Бодинамический рецепт исцеления травмы




Пояснительная записка

Программа является практически-ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).

Программа основана на интеграции теории и практики в терапии психологической травмы следущих походов: соматической терапии травмы Питера Левина, бодинамической модели терапии травмы и ПТСР, разработок в области понимания возникновения травмы и терапии травмы, связанной с физическим и психическим насилием в детстве Р. Фейрнбейрна и Д. Селани, моделью Р.Шварца «Системная семейная терапия субличностей», «Схема-терапией» Д.Янга.

Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической работы с клиентами, находящимися в состоянии психологической травмы.

Задачи программы:

  • Дать слушателям представление о разнообразии взглядов на явление психологической травмы;
  • Познакомить слушателей с механизмами формирования травматического расщепления;
  • Сформулировать базовые отличия психологического взгляда на природу и терапию травмы от медицинского;
  • Сформировать навыки диагностики состояния травмы;
  • Сформировать навыки практической работы с клиентами в состоянии травмы, используя методики, разработанные в рамках разных психотерапевтических подходов;
  • Научить слушателей оценивать и определять пределы своей компетенции при работе с клиентами в состоянии психологической травмы;
  • Сориентировать слушателей в литературе по теме.

Длительность обучения: 96 академических часов.

Программа состоит из 4-х трехдневных семинаров, логично связанных друг с другом и включающих в себя теоретические и практические блоки.

Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:

  • Информационная лекция;
  • Групповое обсуждение;
  • Отработка практических навыков в упражнениях;
  • Демонстрация преподавателем приемов диагностической и консультативной работы;
  • Учебные сессии слушателей в парах и малых группах.

Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Психология и психотерапия травмы

  1. Медицинский и психологические подходы в описании и классификации травм.
  2. Классификация травм в бодинамике:

· шоковая травма;

· травмы жизненных кризисов;

· травмы развития.

  1. Связь травм развития и отношений со значимыми людьми в детском и подростковом возрасте. Понятие структуры характера и особенности их формирования, их влияние на жизнь взрослого человека.
  2. Стресс и стрессоустойчивость. Законы Ф. З. Меерсона. Способы повышения стрессоустойчивости. Значение хорошей стрессоустойчивости для терапевта, работающего с клиентом в состоянии травмы.
  3. Травма и травмогенная ситуация (травмогенное событие).
  4. Травмы, связанные с хроническим насилием в детстве. Понятие физического и психологического насилия. Идеи Р.Фейрнбейрна и Д. Селани.
  5. Предпосылки развития (не развития) травмы по П. Левину.
  6. Понятие повреждающего и неповреждающего события.
  7. Характеристики травмогенного события.
  8. Понятие травматического расщепления. Его адаптивная роль.
  9. Понятия «воронки травмы» и «воронки исцеления».
  10. Базовые психические процессы в развитии травмы:

· гипервозбуждение;

· сжатие;

· иммобилизация;

· диссоциация.

  1. Факторы, усиливающие и ослабляющие травмогенное воздействие.
  2. Концепция «б’ольшего Я» (bigger Me).
  3. Ресурсы совладания с шоком.
  4. Обзор психотерапевтических стратегий в терапии различных видов травм.
  5. Дебрифинг – метод профилактики травматического расщепления.
  6. Создание безопасного терапевтического контакта – базовая основа построения терапевтом отношений с клиентом при работе с травмой. Перенос и контрперенос при работе с травмой. Репэрентинг как модель терапевтических отношений в случае психотерапевтического сопровождения клиента с травмами развития.

Бодинамический рецепт исцеления травмы

1. Первое интервью. Создание травматической истории клиента. Выбор ключевого травматического эпизода.

 

2. Ознакомление клиента с концепцией ПТСР и концепцией «большего Я».

 

3. Развитие телесного ЭГО (заземление, центрирование, формирование границ, построение взаимоотношения и др.), обучение навыкам телесного переживания. Этика работы с применением телесного контакта.

 

4. Работа с актуальными социальными связями.

 

5. Выстраивание ресурсов: правило «Стоп!», повседневные жизненные ресурсы, безопасное место, безопасный человек.

 

6. Ресурсное интервью.

 

7. Работа с безопасным местом: интервью, бег.

 

8. Интервью о безопасном человеке.

 

9. Пиковое интервью.

 

10. Работа с ядром травмы: бег для спасения, принятие, установление незавершённого (неосуществлённого) двигательного паттерна и работа с ним.

 

11. Ритуал завершения травмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: