Храмы Пресвятой Троицы и Знамения Божией Матери в селе Городище.




Согласно утверждению известного вологодского филолога Ю.И. Чайкиной, «Городище – название многих сел в России и в древнеславянских землях. В древнерусском языке слово городище обозначало 'место, на котором в старину находился укрепленный населенный пункт – городок', 'место с остатками укрепленного поселения', 'развалины древнего селения'. Деревня, возникавшая, на таком месте, обычно именовалась Городищем. Большинство топонимов Городище образовано в XII – XIV вв., когда на месте заброшенных укрепленных поселений возникали крестьянские селения».

Возможно, свой укрепленный городок в прошлом существовал и на месте нынешней деревни Городище Череповецкого района, во всяком случае, археологические данные свидетельствуют о древности этого поселения.

Точное время основания Городищенского прихода не известно. Однозначно можно утверждать, что первый храм в нем появился не позднее XVII века.

В 1710 году Городище уже именовалось селом (то есть селением церковью), в нем возвышался деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». А собственником селения являлся известный государственный деятель XVIII века Петр Михайлович Бестужев-Рюмин, отец знаменитого канцлера Алексея Бестужева-Рюмина, хорошо известного по кинотрилогии о гардемаринах. В «Переписной книге Пошехонского уезда» за 1710 год об этом сообщается предельно лаконично: «Волость Любецкая а в ней… за генералом-кригсцалмейстером за Петром Михайловичем Бестужевым Рюминым село Луковец (28 дворов), деревня Вахново (16 дворов), село Городище (в нем двор помещичий и крестьянских 13 дворов), деревня Дудина (7 дворов)». Как видим, в 1710 году Городище являлось центром пошехонской вотчины Бестужевых, в нем располагался помещичий двор, но бывал ли здесь лично влиятельный царедворец, сказать нельзя.

Следующее упоминание о Городище мы встречаем в «Ведомости приходских и ружных церквей Ростовской епархии», представленной 13 марта 1723 года в Святейший Синод Преосвященным Георгием, епископом Ростовским. Согласно данному документу, в 1723 году в селе Городище Любецкой волости Пошехонского уезда имелась деревянная церковь Знамения Божией Матери, при которой служили поп, дьячок, и пономарь. К приходу были приписаны 22 двора, а церковная земля выделена из поместий «стольника Якова Андреевича Полуэхтова». Стольники Полуэктовы (в просторечии, Полуэхтовы) также входили в ближайшее окружение русских царей. Получается, что село Городище издавна занимало особое положение среди окрестных селений. По-видимому, и строились местные храмы отчасти на средства упомянутых выше государственных деятелей. Так, в актах, находившихся в вотчинной конторе г. Голицына, сообщалось о наличии в Городище двух деревянных церквей: холодной (не отапливаемой) Знамения Пресвятой Богородицы о 5 главах, построенной в 1731 году, и теплой одноглавой в честь великомученицы Параскевы Пятницы, возведенной в 1733 году «при тайном советнике Петре Михайловиче Бестужеве-Рюмине».

Позднее Городище с окрестными угодьями перешло в ведение других не менее влиятельных государственных деятелей – князей Голицыных. Его жители, числившиеся временно обязанными крестьянами указанных землевладельцев, кроме хлебопашества, активно занимались ковкой гвоздей.

В 1796 году в приходе появляется первый каменный двухэтажный храм, устроенный «тщанием прихожан». Верхний (холодный) придел его был освящен в честь Пресвятой Троицы, а нижний (теплый) – во имя великомученицы Параскевы Пятницы (в память о старинном храме). В 1820 году опять же «тщанием прихожан» была построена вторая каменная Знаменская церковь с приделом преподобного Александра Свирского. Отдельно от церквей была возведена каменная колокольня.

В 1906-1908 годах Знаменский храм подвергся капитальному ремонту и частичной перестройке. Была вновь «перекладена двухэтажная паперть, которая вследствие слабости бута дала трещины», расширен нижний теплый храм прикладкой двух каменных приделов, которые первоначально предполагалось освятить в честь Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Но планы скорректировали: приделы были освящены во имя Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.

Городищенский приход изначально включал в себя три селения: село Городище и деревни Дудино и Костяевка (в обеих имелись деревянные часовни). Но после образования в 1913 году Вахновского прихода, деревня Дудино была отписана к Вахновскому храму.

То есть Городищенский приход стал состоять всего из двух селений, случай чрезвычайно редкий для того времени, но легко объяснимый: в ближайших окрестностях Городища располагалось множество других храмов, в том числе: Преображенская и Казанская церкви в Любце (в 4 верстах), Владимирская и Михаило-Архангельская в селе Ильинском (в 6 верстах), Вознесенская, Петропавловская и Успенская в селе Луковец (в 8 верстах) и Покровская в селе Вахново (в 8 верстах).

Приход располагался на проселочной дороге из Любца в село Луковец, с трех сторон был окружен лесом, а с 4-й – Глухой Шексной (старым руслом Шексны).

Его жители издавна отличались благочестием. Кроме храмовых праздников они отмечали заветные дни, которые решением всего прихода полагалось праздновать по обету в память избавления от различных бедствий, как правило, опустошительных эпидемий.

Такими заветными днями являлись:

В селе Городище: 18 (31) июля (память преподобного Иоанна Многострадального) и 20 июля (2 августа) – пророка Илии;

В деревне Дудино: 11 (24) февраля (священномученика Власия Севастийского); 9 (22) мая (святителя Николая Чудотворца); 1 (14) июля (бессребреников Космы и Дамиана); 15 (28) августа (Успение Божией Матери); 1 (14) ноября (св. бессребреников Космы и Дамиана) и 6 (19) декабря (святителя Николая Чудотворца);

В деревне Костяевке: 6 (19) августа (Преображение Господне).

Во все праздники служился общественный молебен в церкви или в деревнях на открытом месте и священник с иконами посещал дома прихожан.

Многие жители, помимо положенных по уставу постов и постных дней, соблюдали свой заветный пост – в неделю перед Ильиным днем.

Существовали и особые приходские крестные ходы, также в большинстве своем совершаемые по обету:

В селе Городище:

На второй день Пасхи после утрени до обедни через все село;

27 ноября (10 декабря), в праздник иконы Божией Матери «Знамение» перед началом литургии через все село.

23 апреля (6 мая), на великомученика Георгия Победоносца совершался крестный ход «на воду» (к реке).

8 (21) июля в день Казанской Божией Матери совершался крестный ход и выгон ко кресту скота, который кропился священником святой водой.

1 (14) августа в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня совершался крестный ход «на воду».

В Дудине в четверг на Пасхальной седмице из часовни шли крестным ходом вокруг деревни.

***

Эти традиции стали постепенно искореняться после прихода к власти большевиков.

А спустя некоторое время власти начали открытую кампанию по ликвидации храмов.

Решением Президиума ленинградского облисполкома от 24 сентября 1930 года была закрыта Знаменская церковь, которую переоборудовали под зернохранилище.

А 29 декабря 1938 года вышло постановление Вологодского облисполкома о «ликвидации» Троицкого храма, который предлагалось разобрать на стройматериал.

В 1939 году оба городищенских храма были разрушены. О них сейчас напоминают только осколки битого кирпича, старинные железные обручи и поклонный крест, установленный местными жителями в память о разрушенных святынях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: