ОРКЕСТР БАШКИРСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ НОВЫЙ ТИП КОЛЛЕКТИВНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА




Традиции ансамблевого исполнительства на народных музыкальных инструментах зародились давно и связаны с бытом и условиями жизни самого народа.

Первоначальные ансамбли прошлых времен имели случайный характер музицирования. В основном такие ансамбли создавались импровизировано и состязались в дни народных празднеств, сходах, массовых меропри­ятиях.

Любопытные картины описывает известный музы­кант-этнограф С. Рыбаков в своих путевых записях "По Уралу, среди башкир", который изучал быт и культуру края в конце прошлого века:

"...песенники и дудочники были отличные, а послед­ние играли несколько человек подряд. Я спрашивал Андрея Степановича, как играли дудочники: все одно и тоже, или разделялись на голоса? Он ответил, что все играли одно и то же, т.е. унисонную общую мелодию... Я очень сожалел," что не присутствовал на этом вечере, потому что ни раньше, ни позже мне не удавалось слышать среди башкир одновременной игры на нескольких инструментах и притом так, чтобы это выходило стройно, а на упомянутом вечере башкиры играли согласно". Эти наблюдения были зафиксированы в Бурзянской волости, т.е. в современном Баймакском районе.

В выше упомянутых записях он пишет: "Здесь же появились дудочники (курайсы) и на разные лады играли башкирские мелодии, только инструменты их (кураи) были разного строя, и от одновременной игры получалась несносная какофония"(3-я Бурзянская волость, у подно­жия горы Масим.). Как видно по записям, еще в те времена бытовала бесписьменная традиция ансамблевого исполнительства. В начале XX века с появлением профессиональ­ных театров, на их базе были созданы так называемые унисонные оркестры. Как правило, состав ограничился первыми попавшимися инструментами: курай, скрипка, мандолина, гармонь, виолончель и др. Они были коллек­тивами устной традиции исполнительства. С открытием класса курая в Уфимском училище искусств в 1971 году и изобретением технологии изготовления курая в едином строе и стандарте, появляются совершенно новые типы многоголосных ансамблей кураистов, основанные на музыке письменной традиции, которые условно назовем академической манерой исполнения. Эти коллективы являлись базой и основой в создании оркестра башкирских инструментов.) В 1992 году в Отделе башкирских народных инструментов УУИ нами разрабатывался состав и был создан Первый оркестр башкирских народных инстру­ментов. При создании оркестра важное значение имело освоение богатейшего опыта симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. У них был заимствован сам принцип объединения в группы, творчес­ки переосмыслены другие важные факторы оркестрового стиля письма, сохранив при этом самобытный наци­ональный колорит.

Оркестр состоит из пяти групп:

1. группа кураев: курай-пикколо или кыйык-курай,I, II курая.

2. группа баянов или оркестровых гармоник: I, II баяны, бас-баян.

3. группа ударных инструментов: литавры, кото­рые заменяют древний башкир-ский народный инструмент "киле" ("ступка"), бубен - заменяет денгер, большой'барабан - демберзэк, а так же возможно включение множества других ударных инструментов типа ша'кылда'к, нэгрэ, тре­угольник и т. д.

Сведения об этих инструментах обнаружены нами во время фольклорных экспе­диций, кубыз - относится тоже к этой группе и трактуется как ударный, колористический инструмент.

4. группа струнно-щипковых_инструментов. Сюда входит разновидности думбыр, которые состоят из шести семейств: пикколо, сопрано I, II, альта I, II тенора, басы, контрабас.

5. группа струнно-смычковых инструментов, состоит из семейств древне-башкирского музы­кального инструмента кыл-кубыза: сопрано I, II; альты I, II; басы I, II; контрабас. В настоящее время их заменяет I, II скрипки, виолончели, контрабас.

Инструментами, не составляющми постоянной группы, являются борго, hорнай иятаган.

Надо сказать, что предложенный состав не является стандартом, он может изменяться, дополняться ин­струментами других народов, современными электро­музыкальными инструментами. Но при этом надо соблю­дать самое главное качество - тембр, самобытность звучания,

Появление нового типа коллективного исполнительства обусловил и появление новой исполнительской манеры на народных инструментах - академической.

В чем заключается ее сущность и отличиеот тради­ционного народного исполнительства?

Академический стиль исполнения - это точное воспроизведение нотной записи. В традиционном исполнительстве башкирской народной музыки имеют место импровизации - интонационные, ритмические, орнамен­тальные, динамические и штриховые видоизменения. В этом и заключается вся прелесть, неповторимость и своеобразие народного исполнительства, наблюдаемая как в вокальной, так и инструментальной музыке. [...]

… В отличие от исполнителя устной традиции, исполни­тель академической письменной традиции передает замысел композитора и представляет слушателю собствен­ное прочтение исполняемого произведения, он воспи­тывается на материале композиторского творчества.

При академическом исполнительстве, независимоот исполняемого произведения - будь то народная музыка в композиторской обработке, или оригинальное сочинение - требуется строгое соблюдение интонационной точности зафиксированного авторского текста, причем в темпе­рированном строе.

Таким образом, академический стиль играет важную роль в развитии оркестрового исполнительства. Традици­онный и академический типы исполнительства родились в разные исторические периоды, и выполняют различные Функции: их нельзя противопоставлять и сравнивать, а тем более ставить целью вытеснения одного другим. [...]…

 

 

Литература

 

1. Хорнбостель Э. М. фон, Закс К. Систематика музы­кальных инструментов //Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. -Т. I,-С.229;

2. Гинзбург С.Г. Основные вопросы сравнительного изу­чения музыкальных инструментов индейцев Южной Америки. -Л., 1928. -С. 105-110;

3. Береговский М. Башкирские народные музыкальные инструменты. УГИИ; Рукопись, инв. № 50. ФК.,

4. "Башкорт халык ижады" //Эпос, Т. 1;

5. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, Пугачевский бригадир, певец и импровизатор. Песни Салавата в рукописном переводе. -XI, 2,1983. -С. 3. (Инородческие песни в "Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Универ­ситете");

6. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. -М.: Художест­венная литература. 1976. -С. 151-152;

7. Иллюстрированное описание музыкальных инстру­ментов хранящихся в Дашковском музее, в Москве // Труды музыкально-этнографической комиссии, импе­раторского общества любителей естествознания, ан­тропологии и этнографии. -М. 1911. Т. II. -С. 251;

8. Там же. -с. 215;

9. Вертнов К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музы­кальных инструментов народов СССР. Изд. 2-ое. -М., 1975.;

10. Рыбаков С.Г., Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта. -С-Пб., 1897, с. 113;

11. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1976.;

12. Атанова Л.П. Об эпических напевах;

13. Абрамзон С.М. К характеристике шаманства в старом быту киргизов. -КСНЭ, 1958. -Вып. 30 -С. 144;

14. Есбергенов Х.Е. О близости пережитков доисламских верований в обычаях каракалпаков и башкир // Археология и этнография Башкирии. -Т. III;

15. Труды музыкально-этнографической комиссии импе­раторского общества любителей естествознания, ан­тропологии и этнографии." - М., 1911. -Т. II -С. 227;

16. Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. -Л., 1986. с. 73;

17. Эмсгаймер Э. Варган в сибири и Средней Азии // Проблемы инструментальной музыки народов СССР -Л., 1986. -С.73;

18. Рыбаков С. По Уралу, среди башкир //Башкирия в русской литературе. -Уфа, 1992. -Т.З;

19. ЛивиевА.Х. Два типа коллективного исполнительства. //Актуальные проблемы оркестрового испол-нительства на узбекских народных инструментах. -Ташкент, 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: