Определение налога, экономическая сущность налогов, виды и классификация




 

Налоги - это обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица. К основным элементам налоговой системы относятся:

- объект налога – имущество или доход, подлежащий налогообложению;

- субъект налога – налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый. Кадастр - таблица, справочник. Здесь объекты налога разделены на группы и их признаки заносятся в специальные справочники – кадастры. Для каждой группы установлена своя ставка налога. Данный метод отличается тем, что величина налога не зависит от доходности объекта (транспортный налог).

2. На основе декларации. Декларация – это документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Выплата налога производится после получения дохода (налог на прибыль).

3. У источника дохода. Этот налог вносится лицом, которое выплачивает доход, т.е. налогообложение производится до получения дохода. Например, НДФЛ.

Налоги выполняют следующие функции:

- фискальная – аккумуляция денежных средств в бюджет. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части бюджета.

- регулирующая. Маневрируя налогами ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство создает условия для развития определенных отраслей и производств.

- прераспределительная. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан на развитие производственной и социальной инфраструктуры, инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительным сроком окупаемости.

Принципы налогообложения, разработанные А. Смитом, актуальны и в настоящее время:

- подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;

- сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;

- каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику;

- каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную долю тех средств, которые поступают от данного налога.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени отражаются в следующих принципах:

- принцип получаемых благ. По данному принципу физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Широкое применение этого принципа весьма проблематично. Во-первых, невозможно определить степень использования общественных благ, производимых государством, каждым их экономических агентов. Во-вторых, принцип полученных благ неприменим в отношении социальных расходов государства.

- принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, при чем владелец более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода.

Налоги классифицируются по следующим признакам:

1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектами налога и прямо пропорциональны платежеспособности (НДФЛ, земельный налог и др.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.

3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступают налоговые средства, различают федеральные, региональные и местные налоги.

По характеру начисления на объект обложения налоги и налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода.

Средняя налоговая ставка =валовой уплачиваемый налог/валовой (совокупный) полученный доход.

Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, т.е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого налога.

Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения.

 

Функции налогов

 

Выделяют фискальную, регулирующую (стимулирующую) и контрольную функции налогов.

Фискальная функция заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Через фискальную функцию налогов происходит огосударствление части национального дохода в денежной форме, что создает объективные предпосылки для повышения роли государства. Таким образом, фискальная функция — это способность налога покрывать общественные потребности. Поэтому долгое время фискальная функция рассматривалась как самодостаточная для выражения сути и назначения налога. Сегодня в экономически слаборазвитых странах так и происходит. Там налоги в основном выполняют фискальную функцию.

Фискальная функция сама по себе является тормозом для хозяйственной деятельности. Поэтому очень часто о степени развития фискальной функции налогов свидетельствуют данные о суммах финансовых санкций или разница между обшей суммой налогов, утвержденных в бюджете, и их реальной величиной, поступившей в бюджет. Чем более развита фискальная функция и чем больше она превалирует над всеми остальными, тем меньше степень собираемости налогов, тем больше налогов недополучает бюджет. Поэтому немаловажное значение имеют регулирующая и стимулирующая функции налогов.

Регулирующая и стимулирующая функция означают, что налог как активный инструмент перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на производство товаров и услуг, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. При этом выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в производственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, влияния на платежеспособный спрос населения. Таким образом, особенностью регулирующей функции налогов является ее опосредованное (а не прямое) воздействие на экономику, когда имеет место эффект «запаздывания», т.е. для получения запланированного результата в экономике от проведения налоговой политики требуется определенное время. Хотя регулирующая и стимулирующая функции налогов тесно связаны, между ними есть некоторые различия. Если регулирующее действие ориентировано в основном на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономическим процессам. Она в большей степени учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Посредством стимулирующей функции налоговая система может создавать стимулы к труду, поощрять развитие различных форм предпринимательства и видов производственной деятельности. Правда, возможно и другое, когда под непосильным налоговым бременем сворачивается деловая активность. В таком случае стимулирующая функция налогов действует со знаком минус.

Контрольная функция способствует количественно-качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать формирование стоимостных пропорций в обществе, налоговых поступлений в бюджет, их полноту и своевременность. Благодаря налоговому контролю оцениваются соблюдение и эффективность действия принципов налогообложения, других функций налогов и налоговой системы в целом. В результате органы государственной власти получают информацию для проведения налоговой политики на ближайшую и отдаленную перспективу. Одной из важнейших задач налогового контроля является проверка соблюдения налоговой дисциплины и налогового законодательства всеми субъектами.

В других источниках также выделяют следующие функции налогов:

Распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Политическая. Нередко она противоречит фискальной. Это связано с особыми режимами налогообложения для отдельных стран. Последним таким примером является правительственное соглашение между Россией и Беларусью о взимании косвенных налогов по принципу «страны назначения».

Иногда в качестве отдельной функции налогов выделяют поощрительную, осуществляемую через установление налоговых льгот, но ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов.


Заключение

 

Важность налогов и их роли в рыночной экономики заключается в том, что они являются источником для формирования доходной части бюджета и от работы налоговых органов и проводимой налоговой политики зависит финансовое положение, как страны, так и отдельного человека.

Система налогов и сборов служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени y предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее актуальной и значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы. Но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государство. Основная целью правительства на данный момент должно стать дальнейшее проведение реформ налоговой системы и гибкая налоговая политика в отношении малого бизнеса, налоговое стимулирование инновационной деятельности, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.


Список использованной литературы

 

1. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. – М.: ИНФРА-М, 2007.

2. Налоги и налогообложение. Под ред. Черник Д.Г. – М.: «Юнити», 2011.

3. Налоги и налогообложение. Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В. – М.: Питер, 2003.

4. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З. Налоги и налогообложение. – М.: Инфра-М, 2003.

5. Игнатов А.В. Справедливость налогообложения – фактор экономический. ЭКО, 2005, №2

6. РОАТ – Курс Лекций. СДО Космос, 2018

Размещено на Allbest.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: