Особенности передачи ноу-хау




Ноу-хау - что это?

У любой успешной компании есть какие-то оригинальные технологии, решения, знания, умения. Использование и сохранение в тайне этих ноу-хау, собственно, и создает конкурентное преимущество одной компании над другой и позволяет удерживать и сохранять свои позиции на рынке. Все это знают и понимают, но успех, как и прежде, обходит многих стороной...

"Знаю как"

Ноу-хау как термин и как продукт коммерческого оборота и объект правового регулирования возник в США, но вскоре стал объектом международного оборота. В буквальном переводе с английского языка ╚know-how╩ означает ╚знать, как╩, что является сокращением выражения ╚знать, как это сделать╩. Часто употребляют понятия ноу-хау как синоним важной технической новинки, однако, это неверно.

Многочисленные попытки дать определения ноу-хау как на национальном, так и международном уровне, отдельными учеными и практиками не привели к единому пониманию ноу-хау. Обычно, в мировой практике, под ноу-хау понимаются секреты производства, административный, финансовый, коммерческий или иной опыт, практически применяемые в деятельности данной организации (фирмы, компании и т.д.), которые еще не стали всеобщим достоянием и которые могут быть реализованы на коммерческой основе. В объем ноу-хау могут включаться незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления для обработки и пр., техническая документация - формулы, расчеты, планы, чертежи, результаты опытов, содержание научно исследовательских работ и их результаты, расчеты применительно к данному производству или техпомощи, данные о качестве материалов, учебные планы подготовки персонала, инструкции по эксплуатации, указания по дизайну и т.д.

Гражданский кодекс Республики Беларусь ноу-хау как и иную нераскрытую информацию, относит к объектам промышленной собственности (ст. 998 ГК). Следует отметить, что ГК РБ не определяет содержание ноу-хау, а лишь указывает на ноу-хау как синоним секретов производства. В то же время в некоторых нормативно-правовых актах (см. Методические рекомендации по оценке стоимости и учету объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденные приказом Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 17.04.1998 N 20, Министерства экономики Республики Беларусь от 18.05.1998 N 41, Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.1998 N 109, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 22.04.1998 N 75) дается более широкое толкование ноу-хау, а именно ноу-хау определяется как техническая, организационная или коммерческая информация. Такое расширительное толкование термина ноу-хау представляется противоречащим ГК и на практике может вызвать ряд проблем, связанных с передачей, например, коммерческой информации, а именно формой сделки.

Ноу-хау или патент

Многие объекты ноу-хау представляют собой технические решения, выполненные на уровне изобретений, которые в силу ряда причин не были запатентованы в какой либо стране или вообще непатентоспосбны по законам данной страны или не запатентованными владельцем в интересах сохранения их в секрете, например с целью предупреждения раскрытия самого направления технических разработок и т.д. Многие компании сознательно не патентуют изобретения, так в справочнике по вопросам международных лицензионных соглашений выпущенном в США, отмечалось, что американские компании предпочитают не патентовать, а передавать на лицензионных началах в качестве ноу-хау новые изобретения, процессы и методы, разработанные в исследовательских отделах. Так, например, уже более ста лет компания Coca-Cola для защиты секрета производства напитка "Кока-Колы" использует именно институт ноу-хау (как коммерческой тайны), а не патентную защиту.

Зачастую основным критерием отличия ноу-хау от изобретения является не различие в техническом уровне решения, а наличие или отсутствие правовой охраны в форме охранного документа (патента). В то же время использование ноу-хау несет в себя ряд преимуществ перед патентной защитой, а именно:

- неограниченный срок действия охраны во времени, в отличие от патента на изобретение, который действует 20 лет;
- отсутствие требований о формальностях, нет необходимости получать патент и нести расходы по уплате патентных пошлин;
- защита нераскрытой информации имеет немедленный эффект, в отличие от патентной охраны, так как процесс выдачи патента занимает довольно много времени;
- охрана нераскрытой информации не предполагает раскрытие ее перед правительственными властями (патентным органом), что позволяет обеспечивать недоступность информации.

Как защитить ноу-хау

В мировой практике отсутствует какое-либо специальное законодательство по защите ноу-хау, подобное тому, которое имеется в отношении изобретений и ряда других объектов промышленной собственности. Защита ноу-хау в Беларуси обеспечивается на основе общих норм гражданского законодательства, а также норм трудового, административного и уголовного законодательства.

Любое физическое или юридическое лицо признается правомочным обладателем ноу-хау, если самостоятельно, своими средствами его разработало либо позаимствовало из открытой информации, либо добросовестно приобрело у другого владельца. Ничто не мешает, в частности, двум или нескольким самостоятельным разработчикам на равных законных основаниях пользоваться и распоряжаться одним и тем же ноу-хау. В современную эпоху научно-технического прогресса с огромным расширением и интенсификацией научно-технических работ становятся обычными случаи, когда две или несколько фирм независимо друг от друга приходят к созданию идентичного ноу-хау, которое хранят как служебную или коммерческую тайну. Каждому из таких добросовестных владельцев обеспечивается юридическая возможность защиты своего ноу-хау.

Согласно статье 140 Гражданского кодекса РБ подлежат правовой защите как коммерческая тайна секреты производства (ноу-хау) отвечающие следующим условиям:

1) имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам;
2) не имеется свободного доступа к ней на законных основаниях;
3) охраняются ее обладателем принятием соответствующих мер от разглашения конфиденциальности.

Во-первых, эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. В практике для определения коммерческой ценности информации, как правило, целесообразно, использовать два критерия: содержит ли информация какие-либо новшества в плане применения технических, технологических и других знаний и даст ли использование этих новшеств положительный экономический эффект.

Во вторых, к данной информации не должно быть доступа на законном основании. Свободный доступ означает возможность получения информации из открытых источников всеми желающими. Так же ряд сведений не могут быть отнесены к коммерческой тайне предприятия.

В третьих, информация, составляющая ноу-хау, охраняется законом до тех пор, пока она защищается самим владельцем. На практике для защиты коммерческой тайны, в том числе и ноу-хау, используют совокупность юридических, организационных и технических мероприятий. Так, перечень относящихся к коммерческой тайне сведений может закрепляться приказом руководителя организации, в котором также определяются и правила работы сотрудников с подобной информацией (в т.ч. ограничение доступа, запрет выносить документы за пределы организации, особые правила их хранения и т.п.).

Как объект промышленной собственности, ноу-хау не имеет четких ограничений и не требует государственной регистрации, хотя в ряде случаев ее владелец, во избежание сложностей при идентификации объекта продажи, его объема и принадлежности, предпочитает провести регистрацию известительного характера (без экспертизы и т.п. действий) в органах типа нотариальной конторы, административных органах или в авторских обществах.

Особенности передачи ноу-хау

Во всем мире ноу-хау воспринимаются как товар, который можно передать или ╚продать╩ заинтересованной стороне. В Республике Беларусь передача ноу-хау (как и иной нераскрытой информации) может осуществляться на основе лицензионного договора (лицензионное соглашение — внешнеторговая сделка, по которой одна из сторон (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение на использование объекта лицензии). Лицо, обладающее такой информацией, может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору. Обязанности лицензиата по такому договору определены частью второй ст. 1012 ГК. При условии, что в договоре не предусмотрено иное, лицензиат обязан сохранять конфиденциальность информации и после прекращения лицензионного договора, если соответствующие сведения продолжают оставаться нераскрытой информацией. Лицензиат имеет те же права на защиту нераскрытой информации от незаконного использования третьими лицами. Таким образом, при продаже незапатентованной технологии (╚ноу-хау╩) единственным охранным документом становится лицензионное соглашение, в котором предусматривается специальный пункт о сохранении конфиденциальности передаваемой информации и возмещении убытков в случае ее нарушения. При получении помощи квалифицированного юриста такая защита может рассматриваться как достаточная.

Так же на практике широкое применение получила конструкция смешанных договоров в которых содержатся элементы различных моделей, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В указанном случае, как предусмотрено в п. 2 ст. 391 ГК, к отношениям сторон применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре. Так практически каждый контракт по экспорту и импорту станочного оборудования включает раздел по передаче технологии (монтаж, наладка и т.п.). Часто стоимость передаваемой технологии сопоставима и даже превышает стоимость поставляемого оборудования. Зачастую условия о передаче ноу-хау включаются в договор аренды сложного технологического оборудования и т.д.

Постановлением Совета Министров 681 от 22.05.2003 ╚О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности╩ установлено дополнительное требование к форме сделки по передаче ноу-хау, а именно установлена обязанность регистрации договоров о передаче ноу-хау, а так же иных договоров или их частей, которые по своему содержанию соответствуют лицензионным договорам, в государственном учреждении ╚Национальный центр интеллектуальной собственности╩ Комитета по науке и технологиям при СМ РБ. Как установлено п. 2 вышеуказанного Постановления незарегистрированные договора считаются недействительными. Такая регистрация представляется не соответствующей правовой природе ноу-хау, так как любая регистрация в патентном ведомстве предполагает разглашение сути подаваемого на регистрацию технического решения как объекта интеллектуальной собственности, что сразу выводит его за рамки понятия секрет производства, то есть ноу-хау.

Коммерческая передача и приобретение ноу-хау в виде технологий может производиться как составная часть общего контракта на поставку машин и оборудования, поскольку в технической документации на поставку содержатся многие элементы сопутствующего ноу-хау - чертежи установки оборудования, условия эксплуатации, требования к сырью или заготовкам и т.д.

Коммерческая информация, содержащая ноу-хау, может передаваться и в виде других сделок - франчайзинга, лизинга или дистрибьюторства. Эти формы экономического сотрудничества заключаются в передаче изделий длительного пользования (самолетов, автомобилей, производственного оборудования) для производственной деятельности или в аренду (например, предметов коммунального сервиса). Передача изделий и товаров в этих случаях также сопровождается передачей ноу-хау в необходимом объеме, что отражается в соглашении (контракте).

Распространенной формой передачи ноу-хау в наиболее полной, комплексной форме являются контракты "под ключ", т.е. на проектирование, создание и запуск сложного технического комплекса (завод, аэропорт и т.п.), когда поставщик обеспечивает все этапы создания комплекса и передает его в действующем виде, с подготовленными кадрами, с надзором за работой и т.д. Очевидно, что в этом случае передается вся необходимая документация - от строительных чертежей до описания технологических процессов, ремонта и наладки оборудования.

Близкими к подобному типу отношений можно считать совместные предприятия, где нередко одна сторона берет на себя разработку или копирование предприятия, поставку оборудования и ноу-хау, а вторая - строительство зданий и сооружений, обеспечение трудовыми ресурсами и т.п. В этом случае нередко передача исключительных прав, в том числе на ноу-хау, представляет собой вклада капитал совместного предприятия.

· https://lib.world-mobile.net/philosophy/wmobile_show_archives.php?subaction=showfull&id=1108062320&archive=0215&start_from=&ucat=1&

· https://www.valex.net/articles/know-how.html

· https://selena.molodechno.by/modules/_referat/Economics/ek_a_300.htm

Идея - это самая ценная интеллектуальная собственность.
Интересная идея требует качественной защиты от плагиата.

Интеллектуальная собственность - очень тонкая материя. Идеи витают в воздухе. ╚Слово не воробей - вылетит, не поймаешь╩, - гласит русская пословица. Ну, а если это ╚слово╩ на самом деле - научная идея, ключ к завоеванию рынка или вообще любая концепция? Собственность защищали все цивилизации, все общественные системы, независимо, была ли эта собственность материализована. Научно-техническая революция заставила обратить внимание на ╚невидимую руку╩ прогресса человечества. Интеллект превращается в материальную силу, мысль материализуется в конкретные изобретения. Личные неимущественные права, согласно не отчуждаемы и, следовательно, не обратимы. Вместе с тем нельзя сказать, что они не имеют ценности. Например, право на имя может иметь вполне реальную ценность, как для автора, так и для работодателя, который охотно бы выкупил бы имя у автора право на имя, будь такая возможность предусмотрена законодательством. Поскольку законодательство такую возможность не предусматривает, работодатель вынужден искать более хитрые приемы, позволяющие обеспечить такое использование автором своего права на имя и других личных неимущественных прав, которые выгодны работодателю. При этом автор получает соответствующую компенсацию. Иначе говоря, даже личным неимущественным правам можно предать определенную оборотоспособность. В договорах, на основании которых происходит передача прав интеллектуальной собственности, обязательно отражается оценка передаваемых прав и порядок расчетов между сторонами.

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

К сожалению, в последнее время все чаще приходится слышать о воровстве авторских прав и нарушение прав на интеллектуальную собственность, что, по сути, и представляет собой плагиат.

ПЛАГИАТ — присвоение плодов чужого творчества: опубликование чужих произведений под своим именем без указания источника или использование без преобразующих творческих изменений, внесенных заимствователем. Бегло набросанная тема, напр. в записной книжке Чехова, разработанная другим автором в самостоятельную повесть или роман, не является плагиатом. Указание источника необходимо лишь в тех случаях, когда заимствуемое не отделилось еще от личности своего творца и не вошло в обезличенный капитал данной отрасли культуры. Народные пословицы, ходячие и меткие слова из басен Крылова или комедии Грибоедова могут употребляться без указания источника. Объектом П. может быть лишь акт творчества как таковой, но не технические приемы, связанные с этим актом, хотя в отдельных случаях и представлялось бы невозможным разграничение творчества и техники. Четырехстопный ямб, композиция онегинской строфы, размеры Блока не будут объектом П., если заимствователь и не сошлется на изобретателя или творца их.

Отсутствие указания на источник есть необходимый признак плагиата. Если источник указан, плагиата нет, хотя отсюда еще не следует, что указания источника достаточно для законности заимствования. Чрезмерные или незаконные заимствования могут составить известное нарушение авторского права, но нарушение это будет квалифицироваться не как плагиат, а иначе, напр. как контрафакция. Обозначение источника должно быть произведено в форме, не оставляющей сомнения в заимствовании. В зависимости от обстоятельств обозначение это может выразиться или в указании автора и произведения или одного из этих двух сведений; иногда достаточно просто кавычек — это в тех случаях, когда заимствуемое место настолько знакомо широкому читателю, что он сам знает источник, откуда оно взято. Впрочем, для случаев этого рода не всегда необходимы даже и кавычки. Такие фразы, как ╚все врут календари╩ или ╚услужливый дурак опаснее врага╩, могут быть вставлены в текст без кавычек, не навлекая на автора подозрения в плагиате у Грибоедова или Крылова.

По вопросу об ответственности за плагиат мнения в юридической литературе разделяются. Осуждая плагиат как деяние недобросовестное, многие авторы, тем не менее считают, что уголовная наказуемость его возможна лишь в том случае, если плагиатор посягнул не только на 684 личные, но и на имущественные права автора. Лицо, издавшее в Англии под своим именем ╚Остров д-ра Моро╩ Уэллса, обязано возместить убытки и сверх того отвечает в уголовном порядке. Но тот, кто сходным образом поступает с ╚Королем Лиром╩ Шекспира, подлежит лишь нравственному осуждению, ибо имущественные права на эту трагедию давно уже сделались res nullius. Другие приравнивают плагиат к подлогу и считают, что общественный интерес требует его наказуемости. Законодательства часто не дают прямых указаний на наказуемость плагиата; тем самым по общепринятым правилам толкования уголовных законов устанавливается предположение (презумпция) в пользу его ненаказуемости. Нередки, однако, и случаи обратного порядка.

Уголовный кодекс рассматривает самовольное использование литературного и музыкального или иного художественного и научного произведения в целях извлечения из него прибыли с нарушением закона об авторском праве как деяние, социально опасное, и облагает его штрафом или принудительными работами. Однако деяние этого рода подлежит уголовному преследованию лишь при наличии обмана или других уголовных моментов. Центром тяжести преследуемого деяния является так. обр. не наличие самовольного распоряжения чужим правом, а наличие подлога или обмана. При таких обстоятельствах несомненно, что плагиат, связанный с извлечением прибыли, карается в уголовном порядке. Что касается плагиата, в котором основной целью заимствования являлось присвоение чужой ╚славы╩, т. е. просто создание себе литературной, научной или художественной репутации за счет чужих трудов, то вопрос о наказуемости такого деяния должен решаться каждый раз особо. Нет основания при этом привлекать к уголовной ответственности издателя, хотя и нарушившего чужое авторское право, но действовавшего не в своем корыстном интересе. Лицо же, которое подложным способом составляет себе творческую репутацию за счет чужих трудов, несомненно, является носителем паразитизма и тунеядства, т. е. поведения, которое с полной очевидностью обрисовывает такого заимствователя как чуждый советскому строю и социально опасный элемент.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: