Одним из основных вопросов при проектировании производства земляных работ является вопрос о вывозе грунта из выемок и доставка его в насыпи. Решение этой задачи называют обычно распределением земляных масс. Поскольку способы разработки и транспортировки грунта во многом определяют стоимость строительства, его сроки, то одновременно с решением вопроса о распределении земляных масс решается и вопрос о способе производства работ, т.е. о выборе землеройных и транспортных машин.
Задача распределения земляных масс многовариантна, поэтому необходимо найти наиболее выгодный, оптимальный вариант. Для решения згой задачи применена так называемая транспортная задача, или задача о назначениях, являющаяся частным случаем линейного программирования.
Название транспортной рассматриваемая задача [1] получила потому, что к ней сводится оптимизация плана перевозок грузов из т пунктов отправления с запасами а1,..., ат в п пунктов назначения с потребностями b1,…bn Роль коэффициентов сij в целевой функции играют удельные стоимости, т.е. стоимости перевозки одной единицы груза из пункта / в пункту. Задача состоит в минимизации общей стоимости, перевозки грузов при условии, что грузы оказываются полностью вывезенными из всех пунктов отправления и потребности всех пунктов назначения оказываются полностью удовлетворенными.
Переменные в этой задаче удобно снабжать индексами i, j Если первый индекс принимает т значений, а второй - п, то общее число переменных Ху (размерность задачи) равно, очевидно, тп. Сущность задачи состоит в минимизации целевой функции
при т + п ограничениях типа равенств:
Обычно предполагается дополнительное соблюдение равенства
иначе здача не будет иметь решений.
При этих условиях имеется решение сформулированной задачи минимизации, содержащее не более т + п - 1 ненулевых значений переменных Ху. Мы будем называть их назначениями.
При решении транспортной задачи пользуются двумя тп матрицами - матрицей планов Р =| pt|j и матрицей удельных стоимостей С =| c,j|, подвергая их специальным преобразованиям. Для формирования матри-цы Р на начальном шаге делается ровно т + п - 1, назначений (некоторые из них могут быть нулевыми) с тем, чтобы, во-первых, удовлетворялись условия
(i=1,2,…m)
(j=1,2,…n)
во-вторых, чтобы выбранные (для назначений) элементы матрицы не образовывали ни одного цикла. Под циклом здесь понимается последовательность элементов матрицы l1, l2,…lk+1 (k > 1), начинающихся и кончающихся одним и тем же элементом (любые ее два соседних элемента расположены либо в одном столбце, либо в одной строке). Пример такого цикла (l1, l2, l3, l4, l5, l6) дает матрица
в которой явно выделены лишь элементы, образующие цикл. При этом элементы (l1, l3, l5,) составляют так называемый нечетный полуцикл цикла (l1, l2, l3, l4, l5, l6) (с фиксированным началом цикла l1), а элементы цикла l2, l4, l6 - четный полуцикл.
Удовлетворяющий этим условиям начальный выбор может быть сделан последовательным (по строкам., а внутри строки — по столбцам) при помощи максимальных назначений, лимитируемых лишь имеющимися запасами и потребностями (так называемый принцип северо-западного угла). Например, для a1 = 10, a2 = 15, аз = 20; b1 = 15,b2= 15, b3= 10, b4 = 5 начальные назначения приведены в табл. 2.1.
Таблица 2. 1
bj ai | ||||
Строки этой таблицы озаглавлены запасами <я/ в пунктах отправления, а столбцы - потребностями bj в пунктах назначения. Первое назначение в первой строке исчерпывает весь запас в первом пункте отправления, второе назначение исчерпывает остающиеся потребности первого пункта назначения и т.д. Общее число назначений (равное 6) удовлетворяет условию m+n-1 (3+4-1=6), циклы отсутствуют, так что начальную матрицу планов
P =
можно считать построенной.
Пусть матрица удельных стоимостей имеет вид:
C =
Жирным шрифтом в ней выделены элементы, соответствующие сделанным назначениям. Преобразования матрицы С состоят в прибавлении ко всем элементам одной и той же строки или одного и того же столбца некоторой константы (положительной или отрицательной). Целью таких преобразований является обращение в нуль всех выделенных элементов матрицы (в случае, когда выделенные элементы матрицы не составляют цикла, достижение этой цели оказывается всегда возможным).
Прибавляя к строкам матрицы С числа -3, -4, -3, а к столбцам числа +1, 0, +1, -1, превратим ее в матрицу:
C1 =
Если бы все элементы матрицы С 1были неотрицательными, первоначальный выбор назначений давал бы оптимальное решение. Но поскольку в нашем случае дело обстоит не так, то применяется процедура исправления начальных назначений. Для исправления присоединяем к уже выделенным элементам матрицы C1ее наибольший по абсолютной величине отрицательный элемент (в данном случае элемент С 24 = -2). Если начальный выбор содержал точно т + п — 1 элементов, то (это нетрудно доказать) при таком присоединении обязательно образуется цикл из выделенных элементов - в данном случае цикл (С 24 = -2, С 34 = -2, С 22 = 0, С 24).
Рассмотрим теперь соответствующий цикл
P0 = P24, P34, P32, P22, P24
в матрице планов Р и превратим его в цикл
P24 +P, P34-P, P32+P, P22-P, P24+P
где р - наименьшая величина в четном полуцикле (P34, P22 ) цикла ро (величина р как бы сдвигается го каждого элемента четного полуцикла к следующему за ним элементу нечетного полуцикла). В нашем случае P=P34=5. Производя указанное преобразование цикла и исключая из числа выделенных элементов вновь возникший нулевой элемент P34-P, получим новую матрицу планов Р1:
P1 =
Здесь, как и раньше, полужирным шрифтом даны выделенные элементы. Выделяя те же элементы в матрице C1, получаем матрицу :
=
Прибавляя к последнему столбцу число +2, приведем матрицу к виду:
C2 =
с нулевыми выделенными элементами, не содержащую отрицательных элементов. Это означает, что план P1оптимален. Суммарная стоимость перевозок S1по этому плану равна:
S1= 10-2 + 5-3 + 5-4 + 5-3 + 10-3 + 10-2 = 120,
в то время как суммарная стоимость перевозок S0по начальному плану P0 была равна
So - 10-2 + 5-3 + 10-4 + 5-3 + 10-2 + 5-4 = 130.
Как и всякая задача линейного программирования, транспортная задача может иногда иметь не один, а множество оптимальных планов. На такую ситуацию указывает наличие дополнительных (помимо выделенных) нулей в заключительной (преобразованной) матрице удельных стоимостей. Присоединяя эти нули точно так же, как мы поступали с отрицательными элементами, можно двигать вдоль возникающих циклов то или иное количество грузов, не нарушая при этом оптимальности плана. Например, в заключительной матрице Сг рассмотренного выше примера можно образовать цикл из нулевых элементов (С 21, С 22, С 12, С 11, С 21)и передвинуть в нем какую-нибудь величину груза, скажем С 22.В результате получим новый план
=
с общей стоимостью перевозок
S1 = 7-2 + 3-3 + 8-3 + 2-3 + 5-3 + 10-3 + Ю-2 = 120.
Таким образом, этот план, как и план P1, является оптимальным.
С помощью подобных замен в пределах множества оптимальных планов можно добиться того, чтобы план, не теряя свойства оптимальности, приобрел некоторые дополнительные полезные свойства. Pазумеется, для этого необходимо, чтобы транспортная задача обладала не одним, а многими решениями, что, конечно, на практике встречается далеко не всегда
Пользуясь изложенной задачей, можно находить оптимальные решения распределения земляных масс при проектировании производства земляных работ, выполняемых, например при возведении железнодорожного земляного полотна
Пусть заданный участок представлен продольным профилем с графиком попикетных объемов (рис. 1).
Прежде всего нужно разбить продольный профиль на отдельные участки ~ массивы, которые при решении задачи будут рассматриваться как поставщики (выемки) и потребители (насыпи). Желательно, каждую насыпь и каждую выемку, если они не очень протяженные (400...600 м), представить как массив, определив по графику попикетных объемов его объем. Если в пределах насыпи или выемки имеется несколько достаточно протяженных участков с примерно равными рабочими отметками, их выделяют как отдельные массивы. Однако делать это нужно очень осторожно, так как граница между массивами, как и в графике попикетных объемов, вертикальная, а технология механизированной разработки грунта подразумевает работу горизонтальными проходками. Учитывая местные условия и возможные ограничения, оговоренные в задании на проектирование, намечаются резервы, кавальеры, карьеры и отвалы.
При выполнении курсового проекта можно руководствоваться следующим:
- объем резерва (кавальера) равен объему соответствующей насыпи (выемки), но не больше 6000 м3 на пикет;
- объем намеченных карьеров можно принимать на порядок выше суммы объемов всех насыпей участка;
- объем всех намеченных отвалов следует принимать таким, чтобы учитывалось известное ограничение:
В рассматриваемом примере выделенные массивы поставщиков обозначены арабскими цифрами, а потребителей - арабскими цифрами со штрихом.
При построении матриц Р и С для рассматриваемого примера нужно воспользоваться данными табл. 2.2:
Таблица 2.2
Потребители Поставщики | 1' | 2' | 3' | |
12 l11 | 7 l12 | 16 l13 | ||
10 l21 | 1000 зп | 14 l23 | ||
8 l31 | 1000 зп | 0 фп | ||
15 l41 | 0 фп | 0 фп |
Здесь в левой стороне таблицы приведены номера и объемы поставщиков, в верхней части - номера и объемы потребителей. В правом верхнем углу каждой выделенной клетки при возможности реальной поставки указывается дальность транспортировки – lij (l11 l12 l13 и т.д.); в левом верхнем углу клетки указывается стоимость разработки и транспортировки грунта Cij, внизу, в середине клетки, указывается объем поставки (если она имеется).
При продольной возке грунта (из выемки в насыпь) дальность перемещения lij можно принимать как расстояние между центрами тяжести соответствующих массивов плюс 50-70 метров. Центр тяжести массива находят как центр тяжести площади графика попикетных объемов рассматриваемого массива.
При поперечной возке (из резерва в насыпь или из выемки в кавальер) дальность возки грунта зависит от расстояний между въездами и съездами. В курсовом проекте можно пользоваться данными табл. 2.3.
Таблица 2.3
Средняя рабочая отметка массива, м | Расстояние между въездами и съездами, м | Дальность поперечной возки, м |
Транспортировка грунта из карьера в насыпь или из выемки в отвал по существу является тоже поперечной возкой. Места расположения отвалов и карьеров в курсовом проекте задаются или принимаются по согласованию с руководителем курсового (дипломного) проектирования.
Там, где перемещение грунта невозможно по технологическим, организационным или другим причинам, в соответствующей клетке таблицы записывается "зп" - запрещенная поставка.
При нахождении оптимального варианта распределения земляных масс может оказаться, что резервы, кавальеры, карьеры и отвалы были востребованы лишь частично или совсем не востребованы. В то же время должно выполняться требование транспортной задачи
поэтому следует предусмотреть формальную возможность вывоза излишков грунта из резервов и карьеров и заполнения кавальеров и отвалов. Такие поставки называются фиктивными, и в соответствующие клетки таблицы вносится обозначение "фп" — фиктивная (формальная) поставка. Иначе говоря, предусматриваются формальная возможность вывоза грунта из резервов и карьеров в отвал и формальное заполнение кавальеров и отвалов из карьеров.
По графикам единичной себестоимости (см. прил.2) производится предварительный выбор машин для каждой связи ij и определяется стоимость разработки и перемещения 1 м3 грунта выбранным типом машин для данной дальности возки lij.
В клетке таблицы с запрещенной поставкой, очевидно, нужно назначить заведомо большую цену перевозки - по крайней мере на два порядка выше средней реальной цены (в примере она равна 1000). В клетке с возможной фиктивной поставкой цена должна равняться нулю, тогда стоимость данной поставки
Cij =Cij∙Vij=0∙Vij=0
Таким образом матрица С для рассматриваемого примера будет иметь вид:
C=
Матрицу Р (начальный план) можно построить так, как было описано выше, рассматривая только объемы грунта, но можно при построении начальной матрицы в некоторой степени учитывать и единичные стоимости матрицы С, что дает возможность получить начальный план, который несколько ближе к оптимальному. Построение такой матрицы Р сводится к следующему.
В выделенном поле табл. 2.2 находят клетку с наименьшей единичной стоимостью Су (нулевые стоимости не учитываются), и в нее записывается максимально возможная поставка В нашем случае это клетка 1,2’ с C12= 7.Наибольшая поставка здесь равна 3 (в данном случае величина поставки ограничивается объемом потребления). Следующая самая низкая единичная стоимость в клетке 3, 11, где С31 = 8. Здесь объем поставки ограничивается возможностями поставщика, и поэтому V31 = 3. И так далее. После реальных поставок удовлетворяются фиктивные. Таким образом построили матрицу Р
:
P=
Стоимость производства работ по этому варианту распределения земляных масс - произведение матриц Р•С (функционал) - равна:
3-10 + 2-8 + 3-7 + 3-16 + 1-14 + 80-0 = 129.
Представим матрицу С в виде матрицы С\, где выделим полужирным шрифтом заполненные клетки (клетки с поставками):
C1=
C2=
Произведя соответствующие преобразования (см. с. 10-И), получим матрицу С2, из которой видно, что полученный план не оптимален.
Можно было бы продолжить преобразования для нахождения оптимального варианта описанным выше способом, однако эта процедура достаточно длительна, и чем больше матрица, тем более она продолжительна и трудоемка.
На кафедре "Строительное производство" разработана компьютерная программа (в MS DOS) решения транспортной задачи применительно к распределению земляных масс при проектировании производства земляных работ. Воспользуемся этой программой для нахождения оптимального варианта распределения.
Вход в задачу: TZ > start.bat Вводятся: фамилия
шифр задания
количество поставщиков (в примере 4)
количество потребителей 3
объем каждого поставщика (в сотнях м3)
объем каждого потребителя
цены по каждой связи if
При вводе данных иметь в виду:
↑- строка вверх
↓- строка вверх
PGUP (9) - страница вверх
PGDOWN (3) - страница вниз
FI ~ обнулить цену (объем).
После окончания ввода всех данных нажатие клавиши PGDOWN дает команду на решение задачи. Результаты могут выводиться на принтер, либо на экран.
Для рассматриваемого примера получено следующее решение:
Поставщик | Потребитель | Объем | цена |
Стоимость оптимального варианта (функционал) составила 105 единиц (2-10+3-12+2-14+3-7=105), что меньше, чем полученная для матрицы Р. При этом видим, что в клетке 3,3’ матрицы (с наибольшим нарушением оптимальности) предусмотрена поставка.
На основании полученных результатов расчета строится схема оптимального распределения земляных масс, на которой указываются объемы и направления перемещения грунта. Проектируется календарный график производства земляных работ на участке (см. рис. I). При этом нужно соблюдать технологические ограничения: например, на одном массиве не могут работать одновременно экскаваторные и скреперные комплекты. Более подробно вопрос о проектировании календарного графика будет рассмотрен во 2-й части методических указаний.