А.М. Кубагушев
Башкирский народный музыкальный инструментарий включает множество разнообразных инструментов - духовых, струнных, ударных и др. Они делятся на классы в группы по родственным признакам.[...]
…Сравнивая инструментарии тюркских народов и других культур, обнаруживаем родственные черты с башкирскими народными музыкальными инструментами. [...]
… Народные музыкальные инструменты, бытующие у какой-либо народности или у ряда народов определенной территории, очень редко изобретены именно там, где они встречаются. Чаще всего, инструменты переходят от народа к народу, приобретая новые качества и свойства, которые, с одной стороны, определяются национальными особенностями данной культуры, а с другой стороны, носят на себе следы различных исторических эпох. Большая часть музыкальных инструментов любой народности гораздо старше самых ранних исторических сведений об инструментах, сохранившихся в её истории. Если бы мы попытались определить, например, исторический возраст курая только по данным башкирской культуры, то в лучшем случае мы наметили бы несколько столетий его существования, в то время как по данным всеобщей истории музыки возраст курая опреде-/ ляется по крайней мере пятью тысячелетиями [3]. [...]
… Народно-музыкальные инструменты, которые могут быть непосредственным объектом изучения, находятся у нас в республике в не благоприятном положении. [...]
…Сведения о башкирских народных музыкальных инструментах содержит историческая литература и эпос. В древнем башкирском кубаире "Заяту-ляк и хыухылу" имеются такие строки:[4]
"Эй думбырам, думбырам,// Уйна кунел асылhын!// Думбырам минен уйнайзыр,// 'Кыл-'кумызым, hорнайзыр,// Тынлай килгэн эзэмдэр// Узен-узе белмэйзер..."
|
"Эй, думбыра, думбыра,// Заиграй и веселись!// Моя думбыра напевает,// Кыл-кубыз, сорнай играют,// Люди, пришедшие послушать,// Увлекшись музой, замирают... "
Известный археолог, этнограф и краевед XIX века Р.Г. Игнатьев в своем труде "Башкир Салават Юлаев, Пугачевский бригадир, певец и импровизатор" пишет: "... Музыкальный инструмент башкир - дудка о пяти ладах, или курай, балалайка, бандура в виде небольшой гитары, но круглой формы о пяти струнах, гудок в виде скрипки, на которой тоже играют смычком, кобыз железный, у русских называемый органчиком и рыле. Башкиры всегда поют по одному человеку, в один голос, под звуки балалайки, бандуры, а всего более курая или дудки..."[5].
Так описывает башкирский быт в своих мемуарах Татьяна Львовна Сухотина-Толстая, которая в 1875 посетила Иргиз-Камалекских башкир со своим отцом Л.Н. Толстым: "... Странно звучала для нашего европейского уха восточная музыка. Мелодии всегда были заунывные, в минорном тоне, с более тонкими интервалами, чем гамма, к которой мы привыкли. Под эту заунывную музыку, исполненную на дудках, на зурнах и на других странных инструментах, башкиры медленно, плавно плясали..."[б].
В иллюстрированном описании музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском музее, в Москве, составленном и изданном в 1911 году А.Л. Масловым, описывается духовой инструмент: "Пастуший рожок башкир состоит из пары оловянных трубок (ок.22 см), с двумя и четырьмя отверстиями для пальцев, с одного конца их вставлены тростниковые пищики с дрожащим язычком. Трубки вправлены в деревянные корытца так, что отверстия для пальцев остаются открытыми с одной, а пищики открыты с другой стороны, отсюда вдет раструб из рога, надставленной берестой. Отверстие с пищиками, таким образом, оказывается посредине инструмента (общая длина которого ок. 39 см), в это отверстие при посредстве рта нагнетается_воздух. Первая из трубок издает звуки аs, b, с; вторая - h,c, des, еs, f, при вдувании извлекаются сразу два звука"[7].
|
В вышеназванном источнике описывается своеобразный экспонат из коллекции музея: Ятага - музыкальный инструмент из Оренбургской_губернии,_состоит из, длинного квадратного в сечении корпуса, выгибающегося... на одну сторону слегка под тупым углом. Две боковые деки цельные, две другие составлены, каждая из двух частей, относящихся друг к другу как 9:25. На нижней деке проделаны 25 голосников, расположенных пятью звездами.
На верхней, немного выпуклой деке, в перегибе прикреплена планка, в которую вставлены семь деревянных колков для привязывания струн, прикрепляющихся с другого конца за маленькие медные колечки. Струны медные [7], каждая подпирается у колечек особой подставкой. С концов нижней деки выступают небольшие гребешки, служащие не только украшениями, но и ножками инструмента. Общий вид ятаги очень на. поминает столь большое японское кото. Дека ятаги выкрашена в желтую краску, остальные части, за исключением мелких, например, колков, выкрашенных в черный цвет, окрашены красной краской. Строй ятагу неизвестен. Размер следующий: наибольшая длина 102 см, наибольшая ширина 14 см, высота приблизительно такая же, но толщина резонатора почти вдвое меньше"[8].
|
Аналогичные музыкальные инструменты бытуют ныне у некоторых тюркских народов: у казах-жетэгэн, у хакас-чатахан, у тувинцев-чадаган.
В "Атласе музыкальных инструментов народов СССР" башкирская думбыра описывается как западный тип казахской домбры[9]. В книге известного музыканта - этнографа прошлого столетия С.Г. Рыбакова "Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта" также упоминается башкирская думбыра: "...Есть еще другой инструмент - домбра, который по уверениям одних башкир представляет балалайку в три струны, а по другим - заимствован от киргиз. Последнее вероятнее"[10].
О происхождении русской домры в "Энциклопедическом словаре юного музыканта" говорится следующее: " Предки домры были известны еще в IV веке до нашей эры в Древний Ассирии. Этот старинный щипковый инструмент под названием "танбур" проник в Россию через Персию, которая активно торговала с Закавказьем, Малой Азией, инструменты, близкие русской домре, есть у многих народов СССР: у грузин - чонгури, у туркменов -узбеков - дутар, у таджиков - дутор, у башкир - думбыра у казахов - домбра"[11].(* По нашему предположению струнно-щипковые инструменты домра и балалайка скореевсего заимствованы русскими у тюркских народов).
Башкирская думбыра - прежде всего музыкальный инструмент сэсэнов-исполнителей эпических произведений: "Для башкирского эпоса характерно сочетание" прозаического и стихотворно-песенного повествования. В прозаическом повествовании раскрывается главным образом сюжетная канва эпического сказания, а эмоциональная сфера и наиболее картинные моменты, диалоги, а также отношение самого сказителя к происходящему в эпосе передаются возвышенно звучащим тирадным (кубаирским) стихом, исполняемым в речитативно — распевной манере. В древности отдельные сказители пели кубаиры под аккомпанемент думбыры.
... В современных условиях эпические сказания редко.исполняются полностью, чаще всего они бытуют в виде фрагментов - кубаиров, и их стихотворно-музыкальные эпизоды поются, как правило, без инструментального сопровождения. ЛишЫу.башкир, живущих в Куйбышевской и Саратовской областях, сохранилась традиция дополнять кубаиры в сопровождении думбыры..."[12].
Дальнейшая судьба думбыры видимо связана с постепенной утратой исполнительского искусства сэсэнов, с вытеснением ее во многом родственным инструментом европейского происхождения - мандолиной, изготовленной в фабричных условиях, проникшей в быт башкир в начале XX века и воспринятой как народный музыкальный инструмент.
Изучая историю и эволюцию инструментального искусства задумываемся: Что было первоначально?
Раньше всего прозвучала тетива охотничьего лука. Пробуя, хорошо ли она натянута, древние охотники, естественно, вслушивались в ее напевное гудение. Постепенно жильная тетива лука стала струной, а сам лук превратился в музыкальный инструмент.
Уложенный в ящик-резонатор, музыкальный "лук" позднее, с изменением конструкции способом звукоизвлечения и с наличием количества струн, становится прототипом примитивной арфы, струнно-щипковым или же смычковым инструментом.
Так и появился предок древнего струнно-смычкового, музыкального инструмента - кыл-кубыза. "Кыл-кубыз,'" как один из основных инструментов шамана, бытовал у тюркских племен еще во второй половине 1 тысячелетия"[13]. (С.М. Абрамзон. К характеристике шаманства в старом быту киргизов. КСНЭ. -Вып. 30. -1958. -С. 144).
”Народы Средней Азии и Сибири верили, что шаман (у башкир - знахарь) со своим кыл-кубызом может предсказывать судьбу, определять болезни. Поэтому он считался основным помощником шамана. Кыл-кубыз не каждому давали подержать, тем более - поиграть; его не продавали, считая, что в нем присутствует дух покровителей шамана"[14]. (Х.Е. Есбергенов. О близости пережитков доисламских верований в обычаях каракалпаков и башкир. Археология и этнография Башкирии:-Т. III).
Приведем описание кыл-кубыза, распространенного среди тюркских племен: "Кобызь - гриф (шейка) надставлен, головка имеет грубое подобие европейской скрипки. Вместо деревянной деки на выдающуюся часть корпуса натянута выделанная кожа, на ней остались следы приклеивавшейся подставки (теперь утеряна). Со стороны шейки выдолбленный корпус прикрыт клочком деки, остальная часть корпуса остается открытой.
Инструмент окрашен в красный цвет, длина ок. 66 см, имеет горбатообразный вид, такой же смычок. Звуки кобыза необычайно резки, напоминавшие скрипение железа. Кобызь весьма употребителен у сибирских инородцев и в Оренбургской губернии, которые, по свидетельству С.Г. Рыбакова ("Живая старина"), для излечения болезней прибегают к содействию шамана (баксы), который вместо барабана (как у других инородцев) играет на кобызе и, таким образом, приводит себя в возбуждение и пением призывает на помощь пророка и всех святых.
В корпусе три деревянных колка, привертывающихся сверху, за которые ущемлены струны из белого конского волоса"[15].
Предположительно, основным репертуаром, исполняемым на кыл-кубызе у башкир, были ритуальные песни - харнау (hарнау) и программно-инструментальные пьесы. Некоторые образцы харнау были зафиксированы известным музыкантом-фольклористом И.В. Салтыковым в 30-е годы в фольклорных экспедициях.
Причина исчезновения кыл-кубыза кроется в специфическом назначении этого инструмента, в преследовании исламской религии, исчезновении шаманов и знахарей.
Возможно, в эволюционном процессе развития данный инструмент приобретает иные качества и функции, в результате чего под влиянием европейской культуры превращается в совершенно другой, наследуя первоначальные характерные элементы, принадлежащие, кыл-кубызу;
Как показывают материалы фольклорных экспедиций, в 30-е годы и позже почти повсеместно сохранилась традиция изготовления струнных инструментов, прежде всего "скрипки", народными умельцами. При этом, если мастера стремились подражать в форме и в конструкции европейской скрипке, в результате получался иной инструмент, не стандартный, у каждого сугубо индивидуальный.
Любопытные факты обнаруживаем из экспедиционных материалов 1973 г., организованной кафедрой русской литературы Пермского университета: "... автор этих строк познакомился со скрипачом из с. Сива Пермской области И.М. Устиновым, сохранившим в своей игре и способе изготовления инструмента черты древнерусской скоморошьей судьбы и гудошного промысла. Уникальность данного явления тем естественнее в таких условиях, что буквально в 100 километрах к северу, у коренных жителей Верхнекамья - коми-пермяков - до сих пор бытует близкий "устиновскому" по способу игры народный инструмент ши-гудэк, а на юге область у бардымских башкир и переселенцев мари-кобыз..."[16]. (** Что касается "кобыза", то по сведениям автора статьи, под этим термином (не "ковыж"!) бытует у названных народов традиционная скрипка.)
Курай - самобытный башкирский народный музыкальный инструмент, со своеобразным мягким тембром звука, с богатыми техническими и выразительными-возможностями.
Легко изготовляемый самими исполнителями из стебля растения того же названия, курай сопутствовал башкирскому народу на протяжении всей его многовековой истории, заметно влияя на развитие народной музыки и ее ладообразование.
Традиционный способ изготовления инструмента таков: кураист выбирает гладкий, пустой и чистый внутри стебель растения. Для определения длины курая он отмеряет от узкого конца срезанного стебля от 8 до 10 раз ширину ладони (в зависимости от размера инструмента), обхватывая стебель четырьмя согнутыми пальцами поочередно каждой рукой. На этом стебле вырезается пять отверстий, из них четыре на одной стороне, а одно - на обратной.
Первое с низу отверстие (I) вырезается на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Расстояние между следующими тремя (П, III, IV) отверстиями составляет 2 (или примерно 2,5) пальца. Последнее отверстие (V) вырезается на обратной стороне трубки и находится на расстоянии 2-3 пальцев от отверстия IV. Расстояние отмеряется не от центра отверстия, а от его края.
Таким образом, в традиционном способе изготовления существует три размера: короткий, средний, длинный. Существует шесть размеров курая. Самый низкий и длинный инструмент, трубка которого настроена на звук "соль" малой октавы. А самого высокого и короткого инструмента длина трубки издает звук "до" первой октавы. Остальные размеры заполняют интервал кварты по полутонам от звука "соль" до звука "до" в следующем порядке: ля бемоль, ля, си бемоль, си. Если на каждом курае можно играть в двух тональностях (в основном и субдоминантовой), то шесть размеров инструмента охватывают все тональности кварто-квин-тового круга, за исключением "фа диез".(***Мастера изготавливают курай и в строе "фа диез" малой октавы, но из-за длинного размера инструмента широкого применения не получил. Или наоборот, курай в строе "ре бемоль" первой октавы звучит намного хуже из-за своего короткого размера. Чем трубка длиннее, тем она богаче обертонами.)
В основе музыкального строя курая лежит сцепление двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты (g, а, h, d, е+с1, d1, е1, g1, а).
Путем передувания в следующих октавах появляются и другие звуки, заполняя звукоряд в диатонический, с элементами хроматических звуков в высоком регистре. При необходимости исполнитель с помощью амбушюра и губного аппарата может корректировать отдельные звуки.
О манере игры и в способе звукоизвлечения на курае можно сказать следующее: кураист приставляет инструмент широким концом к середине верхних зубов, вправо или влево, при этом охватывая губами инструмент, а другая половина остается открытой, играя роль резонатора, и направляет струю воздуха языком по стенке инструмента. Звуки курая сопровождаются своеобразным жужжанием от того, что воздух проникает в неплотно закрытую трубку.
Исполнитель сопровождает свою игру на курае специфическим горловым звуком, приемом узляу. При этом резонатором является не только полость рта, но и голосовые связки и носовой аппарат. В большинстве случаях узляу представляет собой выдержанный органныйпункт на тонике, с разной ритмической пульсацией.
В своем типологическом обзоре К. Закс различает прежде всего две главные группы варганов: рамные и дугообразные, причем последние представляют собой более поздний и развитый тип, который, по всей вероятности, генетически связан с рамными варганами и, по-видимому, произошел от них.
В башкирском быту сохранились оба типа таких варганов: металлический кубыз с дугообразным корпусом и деревянный кубыз на рамной основе.
Кубыз металлический представляет собой стальную пружину, прикрепленную к вершине подковообразной металлической вилки. Инструмент этот вкладывается в рот, и по пружинке ударяют пальцем. Собственно напев звучит при продувании воздуха через дужки кубыза, причем отверстие между которыми то уменьшают, то увеличивают. В этом отверстии все время вибрирует стальная пружинка. Кроме мелодии выступает звук самой пружинки, получаемый от щипка пальцем по ней (органный пункт).
Кроме металлического кубыза (тимер кубыз) существует и деревянный (агас кубыз). Это деревянная пластинка с вырезанным на ней язычком. Как и металлический, деревянный кубыз вкладывают в рот и дергают за веревочку, прикрепленную к деревянному язычку, или ударяют по ней пальцем[17].
В настоящее время деревянный кубыз бытует только в северо-восточных районах республики/
Итак, обобщая описание и сведения о музыкальных инструментах, постараемся классифицировать их по системе Закса -Хорнбостеля, хотя всякие работы по классификации в какой-то мере условны.
I. Идиофоны:
1. кубыз металлический (тимер кубыз) и деревянный (агас кубыз)
2. шакылдан - рамная погремушка, в которой самозвучащее тело укреплено на раме и ударяется о нее;
3. кынгырау - язычковый колокольчик, подвешиваемый за верхушку;
4. кайрак таш - каменные кастаньеты. Состоят из пары отшлифованных плоских камней. Имеет древнее происхождение.
5. тояк - ударный инструмент, состоящий из пары конских копыт, предварительно обработанные для применения в качестве музыкального инструмента.
6. таяк - две круглые палочки длиной ок. 15 см (исполнитель держит одну из них таким образом, что ладонь является резонатором).
II. Мембранофоны:
1. дунгур (денгер) - ударный инструмент типа бубна. Деревянный круглый (овальный) обруч высотой ок.19 см и диаметром ок.35 см, с обеих (с одной) сторон зажатый перепонкой. По кругу корпуса установлены двойные серебряные монеты. Ударяют пальцами и ладонью по коже или по обручу (или встряхивают).
2. киле - башкирские "литавры". Деревянная посуда (ступка), натянутая сверху кожаной мембраной. Играют колотушками.
3. думбурзяк - ударный инструмент, типа большого барабана. Цилиндрическая деревянная бочка (диаметром ок. 50 см высотой ок.80 см). Снизу натянута мембрана, к середине мембраны прикреплен пучок конских волос. При натягивании и отпускании волоса издаются низкие звуки. Играют в наклонном положении.
III. Хордофоны:
1. думбыра башкирская - струнно-щипковый инструмент;
2. кыл - кубыз - струнно-смычковый инструмент;
3. ятаган - музыкальный инструмент типа цитры.
IV. Аэрофоны:
1. курай башкирский, типа открытой продольной флейты;
2. кыйык-курай (девичий курай) или сур-курай - губно-щелевые свистковые флейты;
3. сыбызгы - поперечная флейта;
4. сорнай (hЬорнай) - духовой сигнальный инструмент из рога. Различаются два вида сорная: мундштучный и с двойным тростниковым язычком;
5. борго - мундштучный сигнальный духовой инструмент без пальцевых отверстий. Изготавливается из дерева;
6. сызгыртмак (hызfыртмак) - губно-щелевая свистковая флейта без игровых отверстий;
7. сызгыртауык (hызfыртауык) - детские музыкальные инструменты типа окарины из глины;
8. хайран - музыкальный инструмент, изогнутый в форме носа из алюминиевой фольги, при игре который на самом деле вставляется в нос и придерживается большим и средним пальцами левой руки. Правая рука, жестикулируя, дает дополнительные краски и разнообразные эффекты звуку. Звучание достигается путем выдыхания через нос воздуха, при этом участвуют полость рта, носовой аппарат и голосовые связки.