ОПИСАНИЕ ПРИСТАНЕЙ В ПУТЕВОДИТЕЛЯХ




Проект речной экскурсии

«…А Я СОЙДУ НА ПРИСТАНИ»

(Историческая справка о пристанях на участке р.Камы от п.Лысьва до п.Пожва)

 

 

Проект выполнили курсанты объединения «Рулевые-мотористы»

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»:

Кук Роман и

Овчинников Юрий

 

Руководитель проекта

Кузнецова Галина Ивановна, педагог дополнительного образования

тел. 89617576549 galina.kuzneczova.72@mail.ru

 

МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

618404 г.Березники, Пермского края ул.Степанова, 14

тел. (3424)233540

 

 

Березники, 2020г.

Название проекта Проект речной экскурсии «А я сойду на пристани…»

Территория поселок Лысьва – поселок Пожва

 

Авторы Кук Роман Юрьевич и Овчинников Юрий Леонидович, курсанты МАУ ДО ДЮЦ «Каскад», 2 и 4 курс (6 класс и 11 класс)

Руководитель Кузнецова Галина Ивановна, педагог ДО, МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»

Целевая группа Дети от 12 лет; люди, интересующиеся историей Пермского края

 

Краткая аннотация Проект речной экскурсии рассказывает об истории развития пристаней на участке Камы от поселка Лысьва до поселка Пожва, их роли в истории развития Прикамья.

Протяженность

маршрута 160 км, при скорости теплохода 25 км/ч и всеми остановками на пристанях и остановочных пунктах длительность маршрута 10 часов /«поход выходного дня»/.

Маршрут может быть разбит на 2 дня:

1. Березники – Лысьва – Новинки – Пыскор – Чащино – Кирпичный – Камень – Дедюхино – Ленва – Солеварни – Содовый – Бондарка – Березники /участок выше г.Березники по течению Камы/ - 12 пристаней, 4 часа.

2. Березники – Огурдино – Орёл – Таман – Быстрая – Городище – Пожва – Березники /участок ниже г.Березники по течению Камы/ - 7 пристаней, 6 часов.

 

Проект экскурсии выполнен в 2 вариантах:

1 – речная прогулка на теплоходе «Юнга Камы», учебном двухпалубном пассажирском судне Детско-юношеского центра «Каскад» с остановками в указанных в проекте пристанях /информация для гида/ - текстовый файл Word

2 - виртуальная экскурсия в виде одноименной слайд-презентации Power Point

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

1. Вступление ……………………………………………… стр. 5

 

2. Описание пристаней в путеводителях ………………… стр. 7

 

3. Историческая справка о пристанях на участке

Камы от Лысьвы до Пожвы ………………………. стр. 9

 

1) Лысьва ………………………………………………... стр. 9

 

2) Новинки …………..………………………………….. стр. 9

 

3) Пыскор ………………….……………………………. стр. 9

 

4) Чащино ………………………….………….………… стр. 11

 

5) Кирпичный …………………………………………… стр. 11

 

6) Камень ………………..……………….……………… стр. 12

 

7) Дедюхино ……………………..…………………….. стр. 12

 

8) Лёнва ………………………………………………….. стр. 13

 

9) Солеварни …………………………………………….. стр. 14

 

10) Содовый ………………..……………….……………. стр. 15

 

11) Бондарка ……………………..………………………. стр. 15

 

12) Березники ……………………………………………. стр. 15

 

13) Огурдино ………………………………………………стр. 16

 

14) Орел ………………..……………….…………………. стр. 17

 

15) Таман ………………………………………………….. стр. 19

 

16) Быстрая ………………………………………………...стр. 21

 

17) Городище ………………..……………….…………… стр. 22

 

18) Пожва ……………………..………………………….. стр. 22

 

4. Заключение ……………………………………………… стр. 23

 

5. Список использованной литературы ………………….. стр. 24

 

Маршрут речной экскурсии

 
 

 


Расчетное время в пути – 10 часов /«поход выходного дня»/.

Маршрут может быть разбит на 2 дня:

1. Березники – Лысьва – Новинки – Пыскор – Чащино – Кирпичный – Камень – Дедюхино – Ленва – Солеварни – Содовый – Бондарка – Березники /участок выше г.Березники по течению Камы/ - 12 пристаней, 4 часа.

2. Березники – Огурдино – Орёл – Таман – Быстрая – Городище – Пожва – Березники /участок ниже г.Березники по течению Камы/ - 7 пристаней, 6 часов.

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Великий камский водный путь с давних времен связывал Верхнекамье с центром и югом страны. По воде доставлялись самые важные и срочные грузы. Американский исследователь Р.Пайпс отмечал: «…Если бы не водные пути, до появления железной дороги в России можно было бы влачить лишь самое жалкое существование. Расстояния так велики, а стоимость починки дорог при резком перепаде температур столь высока, что путешествовать по суше имело смысл лишь зимой, когда снег даст достаточно гладкую поверхность для саней. Этим объясняется, почему россияне так зависели от водного транспорта.»[1].

Уже давно за Камой закрепился эпитет «Кама-труженица». На ее пристанях грузилась поваренная и калийная соль, древесина, каменный уголь – стратегические продукты для нашей страны. В военные годы с пристаней Камы прямо на фронт доставлялись взрывчатые вещества и их компоненты с химических предприятий Березников и Перми, в т.ч. знаменитый «коктейль Молотова». С машиностроительных заводов отправлялась военная и грузовая техника. С причалов совхозов и колхозов – продукты питания. Пассажирские причалы принимали раненых, особенно в период боев под Сталинградом, и отправляли пополнение на фронт.

После войны, когда в центральной части России многие автомобильные и железные дороги были уничтожены или повреждены, речные трассы первыми пришли в действие. По ним шли важные грузы для восстановления хозяйства.

Важное значение имела Кама и для тех поселков, доступ к которым был возможен только по воде. За короткое время так называемого «северного завоза» в населенные пункты Верхней Камы и Вишеры доставляли продукты, бытовые товары, технику, материалы.

Актуальность. Сегодня закрыты пассажирские местные линии вверх от Березников, почти не поднимаются грузовые суда до г.Соликамска, нет сплава леса по Каме и ее притокам. С 2000 по 2016г.г. вниз по течению от Березников до Пожвы ходил три раза в неделю (пятница, суббота, воскресенье) пассажирский теплоход «ОМ-387» ОАО «Речной порт». Порт обанкротился. И уже два года рейсы совершает частный маломестный теплоход (разъездной катер). А что будет завтра, если предприниматель откажется, или его судно станет непригодным к навигации по техническим причинам, т.е. сломается?

У современных березниковцев остается еще одна возможность испытать удовольствие от речной прогулки – теплоход «Юнга Камы», учебное судно Детско-юношеского центра «Каскад», в котором учатся и авторы данной работы. Однако поездка эта доступна не всем: ДЮЦ «Каскад» работает только по заявкам от организаций и предприятий. В городе почти не развит водный экскурсионный туризм. А сегодня, когда многие интересуются историей, в том числе историей родного края, такие прогулки были бы, наверно, востребованы.

Поэтому у нас родилась идея собрать материал для разработки маршрутов экскурсионно-туристических прогулок на т/х «Юнга Камы» об истории возникновения камских пристаней.

Цель работы – систематизировать сведения об истории возникновения (исчезновения) пристаней на Каме, разработать проект виртуальной и (или) реальной экскурсии.

Для реализации этой цели нами определены следующие задачи:

Ø выявить сведения об имеющихся и имевшихся пристанях и остановочных пунктах на участке Камы от Лысьвы до Пожвы;

Ø собрать наиболее интересные исторические факты о населенных пунктах, у которых располагались вышеуказанные пристани;

Ø описать современное состояние пристаней и остановочных пунктов на указанном участке;

Ø проанализировать возможные перспективы некоторых пристаней.

Методы исследования:

v изучение и анализ литературных, документальных и технических источников о развитии и состоянии судоходства, об истории населенных пунктов на Каме;

v анализ пассажиропотока и расписаний местных и транзитных пассажирских линий Березниковского порта с 1978 по 2016г.г.; с октября 2016г. регулярных пассажироперевозок в данном районе нет.

v интервьюирование капитанов-ветеранов и работающих капитанов Березников;

v обобщение и сопоставление полученных данных.

В работу вошли описание 18 пристаней и остановочных пунктов, расположенных на участке Каме протяженностью в 80 километров: Лысьва, Новинки, Пыскор, Чащино, Кирпичный, Камень, Дедюхин, Лёнва, Солеварни, Содовый, Бондарка, Березники, Огурдино, Орел, Таман, Быстрая, Городище, Пожва.

Обращаем внимание читателей, что знаком * помечены пристани и остановочные пункты, которые действовали до 1953-54г.г. – момента образования Камского водохранилища. Знаком ** - пристани и остановочные пункты, прекратившие работу в 1997г. в связи с закрытием местных линий.

Причал у палат Строгановых в Усолье, т/х «Юнга Камы» в день торжественного открытия причала
Мы намеренно не включаем в сборник сведения об Усолье, так как судовой ход с гарантированными глубинами проложен только вдоль левого берега, а Усолье находится на правом берегу Камы.

Мы, безусловно, знаем о существовании причала у архитектурно-исторического памятника «Палаты Строгановых», однако в засушливые годы подход к нему на большом теплоходе будет невозможен или рискован.

Данная работа может служить основой для разработки проектов речных экскурсий по Каме на теплоходе «Юнга Камы» «Кама-труженица: история и современность» (о трудовой жизни реки) и «Я живу на Каме» (исторические и памятные места на Каме). Продолжив работу и обогатив ее новыми сведениями, возможно, авторы при помощи педагогов и администрации ДЮЦ «Каскад» оформят справочник по истории пристаней Верхнекамья.

ОПИСАНИЕ ПРИСТАНЕЙ В ПУТЕВОДИТЕЛЯХ

 

Одну из первых обобщающих характеристик пристаней дает П.В.Сюзев в своем «Иллюстрированном путеводителе по реке Каме…» (1911г.), описывая участок от Соликамска до Перми: «Пристаней в этом участке начитывается до 30, наиболее крупные из них: Боровская, Соликамск, Дедюхин, Ленва, Березники, Новое Усолье, Пожевская, Чермоз, Добрянка, Полазна, Хохловка, Левшино, Пермь. […]

К началу ХХ века многие пристани приобрели, по его выражению, «свое лицо», т.е. сложился определенный тип массового груза, отправляемый с пристани, например: «[…]

Ø Усолье – соль – 8533 тыс.пуд. (136,53тыс.т.)[2]

Ø Березники (Солеварни) – сода и соль – 4055 тыс.пуд. (64,88 тыс.т.)

– чугун – 1001 тыс.пуд. (16,02 тыс.т.)

Ø Устье Иньвы – лес – 3739 тыс.пуд. (59,82 тыс.т.)

Ø Усть-Пожва – железо – 319 тыс.пуд. (5,1 тыс.т.)

Ø Добрянка – железо – 875 тыс.пуд. (14,00 тыс.т.)

Ø Левшино и Пермь – чугун – 1049 тыс.пуд. (16,78 тыс.т.)

– железо – 4389 тыс.пуд. (70,22 тыс.т.)

– лес – 3683 тыс.пуд.» (58,93тыс.т.)[3]

Однако П.В.Сюзев почти не говорит о культурно-историческом наследии этих населенных пунктов.

«Поволжье. Справочник-путеводитель по Волге, Каме, Оке…» (1931г.) из пристаней на Каме до Перми называет только крупные: Соликамск, Березники, Орел, Пожва, Чермоз.[4]

Н. Дубилет и А. Пак в путеводителе «Кама» (1950г.)[5] дают краткую историческую справку некоторых крупнейших пристаней и описывают крупнейшие предприятия и учреждения культуры и образования некоторых населенных пунктов от Камского Устья до Красновишерска и Чердыни. Однако в этом путеводителе нет даже упоминания о многих пристаней и остановочных пунктах местного значения, но важных для понимания истории края.

В справочном издании «Всё Верхнекамье» (1978г.)[6] подробно говорится о двух населенных пунктах – Соликамске и Березниках. Пристаням на Каме посвящены три небольшие страницы с очень краткими справками и только по некоторым пристаням, существовавшим на момент издания книги.

Попробуем развести понятия «пристань» и «остановочный пункт». Пристань – участок берега реки, имеющий удобный подход судам для посадки и высадки пассажиров, выполнения погрузочно-разгрузочных работ; как правило, оборудован причалами. Обязательное условие – наличие персонала, обслуживающего пристань: береговых матросов, кассира, продающего билеты на проходящие суда и т.д. До революции пристани на Каме принадлежали пароходовладельцам или промышленникам – владельцам предприятий, у которых эти пристани размещались. Существовала даже конкуренция – чья пристань красивее и удобнее. Подход к «чужой» пристани оформлялся особым договором и отдельно оплачивался специальным сбором.

Встреча курсантов ДЮЦ с ветеранами, 9 мая, речная прогулка, пристань Усолье
В советское время пристани подчинялись и обслуживались Камским речным пароходством. Сейчас причалы (если они имеются) у населенных пунктов принадлежат местной администрации (например, населенного пункта) и должны содержаться ими. Однако, из-за недостаточности финансирования и небольших бюджетов поселков, в большинстве населенных пунктов причалов нет, пристани действуют в режиме остановочных пунктов.

Остановочный пункт – не оборудованный и специально не обслуживающийся участок берега, подход судов и высадка пассажиров осуществлялась через носовой трап (стационарный судовой или деревянные сходни).

Причал у палат Строгановых – один из центров празднования 400-летия Усолья
В небольших поселках пристань кроме своего прямого предназначения, часто служила центром народных празднеств и гуляний, позднее – политических мероприятий, (сходок, митингов, проводов на службу или войну и т.д.). Приятно, что эта традиция возрождается вновь. Так, в празднование 400-летия Усолья одним из центров праздничных мероприятий (парусная регата, водные соревнования, прогулки на теплоходах «Юнга Камы» и «Василий Каменский») послужила набережная у Строгановских палат и новая пристань.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: