобуч | Ежегодно |
Планируемый результат:повышение профессионального мастерства педагогов в работе с семьями, находящимися в ТЖС.
1. Проект «Социальное партнёрство»
Социальное партнерство – сотрудничество профессиональных, общественных организаций и структур с семьей при посредничестве ОУ. Последовательное осуществление системы программных мероприятий обеспечивает создание комплексногосопровождениясемей в ТЖС.
№ | Мероприятия | Взаимодействующие стороны |
Выявление неорганизованных детей | Отдел ПДН ОМВД ЯНАО по Приуральскому району | |
Посещение на дому семей состоящих на различных видах учета | Отдел профилактики несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних | |
Посещение детей из опекаемых семей | Отделпо охране и защите прав детстваУправления образования МО Приуральский район | |
Обеспечение социальной поддержки и социальной защиты семей | Учреждения по труду и социальной защите населения МО Приуральский район | |
Встречи с различными специалистами. Организация мероприятий направленных на популяризацию здорового образа жизни, профилактику вредных привычек | ГБУЗ ЯНАО «Аксарковская центральная районная больница», МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» |
Предполагаемый результат: сопровождение семей, находящихся в ТЖС в межведомственном взаимодействии учреждений системы профилактики.