Работы по сооружению земляного полотна выполняются, как правило, специализированными подразделениями - механизированными колоннами, оснащенными машинами для выполнения всех видов работ: подготовительных, основных и укрепительных. Другими словами, все земляные работы осуществляются с применением средств комплексной механизации. Комплекты машин подбираются с учетом обеспечения наибольшей производительности ведущей машины при минимальной трудоемкости и стоимости работ. В качестве ведущих землеройных и землеройно-транспортных машин при выполнении основных видов земляных работ применяются различные экскаваторы с ковшами разной емкости (0,65-2,5 м), роторные экскаваторы производительностью 300-400 м /ч, скреперы самоходные и прицепные (с ковшами емкостью 6-15 м3), бульдозеры мощностью 100—400 кВт, грейдер-элеваторы производительностью 800 м3/ч и более.
Выбор рациональных средств механизации и способов разработки грунта зависит:
а) от технологической возможности применения тех или иных машинв конкретных условиях строительства (ландшафт, рельеф местности, климат и т.д.);
б) конструкции земляного полотна, вида и состояния слагающих его грунтов и грунтов основания, а также трудности их разработки;
в) сроков окончания сооружения земляного полотна и других организационных условий;
г) проектируемых схем распределения земляных масс.
Основой для выбора ведущей землеройно-транспортной машины являются такие проектные данные, как рабочие отметки земляного полотна, объемы земляных работ, средняя дальность возки грунта по отдельным участкам, которые должны быть установлены расчетом до выбора ведущих машин. Помимо ведущих машин, в состав комплектов входят вспомогательные машины и механизмы, предназначенные для рыхления, транспортирования, разравнивания и уплотнения грунтов, содержания временных построечных (землевозных) дорог, освещения объектов и электропитания механизмов, инструментов и т.д. Эти машины и механизмы, включенные в состав комплектов, должны обеспечивать бесперебойную работу ведущих машин по возведению земляного полотна при высоком качестве производства работ.
|
Область рационального применения различных типов машин для возведения железнодорожного земляного полотна, а также способы производства работ устанавливаются рядом нормативных документов [2]-[4] и излагаются в литературе [5], [6].
Для курсового и дипломного проектирования ниже приводятся краткие рекомендации по выбору средств механизации и способов разработки грунтов.
ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ МАШИНЫ
В качестве землеройных машин широкое применение для выполнения земляных работ находят экскаваторы - одноковшовые и многоковшовые.
Одноковшовые экскаваторы
Одноковшовые экскаваторы в железнодорожном строительстве нашли наибольшее применение при сооружении земляного полотна благодаря их высокой производительности и способности разрабатывать различные виды грунтов I-IV групп по трудности их разработки. Выбор экскаваторов зависит от объема земляных работ на конкретном участке трассы или в карьере. Поэтому, разрабатывая проект, следует начинать с определения необходимой геометрической емкости ковша экскаватора как ведущей машины комплекта для работы на том или ином объекте, руководствуясь нормативными данными (прил. 1, табл.1)1. Зная геометрическую емкость ковша, нетрудно определить марку экскаватора на основании известных технических характеристик (табл. 2). Одновременно должен быть решен вопрос о целесообразном типе рабочего оборудования.
|
Рабочее оборудование для одноковшовых экскаваторов
Прямые лопаты. В практике железнодорожного строительства экскаваторы-прямые лопаты чаще всего применяются при разработке выемок и карьеров с погрузкой грунта в транспортные средства
Драглайны. Они широко применяются при разработке выемок и отсыпке насыпей го резервов, а также при работе в карьерах. Удлиненная стрела и гибкая подвеска ковша драглайна нередко позволяют ему при работе на трассе обходиться без транспортных средств (например, при разработке выемки в кавальер, сооружении насыпи из резерва) при сравнительно. небольших рабочих отметках земляного полотна. Драглайны, снабженные сменным навесным оборудованием (двухотвальный скребок, агрегат травосеяния и др.), широко применяются для планировки и укрепления откосов насыпей и выемок.
Обратные лопаты. Экскаваторы-обратные лопаты с ковшами емкостью 0,35...0,65 м3 применяются главным образом для устройства водоотводных канав, дренажей, разработки и погрузки грунта в притрассовых карьерах. Эти экскаваторы с ковшами большей емкости и гидравлическим приводом могут применяться и для разработки выемок.
Как известно, условия применения экскаваторов типа прямая и обратная лопата для разработки выемок определяются также и рабочими отметками земляного полотна на участках производства работ, так как от них зависит наполняемость ковша экскаватора (табл. 3, 4).
|
Из данных этих таблиц следует, что если рабочие отметки проходок менее указанных значений, то использование экскаваторов-прямая и обратная лопата нецелесообразно. В подобных случаях следует ориентироваться на разработку грунта драглайнами либо землеройно-транспортными машинами. Основные параметры при разработке выемок драглайнами приведены в табл. 2, а в табл. 5 показаны условия, при которых наиболее целесообразно применение драглайнов при возведении насыпей из резервов.
При работе одноковшовых экскаваторов с погрузкой грунта в транспортные средства в практике строительства широко используются автосамосвалы. При их выборе необходимо учитывать технологические параметры самосвала (высоту борта кузова и его размеры, которые должны соответствовать параметрам экскаватора, а также вместимость кузова самосвала, позволяющую обеспечивать погрузку не менее трех ковшей грунта (обычно 3-6 ковшей). Грузоподъемность самосвалов в тоннах определяется в зависимости от геометрической емкости ковша экскаватора и расстояния транспортирования грунта (табл. 6). Необходимое количество самосвалов для работы с экскаватором определяется расчетом либо может приниматься на основании данных, указанных в табл. 7. Параметры автосамосвйлов приведены в табл. 8.
Составы типовых экскаваторных комплектов и их технико-экономические показатели представлены в Технических указаниях по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна [4] и рекомендованы для использования при составлении проектов производства работ.
Многоковшовые экскаваторы
Роторные многоковшовые экскаваторы - перспективные землеройные машины, применяемые для разработки выемок и карьеров при больших объемах работ (более 50 тыс. м3). Оптимальные условия для применения таких экскаваторов создаются при разработке грунтов I-Ш групп с перемещением и укладкой их в насыпь автосамосвалами. Выбор последних зависит от типа роторного экскаватора и его производительности (табл. 9). Как известно, разработка грунта в забое роторным экскаватором производится многорядными вертикальными, либо горизонтальными стружками, реже комбинированным способом. При этом оптимальные значения высоты вертикальных стружек и ширины ленты грунта, срезаемого горизонтальной стружкой, принимаются равными 2/3 диаметра ротора. Основные параметры роторных экскаваторов приведены в табл. 10, Для сооружения водоотводных канав и кюветов в железнодорожном строительстве широко применяются многоковшовые экскаваторы продольного копания, основные параметры которых приведены в табл. 11.
ЗЕМЛЕРОЙНО-ТРАНСПОР'ШЫЕ МАШИНЫ
К землеройно-транспортным машинам относятся различные погрузчики, скреперы, бульдозеры, грейдер-элеваторы.
Одноковшовые погрузчики
Одноковшовые погрузчики благодаря мобильности, маневренности, высокой скорости передвижения в настоящее время находят все более широкое применение в железнодорожном строительстве при разработке выемок и карьеров. Для сооружения выемок могут применяться погрузчики на гшевмоколесном или гусеничном ходу с передней (фронтальной) или боковой разгрузкой. С наибольшей производительностью они разрабатывают выемки глубиной 1...3 м в грунтах I-H групп. Погрузчики, как правило, работают вместе с автосамосвалами, хотя могут и самостоятельно транспортировать грунт на небольшие расстояния, что однако приводит к резкому снижению их производительности.
Наиболее распространенные типы отечественных погрузчиков и их параметры даны в табл. 12. Особенно эффективны при разработке выемок пневмоколесные погрузчики, так как они могут легко и быстро перемещаться с одного объекта на другой вдоль трассы, практически не вызывая удорожания работ. Как показывает практика, хорошие результаты дает работа погрузчиков совместно с бульдозерами, которые предварительно сдвигают разрабатываемый грунт в бунты (кучи), затем производится погрузка его в транспортные средства.
Скреперы прицепные и самоходные могут успешно применяться для сооружения насыпей и выемок в нескальных грунтах 1-П групп. Сухие и плотные грунты предварительно разрыхляются механическими рыхлителями. Для разработки переувлажненных глинистых грунтов (при W> Wp + 0,25 Wp) и сыпучих песков использование скреперов нецелесообразно. При поперечном способе разработки грунта (возведении насыпей из резервов, сооружении выемок с перемещением грунта в кавальеры) рекомендуется применять скреперы при рабочих отметках земляного полотна до 6 м. При продольном способе разработки грунта, сооружении выемок и разработке карьеров с транспортированием грунта в насыпи скреперы можно.применять при любых рабочих отметках. Выбор рационального типа скрепера производится в зависимости от объемов земляных работ на объекте и дальности возки грунта (табл. 13). Сначала по табл. 13 находят целесообразную емкость ковша скрепера, а затем, пользуясь данными табл. 14 (1) и 14 (2),- марку и необходимые параметры скрепера для конкретного участка производства работ. Технологический процесс возведения насыпей скреперами включает в себя разработку грунта в резерве, карьере или выемке, транспортирование и укладку его в насыпь, разравнивание бульдозером и послойное уплотнение катком или грун-тоуплотняющеЙ машиной до установленной проектом нормы. Коэффициент наполнения ковша существенно возрастает при увеличении толщины стружки, что возможно при подталкивании скреперов специальными тракторами-толкачами во время набора грунта Поэтому нормы [4] требуют, чтобы при производстве скреперных работ толкачи обязательно применялись при наборе грунта независимо от трудности его разработки. При этом самоходные и прицепные скреперы с ковшом емкостью до 15 м подталкиваются гусеничными тракторами мощностью не менее 100...150 кВт.
Максимальное количество скреперов, обслуживаемых одним толкачом, может определяться расчетом либо приниматься по табл. 15 в зависимости от типа скрепера, вместимости его ковша и дальности возки грунта.
Для возведения насыпей из резервов устраиваются въезды и съезды, оптимальные расстояния между которыми даны в табл. 2.3: Здесь же приведены значения средней дальности транспортирования грунта при поперечном способе его разработки в зависимости от высоты возводимой насыпи. Ширину проезжей части въездов и съездов принимают не менее 4,5 м, а ширину площадки для разворота скрепера на обратный ход не менее;
14м- при емкости ковша до 8 м3,
15м- при емкости ковша 9-10 м3,
21м- при емкости ковша свыше 10 м3.
Бульдозеры являются универсальными землеройно-транспортными машинами, которые находят широкое применение как при производстве подготовительных работ (расчистке полосы отвода, срезке растительного слоя грунта, нарезке уступов и т.д.), так и непосредственно при сооружении насыпей и разработке выемок. Наиболее эффективно применение бульдозеров для разработки грунтов I-III групп при рабочих отметках земляного полотна не более 1Д..2 м и дальности перемещения грунта 100...150 м. Превышение этого расстояния ведет к резкому падению производительности бульдозера из-за больших потерь грунта в процессе его транспортирования. Основными способами разработки грунта бульдозерами при сооружении земляного полотна являются продольный (из выемки 8 соседнюю насыпь) и поперечный (из резерва в насыпь, из выемки в кавальер). Выбор типа бульдозера для разработки грунта на участке трассы определяется главным образом трудностью разработки грунта и рабочими отметками земляного полотна.
Основные сведения о бульдозерах и бульдозерах-рыхлителях приведены в табл. 16 и 17.
Грейдер-элеваторы можно применять при равнинном рельефе местности для разработки грунтов I-Ш групп, если фронт работ составляет не менее 500-2000 м. Рабочие отметки выемок и насыпей, возводимых грейдер-элеваторами непосредственно го резервов, обычно не превышают 0,8-1,2 м для прицепных и 3 м для самоходных грейдер-элеваторов. При погрузке грунта на транспортные средства грейдер-элеваторы могут разрабатывать верхнюю часть выемок до уровня, на котором ширина по дну разработки будет составлять не менее 15-20 м, а также возводить насыпи высотой до 6 м из резервов с устройством въездов и съездов через 100-150 м. Основные параметры грейдер-элеваторов приведены в табл. 18. Следует иметь в виду, что плотные глинистые грунты с влажностью менее границы раскатывания рекомендуется предварительно разрыхлять, используя бульдозеры-рыхлители (табл.17). Грейдер-элеваторы нецелесообразно применять в условиях сильнопересеченного и холмистого рельефа местности, а также для разработки сыпучих песков, переувлажненных глинистых грунтов (при W> Wp + 0,25 Wp) и грунтов, содержащих большие камни и валуны.
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ГИДРОМЕХАНИЗАЦИИ
Средства гидромеханизации земляных работ с большой эффективностью могут быть применены:
1) при необходимости выполнения большого объема (свыше 80-100 тыс. м3) сосредоточенных земляных работ (например, на подходах к большим и средним мостам, при разработке глубоких выемок и т.п.);
2) наличии на участке производства работ крупных источников воды и электроэнергии;
3) наличии грунтов, пригодных для разработки их средствами гидромеханизации и намыва железнодорожных насыпей.
Основные способы и средства гидромеханизации земляных работ в железнодорожном строительстве достаточно полно освещены в литературе Е5], [7].
ВЗРЫВНОЙ МЕТОД
Взрывной метод разработки применяется главным образом при сооружении земляного полотна в скальных и мерзлых грунтах, в том числе и в районах вечной мерзлоты. Выбор способа производства взрывных работ определяется конструктивными особенностями земляного полотна, рабочими отметками, характером рельефа местности и особенностями напластования горных пород, а также рядом других факторов. Основные сведения по технологии производства и средствам механизации взрывных работ приведены в нормативной [3], [4] и учебной [5], [8] литературе.
Таким образом, рассмотренные выше общие соображения по выбору средств механизации и способов разработки грунтов при сооружении земляного полотна показывают, что для успешного решения этой задачи необходимо представлять, насколько рационально могут быть использованы те или иные машины в различных условиях их работы на трассе. Кроме того, при разработке проекта производства земляных работ полезными могут оказаться следующие рекомендации.
1. Стоимость земляных работ, выполняемых бульдозером в легких и малосвязных грунтах, может быть ниже стоимости скреперных работ при рабочих отметках земляного полотна до 1,2 м, а в глинистых и тяжелых грунтах - до 0,8-1,0 м. При этом, как отмечалось ранее, дальность перемещения грунта бульдозером не должна превышать 100-150 м.
2. Отсыпка грунта в насыпь скреперами при транспортировании грунта на расстояние до 1,5 км более экономична, чем его перевозка в автосамосвалах, загружаемых экскаваторами.
3. Применение землевозных тракторных прицепов вместо автосамосвалов целесообразно при перевозке грунта на расстояние до 1 км, так как затраты на их работу оказываются в этом случае в 2-3 раза ниже стоимостиработы автосамосвалов.
4. Наименьшая стоимость возведения земляного полотна достигается при разработке грунта из боковых резервов в насыпь грейдер-элеватором,когда имеется большой фронт работ (0,5-2 км), при рабочих отметках до 1,2 м, мало изменяющихся по длине рабочего участка.
При сооружении земляного полотна в ряде случаев может быть организована совместная работа различных ведущих землеройно-транспортных машин:
а) при высоте насыпи более 1,5-2 м возможна совместная работа бульдозера и скрепера: бульдозер отсыпает земляное полотно на всю ширину до высоты 1,5-2 м, а дальнейшую досыпку осуществляет скрепер;
б) в глубоких выемках растительный и верхний слой грунта целесообразно разрабатывать бульдозерами или скреперами, а оставшийся массив - экскаваторами.
Выбор того или иного способа производства работ во многом определяется принятой схемой распределения земляных масс, сроками окончания сооружения земляного полотна и другими организационными условиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М.: Наука, 1987.-544 с.
2. СНиП 32-01-95. Железные дороги колеи 1520 мм. - М., 1995. - С. 3-10.
3. Пособие по технологии сооружения земляного полотна железных дорог (в развитие СНиП 3.06.02-86). -М., 1987.
4. Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна. ВСН 186-75. - М., 1975. - 360 с.
5. Железнодорожное строительство. Технология и механизация /Под ред. С.П.Першина.-М.: Транспорт, 1991. -399с.
6. Земляные работы: Справочник строителя / Под ред. А.В.Гринпшуна. ~М: Транспорт, 1992.-351 с.
7. В.И.Глевицкий. Гидромеханизация в транспортном строительстве: Справочное пособие. -М.: Транспорт, 1988. - 271 с.
8. Эстеров Я.Х.. и др. Буровзрывные работы на транспортном строительстве / Я.Х.Эстеров, Е.Ю.Бродов, М.И.Иванов. - М.: Транспорт, 1983. -328с.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................... 3
1. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ.......................................... 4
2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЛЯНЫХ МАСС.......................................................... 7
3. СПОСОБЫРАЗРАБОТКИ ГРУНТОВ. ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ
МЕХАНИЗАЦИИ..................................................................................................... 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................................................... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ!.......................................................................................................... 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 2...................................:..........:..................................................,.'..„34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.....,..37
Редактор Г.Н.Кириллова
Технический редактор М.С.Савастеева
Компьютерная верстка С.И.Киселева
План 1997 г., №226
Лицензия ЛР 020974 от 28.03.95 г.
Подписано в печать с оригинала-макета 09.02.00. Формат 60x84 1/16. Бумага для множ. апп. Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,25. У ч.-изд. л. 3,25. Тираж 300. Заказ 146 Цена 36 р.
Петербургский государственный университет путей сообщения. 190031, СПб., Московский пр., 9.
Типография ПГУПС. 190031, СПб., Московский пр., 9.