Пояснительная записка
Программа является практически-ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).
Программа основана на интеграции теории и практики в терапии психологической травмы следущих походов: соматической терапии травмы Питера Левина, бодинамической модели терапии травмы и ПТСР, разработок в области понимания возникновения травмы и терапии травмы, связанной с физическим и психическим насилием в детстве Р. Фейрнбейрна и Д. Селани, моделью Р.Шварца «Системная семейная терапия субличностей», «Схема-терапией» Д.Янга.
Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической работы с клиентами, находящимися в состоянии психологической травмы.
Задачи программы:
- Дать слушателям представление о разнообразии взглядов на явление психологической травмы;
- Познакомить слушателей с механизмами формирования травматического расщепления;
- Сформулировать базовые отличия психологического взгляда на природу и терапию травмы от медицинского;
- Сформировать навыки диагностики состояния травмы;
- Сформировать навыки практической работы с клиентами в состоянии травмы, используя методики, разработанные в рамках разных психотерапевтических подходов;
- Научить слушателей оценивать и определять пределы своей компетенции при работе с клиентами в состоянии психологической травмы;
- Сориентировать слушателей в литературе по теме.
Длительность обучения: 96 академических часов.
Программа состоит из 4-х трехдневных семинаров, логично связанных друг с другом и включающих в себя теоретические и практические блоки.
Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:
- Информационная лекция;
- Групповое обсуждение;
- Отработка практических навыков в упражнениях;
- Демонстрация преподавателем приемов диагностической и консультативной работы;
- Учебные сессии слушателей в парах и малых группах.
Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Психология и психотерапия травмы
- Медицинский и психологические подходы в описании и классификации травм.
- Классификация травм в бодинамике:
· шоковая травма;
· травмы жизненных кризисов;
· травмы развития.
- Связь травм развития и отношений со значимыми людьми в детском и подростковом возрасте. Понятие структуры характера и особенности их формирования, их влияние на жизнь взрослого человека.
- Стресс и стрессоустойчивость. Законы Ф. З. Меерсона. Способы повышения стрессоустойчивости. Значение хорошей стрессоустойчивости для терапевта, работающего с клиентом в состоянии травмы.
- Травма и травмогенная ситуация (травмогенное событие).
- Травмы, связанные с хроническим насилием в детстве. Понятие физического и психологического насилия. Идеи Р.Фейрнбейрна и Д. Селани.
- Предпосылки развития (не развития) травмы по П. Левину.
- Понятие повреждающего и неповреждающего события.
- Характеристики травмогенного события.
- Понятие травматического расщепления. Его адаптивная роль.
- Понятия «воронки травмы» и «воронки исцеления».
- Базовые психические процессы в развитии травмы:
· гипервозбуждение;
· сжатие;
· иммобилизация;
· диссоциация.
- Факторы, усиливающие и ослабляющие травмогенное воздействие.
- Концепция «б’ольшего Я» (bigger Me).
- Ресурсы совладания с шоком.
- Обзор психотерапевтических стратегий в терапии различных видов травм.
- Дебрифинг – метод профилактики травматического расщепления.
- Создание безопасного терапевтического контакта – базовая основа построения терапевтом отношений с клиентом при работе с травмой. Перенос и контрперенос при работе с травмой. Репэрентинг как модель терапевтических отношений в случае психотерапевтического сопровождения клиента с травмами развития.
Бодинамический рецепт исцеления травмы
1. Первое интервью. Создание травматической истории клиента. Выбор ключевого травматического эпизода.
2. Ознакомление клиента с концепцией ПТСР и концепцией «большего Я».
3. Развитие телесного ЭГО (заземление, центрирование, формирование границ, построение взаимоотношения и др.), обучение навыкам телесного переживания. Этика работы с применением телесного контакта.
4. Работа с актуальными социальными связями.
5. Выстраивание ресурсов: правило «Стоп!», повседневные жизненные ресурсы, безопасное место, безопасный человек.
6. Ресурсное интервью.
7. Работа с безопасным местом: интервью, бег.
8. Интервью о безопасном человеке.
9. Пиковое интервью.
10. Работа с ядром травмы: бег для спасения, принятие, установление незавершённого (неосуществлённого) двигательного паттерна и работа с ним.
11. Ритуал завершения травмы.