Традиции ансамблевого исполнительства на народных музыкальных инструментах зародились давно и связаны с бытом и условиями жизни самого народа.
Первоначальные ансамбли прошлых времен имели случайный характер музицирования. В основном такие ансамбли создавались импровизировано и состязались в дни народных празднеств, сходах, массовых мероприятиях.
Любопытные картины описывает известный музыкант-этнограф С. Рыбаков в своих путевых записях "По Уралу, среди башкир", который изучал быт и культуру края в конце прошлого века:
"...песенники и дудочники были отличные, а последние играли несколько человек подряд. Я спрашивал Андрея Степановича, как играли дудочники: все одно и тоже, или разделялись на голоса? Он ответил, что все играли одно и то же, т.е. унисонную общую мелодию... Я очень сожалел," что не присутствовал на этом вечере, потому что ни раньше, ни позже мне не удавалось слышать среди башкир одновременной игры на нескольких инструментах и притом так, чтобы это выходило стройно, а на упомянутом вечере башкиры играли согласно". Эти наблюдения были зафиксированы в Бурзянской волости, т.е. в современном Баймакском районе.
В выше упомянутых записях он пишет: "Здесь же появились дудочники (курайсы) и на разные лады играли башкирские мелодии, только инструменты их (кураи) были разного строя, и от одновременной игры получалась несносная какофония"(3-я Бурзянская волость, у подножия горы Масим.). Как видно по записям, еще в те времена бытовала бесписьменная традиция ансамблевого исполнительства. В начале XX века с появлением профессиональных театров, на их базе были созданы так называемые унисонные оркестры. Как правило, состав ограничился первыми попавшимися инструментами: курай, скрипка, мандолина, гармонь, виолончель и др. Они были коллективами устной традиции исполнительства. С открытием класса курая в Уфимском училище искусств в 1971 году и изобретением технологии изготовления курая в едином строе и стандарте, появляются совершенно новые типы многоголосных ансамблей кураистов, основанные на музыке письменной традиции, которые условно назовем академической манерой исполнения. Эти коллективы являлись базой и основой в создании оркестра башкирских инструментов.) В 1992 году в Отделе башкирских народных инструментов УУИ нами разрабатывался состав и был создан Первый оркестр башкирских народных инструментов. При создании оркестра важное значение имело освоение богатейшего опыта симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. У них был заимствован сам принцип объединения в группы, творчески переосмыслены другие важные факторы оркестрового стиля письма, сохранив при этом самобытный национальный колорит.
|
Оркестр состоит из пяти групп:
1. группа кураев: курай-пикколо или кыйык-курай,I, II курая.
2. группа баянов или оркестровых гармоник: I, II баяны, бас-баян.
3. группа ударных инструментов: литавры, которые заменяют древний башкир-ский народный инструмент "киле" ("ступка"), бубен - заменяет денгер, большой'барабан - демберзэк, а так же возможно включение множества других ударных инструментов типа ша'кылда'к, нэгрэ, треугольник и т. д.
Сведения об этих инструментах обнаружены нами во время фольклорных экспедиций, кубыз - относится тоже к этой группе и трактуется как ударный, колористический инструмент.
|
4. группа струнно-щипковых_инструментов. Сюда входит разновидности думбыр, которые состоят из шести семейств: пикколо, сопрано I, II, альта I, II тенора, басы, контрабас.
5. группа струнно-смычковых инструментов, состоит из семейств древне-башкирского музыкального инструмента кыл-кубыза: сопрано I, II; альты I, II; басы I, II; контрабас. В настоящее время их заменяет I, II скрипки, виолончели, контрабас.
Инструментами, не составляющми постоянной группы, являются борго, hорнай иятаган.
Надо сказать, что предложенный состав не является стандартом, он может изменяться, дополняться инструментами других народов, современными электромузыкальными инструментами. Но при этом надо соблюдать самое главное качество - тембр, самобытность звучания,
Появление нового типа коллективного исполнительства обусловил и появление новой исполнительской манеры на народных инструментах - академической.
В чем заключается ее сущность и отличиеот традиционного народного исполнительства?
Академический стиль исполнения - это точное воспроизведение нотной записи. В традиционном исполнительстве башкирской народной музыки имеют место импровизации - интонационные, ритмические, орнаментальные, динамические и штриховые видоизменения. В этом и заключается вся прелесть, неповторимость и своеобразие народного исполнительства, наблюдаемая как в вокальной, так и инструментальной музыке. [...]
… В отличие от исполнителя устной традиции, исполнитель академической письменной традиции передает замысел композитора и представляет слушателю собственное прочтение исполняемого произведения, он воспитывается на материале композиторского творчества.
|
При академическом исполнительстве, независимоот исполняемого произведения - будь то народная музыка в композиторской обработке, или оригинальное сочинение - требуется строгое соблюдение интонационной точности зафиксированного авторского текста, причем в темперированном строе.
Таким образом, академический стиль играет важную роль в развитии оркестрового исполнительства. Традиционный и академический типы исполнительства родились в разные исторические периоды, и выполняют различные Функции: их нельзя противопоставлять и сравнивать, а тем более ставить целью вытеснения одного другим. [...]…
Литература
1. Хорнбостель Э. М. фон, Закс К. Систематика музыкальных инструментов //Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. М., 1987. -Т. I,-С.229;
2. Гинзбург С.Г. Основные вопросы сравнительного изучения музыкальных инструментов индейцев Южной Америки. -Л., 1928. -С. 105-110;
3. Береговский М. Башкирские народные музыкальные инструменты. УГИИ; Рукопись, инв. № 50. ФК.,
4. "Башкорт халык ижады" //Эпос, Т. 1;
5. Игнатьев Р.Г. Башкир Салават Юлаев, Пугачевский бригадир, певец и импровизатор. Песни Салавата в рукописном переводе. -XI, 2,1983. -С. 3. (Инородческие песни в "Известиях Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете");
6. Сухотина-Толстая Т.Л. Воспоминания. -М.: Художественная литература. 1976. -С. 151-152;
7. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов хранящихся в Дашковском музее, в Москве // Труды музыкально-этнографической комиссии, императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. -М. 1911. Т. II. -С. 251;
8. Там же. -с. 215;
9. Вертнов К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Изд. 2-ое. -М., 1975.;
10. Рыбаков С.Г., Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта. -С-Пб., 1897, с. 113;
11. Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1976.;
12. Атанова Л.П. Об эпических напевах;
13. Абрамзон С.М. К характеристике шаманства в старом быту киргизов. -КСНЭ, 1958. -Вып. 30 -С. 144;
14. Есбергенов Х.Е. О близости пережитков доисламских верований в обычаях каракалпаков и башкир // Археология и этнография Башкирии. -Т. III;
15. Труды музыкально-этнографической комиссии императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии." - М., 1911. -Т. II -С. 227;
16. Проблемы традиционной инструментальной музыки народов СССР. -Л., 1986. с. 73;
17. Эмсгаймер Э. Варган в сибири и Средней Азии // Проблемы инструментальной музыки народов СССР -Л., 1986. -С.73;
18. Рыбаков С. По Уралу, среди башкир //Башкирия в русской литературе. -Уфа, 1992. -Т.З;
19. ЛивиевА.Х. Два типа коллективного исполнительства. //Актуальные проблемы оркестрового испол-нительства на узбекских народных инструментах. -Ташкент, 1988.