Два периода Мещёрского средневековья.




Среди вереницы веков и периодов, наиболее интересны ключевые моменты, когда одна культура сменяет другую, один этнос сменяет другой. Горят дома гибнут люди, а земля бережно хранит хроники этих событий и происшествий.

Одним из таких «судьбоносных» периодом в истории Рязанщины является, конец 10-го века. Это период активной славянизации среднего Поочья. Исчезновение самобытного облика местных финно-угорских культур и их интеграция в общерусское пространство. Большинством исследователей остался без внимания тот факт, что эти серьёзные этнические преобразования происходят на фоне прекращения потока восточного серебра на запад.

 

Для того чтобы понять события рубежа 10 и 11 века хотелось бы вернуться, во времена более ранние, чтобы дать некоторое представление об этнической и исторической картине сложения региона, ставшего звеном великого «Серебряного пути».

Генетически мещерское население 9-10 вв., особенно в левобережье Оки и Москворечье, правомерно считать потомками носителей Городецкой и Дьяковской культуры, вытесненных с берегов среднего течения Оки и подавляемых, на протяжении пяти веков, доминирующей культурой Рязано-окских могильников. Причем вопрос о степень их взаимной ассимиляции, до сих пор остается открытым. Носители КРОМ в середине первого тысячелетия н.э. занимали главенствующею роль среди народов волго-окского междуречья. (1) Однако в результате неких событий в конце 7-го века Рязано-окские могильники исчезают. После этого происходит археологическое выделение культур Муромы, Мери, и Мордвы.

У Иордана среди прочих народов подчиненных Германариху упоминаются народы, Меренс, Морденс и Имнискаров. (2) рядом авторов отмечалось, что речь идет не о прямо подчиненных народах, автор просто собрал все известные ему племена ойкумены и включил их в список для значимости. Хотя справедливости ради надо сказать, что подобное суждение идет в разрез с первоисточником.

Если имена народов Морденс и Меренс вполне созвучны с Мордвой и Мерей

то идентификация других названий племен весьма туманна в частности И. Миккола пытается связать народ Имнискаров с Мещерой. (11) Хотя на наш взгляд данное утверждена не слишком надежно. Во времена, описываемые Иорданом такого народа как Мещера могло и не существовать, так как территория её распространения была занята носителями культуры Рязано-Окских могильников. Аутентичные особенности мещера приобретает лишь с конца 7-го века, то есть после исчезновения носителей КРОМ.

Куда реалистичнее звучит прочтение В.В.Напольских считающим «in Miscar(is)» географическим указанием, «в Мищере» (12) это подкрепляется еще и тем, что с 14 века и по сей день, мещера — это название территории.

О причинах их исчезновения мы можем лишь догадываться. Хотя благодаря исследованиям последних лет не будет слишком наивно связать этнические пертурбации в среднем Поочье с Тюркской или если угодно Хазарской экспансией середины 7-го века. Рязанно-окская культура, является уникальным примером культуры «милитаристского типа» в которой воинская культура, доминировала над всеми прочим. Наличие ряда «импортов» трофейного происхождения, 7-го века позволяют предположить, их участие в аварских войнах. Одновременно не исключено и прямое противодействие Рязано-окцев протобулгарам, или же формирующемуся хазарскому каганату… Это подтверждается Е.П.Казакова считающим что в 10м веке складываться серьезные Булгаро- Финно-угорские отношения. На этот период характер этих взаимоотношений был вероятно мирный, и союзнический так как нередки находки одиночных, и семейных групп погребение Муромы и Мещеры, на булгарских могильниках. Немаловажно для нашего исследования это находка в одном из таких погребений Танкиевского могильника дирхема 924-925 годов. (4)

Так или иначе, после исчезновения Средне-окского милитаристского центра, большая часть элементов воинской культуры сохраняется в Мокше-Цнинском междуречье. Особенно в ореале с.Шокша. Другая часть легла в основу воинских традиций рязанской земли…

В начале десятого века, территория Среднего Поочья в основном по территории Рязанской и части московской области заселена финно-угорским племенем Мещерой. Этот термин, как название территории до сих пор жив для обозначения левобережья Оки в ойкумене. Во времена уездного деления 17-18 веков, некоторое время тут же существовал «Мещерский уезд».

Одновременно и чуть ранее, Среднее Поочье подвергается различным волнам славянской колонизации, с запада по Оке идет продвижение культуры носителей лучевых колец, трансформирующихся на Оке в культуру колец лопастных, традиционно именуемую Вятичами, с северо-востока, распространяется кривическое влияние, с юга чувствуется постоянно возрастающие влияние черниговской земли.

 

В это время Ока является основным торговым путем связующий восток с западом. Собственно, она была им задолго до пути «из варяг в греки» (5). Важным свидетельством существования этого пути являться многочисленные находки вещей «скандинавского, облика на финно-угорских памятниках 10-11 века, на территории Поочья, и Среднего Поволжья. Мы можем лишь догадываться о чудовищных объемах, восточного серебра идущим транзитом по Оке. В настоящий момент находки кладов по её берегам исчисляться, сотнями, а отдельных монет тысячами.

В «конце же пути» в Европе их находки исчисляются десятками тысяч монет. С одной стороны его расположен «Готланд» (Серебряный остров», а с другой живут «Чуваши» серебряные люди.

Несомненно, это продвижение было возможно только в условиях, обеспечения стабильности, торгового пути.

Однако на рубеже 10 и 11 века приток восточного серебра в Европу резко прерывается, положив начало «безмонетному» периоду, отечественной истории. Традиционно периодом прекращения ввоза восточного серебра в западную Европу принято считать первые десятилетия 11 века, (6) справедливо предположить, что именно события второй половины–конца 10-го века привели к этому. Вероятно, в этот период были с разрушены некие ранее существующих инфраструктуры, гарантирующих безопасное прохождение восточного серебра по Волго-Окскому торговому пути.

Уже давно замечено что целый ряд славянских памятников, расположенных по Оке в Московской области, подверглись разрушению на рубеже 10-11 века. Особенно это хорошо было прослежено при раскопках первого Колтовского селища, где материалы 10-11 века залегали в слое пожара, на всей территории селища. Примечательно что этот слой характеризуется как лепной, так и гончарной керамикой. (7) исследования последних лет показа ли что целая плеяда, Мещерских памятников среднего Поочья прекращает в это же время свое существование. Причем основным маркерами их гибели является слой пожарищ, содержащий огромное количество стрел, и оплавленные дирхемы, в основном чеканки, последней трети 10-го века.

Несомненно, более целостный анализ монетных находок позволит более точно определить дату интересующих нас событий, однако даже в своей приблизительности, интервал между 960м годом и первыми десятилетиями 11 века, более чем исчерпывающий для исторических изысканий и неких, пусть даже предварительных выводов.

Со второй половины 10-го средняя Ока попадает в сферу постоянной военной экспансии киевских князей. Начат этот процесс был Святославом,

который с 964 по 966 годы воевал с вятичами на Оке, и в 966 «Победи Святослав вятичи и дань на них възложил»(Ж) Военные походы Святослава целенаправленно, нацелены на Волго-Окский, путь вероятно он стремился, взять его под контроль, или уничтожить, его для усиления «Пути из варяг в греки».

Вероятно, в 985 году этот процесс завершается, походом Владимира и Добрыни на Болгар (9) известно, что завоеванием болгар он не закончился,

Он, вероятно, увенчался, захватам контроля, над мещерскими землями.

Так как уже в 1006 году Булгарское посольство, просит дозволения, у Владимира торговать по волге и Оке без опасения. (10)

Вероятно, произошло одно из двух, или Русские князья намерено блокировали, Окский путь, для стимулирования, «пути из Варяг в греки» или же, что вероятнее, были не в состоянии контролировать его. В ползу последнего свидетельствуют многочисленные укрепленные древнерусские городки, возникающие в Поочье, в 10-11 веке.

Примечательно что на ряде памятников 11 века, где уже отсутствуют дирхемы нередки находки, предметов инсигний Рюриковичей. То есть предметов с лично-родовыми знаками, и актовых печатей наглядно иллюстрирующие их влияние на данные территории.

 

 

Общей тенденцией археологического отражения этих исторических процессов отражено в маркировки дирхемами дославянских памятников, в большей части Среднего Поочья, и градацию на два периода раннеславянских памятников. От Прони до Москворечья. Внутри этой ойкумены лучевых-лопастных колец четко прослеживается тот факт, что дирхемы встречаться преимущественно на памятниках, где отсутствуют тельные кресты. Так же можно сказать, что на славянских памятниках с дирхемами, встречаться широкорогие лунницы, лучевые кольца, и кольца деснинского типа. Лопастные височные кольца напротив для них не характерны. Конечно, нет правил без исключений, однако нельзя забывать и тот факт, что ряд мест, длительное время служил для проживания людей, а при отсутствии стратиграфии залегания материалов, принимать во внимание разновременные памятники нельзя. Отдельную локальную группу памятников составляют, находки из Касимовской земли, которая вероятно раньше и возможно на союзнических условиях, вошла в зону влияния Русских князей, исторически это обуславливается историей сложения, Муромо-Рязанского княжества, с изначальным главенством мурома. Археологически это подтверждается множеством бикультурных предметов выполненных в смешанной форме Финно-угорских технологий литья по навощённому жгуту и древнерусских стилистических типов. Изучение, которых дело отдельной статьи, и будущего, которое возможно и позволит ответить на ряд вопросов славянизации Оки. В рамках этой публикации нам хотелось бы обратить Ваше внимание, на имитации славянских типов лунниц, и крестов, изготовленных явно Мещёрскими мастерами. В технологии изготовления матрицы для литейной формы из навощенного шнурка. Примечательно что они встречаться на ряду с Древнерусскими и Скандинавскими крестами.

Задача данного сообщения ввести в научный оборот ряд случайных находок с территории средней Оки. Рубежа монетного «Куфического» и безмонетного периодов (после монетного) периодов 11-12 века.

А также поставить вопрос о признании финно-угорства Среднего Поочья составляющей этноса Русского населения окского бассейна, являющегося очагом сложения московского государства.

 

Коллектив авторов Рязано-окского исторического сообщества

Научный консультант Гаврилов А.П.

 

1. Гавритухин И.О., Обломский А.М.Заключение. РАН ИА ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА В СЕРЕДИНЕ I ТЫСЯЧИЛЕТИЯ Н.Э., МОСКВА 2007 стр. 391.

2. Jordanis. Romana et Getica. Rec.TY. Mommsen. Monumenta Germaniae Historica, t.Y.1.1889. XXIII. Стр.116.

3. J.J. Mikkola. Die Namen der Volker Hermanarichs. Finnisch-Ugrische Forschungen, Bd. XY, Helsingfors,1915, стр.62.

4 Е. Казаков Е.П.О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОЛЖСКИХ БОЛГАР С ОКСКИМИ ФИНАМИ

Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и музеефикация. (материалы научной конференции) Рязань.1994. Стр. 120.

5. Бернштейн-Коган С.В. «Путь из варяг в греки».»Вопросы географии»,т.20, 1950, стр.239-270.

6. Монгайт. А.Л. РЯЗАНСКАЯ ЗЕМЛЯ, ИАН СССР М.1961г. стр. 90.

7. Зубарев Н.В. К вопросу о славянском проникновении на среднюю Оку в первом тысячелетии нашей эры. Историко-культурное наследие. Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и музеефикация. (материалы научной конференции) Рязань.1994. Стр. 120

Е. Казаков Е.П.О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ВОЛЖСКИХ БОЛГАР С ОКСКИМИ ФИНАМИ

Памятники археологии Центральной России: охранное изучение и музеефикация. (материалы научной конференции) Рязань.1994. Стр. 120.

8. ПСРЛ.т.XXXYIII, стр. 33.

9. ПСРЛ, т.XXY, стр.359.

10. Татищев В.Н. История Российская, т.II, с.69.

11. J.J. Mikkola. Die Namen der Volker Hermanarichs. Finnisch-Ugrische Forschungen, Bd. XY, Helsingfors,1915, стр.62.

12. Напольских В. В. «Список народов Германариха» – готский путь от Ладоги до Кубани / В. В. Напольских // Уральский исторический вестник. – 2012. – № 2 (35). – С. 25.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: