Терапия тревоги, средства компенсации.




Предлагаю сразу оговориться, что в результате своего жизненного опыта под словом «терапия» я склонен понимать не только устранение симптоматики как таковой и наработку психофизиологического ресурса, но и полную перестройку картины мира и мышления индивидуума, которая несовместима с дальнейшим попаданием в ситуации, породившие болезнь изначально. В моём понимании человек считается здоровым, когда «жизненные уроки выучены и экзамены сданы», то есть психика индивидуума умеет творчески и всесторонне справляться с подобным типом психоэмоциональной нагрузки, породившей когда-то проблему, а также органично усвоила всю информацию из прошлых опытов.

Поэтому предлагаю поделить все способы избавления от Т. и П. (а также любого невроза и любой органической дисфункции в принципе) на непосредственно ЛЕЧЕНИЕ (термин описан выше), и на КОМПЕНСАЦИЮ – частичное устранение симптомов, создание физиологического ресурса и облегчение течения болезни. В свою очередь сами способы лечения и компенсации делим на следующие категории: биохимические, психотерапевтические, соматические, осознавательные; поскольку наш организм не ограничивается только психоэмоциональной сферой, потому подход к лечению болезни должен быть комплексным.

К способам КОМПЕНСАЦИИ по категориям я отношу:

1. Биохимические компенсации, то есть любое вмешательство в организм на уровне обмена веществ, которые в свою очередь делятся на: а) медикаментозную компенсацию – употребление медикаментов и препаратов в любом виде, поскольку непосредственно лечебным эффектом она не обладает, а лишь даёт «передышку» от симптоматики; б) пищевую компенсацию – употребление в пищу продуктов питания, которые так или иначе изменяют обмен веществ и снижают, таким образом, симптоматику. Мной было замечено, что при тревоге хорошо помогают хрустящие и солёные продукты питания – сухарики, чипсы, селёдка, овощные солёности, вяленые солёно-сушённые продукты, а также сладкое. Из напитков хорошо помогает чай из ромашки, мяты – как успокоительные средства, а также напитки с ярким и острым вкусом – газировка и алкоголь. Причём чем ярче вкус напитка/продукта, тем сильнее он воздействует как стабилизирующее против симтоматики Т. и П.

2. Психотерапевтические компенсации – множество психических техник и практик, которые являют собой краткосрочную проработку симптома без устранения причины, либо поверхностную проработку причины, где идёт «выслеживание» механизмов Т. и П., осознание причин их появления, внутренняя работа по их устранению и предупреждению. Например, если мы знаем, что тревогу вызывает периодически возникающий во внутреннем пространстве психики «маленький ребёнок», то это творческая работа по его успокоению. Так, в опыте прохождения личной терапии, мой терапевт неоднократно помогал мне в успокоении этого «ребёнка» различными способами. Также к данным практиками можно отнести, например, техники трансов, гипнозов, некоторые техники НЛП (некоторые из них всё же могут разобраться с глубинной причиной) и многие другие, которые используются самостоятельно или в работе со специалистом.

3. Соматические компенсации – любой метод воздействия на тело и частичную его проработку. Например, занятия любым видом спорта, ежедневная зарядка/гимнастика, принятие успокаивающих ванн/контрастных душей, массаж, а также возврат организма в лоно природы: пребывание на природе в деревянном доме, прогулки в лесу и т.д. К соматическим компенсациям также можно отнести воздействие на тело извне сторонним специалистом через науки, которые опираются на умение тела самовосстанавливаться и являющееся частью мануальной терапии: остеопатию и прикладную кинезиологию. Они могут временно поднять ресурс организма, но не решат проблему полностью.

4. Компенсации на баз осознавания (курсор перескочил) – упражнения на расширение сознания и обычных рамок его восприятия. Например, изучение и постижение экзистенциальных восточных и западных религиозно-философских учений о природе мира, его устройстве, пантеонах богов, выполнение медитативно-созерцательных упражнений. Всё это вкупе обладает успокоительным эффектом для всей нервной системы и ведёт к расширению диапазонов стандартного восприятия действительности. Личность обретает некую бытийную сопричастность ко всем процессам локального и глобального характеров, возникает понимание законов причин и следствий. Порою приходит понимание того, что любое состояние, даже самое тяжёлое – важно и нужно [5], раз оно случилось. И религиозная вера человека в Высшие Силы отчасти отменяет одиночество – иногда их можно призвать на помощь. Это позволит опираться хоть и на призрачную, но всё же внутреннюю опору.

К способам ЛЕЧЕНИЯ по категориям я отношу:

1. Биохимическое лечение – гомеопатические методы, а именно «классическая гомеопатия» и вегетативно-резонансная терапия (ВРТ). Первая очень похожа по воздействию на некоторые методы психотерапии, когда при поддержке терапевта клиент уходит в травмирующее переживание или целый пласт переживаний, и этот опыт (а фактически целый слой психики) вновь оказывается на поверхности с тем, чтобы прожить его более сознательно. В случае ВРТ врач отталкивается от понятия целостности организма и вычисляет первичную цепь повреждений, приведший к нарушению физиологического обмена, и на каждый элемент цепи создаёт свой препарат. Таким образом, можно подобрать полностью индивидуальную программу препаратов для конкретного человека, что в корне отличается от стандартного приёма медикаментов. В следующий приём вычисляется новая цепь повреждений и т.д. В моём опыте лечения эти два метода занимали одну из ключевых ролей.

2. Психотерапевтическое лечение – любой вид психотерапии, в особенности гештальт-терапия, которая позволяет выследить, осознать, а затем и вербализировать Т.и П., то есть перевести моменты их возникновения в творческое адаптивное решение. Здесь основными акцентами при работе терапевта будут постоянная передача ответственности [6] пациенту за его жизнь в его собственные руки и поиск опор [5] в сначала совместно с клиентом, а затем и клиентом самостоятельно.Опорами могут быть сам терапевт, опора на тело и соматику (развитие осознания своего тела – дыхания, отслеживание положения ног, рук и т.д.), на роли и достижения клиента как личности в текущей жизни, конечность негативных переживаний Т. и П. (приступы не бесконечны), на мечты, желания, фантазии в будущем, на принадлежность к роду и родителям (в том числе разбор этой травмирующей принадлежности в прошлом), на друзей и подруг [3,5] – то есть в целом можно сказать, что идёт увеличение уровня постоянной осознанности. Особым пунктом хочется отметить, что опираться можно также и на одиночество (иногда неплохо побыть одному!) [3,5], а также на отчаяние и бессилие [5]. При этом индивидуум может парадлксально довериться миру, его эманациям и в чём-то рискнуть, ослабив, таким образом, контроль.

3. Соматическое лечение – физкультурно-оздоровительные практики на основе гимнастики и техник из арсенала йогов. Данный метод также является одним из ключевых терапевтических механизмов в моём (и не только моём) субъективном опыте. Было замечено, что дыхательные практики и гимнастика йогов помогают не только скомпенсировать Т. и П., поднимая ресурс организма в целом, но и во многом прекратить их в принципе. Сюда же можно отнести все виды восточных практик и даже единоборств, которые субъективно являются не такими комплексными, как йога и более односторонними, но тем не менее также ценными: цигун, тайцзи, ушу, каратэ, кобу-до, винчун и т.д.

4. Лечение на базе осознаваня. - йога-нидра и практика постоянной деконценрации внимания (ДКВ). Йога-нидра – комплекс динамических физкультурных и медитативно-расслабляющих упражнений, который переводится дословно как «йогический сон». Призван погрузить индивидуума в состояние сверхглубокого расслабления, за пределами сна и яви, не проваливаясь в явный сон, но и не будучи в общем смысле наяву. То есть в особый режим функционирования мозга, в котором стираются стандартные паттерны психических реакций и имеется возможность осознать себя как часть единого целого, создать устойчивое состояние отрешённой беспристрастности без потери социальной адекватности.

ДКВ – отдельно выполняемая или постоянная практика (т.е. может быть встроена в повседневную жизнь и текущие дела), в которой тело, все его каналы восприятия, органы чувств внутри и снаружи, мыслеформы, объём пространства, объём себя в пространстве, некий объём за пределами помещения объединяются практикующим в единое целое (то есть полное слияние фигуры и фона). Это влечёт за собой расфокусировку внимания, снижая, таким образом, фокус и концентрацию внимания на Т. и П. У Ф. Перлза данное состояние названо «нулевой точкой» или состоянием «предразличия» [2].

Единственной причиной, которая может быть сильным препятствием на пути использования методов лечения 3. и 4., это полное отсутствие психофизиологического ресурса, обусловленного сильным депрессивным фоном, когда «ничего не хочется и ни на что нет сил».

Выводы.

В данной работе мы рассмотрели понятия, определения, виды Т. и П., а также различные способы их компенсации и лечения. Для меня очевидно, что данные состояния проживаются нами неспроста, позволяя при должном усердии человека открыть пути для более глубокого и плодотворного личностного роста, оставляя позади всё ненужное, лишнее, наносное, части социальных или родовых пережитков. Основным выводом при исследовании и многократном проживании Т. и. П. для меня явился тот факт, что мудрому организму, как совокупности многомерных личностно-физиологических структур, чтобы расслабиться, можно идти двумя путями – расслабиться напрямую или довести напряжение до крайности, чтобы расслабиться уже от усталости[5]. «Маятник раскручивается» в любую сторону [5,7]. Поэтому при компенсации и лечении данных патогенных состояний следует учитывать как способы сброса напряжения, так и его усиления. Само же поле для исследований Т. и П. ещё таит в себе много открытий в будущем.

Литература:

1. Фрейд З. «Введение в психоанализ». СПб.: – Азбука СПб. – 2015. – 480с.

2. Перлз Ф. «Эго, голод и агрессия». – М.: Изд-во «Смысл», 2000.

3. Франчесетти Д. «Панические атаки: феменология и специфическая поддержка» // Гештальт гештальтов. 2007, №2, с.106-113.

4. Булюбаш И. «Руководство по гештальт-терапии» //М.: Психотерапия, 3-е изд., 2011. – 768 с.

5. Серов С. «Панические атаки. Крушения и надежды» // Журнал Практического психолога. — 2011. — №5. С.36—46.

6. Ласая Е. «Тревога в пространстве отношений» // Журнал Практического психолога. — 2008. — №3.

7. Немеринский О. «Психотерапия как клиническая практика» // Гештальт-терапия и консультирование, вып. 1, 2001.

8. Варламова Д., Зайниев А. «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города». – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 262с.

9. Большойпсихологическийсловарь. — М.:Прайм - ЕВРОЗНАК. Подред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. 2003.

10. Cannon W. B. The Wisdom of the Body. – New York: W. W. Norton & Company, 1963.


[1] Данный реферат, с точки зрения научного редактора, является примером студенческой работы, удачно сочетающей в себе теоретические аспекты рассматриваемого понятия и личный опыт.

[2] Прим. научного редактора. Психоаналитики сказали бы о символическом отыгрывании конфликта, а гештальт-терапевты - о переводе тревоги в возбуждение и действие, уменьшающие беспокойство индивидуума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: