НА УЧАСТКЕ КАМЫ ОТ ЛЫСЬВЫ ДО ПОЖВЫ




 

 

1. Лысьва ** (2490,4 км) – пассажирская пристань на правом берегу Камы у одноименного поселка. Старин­ный населенный пункт (в 1579 г. называлась починком Жерадневым). В Лысьве в 60-80-е годы ХХв. располагался участок лесозаготовки Орлинского сплавного рейда.

В 1992г. в Лысьве постоянно проживало 463 человека.[7] Современная Лысьва – все более дачный поселок с роскошными (и не очень) коттеджами. В 1997г. пристань Лысьва прекратила работу в связи с закрытием местной пассажирской линии.

2. Новинки ** (2485,2 км) – остановочный пункт на правом берегу Камы у поселка Нижние Новинки. Причал не оборудован, посадка и высадка пассажиров производилась с судового трапа при подходе судна носом к берегу. В 0,7 км выше по течению располагался поселок Верхние Новинки. По данным 1992г. в Нижних Новинках постоянно проживали 12 человек, в Верхних Новинках – 3 человека[8]. По наблюдениям последних двух лет в Верхних Новинках никто не живет, в Нижних Новинках – только в летний период в 3-4 домах. Остальные дома брошены.

В 1997г. остановочный пункт Новинки был ликвидирован в связи с закрытием местной пассажирской линии.

3. Пыскор ** (2480,2 км) – пассажирская пристань на правом берегу Камы, остановочный пункт у одноименного села с численностью населения около одной тысячи человек.

Населенный пункт основан Строгановыми в 1558 г., первоначально назывался Канкором, был первым укреп­ленным городком Строгановых в Прикамье. О древно­сти села напоминает здание Никольской церкви, постро­енное в 1695 г. Эта церковь, памятник архитектуры, была возведена на средства солепромышленника Григо­рия Шустова на территории Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря (с 1560 по 1755 годы). В 1834-35 годы к церкви была пристроена трапезная и притвор с восьмигранной колокольней. В прошлом это была церковь монастыря (при этом отнюдь не занимавшая заметного положения), затем приходская, а с 1840 года – кладбищенская. Рядом с ней – сельское кладбище. В настоящее время церковь не действует.

Судьба у Пыскорского Спасо-Преображенского мужского монастыря монастыря оказалась совсем не простой. Из Пыскора он несколько раз переносился в разные места: на реку Лысьву (1755), в Соликамск (1775), затем в Пермь (1781). При этом при переезде из Пыскора все строения монастыря (кроме Никольской церкви) по приказу архимандрита Иуста были уничтожены до основания. Зачем это понадобилось – одна из тайн монастыря. С тех пор в народе закрепилась поговорка «где был Пуст — там монастырь стоит пуст», а также возникли легенды о спрятанных сокровищах в тайных подземных ходах, входы в которых были старательно спрятаны.

Причем существование подземных ходов было подтверждено. В 1915 году жители села Пыскор обнаружили образовавшийся вследствие провала земли вход в подземелье на склоне холма. На место отправилась экспедиция под руководством П.С. Богословского. Около двух месяцев продолжались работы по расчистке тоннеля, а также археологические раскопки на холме на месте бывшего монастыря. В ходе работ под землей была обнаружена развилка тоннеля в трех направлениях, причем ход вниз был засыпан специально. Все участники раскопок отметили, что оттуда доносился запах ладана. По предположениям исследователей, монахами там могло быть что-то спрятано. К сожалению, отпущенные на исследования средства закончились, и работы были свернуты. На входе в подземелье установили дверь, повесили замок, планируя еще сюда вернуться и продолжить раскопки. Увы, было не суждено. Вскоре вспыхнула революция, стало не до науки. Уже в советское время оползень погреб вход в подземелье. Исследования подземелий П.С. Богословский описал в статье «Подземный ход и археологические раскопки в селе Пыскор».

Современные ученые, к сожалению, попыток попасть в таинственные подземелья пока не предпринимают. В наши дни от Пыскорского монастыря осталось немногое: полуразрушенная каменная Никольская церковь да ямы на месте бывших построек.

А ведь именно здесь был пострижен в монахи святой Трифон Вятский. В 1998 году в память об этом событии на Пыскорской горе установили крест.

Сейчас монастырь пытаются возродить. В 2006 году здесь был создан скит Пермского Богоявленского мужского монастыря. Рядом с руинами Никольской церкви возводят новую деревянную.

С высокого холма открывается удивительно красивый вид на Каму и окрестности.

Внизу под монастырским холмом в селе находятся развалины еще одного каменного храма – Преображенской церкви бывшего Введенского женского монастыря. Она была построена в 1782-1808 годы, неоднократно перестраивалась. В 1830 году церковь была реконструирована по проекту архитектора И.И.Свиязева. В том числе была построена пятиярусная колокольня с высоким шпилем. В 1930-е годы церковь закрыли, а колокольню, к сожалению, разобрали. Кирпич с колокольни пошел на строительство школы. В настоящее время церковь не используется.

Монастырь занимался солеварением – в 1696-97г. имел два промысла: Березовый (6 варниц) на Березо­вом (Побоищном) острове на Каме и Рождественский (17 варниц) на левом берегу Камы. При монастыре ра­ботала иконописная мастерская, служившая «своего рода примером и даже законодателем для прикамских художников-иконописцев и резчиков деревянной скульптуры» (А.С.Терехин). В мастерской в течение нескольких лет перед отъездом в Петербург учился будущий архитектор Андрей Воронихин. В 1755г. монастырь был перенесен из Пыскора на новое место.

Пыскор — родина медеплавильного дела в Прикамье. В 1640-1657 гг. и 1724-1839 гг., в общей сложности 132 года, здесь работал первый в Прикамье по времени основания Пыскорский медеплавильный завод, который выплав­лял медь из медистых песчаников. Завод имел деревянный грузовой причал. Запасы сырья около завода оказались ограниченными, поэтому предприятие в начале XIXв. было закрыто.[9] Сейчас о нем напоминают медные шлаки, руины заводских построек и остатки плотин на речке Верхняя Пыскорка.

С 1994г. пристань Пыскор действовала в режиме остановочного пункта, в 1997г. прекратила работу в связи с закрытием местной пассажирской линии.

4. Чащино ** (база отдыха) (2476,1 км) – остановочный пункт на правом берегу Камы у одноименного поселка. В 70-90-е годы в районе поселка располагался санаторно-оздоровительный комплекс, состоящий из санатория-профилактория Березниковского содового завода (ныне ОАО «Сода») «Жемчужина» и пионерского лагеря «Жемчужина». К 1980 г. поселок практически прекратил свое существование. Остановочный пункт с этого времени все чаще именовали по названию профилактория – база отдыха «Жемчужина». Причал не оборудован, посадка и высадка пассажиров производилась с судового трапа при подходе судна носом к берегу.

В 1997г. остановочный пункт был ликвидирован в связи с закрытием местной пассажирской линии.

5. Кирпичный ** (2475,1 км) – остановочный пункт на правом берегу Камы ниже поселка Чащино, где располагался кирпичный завод. Берег и дно реки в этом месте и сейчас усеяно обломками красного кирпича. А о самом заводе, когда-то производившем здесь кирпич, напоминают заросшие молодыми осинами и березами развалины зданий.

Капитаны-ветераны помнят, как еще в 60-е годы здесь стоял остов подъемного крана для погрузки кирпича. Был и деревянный грузовой причал.

Пассажирского причала не было и нет, посадка и высадка пассажиров производилась с судового трапа при подходе судна носом к берегу.

С конца 90-х г.г. остановочный пункт существовал в режиме «по требованию», в 1997г. ликвидирован в связи с закрытием местной пассажирской линии.

6. Камень ** (2472,6 км) – остановочный пункт на правом берегу Камы ниже моста, соединяющего Березники и Усолье.

Впервые деревню Сергиев Камень упоминает переписчик Елизаров в 1647г., и было тогда в ней 7 дворов. Писатель П.И.Мельников-Печерский писал: «Напротив Дедюхина, над Камой возвышается крутая гора, по скату которой попадаются кое-где великолепные кедры. Вершина ее опушена кустарником. Эта гора и деревня на ней называется Камень». Постепенно деревня слилась с Усольем, и дважды, в 1932-1940г. и 1963-65г., входила в состав Березников. Тогда деревня насчитывала 18 дворов и 83 жителя.[10]

В 1997г. остановочный пункт был ликвидирован в связи с закрытием местной пассажирской линии.

7. Дедюхино * (2472 км) – грузопассажирская пристань на левом берегу Камы у одноименного города.

До 1700г. Дедюхино называлось Рожденственским Усольем или Рождественским промыслом и находилось в ведении Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря.

С 1700г. Дедюхино становится селом, а местные жители называют его «слободою». В 1732г. в нем было учреждено Пермское соляное комиссарство, действовавшее до 1759г. В 1764г. Дедюхинские промыслы с землей и жителями были отобраны у Пыскорского монастыря в казну и находились некоторое время в ведении соликамского воеводы. Затем промыслы перешли в ведение учрежденного в Соликамске Пермского соляного правления, и в село Дедюхино стали назначаться заводские соляные смотрители.[11]

В 1805г. Дедюхино было объявлено «горным городом Дедюхин», а вскоре в ведение Дедюхинского соляного правления перешли земли, принадлежавшие ранее Пыскорскому медеплавильному заводу.

В ХIХ в. в центре города имелся канал (из-за чего город часто называли «Уральской Венецией»), на правом берегу которого находился каменный Христорождественский собор, построенный в 1732-1739г.г. Собор был одним из немногих каменных зданий в городе. Другим выдающимся сооружением была кладбищенская Всехсвятская церковь, возведенная в 1850-54г.г. на средства московского купца, Управляющего Дедюхинскими соляными промыслами Е.А.Кармалина.

На левом берегу канала, неподалеку от старых соляных промыслов, находилась каменная часовня, построенная на месте первой дедюхинской часовни.

В городе проживало до 5 тыс. жителей, имелось 2 училища, богадельня, две конторы по управлению соляными промыслами, двадцать торговых предприятий.

Большую часть территории города занимал солеваренный завод, продолжавший действовать до середины ХХ века. На нем трудилось около 625рабочих и добывалось до 3,5 млн. пудов соли ежегодно.[12]

Дедюхин – родина известного пермского историка А.А.Дмитриева.

Парадокс, но в 1919г., когда многим поселкам стали давать «громкие» имена городов, «горный город» Дедюхин был «разжалован» и переименован в поселок Дедюхино.

В 1954г. Дедюхино, подобно знаменитому Китеж-граду, скрылось под водами Камского водохранилища.

8. Лёнва * (2471 км) – пристань на левом берегу Камы у села Лёнва, расположенного по берегам реки Лёнва.

В 1610 г. купец из г.Балахна Иван Соколов положил начало солеварению и основанию села Лёнва, а в 1627г. солепромыслы перекупили вологодские купцы Шустов и Филатьев. в 1687г. на их средства была построена каменная Святотроицкая церковь, точнее перестроена из собственного жилого дома Г.Шустова, которая действовала до 1963г. В конце XVII в. солепромышленники Строгановы захотели завладеть Лёнвой, подали в суд иск, что якобы Лёнва находится на их территории, но, не дождавшись решения, силой захватили в конце 1696г. промысел. Все же 4 января 1697г. Петр Первый подписал Указ о передаче спорных земель Григорию Строганову.[13] В начале ХХ века из-за истощения рассолов промысел был закрыт.

В 1866г. в Лёнве была открыта старейшая школа из тех, что сегодня работают в Березниках. В 1878г. купец Вялов передал под школу свой постоялый двор, и школа расположилась в двух зданиях: в одном учились мальчики, в другом – девочки. После 1917г. зданий стало четыре, и училось в них около 600 человек.[14]

К 1932г. Лёнва была вторым (после Усолья) по численности населения населенным пунктом, которые вошли в состав Березников. В ней насчитывалось 766 дворов и 3787 жителей.[15]

В 1950г. при проектировании КамГЭС и Камского водохранилища было принято решение о переносе жилых домов Лёнвы на незатопляемую часть Березников: в Сёмино, Абрамово, на Зырянку. «Переехала» в Кропачево и школа.

В конце ХIХ в. ленвенская пристань отправляла грузов свыше 2 млн. пудов, преимущественно поваренной соли, ценностью до 200 тыс. рублей.[16]

С 1953г. пристани «Лёнва» не существует. О поселке сегодня напоминают три небольших острова, на одном из которых стоят руины Святотроицкой церкви. В 1982г. упала колокольня этой церкви.[17]

Первые опыты механизации погрузки. 1932г.
Солеварни * (2470 км) – пристань на левом берегу Камы, располагалась, как и одноименная железнодорожная станция севернее солеваренного завода Любимова. Пристань возникла одновременно с появлением здесь солепромысла, в первую очередь, как грузовая. Позже, когда в 1879г. была построена железнодорожная станция, как последняя на Чусовской железнодорожной ветке, причал пристани был немного переоборудован, чтобы к нему могли подходить пассажирские и грузопассажирские пароходы, так как здесь пассажиры делали пересадку.

В районе пристани имелось несколько домов, в которых проживали служащие станции и самой пристани. В 1932г. эта станция и пристань вместе с прилежащей территорией были включены в черту Березников. [18]

Пристань действовала до 1954г., потом порт переместился на нынешнее место, и пристань упразднили.

Содовый ** (2469 км) – остановочный пункт грузопассажирской переправы у «старого» содового завода (Содовый – Камень), которая действовала до введения в строй в 1982г. моста через Каму; остановочный пункт местной кольцевой линии.

Пристань возникла как грузовая в 1883г. одновременно со строительством содового завода Любимова, Сольве и К0.

В 1997г. остановочный пункт был ликвидирован в связи с закрытием линии.

Бондарка ** (2468,0 км) – остановочный пункт местной кольцевой линии.

Использовался только как грузовой причал. Свое название получил от находящегося неподалеку бондарной мастерской, в которой изготавливалась тара для содового и солеваренного заводов, главным образом деревянные и фанерные бочки. При мастерской имелась собственная пилорама. На ее месте до сих пор действует «Лесопромышленная компания» ИП Гайдук В.И.

В 1997г. остановочный пункт был ликвидирован в связи с закрытием линии.

Березники (2467 км) – речной порт, включающий в себя три пассажирских причала, два грузовых контейнерных причала, оборудованных портальными и плавучими кранами, рейд, здание речного вокзала – на левом берегу; судоремонтные мастерские и затон для зимнего отстоя судов – на правом берегу. В 1954г. в связи с образованием Камского водохранилища был перенесен к устью реки Зырянка и разместился на месте деревни Усть-Зырянка.[19]

До 1992г. порт входил в состав Камского речного пароходства. С распадом КРП образовалось открытое акционерное общество «Порт Березники». Порт ведет значительные грузовые операции. В порт поступают пищевая продукция (в последние годы ее объемы снизились до незначительных показателей), каменный уголь, минерально-строительные материалы (гравий, песок строительный). Из Березников отправляют техническую соль, минеральные удобрения, лес, песок.

Большую конкуренцию порту составляет железная дорога и автомобильный транспорт. Например, если в 80-е годы ХХ века объем перевозки нерудных материалов составлял 2 млн. 100 тыс.т. в год, то с введением в действие автомобильного моста через Чусовую, объемы грузоперевозок снизились до 350 тыс.т. в 2002г. Правда, в 2006г. березниковским речникам вновь удалось поднять эти показатели до 700 тыс.т.

В 2010г. порт стал назваться ОАО «Речной порт».

Сейчас порт закончил процедуру банкротства, назначен внешний управляющий.

Еще хуже обстоит дело с пассажироперевозками. Если раньше (до 1981г.) на правый берег Камы в период навигации можно было попасть только по воде (а это большинство населенных пунктов на берегах Камы), то с введением в строй Березниковского и Чусовского мостов пассажиропоток на местных и транзитных скоростных линиях снизился со 120-180 тыс.чел. (1979-82г.) до 22,2 тыс.чел. (2006г.).[20] В 1997г. пришлось даже закрыть местную линию Березники – Лысьва и в 1994г. скоростную транзитную линию Березники – Левшино из-за отсутствия пассажиров.

Существующая система льгот и отсутствие дотации со стороны государства сделали перевозки пассажиров нерентабельными. Сегодня на местной линии Березники – Пожва – Березники три раза в неделю совершает рейсы один пассажирский теплоход «ОМ-387», двигатели которого давно требуют капитального ремонта.

Появился в 2001г. выше Березниковского порта собственный грузовой причал ОАО «Азот». Теперь его доля в отгрузке продукции с каждым годом возрастает (с 32% в 2001г. до 82% в 2006г., сохраняется на этом уровне в настоящее время), а доля грузовых причалов ОАО «Речной порт» снижается.

Огурдино (2461,0 км) – пассажирская пристань на правом берегу Камы, поселок при впадении речки Огурдинки.

Огурдино известен как крупнейший памятник эпохи мезолита (6-7 тыс. до н. э.) Среднего Приуралья. Мезолитическая стоянка простирается вдоль берега р. Камы почти на 2 км и является одним из крупнейших мезолитических памятников в Европе. Памятник был открыт в 1949г. В.П.Денисовым и В.А.Обориным. Исследовался в 1951-1952 г.г. О.Н.Бадером, в 1984 и 1995г.г. А.М.Белавиным, в 1993-1994 и в 1996г.г. – А.Ф.Мельничуком, в 2002г. – Н.Б.Крыласовой, а также в 1994-2012г.г. студентами исторического факультета ПГУ (ПГНИУ) под руководством доктора исторических наук, проф. Г.Н.Чагина.

Всего изучено около 2000 кв. м площади памятника, обнаружено более 10 000 предметов из камня. По данному памятнику развитый этап камской мезолитической культуры называется огурдинским. Для стоянки характерна пластинчатая индустрия. Орудия изготавливались из ножевидных пластин шириной до 1 см. Основные виды орудий – пластины-вкладыши, угловые резцы, концевые скребки. На памятнике были обнаружены геометрические микролиты в виде выемчатых трапеций (трапеции камского типа). К особым находкам следует отнести найденный в 1993г. «клад» из 6 топоров. В хозяйственном отношении стоянка Огурдино была базовым лагерем первобытной общины. Площадь памятника разрушается береговой абразией и грунтовой дорогой.

Огурдино окружен уникальным памятником природы – сосновым бором. До 1917г. в Огурдино располагались дачи усольских купцов. После гражданской войны, в 1925г. была открыта здравница для трудящихся (Дом отдыха «Урал»). Действовал Дом отдыха только в летний период – с мая по сентябрь; в 1992-93г.г. практически прекратил свое существование. Сейчас чуть ниже Огурдино расположен летний оздоровительный спортивный лагерь «Темп», принадлежащий одноименной Березниковской ДЮСШ.

Поселок с начала 2000-х годов и, особенно в последние годы, все более приобретает статус «дачного». А вместо пристани существует только остановочный пункт Огурдино, где причал не оборудован, посадка и высадка пассажиров производится с судового трапа при подходе судна носом к берегу.

Огурдино – удобный и любимый остановочный пункт и для пассажиров теплохода «Юнга Камы»: две большие поляны на высоком берегу, граничащие с кромкой соснового бора служат хорошим местом для организации корпоративных развлекательных игр или детских, а также семейных спортивных игр и забав.

 

 

Орёл (2456,5 км) – грузопассажирская пристань на правом берегу Камы, поселок городского типа (с 12 февраля 1944г.).[21] Орёл старше Усолья – был основан Григорием Аникеевичем Строгановым (который и умер здесь в 1577 году) по жалованной грамоте в 1564 году. Первоначально на­зывали его Кергедан, т.е. «город в устье реки», затем Орел-городок. Это был вто­рой укрепленный городок Строгановых на Верхней Ка­ме. Отсюда 1 сентября 1581 года дружина казаков под началом Ермака выступила в поход за Каменный Пояс (Урал). Разбив войско хана Алея (сына хана Кучума) в Соли-Камской, они затем спустились по Каме до устья реки Чусовой и отправились дальше на восток.

В XVII веке в Орле было налажено производство цветных поливных изразцов, которые, в частности, использовались при украшении храмов Соликамска.

Поселок сегодня находится на новом месте: из-за регулярного подтопления в период половодья он был перенесен в 1706—1707 годы с низменного левого берега на высокий правый. С обра­зованием Камского водохранилища поселок оказался на острове. Ру­котворный Орлинский остров — длина около 6 км, ши­рина около 4 км – был самым большим на Камском водо­хранилище. От коренного берега он был отделен мелковод­ной протокой шириной 250—300 м. С понижением уровня воды, что бывает зимой при сработке воды Камской ГЭС, протока обсыхала. Через протоку в 1955г. был построен деревянный мост, который в 1984г. был сожжен местным «Геростратом». Протока была засыпана, и по этому месту проложена дорога.

На месте, где первоначально находился Орел-горо­док, провела большие раскопки Камская археологиче­ская экспедиция Пермского университета. Исследованы остатки построек XVI-XVII вв., найдено много пред­метов материальной культуры. В Орле-городке были высоко развиты ремесла, здесь ковали оружие для дру­жины Ермака перед его походом в Сибирь.

Жизнь поселка всегда была тесно связана с рекой. В XVI-XVIII мужское население «бурлацкой лямкой» проводило суда по Каме, работало на судоверфи, занималось рыбной ловлей. Из орлинцев вышли целые семейные династии речников-капитанов. После революции часть орлинцев работала на Орлинском сплоточно-формировочном рейде, организованном в 1937 г. В его составе было 6 лесозаготовительных и 3 сплавных уча­стка; один из сплавных участков, Камский, находился в самом Орле. Рейд не только сплачивал лес для отправки вниз по реке, но и вел большие лесозаготовки в Усольском районе. Часть древесины, а также отходы обработки являлась сырьем для местных производств: технологическая щепа – сырье для цел­люлозно-бумажных предприятий, из пихтовой лапки до­бывали пихтовое масло. На фабрике «Спорт» изготавливали мебель, деревянные изделия бытового назначения, спортивные и охотничьи лыжи. Орлинский рыболовецкий цех Перм­ского рыбокомбината обеспечивал г.Березники и близлежащие населенные пункты свежей речной рыбой.

Недалеко от пристани, на берегу Камы представляют интерес для туристов 3 объекта:

1. Памятник архитектуры – цер­ковь Похвалы Богородице (1-я четверть XVIII в., закончена в 1735г.), выстроенная на средства Строгановых. Церковь возведена в нехарактерной для Северного Урала стилистике зрелого барокко, а построенная в 1810-1820-х годах колокольня – в духе классицизма. Внутри храма сохранён деревянный золочёный иконостас, являющийся как минимум ровесником церкви.

2. Па­мятник-обелиск дружине Ермака (установлен в 1965г.). Автор памятника-обелиска – березниковский скульптор Л. С. Мартынов. В сооружении памятника ему помогали рабочие фабрики «Спорт» и сплавного рейда.[22]

3. Мемориал погибшим в Гражданскую и Великую Отечественную войну жителям поселка Орёл.

С 1997г. пристань Орел существует в режиме остановочного пункта.

Таман (2440км) – остановочный пункт на пра­вом берегу Камы, у одноименного села. Находится в 84км от Усолья по суше, по воде – 24км.

Первое упоминание о населённом пункте датируется 1623 или 1624 годом, тогда оно называлось «починок над Атаманской курьей» (курья — речной залив). Через несколько лет он стал называться деревней «Таманская курья». В 1722 году Строгановы построили на берегах реки Таманки медеплавильный завод, который был закрыт через полвека, в 1774г. Руду на пристань Таман доставляли из-за Камы с Романовских медных рудников. По офици­альным данным, завод остановлен «за истощением руд», по устному преданию, сожжен разведывательным отрядом пугачевцев. До XIX в. село часто называлось Атаманским: существует легенда, что в XVII-XVIII в.в. в районе села хозяйничала разбойничья шайка, указывается ее стан – урочище Острая грива[23].

Таман,церковь Петра иПавла
В селе есть памятник архитектуры – Храм святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Каменная церковь образца так называемого русско-византийского стиля построена в 1912г. на средства купца и промышленника Кирьянова возле уже существовавшей, но обветшавшей деревянной церкви (1781-1981г., её сожгла местная детвора в год её двухсотлетнего юбилея).

Во время учебных походов курсантов ДЮЦ на т/х «Юнга Камы» по маршруту «Березники – Огурдино – Таман – Городище – Пожва – Березники» ежегодно делаются остановки в Тамане с целью осмотра этого исторического памятника. Церковь находится в полуразрушенном состоянии, срочно требует реставрации: на крыше проросли деревья, металлические лестницы внутри церкви, ведущие на колокольню, проржавели и опасно нависают над проходом. Решетки на многих окнах сняты, дверь не запирается, и по вечерам в церкви устраивают себе притон местные наркоманы. В находящейся в нескольких метрах от храма часовне не раз приходилось наблюдать пасущихся коз. Между тем в храме есть уникальные фрески, интересная архитектура и лепнина храма.

п. Таман,Храм святых первоверховных Апостолов Петра иПавла

 

Дубовые рамы окон, кованые фигурные решётки, идеально ровно выложенный пол, винтовые лестницы на колокольню, цинковое покрытие глав все это не просто было в диковинку, но и по-настоящему придавало храму сказочный вид и на редкость удивительный строй. Храм поставлен на высокий цоколь из тёсаного серого гранита, внутри его устроен глубокий подвал. В таком виде церковь простояла до начала тридцатых годов двадцатого века. Во время разгула воинствующего атеизма колокольня и глава церкви были снесены. До конца шестидесятых годов церковь использовалась под клуб, в ней был оборудован зал для кинопоказа, стояло даже старенькое пианино. А потом потребность в кино отпала, да и здание поизносилось. Пустое, брошенное на произвол судьбы, оно ещё много лет служило приютом для рыбаков и ожидающих речного трамвая. С 1992г. в Тамане имеется только остановочный пункт.

По сведениям 1895 года, в Тамане было дворов 81, жителей обоего пола 574 человека.[24] В 1992г. в Тамане постоянно проживало 180 человек.[25] По переписи 2000г. – почти в два раза меньше, и уменьшение численности населения связано с закрытием регулярной пассажирской линии.

Быстрая. Видны обломки причала.
В настоящее время, с 2002г., в Тамане имеется база отдыха ОАО «Уралкалий». Около нее оборудован небольшой грузопассажирский причал.

Быстрая (2435 км) – в ХХ веке пассажирская пристань на правом берегу Камы у деревни Быстрая.

В 1992г. в Быстрой постоянно проживало 32 человека. На соседней Быстринской базе – 16 человек. [26]

В конце ХХ века ледоходом постепенно разбило деревянный пассажирский причал, сейчас посадка и высадка пассажиров осуществляется через носовой трап.

Сегодня Быстрая – только остановочный пункт.

Городище (2420 км) – пристань на правом берегу Камы у одноименного поселка.

Расположена на крайнем юге Добрянского района, на мысе Стрелка – месте, где река Чусовая впадает в Камское водохранилище. Примерно в 3 км к востоку от деревни проходит автомобильная дорога Пермь – Березники. Ближайшая ж/д станция (о.п. 5 км) находится близ восточной окраины деревни.

На мысу Стрелка археологами был обнаружен археологический памятник – Галкинское городище. На нём были найдены стоянки ерзовской и ананьинской культуры X-I веков до нашей эры.

В советское время поселок часто именовался как «поселок Кама», но пристань всегда была под первым именем. Пристань имела пассажирский и грузовой причалы. С грузового причала осуществлялась погрузка леса и продукции сельского хозяйства, выгрузка стройматериалов, минеральных удобрений, каменного угля, товаров народного потребления.[27] Сейчас с развалом совхозов поселок не отгружает, а наоборот «импортирует» продукцию сельского хозяйства (кроме картофеля), стройматериалы (в т.ч. деревянные).

В 1992г. в Городище постоянно проживало 263 человека, сейчас – около 140.

С 1997г. пристань существует в режиме остановочного пункта.

Пожва (2410 км) – пристань на правом берегу Камы, в устье реки Пожва у одноименного поселка. Численность жителей – около 4 тыс. человек.

Поселок Пожва возник в 1715г. В 1754г. поселок значительно разрастается в связи со строительством чугуноплавильного и железоделательного завода, основанного Николаем Григорьевичем Строгановым. С 1773г. по 1899г. завод принадлежит Всеволожским, с 1900г. по 1917г. – князю С.Е.Львову. В 1918г. завод был национализирован. С образованием Камского водохранилища завод частично был разобран, частично затоплен. Немного выше по течению было создано предприятие по производству техники для сплавных рейдов – Лесосплавмаш. В связи со снижением лесоплава по Каме завод в конце 90-х годов был немного переориентирован на выпуск кузовной продукции для автомобильной техники: топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские, гидравлические манипуляторы, самоходные косилки и др. Сейчас завод называется ОАО «Пожвинский машиностроительный завод».[28]

На Пожевском заводе А.Всеволожского был построен первый на Каме и второй в России пароход (1817г. – 2 парохода и 1821г. – 1 пароход). В память об этих событиях в сквере у проходной завода был установлен монумент «Благородным предкам от благодарных потомков. 1994г.».

В Пожве имеются памятники архитектуры краевого значения: Свято-Троицкая церковь (1847г.), здание доменных цехов – единственное из уцелевших зданий старого Пожевского завода (1810г.), дом заводовладельца (1812г.), самая большая плотина на Урале XIX в. – плотина заводского пруда (1754г.).

С 1997г. пристань существует в режиме остановочного пункта. Высадка пассажиров осуществляется на необорудованный берег.

В Пожве заканчивалась местная линия Березниковского порта и начиналась линия порта Левшино (г.Пермь).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проследив историю возникновения и закрытия 18 пристаней и остановочных пунктов, охарактеризованных в работе, можно сделать вывод: История пристаней – показатель истории развития края.

· Пристани возникали по двум основным причинам: а) вблизи населенных пунктов – чаще пассажирские или грузопассажирские; б) у предприятий (солеварни, заводы и т.д.);

· Часто пристань, кроме своего прямого предназначения, служила центром народных празднеств и гуляний, позднее – политических мероприятий (сходок, митингов, проводов на службу или войну и т.д.) – т.е. культурно-общественным центром.

  • Переломными периодами в развитии пристаней стали 1954г. – время образования Камского водохранилища и 1997г. – год закрытия местной пассажирской линии.
  • Из-за образования Камского водохранилища в зоне затопления оказались 2 населенных пункта из перечисленных – Лёнва и Дедюхино, пристани закрыты.
  • Из-за снижения численности населения в поселках (а, значит, отсутствия пассажиров на этих пристанях) закрылись 5 пристаней и остановочных пунктов (Лысьва, Пыскор, Новинки, Чащино, Кирпичный). 4 пристани (Камень, Солеварни, Содовый, Бондарка) закрылись после введения в строй Березниковского моста.
  • В последние годы появились собственные причалы у ОАО «Азот» (выше Березниковского порта - грузовой), ОАО «Уралкалий» (у п.Таман – грузопассажирский), так как эти предприятия стремятся к полной самостоятельности грузоперевозок. И у архитектурно-исторического комплекса «Строгановские палаты» (грузопассажирский) – с целью создания перспективы развития туристического бизнеса.

 

Пристани Верхнекамья! Сколько загадок они еще хранят!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Веревкин Г. Лёнва.// «Березниковский рабочий», № 247 от 28 октября 2004г.

2. Веревкин Г. «Сергиев Камень»// «Березниковский рабочий», № 287 от 15 декабря 2004г.

3. Веревкин Г. Солеварни.// «Березниковский рабочий», № 37-38 от 16 февраля 2005г.

4. Веревкин Г. Строгановские промыслы.// «Березники вечерние», № 42 от 15 октября 1998г.

5. Веревкин Г. Усть-Зырянка.// «Березниковский рабочий», № 254 от 5 ноября 2004г.

  1. Дубилет Н., Пак А. Кама. Молотовское областное гос.издательство, 1950г., 110с.
  2. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме и по реке Вишере с Колвой./ Под ред. П.В.Сюзева, Издание Типолитографии Пермского губернского правления, 1911г.

8. Линко С.И. Корабельная быль. М., «Издательство ДОСААФ», 1971г., 120с.

  1. Николаев С.Ф. Все Верхнекамье. Пермь, Пермское книжное издательство, 1978г., 139с.

10. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993г., стр.15-16.

11. Памятники истории и культуры Пермской области. /Сост. Л.А.Шатров. Пермь, Книжное издательство,1971г., 234с.

12. Пермская область. Административно-территориальное деление. Справочник Пермского обл.совета народных депутатов, администрации Пермской области. Пермь, 1993г., 204с.

13. Пермская область: отрасли, регионы, города. Учебно-методический материал. /Авторы-составители: М.Д.Гагарский, В.А.Столбов, Пермь, Издательство ПГУ, 1997г., 262с.

14. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга. Т.5. Урал и Приуралье. С.-Петербург, 1914г.

15. Советский речной транспорт 1917-1941г.г./ Под ред. М.Н.Чеботарева. М., «Мысль», 1987г.,448с.

16. Кривощеков И.Я. Указатель к карте Соликамского уезда Пермской губернии. Екатеринбург, 1897г.

17. Усолье: мозаика времен. В 2-х частях. Ч.1./ Ред.-сост. С.М.Барков, М.Л.Соколова. Пермь, ООО «Раритет-Пермь», 2004г., 320с.

  1. Шубин И.А.Волга и волжское судоходство. М., 1927г.

19. Ябурова Н. Славная история «чеховки». «Березниковский рабочий», № 195 от 12 декабря 2006г.

 

Архивные материалы:

  1. Архивные материалы Камского речного пароходства.
  2. Архивные материалы ОАО «Речной порт» г.Березники.
  3. Архивные материалы музея Пожвинского машиностроительного завода.
  4. Личные


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: