III. Попытки систематизации права.




II. Формы нормативно-правовых актов.

Благодаря новому реформаторскому характеру права появляются новые формы нормативно-правовых актов. В первой четверти 18 в. резко увеличилось количество форм НПА(табель, плакат, регламент, артикль), однако ни какой устойчивой связи между формой акта и юридической силы заключенных в нем норм не наблюдается.

Екатерина 2, желала установить теоретически три формы НПА: а) законы в собственном смысле слова, т.е. «те установления, которые ни в какое время не могут перемениться», б) «временные учреждения» (наказы, уставы), в) «указы» - законы частные (гл.14, 444-446)

Однако, в реальности сложились следующие формы источников НПА.

а) Уставы – специальные узаконения для известного ведомства или какой либо части материального права. Например, Морской устав 1720 г., устав благочиния 1782 г., 1800 г. устав о банкротстве и др.

О воинском уставе – прочитать самостоятельно к семинару.

Для истории гражданского права большое значение 1729 г. устав о векселях, изданный на немецком и русском языках, составленном одним из профессоров лейпцигского университета, с буквальным заимствованием из тогдашних немецких вексельных уставов. Законодатель делит векселя по 2 главам устава на купеческие и казенные.

б) Регламенты и учреждения – акты учредительного характера, тех или иных ветвей управления. При основании коллегий, каждая получила отдельный регламент: 13 февраля 1719 г. – регламент штац-конторы...28 февраля 1720 г. – генеральный регламент и 25 января 1721 г. – духовный регламент – учредительный акт Святейшего Синода. Последний составленный Ф.Прокоповичем (рассмотренный в Сенате) особо выделяется, т.к. кроме главного содержания заключает в себе устав духовных училищ, устав о церковной проповеди, церковные постановления административного и судебного характера, а поэтому он заменял собой от части свод церковных законов. Т.о. регламенты иногда выходили за пределы учредительных норм и касались материального права.

в) Указы – наиболее часто встречающаяся и важная форма НПА. В них главным образом отражаются характеристики права 18 в.: неустойчивость, многочисленность и противоречивость законов, смешение подзаконных актов – т.н. распоряжений и законов. Часть из них создает новые и существенно важные узаконения материального (уголовного, гражданского), процессуального отраслей права. В частности, указ о единонаследии (1714 г.), табель о рангах (1722 г.), указ о форме суда (1723 г.), указ 1781 г. «о суде и наказаниях за воровство разных родов и заведении работных домов».

Вообще указами было изменено все содержание Соборного уложения и ново указных статей хотя эта систематизация считалась действующей.ие асти государственного права (1762 г. =кого и др..и, церковные постановления адиминист

К этой группе относятся инструкции при ревизиях губерний и другие манифесты заключавшие важнейшие преобразования в области государственного права (1762 г. манифест о Вольности дворянской; манифест о секуляризации церковного имущества и др.)

III. Попытки систематизации права.

Накопление нового законодательного материала изменяющего и дополняющего Уложение 1649 г., уже в начале 18 в. было столь значительно, что вызвало в правящих кругах мысль о создании новой систематизации. Однако, в этот период постоянно следовали реформаторские узаконения, изменяющие по существу прежние нормы права, то попытки кодификации не могли достигнуть успеха (первая в 1700 г.). Кодификации 18 в. значительно отличались от 17 в. – законодатель не только требовал только свести в систематизацию местный законодательный материал, но и создание его по европейскому образцу.

Систематизация при Петре 1. 18 февраля 1700 г. было велено согласовать Уложение с новоуложенными статьями и боярскими приговорами. Была создана Палата о Уложении, в которую вошли члены боярской думы и простые стольники – всего 71 человек. Она действовала до 1703 г. – была создана «Новоуложенная книга», которая не была опубликована и не была обсуждена. В 1714 г. – были отменены все новоуказные статьи и указы противоречащие Уложению и было велено из остальных статей и уложения создать проект новой систематизации. Это было поручено канцелярии земских дел и поместному приказу, и к 1718 г. была создана часть «Сводного Уложения», так же не получившего утверждения. В 1719 г. Петр 1 принял другую систему систематизации – заимствование целиком иностранных систематизаций. Сенату предписано было придерживаться шведского Уложения, а из своего права выбрать только те нормы, которые лучше шведских. Для поместного права было предписано заимствовать законы эстляндские и лифлянские. Работу было велено завершить к октябрю 1720 г. под угрозой жестоких наказания. Но работа порученная Сенатом особой комиссии из немцев и русских продолжалась даже при Екатерине 1. Тогда было велено быть «у сочинения Уложения духовным, гражданским, воинским чинам и из купечества по два человека», которые при переводе чужого кодекса на русский язык были бесполезными и дело завершилось ни чем.

Систематизации после Петра 1.

В 1728 г. было велено заняться сводом отечественных источников права и для этого отправить в Москву из офицеров и дворян «добрых и знающих людей из каждой губернии по 5 человек за выбором от шляхетства» Властям стоило большого труда собрать всех выборных, часть из которых не соглашалась ехать в столицу: к ноябрю собрали 24 человека, 16 не хватало, но и те оказались негодными. 16 мая 1729 г. они были отпущены домой. Стали выбирать других лучших людей от губернии по 2 человека. Дело опять потерпело крах. В 1730 г. была создана «уложенная комиссия», которая закрылась в 40-х гг. без результата. Императрица Елизавета оставив попытки составить новый свод, вернулась к мысли составить новые законы и установления. В 1754 г. была учреждена комиссия о сочинении уложения, которая была более плодотворной, чем предшествующие. К 1755 г. она составила части судебную и криминальную, но утверждение их откладывалось, и работы комиссии прекратились до преобразования ее 1759 г. В 1761 г. было велено собрать депутатов от провинции по 2 человека: от дворян и купцов по одному для участия в законодательных работах. Т.к. дворян в провинции было мало, а купы в некоторых вовсе отсутствовали, то депутаты были собраны не в полном составе, а которые явились были стары и хворы, из заменяли новыми. Но ими были рассмотрены уже 1 и 2 и3 части Уложения, т.е. о суде, о розыскных делах, о состояниях подданных вообще; в последнем четко видно влияние сословных депутатов дворян и купцов. Комиссия продолжала работу формально до 1767 г., хотя депутаты были отпущены в 1763 г.

Систематизация при Екатерине 2. Уложенная комиссия 1767-1768 гг.- сами на семинаре.

В 1796 г. Павел 1 назначил новую комиссию для составления законов, работа которой завершилась ни чем.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: