Недостатки в массовом обучения приемам оказания ПМП




До нынешнего времени все попытки массового обучения населения и персонала опасных видов производства приемам оказания ПМП приводили к формальному решению этой проблемы. А причины этого в следующем.

1. Практика привлечения к преподаванию врачей или медсе стер оказалась неэффективной. Как показывает жизнь, быть хо рошим врачом - еще не означа ет быть хорошим преподавате лем или инструктором. Если за нятия проводит непрофессио нальный педагог, то они прохо- дят'под шелест газет.

Многие руководители занятий считают, что без лекций по анатомии, физиологии человека, подробного изучения механизмов получения травмы и законов развития патологических состояний невозможно научить оказанию ПМП. И это тоже является причиной низкой эффективности обучения.

2. В большинстве случаев вместо эффективного обучения оказанию ПМП практикуются эстафеты бегунов в противога зах с носилками. Качество под готовки оценивается, как пра- вило, лишь по таким критериям, как:

скорость надевания проти вогаза;

скорость и правильность наложения жгута, повязки и шины;

• скорость переноса постра давшего на руках, носилках или закорках.

Отработанные при этом навыки можно использовать только на последующих подобных эстафетах.

Программы и методы подго товки медицинского персонала не пригодны для массового обуче ния школьников, рабочих и слу жащих. Игнорирование этого факта заводит проблему в тупик.

Знать приемы и даже вла деть навыками оказания ПМП - еще не означает уметь ими вос пользоваться в экстремальной ситуации. Увидеть умирающего, окровавленного пострадавшего, а тем более своего сослуживца или товарища - колоссальный стресс для каждого человека. Обучение без учета психологиче ского фактора и замалчивание многих психологических аспек тов в оказании ПМП тоже сводит на нет всю работу по подготовке «обученного очевидца».

Человек, оказавшийся на месте происшествия, может назвать как минимум четыре причины, которые не позволяют ему приступить к оказанию помощи пострадавшим.

Первая: «Я боюсь навре дить. Он может умереть по моей вине ».

Вторая: «Пострадавшего я почти не знаю, поэтому бо юсь заразиться СПИДом, ге патитом, сифилисом и др.».

Третья: «Почему именно я должен подойти первым, что я самый умный, самый?...

Ведь именно мои действия бу дут осуждаться, именно я должен буду принимать ре- шения и понесу всю тяжесть ответственности». • Четвертая: «Если пострадавший лежит без признаков жизни, а я не смог его оживить, то мне придется оправдываться, доказывать, что не я его убил». Именно психологический фактор, если он не берется в расчет, превращает обучение приемам оказания ПМП в пустую формальность. Не следует забывать, что если у спасателей, милиционеров, пожарных, энергетиков и персонала многих других опасных производств есть достаточно выраженная профессиональная мотивация к спасению жизни ближнего, то у большинства очевидцев несчастного случая возникает вопрос: «Зачем мне это надо? »

В ходе обучения вопросам ПМП надо обязательно учитывать проблемы мотивации действий возможных очевидцев.

5. Уместно будет здесь еще раз сказать о факторе «оснаще ние». Вполне понятно, что во многих тяжелых происшествиях оказать ПМП пострадавшему, не имея соответствующих средств, невозможно. Хорошо если в руках спасающего окажется аптечка. В легковом автомобиле, например, она должна быть. Однако комплектация большинства аптечек для водителей и даже тех или иных производств оставляет желать лучшего. Очень часто в их состав включаются такие вложения, которые могут или имеют право использовать только профессиональные медики. Нередко входящее в аптечку изделие представляет опасность для пострадавшего в силу несовершенства своей конструкции.

В качестве примера можно привести, скажем, «жгут кровоостанавливающий матерчатый эластичный с дозирован- ной компрессией». Сама идея дозированной компрессии жгута с указанием нормы усилия сдавления для руки и для ноги в виде квадрата или круга неверна. Чтобы понять, к каким последствиям может привести принцип: «Растяните до квадрата», достаточно подумать о вариантах наложения этого жгута девочке-подростку или атлету-тяжеловесу, сухонькой старушке или человеку с избыточным весом.

Ошибка в степени сдавления конечности в ту или иную сторону может закончиться одинаково плачевно - либо расщеплением сосудисто-нервного пучка и инвалидностью, либо, при недостаточном пережатии артерий, турникетным шоком. Сам принцип «индикации дозирования» грубо нарушает основное прави-I ло наложения кровоостанавливающего жгута - накладывать только под контролем пульса. В случаях неверного наложения, когда сохранен пульс ниже затянутого жгута и начинается набухание вен, отек и посинение конечности, его необходимо снять и наложить заново.

Анализ номенклатуры комплектации аптечек ПМП показал, что для спасения человеческой жизни в экстремальной ситуации их содержимого явно недостаточно, так как бинты, «зеленка», ножницы, таблетки не могут решить*этой проблемы. Аптечки, содержимое которых не может быть использовано для оказания первой помощи, также провоцируют формальное отношение к проблеме спасения человеческой жизни.

В следующих публикацях мы намерены поговорить о путях повышения эффективности системы оказания очевидцами первой медицинской помощи пострадавшим на месте происшествия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: