Раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения, называется акцентологией.
Ударение — это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи про содических средств.
(Звуки — сегментные фонетические единицы.)Есть другие единицы, тоже фонетические, но не сегментные: ударение, интонация... Подобно тому как слова дом и дам отличаются звуками [о] и [а], так слова мука и мука отличаются ударением, а предложения: Мука? М у к а! — интонацией.
Мы привыкли (так нам подсказывает интуиция) считать ударение, интонацию чем-то добавочным к звукам, как будто они «разлиты» поверх звукового ряда (отсюда название: суперсегментные единицы)
Слова мука и мука
между этими словами — одно различие, и притом не в звуках (не сегментное), а суперсегментное — в ударении.
Есть два каких-то элемента: А и Б (это — или звуки, или качества звуков, или сочетания звуков...). Из них можно составить четыре сочетания «по два»: АБ — БА — — А А — ББ.
Но может быть и иное: из четырех сочетаний осущест вляются в языке не все. Например — только АБ и БА; сочетания же АА, ББ — исключены. Например: А — ударный слог; Б — безударный слог. Возможно (в пре делах двусложного слова) сочетание: АБ = 'vj {мука, строит, сйний) и БА = w ’(мука, висйт, большой). Но невозможны слова, имеющие строение: " или kjvj т. е. [мука] или [мука].
Есть только единица АБ — целостная, нечленимая.второй ударный неизбежен, если первый безударный.и наоборот БА — тоже нечленимая единица.
Первым понял, во всей глубине, сущность разграничения сегментных и суперсегментных единиц выдающийся исследователь языка, разносторонний ученый П. С. Кузнецов («К вопросу о фонологии ударения»,
|
В зависимости от того, с какой единицей оно соотносится, различают ударение:
• словесное (выделение одного из слогов в слове);
• фразовое или синтагматическое (выделение одного — обычно последнего — слова во фразе или синтагме);
Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //.
• логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме).
Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и
Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора
В этом разделе речь будет идти о словесном ударении. При помощи словесного ударения выделяется ядро (центр) фонетического слова. Двухкомпонентное просодическое ядро слова, состоящее из ударного и 1-го предударного слогов
выделение ударного слога в языках, где место ударения жестко не фиксировано, может говорящим контролироваться — так, в русском языке последователь ность сушу может иметь ударение как на первом, так и на втором слоге; именно поэтому ударение (в отличие от выделения вершины слога) может быть смыслоразличительным, ср.: сушу II сушу.
Основные функции ударения:
• кулъминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, — на более высоком);
• сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушу — сушу и т. п.);
|
• делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слова, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слова — например, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском
Каждое фонетическое слово содержит просодическую вершину на одном из слогов, которую носитель языка может без труда фиксировать. Иногда считается, что этой вершине обязательно соответствует некоторое дополнительное дыхательное усилие, которое в качестве акустического результата имеет повышение тона, увеличение интенсивности и длительности ударного гласного (или всего ударного слога).
Физическим носителем ударения является слог: все компоненты ударного слога противопоставляются соответствующим безударным, но особенно ярко — вершины слогов, то есть в большинстве случаев — гласные113.
Фонетическими компонентами (параметрами, физическими коррелятами) ударения могут служить:
• интенсивность (как результат увеличения дыхательного усилия);
• длительность (особенно ударного гласного);
• повышение (в другом понимании — любое изменение частоты основного тона;
• тембр гласного (безударные гласные обычно в той или иной мере подвергаются качественным изменениям).
По способу выделения слога:
1 Ударение, создаваемое выделением одного из слогов при помощи интенсивности (то есть динамическим выделением), динамическим (экспираторное, силовое)
ударный слог отличается большей напряженностью артикуляции и силой выдоха. Этот тип ударения присутствует в языках Европы, например, в русском, а также в некоторых языках Азии и Северной Африки.
|
Динамическое ударение бывает или сильное (в русском, английском и др. яз) или слабое (в чешском, грузинском и др.)
2 количественным или квантитативным. слог выделяется долготой
3 (тоническим) музыкальным. Ударение, создаваемое тональным выделением одного из слогов, называется В случае, когда безударные гласные отличаются от ударных тембрально (например, редуцируются), ударение называет ся качественным Изменение звучания безударных слогов (прежде всего их сонорного центра) называется редукцией.
Наиболее значительные разъяснения даны в научных работах Н. И. Жинкина. О казалось, что (при данной общей громкости произношения) каждый гласный имеет свой порог громкости, преодолев который он становится в речевой цепи ударным. В слове палй [а] сильнее [и], но [а] не дошло до своего порога ударности, а [и] превысило свой порог ударности. По этому мы слышим [и] как ударный гласный, [а] — как безударный. В слове пали [а] не просто громко, но превысило свой порог ударности, [и] — не дошло до своего
Ритмическая схема слова, содержащего просодическое ядро, была описана ещев конце XIX в. русским лингвистом А.А. Потебней при помощи выражения, получившего назва-ние «формулы Потебни»: 112311.
В этой формуле степень выделенности ударного слога (максимальная) обозначается цифрой 3, первого предударного — 2, остальных безударных (минимальная)— 1.
Наиболее же типичной ритмической схемой индоевропейских языков (в том числе и ряда русских диалек тов) является схема 1213121, построенная на чередовании «сильных» и «слабых» слогов, один из которых (ударный) является самым «сильным».
Во-первых, она показывает, что во всяком такте — только один слог ударный; он обозначен цифрой 3. Во- вторых, она показывает, что первый предударный слог — слабее ударного, но сильнее всех остальных (он обозна чен цифрой 2). В-третьих, она показывает, что все остальные слоги по силе примерно равны; они обозначены еди ницами. В-четвертых, она показывает, что слова с любым количеством слогов подчиняются этой формуле. Многото чия спереди и сзади свидетельствуют: ряд слогов, может неограниченно возрастать. В-пятых, формула показы вает, что предударная и послеударная части такта в русском языке не симметричны, устроены по-разному. В-шес тых, эта формула позволяет определять границы тактов. Так богато содержание формулы Потебни. 112311
Дана такая последовательность: 1231323. Пример, отвечающий формуле: головою вниз висит.
Сколько здесь тактов? Три, потому что три ударных слога (они отмечены тройками). Где границы тактов? Можно только одним способом разделить эту последовательность на три части, чтобы каждая часть отвечала формуле Потебни:
1231 3 23
+ интересно: ...шкамышкамышкамы... Какое слово повторяется: мышка или камыш?Это можно различить на слух (хотя пауз нет). Если повторяется:...13131... (т. е. безударный слог сравнительно слабый), то это мышка. Если повторяется...23232... (т. е. безударный слог сравнительно сильный), то это камыш.
Итак, ударение в русском литературном языке является качественно-количественным. Эта точка зрения восходит к работам Р.И.Аванесова, который писал: «Русскому языку свойственно ударение, при котором гласный ударного слога отличается от безударных гласных как большей напряженностью произносительного аппарата и потому наибольшей четкостью артикуляции гласного, так и большей длительностью»116.
Впрочем, качество гласных в значительной степени определяется их длительностью. В ударной позиции гласные представлены в своем полном виде. Они занимают свои целевые («идеальные») точки в вокалическом пространстве, что обеспечивается достаточной длительностью звука. В других позициях происходит сокращение длительности гласного, а в результате — уменьшение амплитуды движения в направлении целевой точки артикуляции. Так возникает явление, которое шведский фонетист Б. Линдблом назвал «недострел» (undershoot). Оно состоит в сокращении треугольника гласных в направлении центра в безударных слогах, причем в русском языке существует две ступени этого сужения, что дает три вокалических треугольника:
1) самый крупный (внешний) треугольник, соответствующий положению языка при произношении ударных глас ных (а, й, ё, 6, у, ы)\
2) средний, отражающий положение языка при артикуляции гласных 1-го предударного, начального неприкрытого и конечного открытого слогов (а, и, у, ы)1 1 7;
3) самый маленький (внутренний) треугольник, соответствующий положению языка при произношении гласных других безударных слогов (ъ, ъ, ъ°):
СТРУКТУРНЫЕ ТИПЫУДАРЕНИЯ:
1 свободное ударение, которое может падать на любой слог
2 связанное (которое приходится на какой- либо определенный слог слова).
А фиксированное — оновсегда маркирует один и тот же слог в слове (первый в чешском языке, предпоследний в польском и т. п.)
б ограниченное, место реализации которого зависит от некоторых дополнительных причин. Так,в арабском языке ударным является последний тяжелый слог слова; если же тяжелый слог отсутствует, ударение падает на первый слог слова
3 неподвижное ударение (его место не изменяется при словоизменении)
ударение подвижное, которое может перемещаться с основы на флексию в разных формах одного слова. (большинство русских слов)
Схема распределения ударений в словоформах одного слова называется акцентной кривой. Слова, характеризующиеся одинаковыми акцентными кривыми, объединяются в акцентные парадигмы. В современном русском языке при-нято выделять три основные акцентные парадигмы:
акцентную парадигму а составляют имена с неподвижным (колон- ным) ударением на основе (ворона);
акцентную парадигму Ъ — имена с неподвижным ударением на окончании (пелена);
акцентную парадигму с — имена с подвижным ударением (дар — дары)